СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта на тему: «Формирование экологического мышления школьников в образовательной области «Технология» через проектную деятельность» в рамках ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я считаю, что предметная область «Технологии» одна из наиболее подходящих для формирования у учащихся экологического мышления, которое может найти отражение практически в каждой изучаемой на уроках и во внеурочной деятельности теме: будь то правильное здоровое питание школьника или пошив одежды из экологически-чистых материалов. Однако, на мой взгляд, изучение предметной области «Технология» должно развиваться комплексно в двух направлениях: экологическая грамотность (знания об основных понятиях и определениях) и экологическое мышление (отношение к окружающей среде и себе как части природы) через проектную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта на тему: «Формирование экологического мышления школьников в образовательной области «Технология» через проектную деятельность» в рамках ФГОС ООО»

«Формирование экологического мышления школьников в образовательной области «Технология» через проектную деятельность» в рамках ФГОС ООО


(Из опыта работы учителя «Технологии»

первой квалификационной категории

Ирины Сергеевны Сергеевой)




г. Муром, 2017 г.



Управление образования

Администрации округа Муром

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №12»





Содержание

  1. Актуальность темы

3

  1. Условия возникновения проблемы, становление опыта

6

  1. Цель и задачи

12

  1. Новизна опыта

14

  1. Теоретическая база опыта

15

5.1. Экологическое мышление на уроках технологии

15

5.2. Проектная деятельность

18

  1. Технология опыта

22

6.1. Формирование экологического мышления на уроках Технологии через проектную деятельность

22

6.2. Метод проектов в кружковой деятельности

28

6.3. Формирование экологического мышления во внеурочной деятельности

30

6.4. Использование проектной деятельности в работе с одаренными детьми

31

  1. Результативность и диагностика

33

7.1. Результаты конкурсов и выставок

33

7.2. Диагностика

35

  1. Адресная направленность

38

  1. Заключение

38

  1. Использованная литература

39

Приложение

42





  1. Актуальность и перспективность опыта



"Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного."

А.С. Арсеньев

(кандидат философских наук)

Современные жители нашей планеты в большинстве своем основываются на мифах и иллюзиях о том, что человек – вершина природы и не предпринимают достаточные меры по охране окружающей среды и предотвращению экологической катастрофы, которая уже не первый год стоит на пороге. Совершенно очевидно, что в одиночку человеку с такими масштабами не справится, и результат можно получить только совместными усилиями. Каждое государство, в том числе и Россия, стремятся решить данную проблему:

- Путем разработки и максимально эффективной реализации государственной экологической политики;

- Формируя современное экологическое законодательство;

- Создавая оптимальные системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды;

- Привлекая к природоохранительной деятельности широких слоев населения.

- Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов*.

______________________ 

* Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. - 670 с.



4 июня 2008 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым был подписан Указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», где была поставлен на рассмотрение вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний.

Перед современной школой встала сложнейшая задача: помочь учащимся осознать себя как часть природы, соблюдающая ее законы, а не её вершиной.

В настоящее время формирование экологических знаний в школе в рамках ФГОС ООО осуществляется непрерывно в различных формах и на разных ступенях общего и дополнительного образования. Согласно системно-деятельностному подходу, школа должна обеспечить не строгое заучивание теории экологических проблем, а активное включение ученика в познавательную, исследовательскую и природоохранную деятельность и формирование нового экологического мышления.

Смешанная, а также многопредметная модели экологического образования подразумевают экологизацию традиционных учебных предметов, то есть включение в учебные планы, а также в урочную и внеурочную деятельность, различных аспектов экологии.*

Я считаю, что предметная область «Технологии» одна из наиболее подходящих для формирования у учащихся экологического мышления, которое может найти отражение практически в каждой изучаемой на уроках и во внеурочной деятельности теме: будь то правильное здоровое питание школьника или пошив одежды из экологически-чистых материалов. Однако, на мой взгляд, изучение предметной области «Технология» должно развиваться комплексно в двух направлениях: экологическая грамотность (знания об основных понятиях и определениях) и экологическое мышление (отношение к окружающей среде и себе как части природы). _____________

* Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н.  Модели содержания экологического образования в новой школе / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская //  Педагогика / .- 2010.- № 9.



Ввиду специфики предметной области «Технология», одной из самых эффективных форм для воспитания экологического мышления в большинстве случаев является проектная деятельность. Такой метод, являясь, прежде всего, практико-ориентированным, предоставляет учащимся широкие возможности ведения экологической деятельности (как компонента экологического мышления) и дает возможность познать окружающий мир с его проблемами самостоятельно в творческой форме; научиться вести научно-исследовательскую деятельность в урочной и внеурочной деятельности; систематизировать и анализировать полученные сведения, вести наблюдения.

Таким образом, участвуя в проектной деятельности, учащиеся формируют интерес к современным проблемам экологии, бережное отношение к природе, овладевают природоохранным опытом, что в свою очередь способствуют повышению уровня экологического самоконтроля личности.




  1. Условия становления опыта

В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» указано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний. Обязательность преподавания экологических знаний относится к числу важнейших принципов экологической политики России. Поэтому педагоги в доступной и понятной для учеников форме, уже со школьного возраста должны разъяснять и внушать им, что правомерно, а что нет, и как вести себя в окружающей их природе.*

11 августа 2012 года Президент РФ В.В.Путин объявил 2013 год в России годом охраны окружающей среды. А 5 января 2016 года Президентом РФ был подписан указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Одной из задач, в рамках года экологии является «Экологическое просвещение», согласно которым в течение года проводились циклы конференций, форумов, экологических конкурсов среди школьников, фестивали и слёты, фотовыставки и волонтерские акции.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования содержит «портрет выпускника основной школы», в котором прослеживается становление личностных характеристик выпускника:

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.**

Развитием данных характеристик занимается и наша школа.

