СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения по теме "Лексика" проводится в виде игры, которая направлена на закрепление знаний обучающихся о группах слов в лексике, на совершенствовании навыки работ со словарями. 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика"»

План – конспект урока

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика»

Цели:

1.образовательные: повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания об особенности определения их лексических значений.

2.развивающие: продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки.

3.воспитательные: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка; формировать бережное отношение к русской культуре.

Оборудование: словарь заимствованных слов, раздаточные материалы.

Тип урока: урок обобщения.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Кто отсутствует на уроке?

II. Повторение знаний по теме «Лексика».

- Чтобы определить какой раздел русского языка мы будем повторять, вы должны будете отгадать загадки и по первым буквам отгадок составить слово.

Л

У

К



Е

Л

Ь


К

А

П

У

С

Т

А


С

Н

Е

Г


И

Г

Л

А


К

А

Р

А

Н

Д

А

Ш

А

Н

Т

Е

Н

Н

А


  1. Как на него взглянешь, так и заплачешь.

  2. Зимой и летом одним цветом.

  3. Сидит Маршутка в семидесяти семи шубках.

  4. На дворе горой, а в избе водой.

  5. Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит.

  6. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдет, там след оставляет.

  7. Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас.

- Итак, значит, мы сегодня будем повторять раздел «Лексика».

- Скажите, что такое лексика.


- Какие значения имеет слово?


- Что такое многозначность слова?



- Приведите примеры слов, обозначающих прямое и переносное значения.

Задание 1. В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении? (письменно)

1. Языку учиться – всегда пригодится.

2. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык.

3. Я больно прикусила язык.

4. Так вкусно, что язык проглотишь.

Вывод: Только в контексте можно узнать точное значение слова.

– Что такое заимствованные слова?



- Из каких языков вошли слова в русский язык? Приведите примеры.












Задание 2. Замените иноязычные слова русскими. (письменно)

  1. Нельзя ли узнать об этом детально?

  2. Переговоры велись в атмосфере взаимного доверия.

  3. Недавно у нас тоже был аналогичный случай.

  4. Как твои дела? – Нормально.

  5. Малыш регулярно посещает детский сад.

Вывод: не надо злоупотреблять заимствованными словами.

- Что такое архаизмы и историзмы? Чем они отличаются? Приведите примеры.






Задание 3. «Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово. (устно)

  • кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;

  • пальто, плащ, шуба, кафтан.

Задание 4. Замените устаревшие слова синонимами: (работа со словарем)

Брадобрей, очи, десница, ланиты, выя, чело, рамена, баталия, уста, перст.

Вывод: Итак, эти слова у нас являются архаизмами.

- Что такое неологизмы?




Задание 5. Подобрать несколько неологизмов и составить с ними 3-5 предложений. (письменно)

III. Итог урока.

- Что вам дало изучение раздела «Лексика»?













IV. Домашнее задание.

- Подготовиться к сочинению «Не переступи через хлеб». Принесите на урок пословицы и поговорки, стихотворения о хлебе.

V. Оценивание работы учащихся.

- До свидания!

































Лук

Ель

Капуста


Снег



Игла


Карандаш



Антенна




Лексика – это раздел, который изучает словарный состав языка.

лексическое и грамматическое


Многозначные слова – слова, которые имеют не одно, а несколько лексических значений.















Перен.


Перен.


Прям.

Перен.





слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными.

из фр.яз.: актер, анкета, асфальт, герой, рояль и др.;

из нем.яз.: абзац, аптека, астра, глобус, гимнастика, маляр и др.;

из польск.яз.: бинт, аллея, гимназия, булка, кофта и др.;

из греч.яз.: алфавит, вишня, ангел, грамота и др.;

из тюрк.языков: буран, карман, сундук и др.;

из итальян.яз.: мандолина, ария, браво, опера, банк и др.







детально – подробно



в атмосфере – в духе



аналогичный – такой же



нормально – хорошо

регулярно – постоянно






Архаизмы – это устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Н-р: перст – палец, чело – лоб.

Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, вместе с ним уходит и слово. Такие слова называются историзмами. Н-р: кольчуга, соха, цеп.





Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги

Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда






Парикмахер, глаза, рука, щеки, шея, лоб, плечи, битва, губы, палец.





Слова, которые появились в языке недавно и еще не вошли в его активный словарный запас, называются неологизмами.






Лексика – это словарный состав языка. Мы многое узнали о заимствованных словах, неологизмах, устаревших словах. Изучение лексики позволяет нам знакомится со словом, со значением слова, создает необходимые условия для целенаправленного обогащения нашего словарного запаса.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!