СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и закрепление по теме "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и закрепление по теме "Имя прилагательное"»

Тема урока: Обобщение и закрепление изученного по теме «Имя прилагательное»

Цель урока: повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных, подготовиться к контрольной работе; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.

Задачи:

- развивать умения определять разряды прилагательных, правильно образовывать формы степеней сравнения, образовывать краткую форму прилагательных;

- развивать творческие способности обучающихся;

воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи;

уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного, употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные:

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

-умение вести самостоятельный поиск информации;

-способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные:

-желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.


Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, по вариантам.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, книжки-малышки.



Сценарный план

I .Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, приготовились к уроку? Посмотрите, все ль у вас в порядке? На месте ль ручка, книжка и тетрадка?

- Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

II.Актуализация и пробное учебное действие.

- Начну сегодня наш урок я с загадки.

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Я же ??? ( прилагательное!)

- Догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (О прилагательном)

- А мы же его уже изучили. Чем же займемся сейчас? (Будем повторять, обобщать, систематизировать изученное).

Работа с поэтическим текстом.

Люблю красу родного края,

Его бескрайние, широкие поля,

И каждый колосок, и ивы над рекою,

И звонкие напевы соловья.

Как хороши они прохладной,

Майской ночью,

Тревожит душу звонкий голосок,

О чем поет он, что сказать он хочет?

Спрошу его, в ответ лишь – чок да чок! ...

Елена Дьяченко

- Определите тему и основную мысль стихотворения.

- Найдите в тексте прилагательные и назовите их.

- Какую роль они выполняют в этом стихотворении? (Помогают увидеть необыкновенную красоту родного края).

-Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в языке?

Вывод: Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. А нашей речи придают  точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость. Без прилагательных наша была бы похожа на картину, написанную серой краской.

III. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

-Действительно, без прилагательных наша речь была бы серой, невыразительной. Сейчас вы еще раз в этом убедитесь.

-Прочитайте текст.

Зимой и летом, осенью и весною видим мы лес! Выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Лежат под деревьями сугробы. Над тропинками арками согнулись под тяжестью инея стволы берез. Шапками снега покрыты ветви елей.

Какой-то жизнью полнится лес. От дерева к дереву тянутся чьи-то следы и следочки.

Понравился он вам? Почему?

- А теперь прочитайте вот этот текст. Что вы скажете о нём?

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

IV.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

-Перед вами на столах лежат книжки-малышки. Сейчас мы не просто полистаем их, а выполним задания. Эти книжки не доработаны автором, ваша задача доработать их к концу урока самим. На каждой странице книги написана изученная на прошлых уроках тема, после нее – задание. Но прежде чем его выполнить, нужно вспомнить правило.

-Итак, готовы?

Разряды прилагательных

- Помогают сделать текст ярким и красочным прилагательные, которые делятся на три разряда. Назовите их. (Качественные, относительные и притяжательные).

- Что обозначают качественные прилагательные? (Признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных? (Имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

- Что обозначают относительные прилагательные? (Пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

- Что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность лицу или животному).

- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (Чей?)

Задание: выпишите из текста (1 группа) качественные прилагательные, (2 группа) относительные и притяжательные.

Хорош

Тихий

Глубокие

Чистые

Белыми

Молодых

Тяжелыми

Белого

Темно-зеленые

Высоких

Маленьких

Легкие

Маленькие

Русский

Зимний

Лесными

Кружевными

Зимний


Беличьи

Мышиные

Птичьи


(Проверяем по слайду)

Физкультминутка. (Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом)

Раз, два – скачут по опушке Полотенцем растирались.

Две зеленые лягушки. Ножками топали,

Прыг-скок, прыг-скок, Ручками хлопали,

Прыгай с пятки на носок. Вправо-влево наклонялись,

На болоте две подружки, Приседали, выпрямлялись.

Две зеленые лягушки, Потом дружно за

Утром рано умывались, Работу принимались.