МБОУ «Основная школа №12», в которой с 2014 года я работаю учителем технологии в 5-8 классах, принимает активное участие в формировании экологической грамотности учащихся и участвует в подобных мероприятиях. С 2012 года она является окружной опорной школой педагогического опыта на тему «Совершенствование системы экологического образования и воспитания школьников». А с 2014 года - региональной инновационной площадкой по теме: «Эколого-образовательная среда как условие личностного развития ребенка в современной школе». Целью инновационной площадки является создание оптимальных условий для учителей и учащихся школ города в использовании экологического образования в учебно-воспитательном процессе через следующие направления экологической работы:

___________________

* Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)

** Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)/Электронный ресурс: http://минобрнауки.рф/документы/938



- совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

- применение инновационных форм и методов экологического образования и воспитания школьников в образовательном процессе

- разработка и внедрение программ в урочную и внеурочную деятельность для учащихся экологической направленности.

На базе нашей школы открыты детская общественная организация «Союз земель справедливости», в которую входят «Демократическая республика», «Зелёная дружина» и «Голубой патруль», школьные научные общества, кружки и секции различных направлений, в том числе и экологических. Проводятся областные и окружные экологические семинары для учителей химии, биологии, иностранного языка, русского языка, технологии и изобразительного искусства и др., на которых наша школа представляет наработанный опыт в области экологического образования школьников. Ежегодно проходит научно-практическая конференция «День науки», на котором наши учащиеся представляют свои исследовательские проекты, работой над которыми они занимались в течение всего года.

Это побудило меня пересмотреть свой педагогический опыт и найти эффективные методы для формирования экологического мышления в предметной области «Технология» в урочной и внеурочной деятельности.

В нашей школе функционирует 35 классов. Классов, в которых предусмотрен предмет «Технология» - 14 общеобразовательных, из них один класс КРО. Следовательно, уровень способностей учащихся к технологии, творчеству и исследовательской деятельности, мотивация и интерес к урокам у всех разный. Таким образом, необходимо было найти оптимальный метод, который был бы эффективен и интересен для учащихся разных возрастов и способностей, для формирования на его основе экологического мышления. Совместно со школьным психологом я провела анкетирование среди учащихся среднего звена нашей школы по выявлению интереса к различным формам урока Технологии. Результаты показали, что учащимся интересны видео-урок, урок-квест, урок с использование ИКТ-технологии и в большей степени проектная деятельность (Приложение 2, диаграмма №1).

Метод проектов в предметной области «Технология» является самым распространенным, поскольку большинство тем заканчивается творческим проектом, который, по сути, является эффективным способом обобщения изученной темы. Проект – интегративный метод, совмещающих знания из различных гуманитарных, естественно-научных циклов и имеющий возможность применения этих знаний на практике. А значит, усвоение материала и формирование новых знаний, в том числе и экологических, происходит на более высоком уровне.

Анализ УМК и программ предметной области «Технология» в рамках реализации ФГОС ООО показал, что технологическое образование обладает большим нравственно-экологическим потенциалом.

Тем не менее, для комплексного и систематического подхода к экологической работе только урочной деятельности недостаточно, поскольку на разных ступенях обучения тема экологии затрагивается в следующих разделах:

- материаловедение и пошив изделий (в 5 и 7 классах изучаются натуральные экологически-чистые волокна и ткани изо льна, хлопка, шерсти и шёлка; в 6 классе – химические волокна и ткани на их основе, которые производятся путем переработки отходов угля, нефти и газа);

- кулинария (в 5 классе закладываются основы здорового правильного питания);

- дизайн и планирование интерьера (в 6 классе изучаются эргономические, эстетические и гигиенические требования к интерьеру, а также экологически-безопасные строительные материалы для внутренней и внешней отделки жилого дома)

- декоративно-прикладное искусство (в 7 классе одной из тем является экологически-безвредная окраска ткани).

По этой причине необходимо дополнить учебный исследовательскими мини-проектами, раскрывая экологический аспект и других изучаемых тем.

Так же, в рамках внеурочной деятельности - в 2014 году мною был разработан и реализуется элективный курс «Ландшафтный дизайн». Программа курса рассчитана на обучающихся 5-7 классов, интересующихся биологией и экологией, и имеющих склонность к рисованию, проектированию и исследовательской деятельности.

Содержание учебного материала курса обеспечивает развитие творческого потенциала обучающихся через творческий и исследовательский подходы к экологии в целом и природе нашего города в частности: их состоянию и проблемам. А также через поиск способов решения экологических проблем доступным ученикам средствами, в том числе на практике.

В ходе занятий у обучающихся развиваются следующие личные качества: аккуратность и трудолюбие; целеустремленность; коммуникативные и рефлексивные качества; ответственность за своих поступки перед природой.

Элементы элективного курса я включаю в урочную деятельность на различных этапах обучения предмета в виде мини-проектов, а также при работе с одаренными детьми, создавая тем самым дополнительную мотивацию для детей задуматься над состоянием родного города и страны, формируя через них любовь к природе и самосознание себя неотъемлемой ее частью.

С 2017 года в рамках ФГОС ООО мною реализуется авторская внеурочная программа «Сделай сам». Программа кружка «Сделай сам» предназначена для занятий с учащимися 5 классов. Помимо теоретической (10% внеурочного времени) и практического (90%) предусматриваются также экскурсии по городу, в процессе которой учащиеся могут изучить окружающую среду и собрать природный материал для сезонных поделок.

Результатом деятельности кружка является воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к природе, как основному поставщику материалов для творчества, техническому и художественному творчеству и желанием трудиться.

Таким образом, формирование экологического мышления через применение метода проектов в урочной и внеурочной деятельности я считаю в своей работе наиболее эффективным.


  1. Цель и задачи

Целью педагогической деятельности является создание условий для формирования экологического мышления учащихся через вовлечение их в проектную урочную и внеурочную деятельность в рамках ФГОС ООО.

