СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение изученного по теме: « Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

         Целью является не только повторение и систематизация изученного материала, подготовка к ОГЭ, но и такие проблемные цели, как нравственное воспитание,  воспитание любви к родной природе, отчему краю, а главное – развитие творческих способностей учащихся, дара слова.

       Интеграция уроков русского языка, живописи, литературы  и музыки – необходимое условие для воспитания любви к родному языку, родному краю, поэтическому слову.

 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение изученного по теме: « Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами»

«Технологическая карта урока с метапредметными результатами»

по курсу вариативного учебного модуля

«Проектирование урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

Урок-практикум по русскому языку в 8 классе.

(Урок с использованием средств ИКТ)

Тема урока: «Обобщение изученного по теме: « Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами».


Пояснительная записка.

Целью является не только повторение и систематизация изученного материала, подготовка к ОГЭ, но и такие проблемные цели, как нравственное воспитание, воспитание любви к родной природе, отчему краю, а главное – развитие творческих способностей учащихся, дара слова.

Интеграция уроков русского языка, живописи, литературы и музыки – необходимое условие для воспитания любви к родному языку, родному краю, поэтическому слову.


Тема: Обобщение изученного по теме «Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами».

Цели:

  • Обучающая: -обобщить и систематизировать знания и навыки по теме;

  • Развивающая:

- выявить особенности стилистического использования изученных конструкций в речи;

- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах .

  • Воспитывающая:

- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе;

Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2. Слушать и слышать других.

3. Осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

4. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

6. Оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма и с предложенными задачами.


Задачи:

- закрепить умение находить и выделять обособленные и уточняющие члены в предложении, определять их тип,

- закрепить умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах .

- воспитание чувства прекрасного, видение его в природе, развитие эстетического вкуса учеников (через творчество И.И.Шишкина).

- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе; - воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний;


Тип урока: практикум.

Оборудование: рабочий материал с текстом для лингвистического анализа;

мультимедийная установка (И.И.Шишкин - репродукции: "Дебри", "Утро в сосновом лесу", "Сосны, освещенные солнцем", "Ручей в березовом лесу", "Лесные дали", "Лето в лесу", "На севере диком")

Д/з: выписать из художественной литературы 5 примеров предложений с обособленными и уточняющими членами.

Ход урока.

Тема: « Обособленные и уточняющие члены предложения»

  1. Целепостановка.

- Сегодня у нас необычный урок – виртуальная экскурсия в картинную галерею художника-пейзажиста И.И.Шишкина.

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

Ф.Тютчев.

–Почему во 2 и 3 строке стоят знаки препинания?

- Итак, определим тему нашего урока: «Обособленные и уточняющие члены предложения».

-Скажите, какие слова могут служить сигналами к постановке запятой в предложении? (союзы, союзные слова, причастия, деепричастия, производные предлоги)

2. Взаимоопрос. В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить вопросы по теме и подобрать примеры из художественной литературы с обособленными и уточняющими членами предложения.

Отвечая, можете опираться на схему в тетрадях и на слайде.

Примерные вопросы:

  • В какой позиции чаще всего обособляются определения и приложения? На какие вопросы отвечают?

Приведите примеры!

  • При каких условиях обособляется определение и приложение, стоящие перед определяемым словом? (если они относятся к личному местоимению)

  • При каких условиях обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами? (если они уточняют место и время)

Приведите примеры уточняющих членов предложения!

  • Назовите предлоги, с которыми обычно обособляются дополнения? (Ответ: Обособляются имена существительные с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, наряду с и др.)

  • При каком условии не обособляется приложение с союзом КАК?

- Молодцы, вы справились с этим заданием.


3.Работа с текстом.

Итак, мы отправляемся в первый зал картинной галереи (картина И.Шишкина «Сосновый бор»).


Послушаем текст и выполним задания:

  1. Озаглавьте текст.

  2. Расставьте и графически объясните недостающие знаки препинания:

1 вариант – 1-4 предложения,

2 вариант – 5-7 предложения

(подготовленный ученик читает текст под музыку: П.Чайковский. Времена года. Апрель. )

1.Сосновые боры настоящие ветроломы. 2.Они сосны любую бурю встречают достойно сразу вступая в борьбу с разбушевавшейся стихией. 3.Напитав шквальным ветром все свои иголки сосна плавно раскачивается наклоняясь все ниже и ниже. 4.Сражается до последнего. 5.Весь бор ходит ходуном а верхушки то устремляясь вниз то взлетая (в)верх, ведут рискованную игру от которой захватывает дух.

6.И часто случается что сосна столь великолепная в отчаянной раскачке не устоит рухнет начисто вырвав себя из почвы до последнего.7. Дерево погибшее в схватке напоминает мне павшего в атаке солдата.

(По Н.Хохлову)


Взаимопроверка. Можете проверить по образцу на слайде.


4.Задания к тексту (выполнить любые 3 на выбор)

Возможные вопросы и ответы:

1.Найдите 2 предложения с обособленным определением. Укажите их номер. (6,7)

  1. Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством. (2,3,5,6)

  2. Укажите номер неполного предложения. (4)

  3. Укажите номер предложения с обособленным приложением. (2)

  4. Нарисуйте схему 3 предложения.


5.Выполняются групповые разноуровневые задания:

Вам предлагаются 3 картины И.Шишкина: «Ручей в березовом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Дебри».


- Каждый ряд выберет то предложение, которое можно было бы подписать под данной картиной.


1 ряд («Дебри»)

Замените придаточные предложения синонимичными конструкциями с обособленными членами.