V.Этап включения в систему знаний и повторения

1. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

(Работа по вариантам: 1 вар. выписывает словосочетания, в котором Не с прилагательными пишется слитно, 2 вар. – раздельно)

Он говорил (не)правду, а ложь; (не)красивый поступок; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; (не)глубокий, но рыбный пруд, далеко (не) красивый поступок; (не)интересный рассказ; (не) широкая, а узкая канава; (не)высокий кустарниквовсе не аккуратная ученица.

1 вариант: некрасивый поступок; неряшливый вид; неглубокая речонка; неглубокий, но рыбный пруд; неинтересный рассказ; невысокий кустарник.

2 вариант: он говорил не правду, а ложь; далеко не красивый поступок; не широкая, а узкая канав ; вовсе не аккуратная ученица.

2. Степени сравнения имен прилагательных

-Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?

(Сравнительную и превосходную. И сравнительная, и превосходная степень имеют две формы: простую и составную).

- Назовите суффиксы, с помощью которых образуется простая форма сравнительной степени? (-ее (-ей), -е, -ше).

-Назовите суффиксы, с помощью которых образуется простая форма превосходной степени. (-айш, -ейш)

-Как образуется составная форма сравнительной степени? (Более +н.ф.)

-Как образуется составная форма превосходной степени? (Самый, наиболее +н.ф.)

- Образуйте и запишите простую и составную форму сравнительной степени (1 вариант), простую и составную форму превосходной степени (2 вариант).

Мягкий- мягче, более мягкий; мягчайший, самый мягкий

Сладкий - слаще, более сладкий; сладчайший, самый сладкий

Твёрдый- твёрже, более твердый; твердейший, самый твердый

Свободный- свободнее, более свободный; свободнейший, самый свободный

Красивый- красивее, более красивый; красивейший, самый красивый

Удобный- удобнее, более удобный; удобнейший, самый удобный

3. Одна и две буквы в суффиксах прилагательных.

-В каких суффиксах пишется одна Н?

-В каких суффиксах пишется две буквы НН?

Образуйте от существительных прилагательные. (Работа в парах)

Серебро - …, дерево-…, клюква-…, лебедь-…, стекло-…, тыква-…, лед-…, туман-…, утро-…, цена-…



4. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

-Когда в суффиксах и окончаниях прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц пишется буква О , а когда – Е?

Реч...вой, морж...вый, свинц...вый, ситц...вый, плюш...вый, камыш...вый, глянц...вый, песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го , песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го.

1 вариант выписывает слова с буквой О после шипящих, 2 вариант – с буквой Е.

5. Различение на письме суффиксов прилагательных –К – и -СК-

-Вставьте пропущенные буквы.

Киргиз..ая, француз..ая, рус..ая, немец..ая, грузин..ая, китай..ая, турец..ая, швед..ая.

-Какое правило помогло вам справиться с этим заданием?



5. Сложные прилагательные

-Пришло время повторить последнюю орфограмму. Скажите, какое правило нужнознать, чтобы раскрыть скобки?

(1 вар. выписывает прилагательные, которые пишутся через дефис2 вар. – прилагательные, которые пишутся слитно).

1. (Горько) сладкая полынь 6. (Ярко) красный цветок

2. (Широко) плечий юноша 7. (Бело) ствольные берёзы

3. (Длинно ) крылые ласточки 8. (Средне) европейский климат

4. (Юго) восточный берег 9. (Железно) дорожный мост

5. (Древне) русская литература 10.(Отчётно) выборное собрание

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Какие орфограммы мы повторили сегодня на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу?

- Как вы считаете, что помогло вам успешно справиться с заданиями ?

- Какие задания были самыми трудными? Как вы с ними справились?

Домашнее задание.

Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.

Издали услышал Владимир (не) обычный шум и говор.

Сделайте морфемный разбор слова небольшой.

(Если дети не успели выполнить все задания, то они могут сделать это дома, что и будет домашним заданием)


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!