Класс: 7
УМК, автор учебника: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Тема: Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
Цель: создать условия для проверки знаний учащихся по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
Обучающая: создать условия для обобщения и систематизации представлений учащихся о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией
Развивающая:способствовать развитиюумения сравнивать, обобщать, анализировать
Воспитательная: содействовать в воспитании чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности, отзывчивости
Тип:обобщение и систематизация основных понятий
Вид: урок-игра
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер для учителя
Проектируемые результаты:
Метапредметные:
Р1 - Самостоятельно дает оценку и проводит рефлексию своей деятельности, оценивает работу всей группы и каждого участника группы, приводя аргументы успеха или неудач
Р2 - Умеет самостоятельно планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения целей;
К1 - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
К2 - Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
К3 - Способен организовать деятельность группы, распределить роли, работу среди членов группы, координировать ход выполнения заданияПознавательные УДД
П1 - Самостоятельно преобразовывает информацию в другие формы исходя из поставленных задач
П2 -Умеет самостоятельно выполнять задания с применением знаний, освоенных способов, предлагает новые способы решения задач в новых нестандартных ситуациях
Предметные:
Способствовать формированию представлений о компьютере как универсальном устройстве обработки информации
Личностные:
Л1–способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом
Л2- освоение личностного смысла учения, желания учиться
Тема урока:Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Результаты совместной деятельности (УУД) |
1.«Орг. момент» | -Здравствуйте ребята! Проверьте все ли готово к уроку, тихонечко садимся. | Приветствуют учителя. | Р1, Л2 |
2. Актуализация знаний и выявлениеначального восприятия | Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок - игра. Дело в том, что мы с вами закончили изучать очень важную главу «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» в связи с этим мне очень хочется узнать какой багаж знаний вы получили. Поэтому у нас, сегодня и будет командная игра, а название у неё «Быстрее! Дружнее! Смелее!»(слайд 1). Вы готовы услышать правила игры? | Слушают учителя Да | К1 |
3.Обобщение и систематизация знаний | Сейчас мы должны будем поделиться на 3 команды, с помощью волшебной коробки. В коробке присутствуют три вида картинок на одних картинках изображен – компьютер, на других – ноутбук, и на последних – планшет. В зависимости от вытянутой картинки вы делитесь на команды. Команда «Компьютер» садится за первый ряд, команда «Ноутбук» за второй ряд и команда «Планшет» за третий ряд. Ну, что ж начнем вытягивать картинки и сразу распределяться по рядам. Хорошо, команды сформированы. Сейчас вы должны выбрать в капитана, который будет уносить листы с выполненным заданием, и координировать работу команды. Обратите внимание на доску, на доске висят три одинаковых маршрутных листа(ПРИЛОЖЕНИЕ 6), на них указаны названия станции, которые вы будите проходить в течение урока. Таких станции у нас 4, каждая станция содержит задания, вы должны выполнить предложенное задание и капитан команды должен отнести листок с выполненным заданием нашему жюри. За каждой командой будет закреплен один член жюри. Он же ребята будет отмечать в маршрутном листе количество набранных баллов. Лист оценивания, выполненных заданий у всех трех команд лежит на парте(ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Если вы выполняете все задания без ошибок, вам ставят 5 баллов, есть незначительные ошибки – 4 балла, если выполнено только половина или более половинызадания это – 2, 5-3 балла, если вы смогли только ответить на 2-3 вопроса в задании – это 1 балл. Если совсем не смогли это - 0 баллов. Перед тем, как сдать лист с заданием вам нужно показать мне пословицу, которая у вас получилась при расшифровке. Пословицы присутствуют на 3 станциях, только разгадав пословицу правильно, вы переходите на следующую станцию. Побеждает та команда, которая набрала больше всего баллов. Во время всего урока я буду в роли консультанта-ведущего. В течение всей игры я буду к вам подходить, отвечать на ваши вопросы, оказывать вам необходимую помощь. В конце урока каждый из вас получит оценки в зависимости от количества набранных баллов(слайд 2). Оценка «5» | 17-20 баллов | Оценка «4» | 11-16 баллов | Оценка «3» | 5- 10 баллов | Ребята вам понятны условия игры? Отлично, тогда начинаем.