Реализация данной цели требует решения следующих задач:

  • Изучение и дополнение содержания учебного материала предметной области «Технология» материалом экологическим компонентом;

  • Поиск способов мотивации учащихся к освоению материала экологического характера;

  • Организация проектной деятельности, способствующей формированию экологического мышления через урочную и внеурочную формы работы;

  • Развитие навыков творческой и исследовательской проектной деятельности;

  • Разработка системы методического сопровождения проектной деятельности с экологическим компонентом, авторских уроков, программ внеурочной деятельности, элективных курсов с включением проектной деятельности;

  • Диагностика сформированности экологического мышления учащихся и результативности метода проектов.

Исходя из цели был определён объект, предмет и гипотеза исследования:

Объект: нравственно-экологическое образование школьников через проектную деятельность у урочной и внеурочной деятельностьи предметной области «Технология» на уроках обслуживающего труда в рамках ФГОС ООО.

Предмет: содержание, методы и средства интеграции технологического и экологического образования и воспитания, направленные на формирование экологического мышления школьников 5-7 класса.

Гипотеза: вовлечение учащихся в проектную деятельность в урочной и внеурочной деятельности предметной области «Технология», носящую экологический характер способствует формированию экологического мышления школьника.

Контроль над результатами работы опирается на систему аналитико-диагностических методик, определяющих промежуточные и итоговые результаты: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, собеседование, статистическая обработка результатов, сопоставительный анализ результатов и т.п.


  1. Новизна опыта

Новизна представляемого опыта состоит из следующих компонентов:

- проектная деятельность по экологическому воспитанию в моей педагогической практике является одной из основных, а потому реализуется ее адресно через всю предметную область «Технологии»;

- выбрано и дополнено содержание учебного материала, носящего экологический характер, изучение которого целесообразно использовать на уроках «Технологии» в рамках реализации ФГОС ООО (в программы 5-7 классов включены отдельные элементы элективного курса «Ландшафтный дизайн» для повышения мотивации к изучаемым темам);

- изучены и выявлены возможности формирования экологического мышления через применение проектной деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности, на основе чего разработана собственная методика сопровождения проектной деятельности учащихся, а также система методических разработок уроков, внеурочных мероприятий, работы с одаренными детьми;

- организована систематическая работа элективного курса «Ландшафтный дизайн» для учащихся 5-7 классов, где активно ведется проектная деятельность по охране окружающей среды нашего города, практическая деятельность по благоустройству пришкольной территории, просветительская работа с детьми и родителями (проводятся фестивали итоговых проектов, мастер-классы, изготавливаются плакаты и брошюры). А также деятельность кружка в рамках ФГОС ООО «Сделай сам» для учащихся 5-7 классов, на котором формируются творческие и аналитические способности, эстетический вкус, основы конструкторского мышления и бережное отношение к окружающей среде.

5. Теоретическая база опыта

«Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна. 
Если вы думаете на 10 лет вперёд – сажайте дерево. 
Если вы думаете на 100 лет вперёд – воспитывайте человека». 
(Китайская пословица)

5.1. Экологическое мышление на уроках технологии

Современная модель школьного экологического образования общекультурной направленности с развивающей функцией и учётом трёх ведущих содержательных линий – экологии природных систем, экологии человека и социальной экологии, нашла широкое отражение во всех группах требований ФГОС основного общего образования: в требованиях к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы.

Общественно-научные предметы ориентированы на овладение учащимися экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими линиями, их влияния на качество жизни человека и экологическое качество окружающей его среды; осознание обучающимися своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире.

Естественно-научные предметы направлены на воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к окружающей среде, овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды, осознание учащимися значимости. *

Примерная программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. _____________

* Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н.  Модели содержания экологического образования в новой школе / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская //  Педагогика / .- 2010.- № 9.

В экологическом направлении содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по теме: «Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека». В процессе обучения технологии учащиеся знакомятся с экологичностью технологий производства, а также экологическими требованиями к технологии производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий). При рассмотрении общих результатов технологического образования в плане формирования экологического мышления выделено «развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; к личностным результатам относится «бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам». К метапредметным результатам освоения ООО относится «формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации». Предметные результаты экологической направленности в познавательной сфере основаны на «классификации видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства»; в мотивационной сфере: «наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ».

Экологическое мышление – это осознание человеком своего положения в природе, понимание, что пока человек считает себя вершиной природы, сама природа будет погибать. Экологически грамотная личность определяется «наличием у человека определенных знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе»*.

Формирование экологической культуры школьника начинается не в школе, а в семье, на опыте поколений. Школа продолжает и развивает знания, полученные в семье, детском саде, общении со сверстниками. Если же позиция по отношению к окружающей среде у учащегося сформирована неверно или же знаний не достаточно, школе приходится корректировать ошибочное мнение и заполнить пробелы в знаниях. А.Ф.Бортник считает, для формирования экологического мышления и мировоззрения в школе очень важна позиция педагога, поскольку «в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций». *












________

* Бортник А. Ф., Федоров И. И. Экологическое воспитание учащихся на уроках технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 47–48. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770147.htm.

5.2. Проектная деятельность

Б. Валясэк отмечает, что проектный метод имеет давнюю историю. Ещё в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались progetti, то есть проекты. Их фундаментальными признаками были: ориентация на учащихся (их работа была самостоятельной); ориентация на действительность (предметом работы служили практические проблемы); ориентация на конечный продукт (разрабатывались план, эскиз, модель)*.

Изучая многолетнюю историю становления метода проектов, можно сказать, удачнее всего данный метод развивался за рубежом: Америке, Англии, Германии и т.д. *

В нашей стране проектная деятельность в виде, котором она предстает в рамках образования сегодня, вернулась из-за рубежа в восьмидесятые годы прошлого века, с появлением развитой компьютерной телекоммуникации.

В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е.С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ребёнка».

