СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта "«Организация аэрокосмического образования в общеобразовательном учреждении, как один из путей ранней профилизации».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Обучение в классе аэрокосмического направления дает школьникам возможность развить свои физико-математические, информационно-коммуникационные, технические и творческие потенциалы, приобрести навыки социализации, самореализации, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности; педагогам ­– передать накопленные знания и опыт молодому поколению, возможность реализовать имеющийся творческий потенциал, повысить профессиональный уровень, квалификацию

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "«Организация аэрокосмического образования в общеобразовательном учреждении, как один из путей ранней профилизации».»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Шимановска»









Аналитический отчет по теме:

«Организация аэрокосмического образования в общеобразовательном учреждении, как один из путей ранней профилизации».







Рыжакова Вера Викторовна,

учитель физики МОАУ СОШ №1

г. Шимановска























В целях вовлечения наиболее социально-политической активной молодёжи в решение стратегических задач страны, реализации новой индустриализации в космической сфере и форсированного подъёма Дальнего Востока России было принято создать в Свободненском районе Амурской области наукоград Циолковский с градообразующим объектом «Космодром Восточный».

Строительство нового города внесено в федеральные программы в рамках принятых Правительством РФ решений (ФЦП и госпрограмм).

Выдвижение Президентом России идеи создании на Дальнем Востоке молодёжной космической столицы выступает образцом стратегического планирования Главой государства и его способности предложить лучшей молодёжи страны перспективную сферу стратегической занятости и самореализации.

Отсутствие на будущем космодроме ведущих специалистов России в космической сфере, прежде всего, в сфере пилотируемой космонавтики как русского пути освоения Космоса, создает ряд проблем.

Согласно принятому президентом и правительством РФ решению о строительстве космодрома в Амурской области решено готовить специалистов аэрокосмического профиля на местах.

В связи с этим на базе АМГУ в 2009 году открыто отделение инженерно-физического факультета по подготовке студентов аэрокосмических специальностей «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов» и «Космические летательные аппараты и разгонные блоки».

Открытие новых специальностей предоставляет перспективу для профессиональной самореализации выпускников школы. Но так как система довузовской подготовки по аэрокосмическому направлению в общеобразовательных учреждениях города и области недостаточно разработана, было принято решение с 01.09.2014 г. об открытии класса предпрофильной подготовки по данному профилю на базе школы.

Актуальность введения аэрокосмического профиля состоит в том, что на современном этапе развития образования в школьном курсе не изучаются основные положения астрофизики, включение материала в отдельные курсы не носит системного характера, тем самым не подчеркивается универсальный характер законов физики для всех явлений реального мира. Сегодня назрела настоятельная необходимость в разработке общих идей использования вопросов астрофизики в курсе школьной программы.

Обучение в классе аэрокосмического направления дает школьникам возможность развить свои физико-математические, информационно-коммуникационные, технические и творческие потенциалы, приобрести навыки социализации, самореализации, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности; педагогам ­– передать накопленные знания и опыт молодому поколению, возможность реализовать имеющийся творческий потенциал, повысить профессиональный уровень, квалификацию; ВУЗам – получить профессионально ориентированных абитуриентов, подготовленных по инженерному и ракетно-космическому направлениям.

Данное направление в работе школы является одним из звеньев довузовской профильной подготовки школьников по аэрокосмическому профилю.

Обеспечение качественной подготовки будущих абитуриентов, социально ориентированных в области инженерной и ракетно-космической отраслей на территории Амурской области на базе МОАУ СОШ № 1 г. Шимановска.

Целями реализации образовательной программы аэрокосмического профиля являются:

  • обеспечить условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории для получения качественного образования, позволяющего выпускникам быть конкурентоспособными в образовательном пространстве;

  • воспитание гражданской ответственности, патриотизма, формирование социально адаптированной личности, обладающей высокой коммуникативной культурой.

Достижение поставленных целей аэрокосмической программы предусматривает решение следующих основных задач:

  • используя цикл естественно - научного образования в метапредметном подходе помочь обучающимся в выборе будущего профиля обучения;

  • подготовка обучающихся к успешному профессиональному самоопределению, позволяющее быть конкурентоспособными в экономике региона и России.