Ребята, долго над заданиями не сидим, время идет, если есть вопросы, то задаём. Удачи, вам ребята! | Слушают учителя Делятся на команды Выбирают капитана команды Да | К1, Л2, Р2 |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Сейчас каждой команде я раздаю задание со станции «Компьютерная»(ПРИЛОЖЕНИЕ 2). На данной станции необходимо поработать с анаграммами, а точнее расшифровать слова и заполнить таблицу. Затем разгадать пословицу, представленную в виде смайликов. Капитан должен показать мне пословицу, и если она расшифрована правильно, то нужно быстро отнести выполненное задание члену жюри и получить задание со следующей станции. На второй станции, она называется «Программная» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) необходимо соотнести значок программного обеспечения (значки обозначены цифрами) с названием программы (название программ буквами) и заполните таблицу. Например(слайд 5): Третья станцияносит название«Файловая»(ПРИЛОЖЕНИЕ 4). На данной станции 2 задания и плюс пословица. В первом задание необходимо записать (в ОС Windows) полные имена всех файлов, размещенных на диске, файловая структура, которых представлена на рисунке. Во втором задание, отмечаем в поле филворда (венгерский кроссворд) расширения разных типов файлов. Например, расширение текстового файла – txt(слайд 7). Не забываем про пословицу. Четвертая станция «Интерфейсная»(ПРИЛОЖЕНИЕ 5). На данной станции нужно посмотреть на изображения рабочего стола и подсчитать количество значков и ярлыков. Написать число, например – 5 значков, 2 ярлыка. Затем разгадать кроссворд на тему "Пользовательский интерфейс".Закрашенная клетка , обозначает пробел между словами. Например(слайд 9): После выполнения задания на последней станции вы сдаёте работу на проверку и можете подойти и посчитать свой баллы. Я вижу листы заполнены, подсчитываем баллы и выставляем оценки. | Выполняют задание по станциям, задают вопросы | К2, К3, Р2, П1, П2, Л2 |
5.Рефлексия | Сейчас ребята я вас попрошу, чтобы каждый из вас выбрал только одного из ребят, кому хочет сказать спасибо за сотрудничество и нужнопояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Можно начать со слов: - Спасибо тебе за ….. - Мне было приятно ….. | Говорят друг другу спасибо за сотрудничество | Р1, К1, К2 |
6. Подведение итогов | Я хочу вам сказать, что вы все большие молодцы. Я увидела, что вы настоящая команда. Мне было очень приятно сегодня на вас смотреть. Спасибо за работу(слайд 10)! | Слушают учителя | К1, Л2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лист оценивания
Критерий оценивания | Баллы |
Выполнены все задания без ошибок | 5 баллов |
Есть незначительные ошибки | 4 балла |
Задания выполнены наполовину или более половины | 2, 5 - 3 балла |
Выполнено 2-3 вопроса из задания | 1 балл |
Задание не выполнено | 0 баллов |
Критерий оценки
Оценка «5» | 17-20 баллов |
Оценка «4» | 11-16 баллов |
Оценка «3» | 5- 10 баллов |
Станция «Компьютерная»
Расшифруйте слова и заполните таблицу.
ОСРЕПСРЦО | |
ТЬЯМПА | |
ТЁИЙКЖС СКИД | |
МИКАНТСЯРЕА ТААПЛ | |
ИКРДВЕААОТ | |
ВАКЯОЗУВ ТКРАА | |
АСТЕВЕЯ КААРТ | |
ЛКБО АЯИТПИН | |
ПРЫТО ЬТМКРОЕАЮП | |
ЛРАВАТИУАК | |
РФМКИООН | |
ИЛКООНК | |
КИНШУНАИ | |
ИДВСДКОО | |
МРОИОТН | |
НИЕЫТСМСЙ ЛБОК | |
Для перехода на следующую станцию необходимо разгадать пословицу по смайлам:
Ответ__________________________________________
Станция «Программная»
Соотнесите значок с названием программы и заполните таблицу.
А) Операционная система | 1) |
Б) Архиватор | 2) |
В) Антивирусная программа | 3) |
Г) Текстовый редактор | 4) |
Д) Графический редактор | 5) |
Е) Редактор презентаций | 6) |
Ж) Коммуникационная программа | 7) |
Для перехода на следующую станцию необходимо разгадать пословицу по смайлам:
Ответ_________________________________________
Станция «Файловая»
Запишите (в ОС Windows) полные имена всех файлов, размещенных на диске, файловая структура которого имеет следующий вид:
Отметьте в поле филворда (венгерский кроссворд) расширения разных типов файлов (расширение имени файла записывается после точки и содержит 3-4 символа).