Проект является способом достижения дидактической цели через постановку и обоснование проблемной ситуации, которая впоследствии должна разрешиться определенным образом и иметь конечный оформленный результат.

«Чтобы добиться такого, результата», — продолжает Е. С. Полат, «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей»**. Сейчас метод проектов в России реализуется на всех этапах образования.



_______________________________

* Нетесова Н. И. Развитие проектного метода в системе образования // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 587-590.

** Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Главными участниками являются ученики, а их помощниками являются учителя и родители. Учителям отводится роль тьютора – сопроводителя проекта (мотивировать, подсказать направление, указать на недочеты, но при этом не создавать проект вместо ученика, а только вместе, в сотрудничестве).

Участники проектной деятельности


По сути, для учителя важен сам процесс проектной деятельности, поскольку служит педагогическим средством для развития компетенций учащихся в виде знаний, умений и навыков. В то же время, самим ученикам важен конечный результат проекта. Важно в процессе работы над проектом определить равновесие, при котором проектная деятельность приносила бы пользу обоим сторонам процесса. Каждый проект имеет свою структуру и состоит из следующих этапов работы:

Согласно Е.С.Полату, существуют различные классификации проектной деятельности в школе:

По содержанию:

Монопроекты осуществляются чаще всего в пределах одной предметной области и под руководством одного педагога. В предметной области «Технология» это могут быть проекты на тему «Безопасные современные строительные материалы» и др.

Межпредметные проекты совмещают в себе несколько дисциплин и в силу трудозатратности и масштабности проходят во внеурочное время. Данные проекты курируют специалисты из различных областей знаний. Проектами, носящими экологический характер можно назвать следующие: «Проблемы реки Оки» (межпредметные связи экологии, биологии, химии, географии, технологии), «Вред фастфуда для здоровья школьника» (технология, биология, химия).

По масштабу:

Классные: в рамках одного класса (проекты «Зимний сад к кабинете технологии», 6 класс и «Генеральная уборка классной комнаты», 7 класс,);

Внутришкольные: участие в проектной деятельности учеников одной параллели или масштабный общешкольный проект (проект «Благоустройство школьного двора», групповой проект элективного курса «Ландшафтный дизайн»);

Региональные и международные: объемные проекты, состоящие из множества элементов, работа над которыми распределена между регионами и даже странами (проект «Мировые экологические проблемы»). При таком подходе используют Интернет-технологии для связи и согласования со всеми участниками проекта.

По характеру преобладающей деятельности:

Исследовательские проекты на школьном уровне напоминают настоящие научно-исследовательские работы. Обязательно имеют строго определенную структуру и предполагают полноценное изучение выбранного предмета исследования и оформления результатов: от постановки цели, задач, проблемной ситуации и выдвижения гипотезы, до полноценного исследования по теме с использованием экспериментов, опросов и т.д.).

Данные типы проектов можно применять при изучении спорного материала, который подразумевает ответы на вопросы, а также темы экологических проблем в мире. («Откуда берут синтетический материал?», 6 класс; «Как создать эко-дом?», работа с одарёнными детьми; «Проблемы реки-Оки», «Эко-помощь нашему городу» - элективный курс «Ландшафтный дизайн» и т.д.). Данные проекты помогают учиться решать сложные вопросы в условиях, когда ответ заранее не ясен, формируют межпредметную компетенцию (многие исследовательские проекты носят межпредметный и межотраслевой характер) и экологическое мышление (проекты по исследованию экологически чистых материалов внутренней и наружной отделке жилого дома, 6 класс и т.д.).

Практические (практико-ориентированные) проекты имеют заранее определенный результат, к которому каждый участник проекта должен прийти своим или совместным путем. Такие проекты важны тем, что имеют практический результат. К примеру, проекты: «Планирование семейного воскресного обеда» и «Пересадка домашних растений» в 6 классе, «Планировка кухни-столовой» - 5 класс, «Платье моей мечты» - творческие проекты в 6,7 классах и т.д.

Данные проекты также можно использовать для изготовления раздаточного материала и пополнения коллекции образцов, а также для закрепления учащимися практических навыков и умений (пошив текстильного изделия, развитие и закрепление кулинарных навыков и тд.), развития творческой компетенции (необычное и творческое оформление новой коллекции образцов машинный швов).

Ролевые проекты наиболее сложные для учащихся и требуют значительной подготовки. Учащиеся примеряют на себя различные социальные роли или профессии и пробуют себя в различных областях жизни, отыгрывая свою роль. В рамках изучения темы «Здоровое питание» в 5 классе, между учащимися были распределены роли «фитнес-тренер», «диетолог», «психолог», «эксперт». А остальные члены класса поделены на группы, которым бы хотелось сбросить лишний вес или же хотелось его набрать. В процессе занятия выслушивались различные точки зрения в зависимости от роли выступающего, а в конце подводился итог о необходимости и важности здорового рационального питания не только для школьника, но и для человека в процессе его жизни.

Творческие проекты являются наименее строгими в оформлении и подразумевают индивидуальный подход каждого ученика к исполнению работы. Они дают возможность проявить себя как креативную и неординарную личность, поскольку предполагают создание нового проектного изделия, ранее не существующего в этом виде. К примеру, ряд проектов, проведенных в 8 классах на тему: «Разработка новой школьной формы» с последующим дефиле и коллекция костюмов «Времена года» с элементами нунофелтинга и мокрого валяния из шерсти.

Подобные проекты можно выполнять самостоятельно (индивидуальные проекты), в паре (парные) или в группах (групповые), в том числе с привлечением родителей, учителей и других взрослых. Преимущество индивидуального подхода в личностно-ориентированном подходе к каждому ученику, что позволяет с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, формировать личность ученика в целом, путем заполнения пробелов в знаниях и навыках. Проектная деятельность в парах и группах учитывает индивидуальные характеристики учащихся и одновременно помогает формировать навыки общения, коллективной работы, взаимопомощи и ответственности за общее дело.

