Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! - Кто отсутствует на уроке? II. Повторение знаний по теме «Лексика». - Чтобы определить какой раздел русского языка мы будем повторять, вы должны будете отгадать загадки и по первым буквам отгадок составить слово. Л | У | К | | | Е | Л | Ь | | К | А | П | У | С | Т | А | | С | Н | Е | Г | | И | Г | Л | А | | К | А | Р | А | Н | Д | А | Ш | А | Н | Т | Е | Н | Н | А | | Как на него взглянешь, так и заплачешь. Зимой и летом одним цветом. Сидит Маршутка в семидесяти семи шубках. На дворе горой, а в избе водой. Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдет, там след оставляет. Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас. - Итак, значит, мы сегодня будем повторять раздел «Лексика». - Скажите, что такое лексика. - Какие значения имеет слово? - Что такое многозначность слова?
- Приведите примеры слов, обозначающих прямое и переносное значения. Задание 1. В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении? (письменно) 1. Языку учиться – всегда пригодится. 2. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык. 3. Я больно прикусила язык. 4. Так вкусно, что язык проглотишь. Вывод: Только в контексте можно узнать точное значение слова. – Что такое заимствованные слова?
- Из каких языков вошли слова в русский язык? Приведите примеры. Задание 2. Замените иноязычные слова русскими. (письменно) Нельзя ли узнать об этом детально? Переговоры велись в атмосфере взаимного доверия. Недавно у нас тоже был аналогичный случай. Как твои дела? – Нормально. Малыш регулярно посещает детский сад. Вывод: не надо злоупотреблять заимствованными словами. - Что такое архаизмы и историзмы? Чем они отличаются? Приведите примеры.
Задание 3. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово. (устно) кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки; пальто, плащ, шуба, кафтан. Задание 4. Замените устаревшие слова синонимами: (работа со словарем) Брадобрей, очи, десница, ланиты, выя, чело, рамена, баталия, уста, перст. Вывод: Итак, эти слова у нас являются архаизмами. - Что такое неологизмы?
Задание 5. Подобрать несколько неологизмов и составить с ними 3-5 предложений. (письменно) III. Итог урока. - Что вам дало изучение раздела «Лексика»?
IV. Домашнее задание. - Подготовиться к сочинению «Не переступи через хлеб». Принесите на урок пословицы и поговорки, стихотворения о хлебе. V. Оценивание работы учащихся. - До свидания! |
Лук Ель Капуста Снег
Игла Карандаш
Антенна
Лексика – это раздел, который изучает словарный состав языка. лексическое и грамматическое Многозначные слова – слова, которые имеют не одно, а несколько лексических значений.
Перен. Перен. Прям. Перен.
слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. из фр.яз.: актер, анкета, асфальт, герой, рояль и др.; из нем.яз.: абзац, аптека, астра, глобус, гимнастика, маляр и др.; из польск.яз.: бинт, аллея, гимназия, булка, кофта и др.; из греч.яз.: алфавит, вишня, ангел, грамота и др.; из тюрк.языков: буран, карман, сундук и др.; из итальян.яз.: мандолина, ария, браво, опера, банк и др.
детально – подробно
в атмосфере – в духе
аналогичный – такой же
нормально – хорошо регулярно – постоянно
Архаизмы – это устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Н-р: перст – палец, чело – лоб. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, вместе с ним уходит и слово. Такие слова называются историзмами. Н-р: кольчуга, соха, цеп.
Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда
Парикмахер, глаза, рука, щеки, шея, лоб, плечи, битва, губы, палец. Слова, которые появились в языке недавно и еще не вошли в его активный словарный запас, называются неологизмами. Лексика – это словарный состав языка. Мы многое узнали о заимствованных словах, неологизмах, устаревших словах. Изучение лексики позволяет нам знакомится со словом, со значением слова, создает необходимые условия для целенаправленного обогащения нашего словарного запаса. |