Задачами данного направления являются:

1. Организовать предпрофильную и профильную подготовку школьников через систему элективных и специальных курсов;

2. Привести содержание образования и структуру профессиональной подготовки школьников в соответствие с современными запросами рынка труда;

3. Создать благоприятные условия для получения специальных знаний и разностороннего развития личности в области физико-математических, информационно-коммуникационных, технических дисциплин;

4. Разработать структурно-функциональную модель довузовской подготовки школьников по аэрокосмическому профилю, обеспечить ее психолого-педагогическое сопровождение и обосновать создание педагогических условий успешной реализации;

5. Организовать научную работу учащихся в области аэрокосмических знаний и развить навыки аэрокосмического моделирования, технического творчества;

6.Обеспечить необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения школьников;

7.Сформировать высоконравственную, образованную личность, обладающую базовыми компетенциями современного человека.

Довузовская подготовка школьников по аэрокосмическому профилю дает положительный эффект, т.к. определены сущностная характеристика и специфика довузовской подготовки школьников данного профиля; в рамках предпрофильной и профильной подготовки внедрены профориентационные и элективные курсы, создающие основу выбора направления дальнейшего профессионального образования и условия для осуществления профессиональных проб по различным направлениям аэрокосмического образования; разработана структурно-функциональная модель довузовской подготовки школьников по аэрокосмическому профилю, обеспечено психолого-педагогическое сопровождение ее реализации.

Образовательная программа в школе реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Рабочие программы в аэрокосмических классах составляются мною с учетом различных форм и видов деятельности обучающихся и с соблюдением их преемственности в следующем учебном году.

Так для каждой параллели составлены программы внутри предметного модуля, содержание которого включает вопросы астрономии, астрофизики, истории развития космонавтики и освоения космического пространства.

Поскольку рабочие программы разработаны для обучающихся аэрокосмического класса, то с учётом особенностей их памяти, мышления, восприятия материала (логическое мышление, способность воспринимать структурированную информацию) в содержании курса предложены: составление алгоритмов, содержащие методы математического анализа, структурированные таблицы для подачи нового материала, аналитическая работа с новой информацией.

Обязательная минимальная нагрузка по всем классам и уровням обучения соблюдается. Инвариантная часть учебного плана полностью реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства и гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений, навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования. Образовательные области и учебные предметы инвариантной части создают условия для формирования личностных качеств обучающихся в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся в соответствии с их склонностями и интересами, и представлена следующими курсами( остановлюсь только на физике) :

С целью расширенного изучения в 6 классе введен курс изучения астрономии (1 ч в неделю- 17 ч.)

В учебный план 7 класса спецкурс «Астрономия Земли» (представленный четырьмя модулями по 8 часов: астрономический «Время и календари», географический «Земля – наш дом», биологический «Влияние Солнца на организм человека», химический «Химия Космоса и Земли»), «Элементы компьютерной графики» (17часов).

В 8 классе: углубленное изучение предмета федерального компонента «Физика», дополнительные образовательный модуль по физике «Физика Вселенной» (8ч.). Программа курса: «Практическая Астрономия» (17ч.), имеет практико-ориентированный характер профильной подготовки.

В 9 классе продолжится углубленное изучение физики и математики. С целью профильной подготовки введен элективный курс по физике «Профессии инженерно-технического профиля» (17ч.).

Учебный план аэрокосмического профиля предусматривает урочную и внеурочную деятельность обучающихся.

Урочная деятельность реализуется через учебный план с использованием разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся и современных образовательных технологий. Создана система мониторинга учебных достижений обучающихся, с рефлексией и в случае необходимости своевременной коррекции учебной деятельности. В целях систематизации успехов и достижений обучающихся используется портфолио, которое повышает учебную мотивацию школьников, усиливает их ответственность и заинтересованность родителей.

Для реализации, поставленных перед собой задач необходимо было выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом, осознанно идут к своему профессиональному выбору, выстраивают вместе с учителем свой индивидуальный профессиональный маршрут. В основе технологий, которые я выбрала для решения проблемы своего исследования, лежит деятельностный подход к обучению. Технологии проектного и проблемного обучения, сотрудничества, приёмы и методы которых позволяют качественно изменить процесс преподавания предмета, я продолжаю использовать в своей практике.

Доминирование технологии проектного обучения в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (издательство «Бельц», германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Я разделяю позицию Н.Г.Черниловой, которая рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний (Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. Саратов, 1997). Это определение относится автором к проектному обучению как типу развивающего обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

5)глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Стадии

   Деятельность учителя

   Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

 

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

 Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия


Если проект объемный, то я заранее разрабатываю задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

В классах с разным уровнем мотивации использую разные учебные проекты. В классе, где уровень мотивации высокий проект делаю комплексным.