У данных видов проектов есть и отрицательные стороны: при индивидуальной работе над проектом ученик выполняет большое количество операций над проектом самостоятельно, что увеличивает как сложность проекта, так и время работы над ним. А при групповой работе есть вероятность, что часть учеников может переложить свои обязанности на других членов группы.

Следует отметить, что в самых первых проектных работах очень важна помощь учителя для того, чтобы в дальнейшем не возникало спорных вопросов по ведению, оформлению и защите своих работ.

Тем не менее, на мой взгляд, с 5 класса необходимо развивать самостоятельность в проектной деятельности, руководствуясь принципом – пока ученик не обратится с вопросом, не стоит навязывать свое мнение, даже если работа над проектом движется не совсем в том направлении. Это может привести к тому, что в дальнейшем ученик постоянно будет полагаться только на помощь учителя. Чаще всего дети во время выполнения проекта сравнивают свои работы, выдвигают и обсуждают идеи, и те, кто что-то не уяснил или сделал неверно - исправляют свои ошибки самостоятельно по образцу или примеру других, либо задают свои вопросы тем, кто продвинулся в работе дальше них.



6. Технология опыта

6.1. Формирование экологического мышления на уроках Технологии через проектную деятельность

В пятом классе образовательной программой по предмету «Технология» предполагается выполнение до пяти проектов на различные темы и различной сложности. При изучении темы «Кулинария», где учащиеся знакомятся со здоровым и рациональным питанием, с источниками загрязнения воды, способами выращивания экологически-безопасных овощей и фруктов, я ввожу дополнительный мини-проект «Определение нитратов в овощах в домашних условиях на примере картофеля». Перед проектом я создаю проблемную ситуацию, показав два клубня картофеля – обычный деревенский и идеально-овальный с зеленоватым оттенком из продуктового магазина. Предлагаю определить, какой из клубней полезнее и безопаснее, выслушиваю варианты ответа. Затем с помощью специальной тест-полоски опровергаю или подтверждаю мнение учащихся. Заинтересовавшись, ученики проводят дома мини-исследование, изучая и проверяя на практике способы определения нитратов в соке картофеля домашними способами и варианты их нейтрализации. В процессе работы на проектом учащиеся формируют знания о вредных веществах в продуктах и умение выбирать безопасные и полезные фрукты и овощи

Еще одним проектом в пятом классе при изучении темы «Материаловедение» после окончания работы с тканью, дополнительно объясняю учащимся тему «бытовых отходов» на примере мини-проекта. У каждой ученицы после шитья фартука остались лоскутки тканей, которые неизбежно окажутся в мусорном ведре. Однако есть выход из этой ситуации. Стоит только задуматься о способах их применения: для чего могут пригодиться отходы ткани? Самостоятельно изучив информацию по данному вопросу, выполняются проекты, изучаются способы вторичного использования отходов швейного производства. По окончанию, проекты делятся на две категории: самые экономные и безотходные проекты и самый неординарные. Самым лучшим из безотходных вот уже несколько лет остается способ использования лоскутков для набивки игрушек и подушек, а самым неординарным в 2017 году стал следующий способ: разделение лоскутков на нитки, связывание в пучки и имитирование волос для куклы. Данный проект формирует знания о способах переработки швейных отходов и навыки безотходного швейного производства.

В шестом классе при изучении раздела «Комнатные растения», мини-проект по домашней перевалке-пересадке растений был заменён мною на творческий мини-проект с элементами Ландшафтного дизайна: «Создание флорариума своими руками». Флорариум – это нестандартный способ посадки нескольких растений в стеклянной ёмкости, украшенный мраморной крошкой, песком, мхом или сосновой корой. Ученицы с удовольствием участвуют в создании мини-флорариумов из бутылочек и баночек из под детского питания. Этот проект формирует знания о новых способах посадки и ухода за растениями, а также умения подбирать растения и навыки нестандартного оформления интерьера дома с их помощью. (Приложение 1, карта мини-проекта).

В седьмом классе при изучении темы «Интерьер жилого дома» выполняется проект «Комплексная система управления домом». Однако, для одаренных детей класса, а также всех желающих выполнить дополнительное задание, мною вводится дополнительный мини-проект «Безопасные строительные и отделочные материалы», в котором учащиеся рассматривают самые безопасные способы ремонта в квартире на примере своей комнаты: какое безопасное покрытие для пола, стен и потолка подойдет для комнаты школьника, какие материалы могут вызвать аллергию и не должны использоваться для её оформления. Такой проект формирует знания о строительных и декоративно-отделочных материалах, а также умение правильно выбирать безопасные строительные и отделочные материалы в будущем.

В седьмом классе, имея в своем распоряжении 102 часа урока технологии в год, 16 из них я оставляю под индивидуальные творческие проекты учениц. Поскольку в этом возрасте каждой девочке хочется проявить свои творческие навыки и умения, то тему для проекта учащиеся выбирают сами. Проектным изделием может быть любое декоративно-прикладное и утилитарное изделие: вышитые картины, вязанные крючком салфетки, сшитые подушки, сумки и лоскутные одеяла, элементы украшения одежды и бижутерия и т.д. Проведя исследования на выбранную тему, проанализировав и оформив полученные данные в таблицы, ученицы приступают к изготовлению изделия, соответствующего заданным ранее критериям: по качеству, цветовой гамме, назначению, стоимости, трудозатратности и др. Главными требованиями в проекте является изготовление совершенно нового изделия, которого не было раньше в данном виде, творческий подход в презентации изделия, а также его экологичность и безопасность в эксплуатации. Роль учителя сводится к рекомендациям, мотивации и поощрению. Подобные творческие проекты, одним из важных требований которых является экологичность и безопасность готового изделия, формируют у учениц умение правильно подбирать материал для изготовления и навыки творческой деятельности.