Для перехода на следующую станцию необходимо разгадать пословицу по смайлам:
Ответ__________________________________________
Станция «Интерфейсная»
Внимательно посчитай и запиши, сколько ярлыков и значков на рабочем столе.
Ярлыки __________
Значки __________
2.Разгадайте кроссворд на тему "Пользовательский интерфейс".
Закрашенная клетка , обозначает пробел между словами.
По горизонтали
3. Как называется окно, предназначенное для двустороннего взаимодействия (диалога) между компьютером и пользователем.
5. Основное окно графического интерфейса операционной системы, занимающее все пространство экрана.
6. Быстрое нажатие и отпускание левой кнопки мыши
8. В ... выводится дополнительная справочная информация
9. Область экрана, в которой представлено запущенное на выполнение приложение
По вертикали
1. ... обозначаются приложения, документы, папки.
2. Как называется меню, которое показывает список команд, относящихся к текущему объекту
4. Служит для выбора нескольких возможных вариантов
7. Как называют два щелчка, выполненные с малым интервалом времени между ними.
ОТВЕТЫ
Станция «Компьютерная»
Расшифруйте слова и заполните таблицу.
ОСРЕПСРЦО | Процессор |
ТЬЯМПА | Память |
ТЁИЙКЖС СКИД | Жесткий диск |
МИКАНТСЯРЕА ТААПЛ | Материнская плата |
ИКРДВЕААОТ | Видеокарта |
ВАКЯОЗУВ ТКРАА | Звуковая карта |
АСТЕВЕЯ КААРТ | Сетевая карта |
ЛКБО АЯИТПИН | Блок питания |
ПРЫТО ЬТМКРОЕАЮП | Порты компьютера |
ЛРАВАТИУАК | Клавиатура |
РФМКИООН | Микрофон |
ИЛКООНК | Колонки |
КИНШУНАИ | Наушники |
ИДВСДКОО | Дисковод |
МРОИОТН | Монитор |
НИЕЫТСМСЙ ЛБОК | Системный блок |
Для перехода на следующую станцию необходимо разгадать пословицу по смайлам:
Ответ: Поспешишь людей насмешишь
Станция «Программная»
Соотнесите значок с названием программы и заполните таблицу.
А) Операционная система | 1) |
Б) Архиватор | 2) |
В) Антивирусная программа | 3) |
Г) Текстовый редактор | 4) |
Д) Графический редактор | 5) |
Е) Редактор презентаций | 6) |
Ж) Коммуникационная программа | 7) |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
6 | 4 | 2 | 1 | 3 | 7 | 5 |
Для перехода на следующую станцию необходимо разгадать пословицу по смайлам:
Ответ: Старый друг лучше новых двух
Станция «Файловая»
Запишите (в ОС Windows) полные имена всех файлов, размещенных на диске, файловая структура которого имеет следующий вид:
Е:\видеозапись.avi
Е:\график.xls
Е:\ИЗОБРАЖЕНИЯ\аквариум.bmp
Е:\ИЗОБРАЖЕНИЯ\ФОТО\Бия.jpeg
Е:\ИЗОБРАЖЕНИЯ\ФОТО\Катунь.jpeg
Е:\ТЕКСТЫ\буква.txt
Е:\ТЕКСТЫ\Онегин.doc
Е:\мелодия.mp3
Е:\презентация.ppt
Отметьте в поле филворда (венгерский кроссворд) расширения разных типов файлов (расширение имени файла записывается после точки и содержит 3-4 символа).
Для перехода на следующую станцию необходимо разгадать пословицу по смайлам:
Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь
Станция «Интерфейсная»
Внимательно посчитай и запиши, сколько ярлыков и значков на рабочем столе.
Ярлыки 3
Значки 5
2.Разгадайте кроссворд на тему "Пользовательский интерфейс".
Закрашенная клетка , обозначает пробел между словами.
По горизонтали
3. Как называется окно, предназначенное для двустороннего взаимодействия (диалога) между компьютером и пользователем.
5. Основное окно графического интерфейса операционной системы, занимающее все пространство экрана.
6. Быстрое нажатие и отпускание левой кнопки мыши
8. В ... выводится дополнительная справочная информация
9. Область экрана, в которой представлено запущенное на выполнение приложение
По вертикали
1. ... обозначаются приложения, документы, папки.
2. Список команд, относящихся к текущему объекту
4. Служит для выбора нескольких возможных вариантов
7. Как называют два щелчка, выполненные с малым интервалом времени между ними.