СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение инновационного педагогического опыта Сечевой Ольги Юрьевны, учителя химии и биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шингаринская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района РМ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение инновационного педагогического опыта Сечевой Ольги Юрьевны,   учителя химии и биологии  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Шингаринская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района РМ

Просмотр содержимого документа
«Обобщение инновационного педагогического опыта Сечевой Ольги Юрьевны, учителя химии и биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шингаринская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района РМ»

Обобщение инновационного педагогического опыта

Сечевой Ольги Юрьевны,

учителя химии и биологии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Шингаринская средняя общеобразовательная школа»

Ковылкинского муниципального района РМ


Тема опыта: Использование новых педагогических технологий на уроках химии, биологии и во внеурочное время.



«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

То и в жизни он будет только подражать, копировать» Л.Н. Л. Толстой

В настоящее время существует достаточно большое количество инновационных педагогических технологий, применение которых позволяет реализовать цели, заявленные в Федеральном государственном образовательном стандарте. Наличие в школе химической лаборатории и возможность использования цифровых образовательных ресурсов позволяет достаточно успешно применять различные технологии в образовательной деятельности.


Актуальность и перспективность опыта.

В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках химии и биологии. Реализация в России государственных программ («Единая информационная образовательная среда», «Компьютеризация школ» и др.) активизировала интерес к применению в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, всеми участниками педагогического процесса – учащимися, учителями. Мы, учителя, рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования. Новые технологии, основным элементом которых является применение компьютерных программ и разработок, значительно изменяют структуру обычного урока и позволяют учителю принципиально изменить настроенность учащихся на получение нового знания. Социальные и экономические изменения, происходящие в стране; новые, всё усложняющиеся требования к школьному обучению; направления, указанные в инициативе Президента РФ «Наша новая школа» – все это требует инновационных подходов к процессу обучения. Школа на современном уровне должна готовить не просто эрудированных выпускников, но и творческих, самостоятельных, ответственных,  коммуникабельных людей, способных решать не только личные проблемы, но и проблемы коллектива. Нашему ученику должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и дифференцированно отбирать необходимую информацию.

В настоящий момент мы видим непрерывную смену не только содержания образования, но и структуры учебных предметов, технологий их преподавания, методов и приемов развития познавательной активности учеников. Особую роль в этом приобретают инновационные технологии , способствующие максимальной реализации познавательной и творческой активности школьника. Применение компьютерных технологий обусловлено необходимостью поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Это направление, способствующее повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала,  очень актуально на современном этапе.

Практическая значимость данного инновационного направления педагогического процесса также несомненна. Знание и использование компьютерных технологий позволит выпускникам не только быстрее адаптироваться в современном мире, но и занять адекватную нишу в производстве, добиться реализации своего потенциала. Анализ своего педагогического опыта позволил прийти  к выводу, что именно системное использование компьютерных технологий при работе  с учащимися (как в урочное, так и внеурочное время) способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности в области учебных предметов биологии и экологии. Это позволяет научить учащихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.


Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта опирается на многочисленные исследования инновационных подходов к обучению, содержащих элементы компьютерных технологий. В частности, в Республике Мордовия проведен ряд научно-практических конференций по использованию информационных технологий в образовании, опубликовано большое количество методических указаний в помощь учителям:

– Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования: Материалы межрегиональной науч.- практич. конференция

Ред. , –Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005

– Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал

Сост.: , . Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005.

---Материалы Российской научно-практической конференции /Сост.: Лунина Т.П., Горбунова Л.Н., Костерина Г.А., Пивкина Н.Н., Карпов С.И.; Под общей редакцией Г.М. Лончина; МРИО. Саранск, 2007.


Концептуальность

Применение ИКТ на уроках является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому необходимо как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своих предметов. Концептуальной основой инновационного подхода является применение компьютерных технологий в работе с учениками, как в урочное, так и внеурочное время.

На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:

- использование готовых программных продуктов;

- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);

- работа с Интернет-ресурсами;

- компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГИА и ЕГЭ;

- создание слайдов с текстовым изображением;

- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;

- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;

- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;

- DVD/CD;

- электронные энциклопедии;

- самостоятельная работа учащихся (закрепление)

Но главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии и биологии его использование при рассмотрении сложных биологических процессов, таких как строение органических соединений, биосинтез белка, митоз, мейоз, фотосинтез, и другие сложные биохимические процессы.

В целом все это способствует повышению, как качества образования, так и эффективности научно-исследовательской работы школьников. Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся. Результаты использования ИКТ на уроке:

- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

- применяется индивидуальный подход;

- повышается степень наглядности при изложении учебного материала;

- развивается творческий потенциал детей;

- появляются возможности для моделирования учебного процесса;

- снижается утомляемость учащихся;

- сокращается время на опрос.


Технология опыта

Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются:

– инновационные технологии в педагогике ;

– информационные технологии в образовании ;

– Internet в гуманитарном образовании Е. Полат.

Ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения учащихся с применением информационных технологий, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности  за счет использования элементов компьютерных технологий  в учебном процессе.