Восьмой класс в нашей школе на данный момент является единственным, чья образовательная деятельность в области «Технология» не проходит в рамках ФГОС ООО. Однако проекты, имеющие в себе экологический аспект, активно претворяются в жизнь. 8 класс имеет в своем запасе целую учебную четверть для проектной деятельности, поэтому, в начале года мы совместно выбираем тему для групповой работы по проекту. Наиболее интересной и необычной темой 8 класса вот уже несколько лет является Ландшафтный дизайн. Большинство учащихся слышали о нем, но никогда не пробовали на практике. Поэтому данный проект предоставляет возможность попробовать себя в роли дизайнера ландшафтного пространства на практике и создать свой проект спортивной площадки, клумбы, аллеи славы выпускников и другие варианты благоустройства пришкольной территории на практике.

Поскольку работа выполняется в группе, распределение обязанностей внутри нее позволяет существенно ускорить работу и сделать ее более качественной и аккуратной. Ученицы делятся на группы таким образом, что каждая в итоге могла предоставить самостоятельный проект. Вместе они определяют проблемную ситуацию: причину, по которой на территории школы необходимо создать благоустроенную площадку. Это может быть плохая экологическая ситуация перед зданием школы, что потребует создания защитной зеленой полосы. Или же малофункциональная старая спортивная площадка для учащихся, которая требует реконструкции. Или ближайшая установка памятника к празднику святых Кирилла и Мефодия на территории школы, что влечет за собой планирование и обустройство клумбы вокруг него. Далее группа учащихся выбирает площадку для будущего благоустройства и производит замеры; исходя из проблемной ситуации, подбирают направление будущей площадки (спортивная, зона отдыха, детская площадка и тд.); выполняет генеральный план, дендроплан, таблицу посадочного материала, эскизы и зарисовки выбранных видовых точек, пояснительную записку к проекту и макет. Макеты выполняются на подмакетниках из плотного картона или фанеры, планы, эскизы и аннотация к проекту выполняется на листах ватмана размера А1, пояснительная записка может выполняться в виде презентации и быть использована на защите как дополнительный наглядный материал. Часто на защите проектов присутствуют учителя географии, биологии и изобразительного искусства. Для более наглядного примера, мы с классами выходим к городским клумбам для изучения их планировки и растений, использующихся в оформлении. Итоговые работы по уровню могут конкурировать в конкурсах экологической направленности в номинациях, связанных с ландшафтным проектированием.

Работа над проектом по Ландшафтному дизайну в 8 классе является проектом-обобщением знаний об экологии, полученных на 5-8 классы, а также способом проанализировать сформированность у учащихся экологического мышления.

6.2. Метод проектов в кружковой деятельности

С 2014 года мною разработан и реализуется элективный курс «Ландшафтный дизайн», чья программа рассчитана на обучающихся, интересующихся экологией и биологией и имеющих склонность к рисованию, проектированию и исследовательской деятельности.

Содержание учебного материала курса обеспечивает развитие творческого потенциала обучающихся через творческий и исследовательский подходы к экологии в целом и природе нашего города в частности: их состоянию и проблемам. А также через поиск способов решения экологических проблем доступным ученикам средствами, в том числе на практике.

Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым воспитанником, стабильном составе групп. Эти показатели мной постоянно анализируются и позволяют корректировать работу. В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием обучающихся в конкурсах, выставках, фестивалях, где они могут показать уровень обученности, в том числе и экологической.

В процессе работы курса учащимся предоставляется возможность поучаствовать в различных этапах работы ландшафтного дизайнера: посетить, и подробно изучить существующие работы по благоустройству зон отдыха в городе (парки, площади, детские площадки), побывать в специализированных магазинах и выставках-продажах посадочного материала (семян и полноценных растений), пообщаться с реальным представителями данной профессии на рабочем месте, изучить историю ландшафтного дизайна, а также элементы оформления, применяемые при обустройстве различных по назначению территорий: для отдыха, для удобной работы, для защиты строений от ветра, пыли и грязи от проезжей части. Также членами кружка ведется природосберегающая работа: проводятся опыты по определению загрязнения и кислотности почвы, совместно с кружком «Юный химик» проводятся опыты по определению загрязнения снега в зимний период. Формируются навыки восстановления экологически-приятного климата в различных зонах: возле больниц и школ, детских садов, парках и зонах отдыха, где необходим максимально чистый воздух. Создаются плакаты по защите окружающей среды, листовки и брошюры.

В весенне-летний период членами клуба ведется практическая работа на пришкольных клумбах. Выращиваются и высаживаются новые саженцы однолетних и многолетних цветов, кустарников, ведется санитарная обработка многолетников, плановый полив и прополка сорняков. Данные работы проводятся и в осенний период при подготовке клумб к зимованию: срезаются наземные части у зимующих в земле растений, вырезаются сухие ветки у многолетников, выкапываются клубни у не зимующих в земле растений (каллов, георгин), собираются и сортируются семена для весенней посадки, сооружаются ограждения для молодых и хрупких многолетников (особенно хвойников) и т.д.

В конце каждого года учащиеся выполняют индивидуальные, групповые или один общий проект по благоустройству выбранной территории. С каждым годом увеличивается площадь будущей территории, а ее назначение усложняется. Защита проектов проходит в виде фестиваля, на который приглашаются учителя и родители, которые могут оценить работу кружка и уровень выполненных проектов (Приложение 1, карта проекта «Школа – наш уютный дом»).

Ежегодно участники кружка Ландшафтный дизайн участвуют в окружной августовской конференции педагогических работников, на которой проводят мастер-классы экологической тематики. В августе 2017 года на окружной августовской конференции наша школа представляла результаты своей работы в экологическом направлении, в мастер-классах участвовали три группы: флорариум (создание растительной композиции в стеклянных сосудах), фурошики (японское искусство складывания ткани) и создание саше из лечебно-ароматических трав. За проведение мастер-классов участники были награждены благодарственными письмами.