Критериями оценки являются достижения цели проекта, и достижения метапредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, формируются творческие способности, продуктивное мышление, создаётся возможность проявить инициативу, высказать предположение, умение работать в группах, рассуждать, анализировать; приобретаются навыки публичных выступлений.

Так в 8 классе при изучении темы «Электрические явления» начинаю комплексный проект «Вездесущее электричество» со всем классом. Дети объединяются в группы: теоретиков-лекторов, генераторов задач – практиков, экспериментаторов и затейников, которые готовят дома и проводят на уроке опыты по теме урока. Школьникам придётся работать большой группой и парами, а в результате показать коллективный проектный продукт (приёмы технологии сотрудничества).

Перед каждой группой ставится своя проблема, которую обучающимся необходимо разрешить, как известно «Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности», т.е. использую приём характерный для технологии проблемного обучения. На этом этапе определяются цели, задачи, проблема проекта, намечается план реализации, решается вопрос о том, как будет выглядеть окончательный продукт проекта. У разных групп он свой: у лекторов – цикл лекций с презентацией и устный журнал. Им предстоит публичное выступление перед своими сверстниками из параллельного класса и младшими школьниками. Практикам предстоит не только подготовить подборку задач, вопросов, тестов, загадок, но и выпустить брошюру по теме «Электрические явления», выступить на научно – практической конференции. Экспериментаторы готовят презентацию «Опыты по электричеству в школе и дома» о проведении эксперимента, и мини исследования «Электричество в природе», «Что такое статическое электричество?», «Стремителен молнии бег» и др. Презентацию своей работы представляют на НПК.

На уроках использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Данный вид деятельности способствует повышению успеваемости и качества знаний по предмету. За последние три года эти показатели стабильно высокие.

Особенность проблемных методов обучения состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.

На уроках создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия, что требует индивидуального подхода к каждому ученику.




Создание проблемных ситуаций на уроках в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Тема урока

Создание проблемной ситуации

Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию

Тема «Тепловые явления»

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия

Можно ли движение молекул считать механическим?

Может ли исчезнуть энергия? Что с ней происходит при падении тел?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Способы изменения внутренней энергии тела.

Предложите различные способы изменения внутренней энергии монетки, на какие две группы можно разделить все примеры

Анализ и обобщение изученного материала

Теплопроводность. Излучение. Конвекция.

Серия демонстрационных опытов на теплопроводность, конвекцию и излучение. Что общего в этих тепловых явлениях и чем они отличаются?

Анализ конкретной ситуации – в столовой на курорте «Усть – Качка» фрамуги для проветривания помещения были установлены вблизи пола. Что не было учтено проектировщиком?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Особенности различных способов теплопередачи

Какие особенности различных способов теплопередачи использует человек в быту и технике?

Почему батареи находятся внизу, а форточки и кондиционеры вверху помещения?

Почему не закипела вода в походе у нерадивых туристов, которые поставили ведро с водой рядом с костром?

Анализ и обобщение изученного материала

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

Повлияет ли заварка чая (или сахар) на скорость остывания воды? Как это проверить? Или опровергнуть?

От каких факторов зависит количество теплоты? Например, при нагревании воды.

Задание на недостаток данных: В двух одинаковых ведрах нагревается вода одинаковое время. В первом ведре 5 кг,а во втором 10 кг. В каком ведре после нагрева температура будет выше?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Можно ли утверждать, что для нагревания 200 г воды потребуется большее количество теплоты, чем для нагревания 100 г воды? Почему?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива

Как опытным путём оценить удельную теплоту сгорания спирта?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Закон сохранения и превращения энергии

Способы использования закона сохранения и превращения энергии в быту и технике.

Овладение новым учебным материалом

Агрегатное состояние вещества. График плавления и отвердевания.

Почему при переходах вещества из одного агрегатного состояния в другое температура не меняется?

Контроль и оценка результатов учебной работы

Испарение.

Если подуть на руку, то чувствуете холод, а если подышать, то тепло? Почему?

Фронтальный эксперимент: установление зависимости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности жидкости, а также ветра.

Приведите примеры и проанализируйте с точки зрения молекулярного строения.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Овладение новым учебным материалом

Контроль и оценка результатов учебной работы

Кипение. Удельная теплота парообразования.

Демонстрационный опыт: кипение воды при низкой температуре, при откачивании воздуха из колбы. Объясните наблюдаемое явление.

Предложите способ определения удельной теплоты парообразования спирта.