Запишите предложения в перестроенном виде. Нарисуйте их схемы.

Хотя еловый лес и был освещен солнцем, он все-таки казался темным и мрачным.

Хотя люди покорили природу, они еще не научились беречь ее.

2 ряд (« Сосны, освещенные солнцем»)

  1. Расставьте знаки препинания, укажите уточняющие обстоятельства.

Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.

На склоне небольшого пригорка у самой дороги одиноко стояла молоденькая береза.

Ручей бежал влево на север.

  1. Нарисуйте схему подобранного предложения.


3 ряд («Ручей в березовом лесу»)

Выберите картину к вашему предложению.

Сравните попарно данные предложения. Подумайте, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга.

Темный, холодный лесной ручей зачаровывает. Лесной ручей, темный и холодный, зачаровывает.

Нарисуйте схему предложения с обособленным членом.


  1. Творческая работа. 5 – 6 минут. (под музыку)

- А теперь сами попробуйте свои силы в роли экскурсоводов.

Перед вами знаменитая картина И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Попробуйте составить и записать несколько предложений, используя различные виды обособленных и уточняющих членов.

Для тех, кому трудно, мы предложим опорные слова и словосочетания:


Опорные слова к собственному тексту:


- обещая теплый и ясный день;

- еще не рассеявшийся туман;

-несмотря на раннее утро;

-семейство самых крупных обитателей чащи;

- бурые хозяева леса;

- разыгравшаяся когда-то непогода;

- растопыренные в разные стороны замшелые корни;

- глядя на картину;

- погруженные в атмосферу лесного утра;гноргноргноргноргноргноргнорр ю

- вдыхая аромат сосновой коры и хвои;

- благодаря волшебной кисти и огромному таланту удивительного художника И. И. Шишкина.


Проверка задания:

- Кто работал самостоятельно?

- А кто по опорным словам?

Воспитательный момент:

- А как вы думаете, уважающий себя человек должен посещать такие картинные галереи и выставки?

- Что они ему дают?


7. Домашнее задание:

Дома доработать свой текст, оформив его в репортаж по материалам экскурсии по картинной галерее И.И.Шишкина.


Технологическая карта урока.

п.п

Предмет

Русский язык


Класс

8


Учебник (УМК)

 Русский язык 8 класс. Ладыженская Т.А.


Тип урока

 Практикум (виртуальная экскурсия в музей И.Шишкина)


Тема урока

«Обобщение изученного по теме «Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами»


Цель урока:

- повторение и систематизация изученного материала



- воспитание любви к родной природе, отчему краю



- развитие творческих способностей учащихся, дара слова .


Задачи:

- закрепить умение находить и выделять обособленные и уточняющие члены в предложении, определять их тип,

- закрепить умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;



- воспитание чувства прекрасного, видение его в природе, развитие эстетического вкуса учеников (через творчество И.И.Шишкина).

- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе;



- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах;

- воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний;


Используемые Технологии

Технология групповой деятельности

Технология личностно-ориентированного обучения

Технология ИКТ


Решаемые проблемы

 Развитие речевых навыков грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в  различных синтаксических конструкциях.


Планируемые результаты

Метапредметные результаты


Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).


1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.


1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Уважительное отношение к родному языку, внимательное отношение к слову.

2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 


3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

4. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

5. Определять последовательность действий (составлять план).

Стремление к речевому самосовершенствованию.


3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма и с предложенными задачами.

3. Осуществлять речевую рефлексию.


6. Преобразование практической задачи в познавательную

Способность к самооценке на основе критерия успешности.



7. Оценивать достигнутые результаты.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап урока

Этап урока

Организационный момент

Приветственное слово учителя. Целепостановка.

Формулировка темы урока и его последующего содержания обучающимися.

Взаимоопрос по теме.

В качестве домашнего задания учителем было предложено подготовить вопросы по теме и подобрать примеры из художественной литературы с обособленными и уточняющими членами предложения.

Отвечая, обучающиеся могут опираться на опорную схему в тетрадях и на слайде.


Работа с текстом.

Учитель организует аудирование.


Работают самостоятельно  по раздаточному материалу (по вариантам).

Взаимопроверка.

Организует самостоятельную  работу


Проверяют по образцу на слайде.


Задания к тексту (выполнить любые 3 на выбор)

Учитель предлагает задания:

1.Найдите 2 предложения с обособленным определением. Укажите их номер. (6,7)

  1. Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством. (2,3,5,6)

  2. Укажите номер неполного предложения. (4)

  3. Укажите номер предложения с обособленным приложением. (2)

  4. Нарисуйте схему 3 предложения.

Обучающиеся отвечают в марщрутных листах.

Схему рисуют на доске.

Групповые разноуровневые задания

Предлагаются 3 картины И.Шишкина: «Ручей в березовом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Дебри».


Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке.

Каждый ряд выберет то предложение, которое можно было бы подписать под данной картиной.

Задания на конструирование предложений, сравнение и анализ предложений с заданными конструкциями.


Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном.

Оценивают свою работу.



Творческая работа. 5 – 6 минут. (под музыку)

Учитель предлагает творческую работу:

-Попробуйте свои силы в роли экскурсоводов.

Учитель предлагает в качестве примера опорные слова и словосочетания

Обучающиеся создают свой текст с предложенными условиями: использовать различные виды обособленных и уточняющих членов.


Проверка задания

Учитель организует проверку задания.

Обучающиеся зачитывают готовый продукт.


Домашнее задание

Учитель даёт комментарий к выполнению задания:

 доработать свой текст, оформив его в репортаж по материалам экскурсии по картинной галерее И.И.Шишкина.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!