6.3. Формирование экологического мышления во внеурочной деятельности.

С 2017 года в рамках ФГОС ООО мною реализуется авторская внеурочная программа «Сделай сам» для учащихся 5 классов.

Основной задачей кружка является развитие творческих способностей учащихся, привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, воспитание художественного вкуса и трудолюбия, бережного отношения к природе как источнику вдохновения, а также природного материала для создания поделок.

Помимо теоретической и практической работы на кружке, в программу включены экскурсии по городу, во время которых учащиеся могут отдохнуть, понаблюдать за природой, собрать природный и бросовый материал для поделок.

Во время осенних экскурсий по пришкольной территории, озелененным улицам и паркам нашего города, учащиеся наблюдают за сменой красок на осенних кронах клёнов, лип, рябин и берез. Делают зарисовки цветными карандашами наиболее запоминающихся пейзажей для того, чтобы использовать эти сочетания цветов в своих работах. Изучают и собирают встречающийся по пути природный материал для поделок. Далее собранный материал очищается, высушивается и подготавливается к работе.

Примером проекта с экологическим аспектом может служить творческий групповой проект «Дары осени» из бросового и природного материала. В сентябре 2017 года мною было предложена тема и проблемная ситуация к данному проекту: создать цветочные композиции из осенних цветов и природного материала для украшения праздничного кафе «Ромашка», подготовленного ко Дню учителя. Были изучены принципы составления цветочных композиций и украшения ёмкостей для цветов, во время экскурсий – рассмотрен и собран подходящий материал. Подготовленный материал был разделен на 5 частей (по количеству столов в кафе), составлены цветочные композиции, которые были помещены в украшенные с помощью гофрированной бумаги и атласных лент ёмкости с водой. На праздновании Дня учителя цветочные композиции заняли своё почетное место на столах.

Данный проект формирует представления учащихся о многообразии форм и видов цветущих уличных растений, знания, умения и навыки составления цветочных композиций, знакомит с профессией «флорист». Создает условия для развития самостоятельной и групповой творческой деятельности, умение работать сообща в команде, развивает навыки рефлексии и самооценки. Воспитывает чувство бережного отношения к природе, умение наблюдать и анализировать, желание трудиться.

6.4. Использование проектной деятельности в работе с одаренными детьми

Принципы работы с одаренными детьми позволяют выбирать различные способы преподнесения материала и работы, в том числе иметь экологический характер. Выбирая индивидуальный план для работы с такими детьми и корректируя его по ходу работы, достигается максимальный обучающий эффект. На время обучения такой ученик может взять индивидуальную интересующую его тему или же тему, предложенную педагогом. И вести свой проект в течение учебного года. Итоговая работа, по желанию автора, может принимать участие в интернет-конкурсах по теме ландшафтного проектирования или являться частью портфолио для поступления в среднеспециальные или высшие учебные заведения декоративно-прикладного характера.

Одним из примеров такой длительной работы с одаренным ребенком может служить экологический проект «Планирование Экодома». Изучается соответствующая литература, аналоги, проводится анализ полученной информации, и на основе чего создаются предположения о том, каким может быть Экодом внутри и снаружи. Создаются эскизы, варианты планировки, расположения оборудования и оформления: дом в виде стеклянного куба посреди леса, дом-холм, полностью покрытый травой, дом – «солнечная батарея». Главным критерием такого дома является его максимальная экологичность и по возможность автономной работы, независимо от внешних коммуникаций.

За время работы над данным проектом хорошо прослеживается формирование экологического мышления: начиная с первоначальным понятий и заканчивая полноценным эко-проектом.





7. Результативность и диагностика

В результате целенаправленного включения в работу проектов, имеющих экологический характер подтвердилась гипотеза о положительном влиянии проектной деятельности на формирование экологического мышления школьников 5-7 класса. Анализируя результаты диагностики, проведенной совместно с школьным психологом в начале и в конце каждого учебного года, можно заметить положительную динамику в плане повышения качества знаний по предмету, интереса к предметной области «Технология» и проектной деятельности. Вырос уровень результатов участия школьников в международных, региональных и окружных конкурсах.

7.1. Результаты конкурсов и выставок

(Приложение 3)

- Международная дистанционная олимпиада по технологии, 2016г, I место

- Региональная выставка «Декоративно-прикладного творчества и народных ремесел», 2015 г., I место в номинации «Вышивка атласными лентами»;

- Региональная выставка «Декоративно-прикладного творчества и народных ремесел», 2015 г., II место в номинации «Цветы»;

- Региональная выставка «Зеркало природы», 2015 г., I место в номинации «Поступь природы: образовательные организации», в конкурсе «Природа – бесценный дар»;

- Региональная выставка изобретателей и рационализаторов обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, 2016 г., I место в номинации «Моделирование и макетирование современных технических объектов, включая архитектурные»;

- Региональная выставка «Зеркало природы», 2016 г, II место в номинации «Лекарственные растения», в конкурсе «Природа – бесценный дар;

- Региональный конкурс научно-технического творчества «Юные техники и изобретатели», 2015 г., Лауреат за проект «Развивающий коврик для малыша».