Использование новых информационных технологий в обучении ведет к изменению стиля взаимоотношений между учеником и учителем. Компьютер расширяет возможности представления учебной информации, прежде всего за счет высоких изобразительных возможностей компьютера. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения и устранить ситуацию неуспеха в обучении. ИКТ активно вовлекают учащихся в учебную деятельность вследствие потенциальной и фактической занимательности компьютера.

Ныне возможно создание собственных сайтов в социальных сетях, персональных web-учебных страниц на сайтах учебных заведений, что предоставляет педагогу дополнительные возможности. На таких страницах можно показать как учебные материалы, так и свои  публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы детей, а также результаты конкурсов творческих проектов и дистанционных олимпиад. Компьютеры позволяют самостоятельно с ускоренными темпами организовывать обучение для учащихся, пропустивших занятия по болезни.

На современном этапе перед методикой обучения химии стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого используются различные подходы с элементами компьютерных технологий:

– объяснительно-иллюстрированного обучения;

– личностно-ориентированного обучения;  

– коммуникативно-диалоговой деятельности;

– развивающего обучения;

– компьютерной учебно-игровой деятельности;

– дифференцированного обучения;

- проектной деятельности;

– здоровьесберегающие технологии (на уровне отдельных элементов и в системе).

Средства достижения этой цели:

– использование разнообразных компьютерных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

– создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в общей работе класса;

– стимулирование учащихся к поиску оптимальных решений, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, и т. п.;

– использование компьютерного дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее подходящие для него вид и форму учебного материала;

– оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но также по отдельным этапам процесса его достижения;

– поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

– создание педагогических ситуаций компьютерного общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

– предоставление возможности для самовыражения ученика с использованием различных компьютерных программ.

В работе активно используется такое направление компьютерных технологий, как проектная деятельность. Исследовательские проекты практикуются на всех ступенях обучения, при этом учитывются особенности и методики исследования. В итоге в каждом классе выделяется группа творчески настроенных и увлеченных детей, которые объединяются и вовлекаются в экспериментальную работу в составе творческих групп. С ними проводятся дополнительные компьютеризированные занятия, на которых обсуждается методика и ход исследования. Это способствует сохранению у ребенка интереса к предмету на протяжении всего школьного обучения. Как результат – в старших классах учащиеся обладают навыками проектной и исследовательской работы, у них возникает желание продолжить дальнейшее изучение предмета в ВУЗе. Учащиеся представляют свои исследовательские работы на различных конкурсах муниципального и республиканского уровней.


Новизна опыта.

При разработке методик использования компьютерных технологий необходимо учитывать метапредметный подход к обучению. В работе используются:


– интерактивное взаимодействие "учитель- ученик - компьютер";

– создание и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет;

– проведение видеоуроков, особенно в средник классах;

Основными принципами и приемами опыта использования компьютерных технологий являются:

– стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся;

– повышение исследовательской деятельности в учебном процессе и внеучебной работе с помощью компьютерных технологий;

– индивидуализация в формулировании заданий школьникам с учетом их уровня подготовленности к решению определенных задач.


Результативность.

Применение компьютерных технологий приводит к повышению качества обучения химии. Главные результаты применения ИКТ в учебном процессе и внеучебной деятельности:

1) положительная динамика результатов по предмету; процент качества знаний обучающихся по итогам муниципального мониторинга возрос с 53% в 2013/2014уч. г. до 68% в 2016/2017 уч. г.; процент качества знаний обучающихся по итогам республиканского мониторинга за межаттестационный период – 83 %;

2) использование ИКТ на занятиях существенно повышает эффективность работы по подготовке разноуровневых работ;

3) успешная сдача ЕГЭ и ГИА по химии:



Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ГИА.


Учебный год

Предмет

Количество сдающих

5

4

3

2

%

качества

Средний балл

2016-2017

Химия

2


2



100

4

2017-2018

Химия

1


1



100

4

2018-2019

Химия

3

2


1


67

4,3



Качество знаний обучающихся по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Учебный год

Предмет

Количество сдающих

Средний балл

2016-2017

Химия

1

2017-2018

Химия


2018-2019

Химия

1

4


4) использование ИКТ обучающимися при составлении докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций к урокам;

5) учащиеся 5 – 11 классов систематически посещают элективные курсы по химии;

6) участие и победы в олимпиадах различного уровня:

– муниципальный этап Всероссийской олимпиады по биологии – 2 призера;

– муниципальный этап Всероссийской олимпиады по химии – 1 призер;

– Республиканский этап Всероссийской олимпиады по биологии – 1 призер;

8) Повышение мотивации обучения химии и биологии, следствием чего является поступление выпускников в МГУ им. Огарева на биологический и медицинский факультеты.

7. Рекомендации по использованию опыта

Опыт моей работы может быть использован каждым учителем при соответствующих изменениях и педагогическом обосновании содержания обучения. Материалы размещены:

– на сайте школы


https://shingkov.schoolrm.ru/sveden/employees/33751/312117/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!