Патриотическое воспитание школьников на уроках истории
Мухаметшина С.Р.
учитель истории МОБУ СОШ с. Ермекеево
“Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине”.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Родина! Как много значит это слово для каждого человека. В этом слове – радость и счастье, в нем смысл жизни. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по своему благородству чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - это все формирует патриотизм, стремление выполнять священный долг каждого гражданина – защиты своей Родины, своего Отечества.
Людям, живущим на Руси, издревле были присущи духовно – нравственные ценности, отражающие специфику формирования и развития нашего образа жизни, миропонимания и веры. Со времени образования централизованного государства общество на Руси отличалось беззаветной преданностью Отечеству, храбростью и непримиримостью к захватчикам.
Эти ценностные качества составляли основу воинской доблести. В России понимали, что важнейшими мотивами действий воина является служение великой идее.
Сегодня в нашем обществе нет общепризнанного идеала, а его духовно – нравственные ориентиры отнесены на второй план приоритетами рыночной экономики. Размывание духовно – нравственных ценностей привело к тому, что они уже не символизируют, как прежде, мужество, доблесть и славу.
Но во все времена все народы должны защищать свою землю, свою страну, независимо от национальности, вероисповедания. Поэтому мы все должны быть патриотами.
В последние годы наша страна изменилась, критически пересматривается её прошлое. Но у нас не будет другой страны, другого народа. Историю мы изучаем, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не допускать ошибок.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, так как детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Очевидным является то, что патриотическое воспитание школьников сегодня становится актуальной проблемой. В последнее время в обществе и образовательной среде много разговоров о патриотизме и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Одной из важнейших задач воспитательной работы в школе является задача гражданско– патриотической направленности – «воспитание гражданственного трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье» (статья 2 Закона РФ «Об образовании»).
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – одно из важнейших направлений деятельности Ермекеевской СОШ.
Воспитание гражданина и патриота является приоритетной задачей педагогического коллектива школы. Необходимо помнить, что любовь к Родине начинается с любви к родному краю, дому, с чувства гордости за школу, за свой класс.
Главная задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы фундаментальные духовно – нравственные качества личности получили своё дальнейшее развитие. Учителя школы используют различные урочные и внеурочные формы патриотического и гражданского воспитания. Урочные формы работы применяются при изучении предметов, содержание которых помогает воспитанию патриотизма. Учителя на уроках используют разнообразные исторические материалы, формы работы с обучающимися, которые позволяют выработать активную гражданскую позицию. Применяются разнообразные внеурочные формы работы: научно- исследовательская деятельность, тематические классные часы, уроки Мужества, экскурсии в районный историко – краеведческий музей, встречи с ветеранами войны и труда, проведение социальных акций, участие в конференциях различных уровней, что способствует становлению ценностных ориентаций.
Одна из основных форм внеурочой работы – проведение тематических классных часов, уроков Мужества, посвященных наиболее значимым событиям в истории нашей Родины. Такие уроки и встречи с ветеранами проходят на «высокой эмоциональной волне» и оставляют глубокий след в сердцах школьников. Активное участие школьники принимают в подготовке исследовательских проектов («Моя родословная», «Мои сельчане в годы Великой Отечественной войны» и др.), где они вновь и вновь перелистывают страницы отечественной истории, работают с источниками, что способствует воспитанию чувства сопричастности к истории страны, уважения к тем, кто её творил.
Применение в воспитательной работе школы разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяют обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания.
Именно в образовательных организациях закладываются основные качества, и формируется модель Гражданина, и от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в организации, зависит его поведение в будущем.
Литература
Статьи из журналов
Бадяева Л. Встреча трех поколений защитников Отечества/ Л.Бадяева// Сельская школа.-2002.-№4.- С.80.
Шинкарева М.А. Гражданско- патриотическое воспитание обучающихся / М. Шинкарева// Все для классного руководителя.-2018.-№7-8.- С.40-41.
Бикмеев М.А. О сущности и содержании патриотического воспитания населения в современных условиях/М.Бикмеев// Все для администратора школы.-2014.-№11. – С. 26.