– Окружная выставка «Декоративно-прикладного творчества и народных ремесел», 2015 г., Гран-при в номинации «Вышивка атласными лентами»;

– Окружная выставка «Декоративно-прикладного творчества и народных ремесел», 2015 г., Гран-при в номинации «Декорирование предметов интерьера»;

- Окружная выставка «Зеркало природы», 2015 г., Гран-При в номинации «Флористический костюм», в конкурсе «Природа – бесценный дар;

- Окружной конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности, 2015 г., I место в номинации «Декоративно-прикладное творчество»;

- Окружная выставка «Декоративно-прикладного искусств», 2015 г., I место в номинации «Изделия с использованием нити и ткани»;

- - Окружная выставка «Декоративно-прикладного искусств», 2015 г., I место в номинации «Вышивка нитью»;

- Окружная выставка изобретателей и рационализаторов обучающихся общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, 2016 г., I место в номинации «Моделирование и макетирование современных технических объектов, включая архитектурные»;

- Окружной конкурс экологической печати и рекламы «Зелёный город», 2016г., I место в номинации «Наружная реклама»;

- Окружная Научно-практическая конференция, посвященная 50-летию Муромского педагогического колледжа, 2016 г., I место за лучшую исследовательскую работу в номинации «Ландшафтный дизайн»;

- Окружная выставка «Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла», 2016 г.; I место в номинации «Лепка»,

- Окружная выставка «Зеркало природы», 2016 г., II место в номинации «Лекарственные растения», в конкурсе «Природа – бесценный дар;

- Окружной конкурс «Зеленая планета – 2017», 2017 г., III место в номинации «Многообразие вековых традиций». (Приложение 3)



Диагностика

Анкетирование учащихся 5-7 классов проводилось совместно со школьным психологом в начале каждого учебного года в течение 2014-2017 гг. Данные опроса показали, что наиболее интересной формой работы на уроках технологии является проектная деятельность.

Диагностика проведена с использованием анкеты-опросника

(Приложение 2).


Анкетирование учащихся 5-7 классов проводилось совместно со школьным психологом в начале каждого полугодия в течение 2014-2017 гг.

Данные опроса показали, за три года уровень сформированности экологического мышления вырос.

Диагностика проведена с использованием анкеты-опросника по Глазачеву С.Н. (Приложение 2)

Результаты мониторинга показали, что за период с 2014 по 2017 год качество знаний по технологии в 5-6 классах увеличилось с 82% до 93%, а в 7-8 классах с 60% до 75%.




8. Адресная направленность

Данный опыт проектной урочной и внеурочной деятельности как инструмента для формирования экологического мышления в рамках ФГОС ООО может рекомендоваться к использованию учителями технологии, руководителям экологических кружков и ШНОУ, образовательными учреждениями различного типа: гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением гуманитарно-эстетического цикла.

9. Заключение

Таким образом, результаты моей работы подтверждают эффективность использования проектной деятельности для формирования экологического мышления у школьников 5-7 классов в рамках ФГОС ООО. Экологическое образование школьников при изучении предметной области «Технология» расширяет кругозор и формирует нравственно-экологическое представление об окружающем мире и осознанию себя частью этого мира.

Школа является важным социально-педагогическим учреждением, формирующим целостное экологическое образование и воспитание школьников в различных предметных областях. А также является примером инновационной экологической деятельности для учащихся.

Школьники, участвуя в экологических конкурсах, выставках, семинарах, мастер-классах и акциях, постепенно обогащают духовный мир и повышают уровень экологической культуры и экологической ответственности, что соответствует результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования в области экологического образования и воспитания школьников.




10. Использованная литература:

  1. Беляева, С. А. Роль планирования в процессе управления инновационными проектами / С. А. Беляева // Организатор производства. - 2010. - № 4.

  2. Бортник А. Ф., Федоров И. И. Экологическое воспитание учащихся на уроках технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 47–48. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770147.htm.

  3. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. - 670 с.

  4. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000:
    Медяник М. В. Некоторые аспекты внедрения проектного метода в образовательный процесс // Молодой ученый. — 2013. — №10.

  5. Ватрак В. И. Ключевые показатели эффективности участников проектной деятельности / В. И. Ватрак // Управление человеческим потенциалом . - 2014. - № 2.

  6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностноориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.м.н., проф. Е.Я.Когана. –Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006.

  7. Гнатюк И. В. Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016.

  8. Дульзон, А.А. Успешность управления проектами: проблемы, оценка, возможности / А. А. Дульзон // Управление проектами и программами. - 2014. - № 4.

  9. Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. / А. Н. Захлебный / - М., 1991.

  10. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н.  Модели содержания экологического образования в новой школе / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская //  Педагогика / .- 2010.- № 9.

  11. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 2004.

  12. Зверев И.Д., Захлебный А.Н. Экологические знания: на уроках и после уроков // Народное образование, 2006. № 2.

  13. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А.М.Кондаков; под рел. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.:Просвещение, 2008. – 39 с.

  14. Красноборова А. А. Критерии оценивания проектной деятельности учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.

  15. Курышева С. Н. Эффективность применения метода проектного обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015.

  16. Марфенин Н.Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н.Н.Марфенин, Л.В.Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. - №2.

  17. Нетесова Н. И. Развитие проектного метода в системе образования // Молодой ученый. — 2014. — №19.

  18. Новолодская Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов,- Бийск: АГАО им. В. М. Шукшина, 2012.–248 с.

  19. Пахомова Н. Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. — community.edu-project.org

  20. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: Аркти, 2003.

  21. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  22. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5–9 классы: проект. –М.: Просвещение, 2012.

  23. Сасова И.А., Гуревич М.И., Павлова М.Б., Питт Дж. Метод проектов в технологическом образовании школьников.7 класс: пособие для учителя. –М.:ВентанаГраф, 2006.

  24. Серова О. В. Новый педагогический подход к образовательной деятельности студентов с использованием проектного метода [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.

  25. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.

  26. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты / Н. П. Битютская. — Волгоград: Учитель, 2013. 

  27. Сергеев И. С. «Как организовать проектную деятельность учащихся»: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: «Аркти», 2012.

  28. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция).

  29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.), 2010г./Электронный ресурс: http://минобрнауки.рф/документы/938

  30. Шнейдер  М.Я.,  Оценка  качества  проектной  деятельности  учащихся/  М.Я.  Шнейдер // Лицейское  и  гимназическое  образование.  –  2002.

  31. Ясвин В.А. Образовательная среда М. 2007.

  32. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А.Ясвн. – М.:Смысл, 2000.

21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!