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Контроль и оценка результатов учебной работы

Влажность воздуха

Как вы считаете, почему затрудняется дыхание в пустыне и на крайнем севере?

Что произойдет, если влажность воздуха резко понизится, повысится?

Первичное ознакомление с новым учебным материалом

Контроль и оценка результатов учебной работы

Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания.

Учимся работать с информацией. Обсуждение достоинств и недостатков детских презентаций по темам «История создания тепловых двигателей». «Использование двигателей внутреннего сгорания»

Контроль и оценка результатов учебной работы

Паровая турбина Холодильник.

КПД тепловых двигателей

. Учимся работать с информацией. Обсуждение достоинств и недостатков детских презентаций по темам «Паровые машины». «Экологические проблемы использования тепловых машин» «Безумные проекты вечного двигателя»

Анализ и обобщение изученного материала

Экологические проблемы использования тепловых машин и охрана среды

Создание и защита собственных моделей: «Экологическая тепловая машина будущего».

Анализ и обобщение изученного материала

В зависимости от характера взаимодействия учителя и учащихся выделяют четыре уровня проблемного обучения:

- уровень несамостоятельной активности - восприятие учениками объяснения учителя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение учеником самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение.

На своих уроках я стремлюсь добиться выхода ребёнка на уровень самостоятельной активности, на котором идёт выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам решает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя и так далее.

Уровень творческой активности - выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства, умения делать самостоятельные выводы и обобщения ещё недавно был многим ученикам не достижим. Переход на ФГОС, введение внеурочной деятельности, профильного обучения ведет к углублению знаний, совершенствованию ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Работая над проблемой повышения мотивации учащихся к выполнению домашних заданий, я задаю им домашние лабораторные и исследовательские работы, кратковременные проекты. Система домашних исследовательских работ позволяет решать ряд задач, актуальных для современного обучения физики, например, таких как вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, использование межпредметных связей, формирование навыков научной речи и умения письменно оформлять отчеты о проделанной работе, применение различных приборов, грамотное обращение с электрическими и другими приборами, различными веществами в повседневной жизни. В процессе выполнения работ формируются самостоятельность, ответственность, аккуратность. Таким образом, данный вид деятельности стал еще одним инструментом в повышении уровня творческой активности.

Использую при проведении уроков образовательные мультимедийные продукты. Но, обращаюсь к ним только в тех случаях, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами. Предлагаю учащимся использовать компьютерные программы при подготовке выступлений, докладов, творческих работ.

При проектировании урока учитываю физиологические особенности учащихся, веду мониторинг сформированности отдельных умений, имеющих прямое отношение к ключевым компетенциям, таких как: умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, проводить аналогии, обобщать, доказывать, выделять главное, выдвигать гипотезу, синтезировать. При этом использую следующие методы исследования: наблюдение, тестирование, использование диагностических заданий, изучение документации учащихся.

Разработанная мною структура процесса обучения позволяет формировать кроме предметных и ключевые компетенции выпускников школы, такие как: коммуникативная, информационная, социальная.

Умение учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях помогают им занимать призовые места в школьных и муниципальных предметных олимпиадах; научно-практических конференциях областного, регионального уровня, всероссийских дистанционных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, чемпионатах, реализовывать свои профессиональные притязания при поступлении в ВУЗы страны по физико – техническому профилю.

Внеурочная деятельность школьников только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью - учебно-познавательной. Поэтому, охотно помогаю учащимся, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений, вовлекаю их в работу школьного физического общества «Поиск», веду элективные курсы в 9-11 классах, спецкурсы в 6-7 классах. Продукт такого взаимодействия - научные работы и проекты моих учеников, представленные на научно-практические конференции разного уровня и, как правило, высоко оцененные экспертами.

Применение передовых педагогических технологий помогает мне вести работу с детьми, требующими индивидуального внимания: одарёнными и детьми – инвалидами и с ОВЗ. Мною составлены планы работы с данной категорией школьников, в которых учитывается индивидуальный подход.

Выбирая УМК для преподавания физики в классах разного профиля обучения, прежде всего останавливаюсь на комплектах, соответствующих ФГОС, с наличием учебников, задачников, рабочих тетрадей, методическими пособиями для учителя, сборником самостоятельных и контрольных работ.

Я веду преподавание во всех параллелях. В 7 классе использую УМК Н.С.Пурышевой, Н.Е.Важеевской, В.М.Чаругина; в 8 классе А.В.Перышкина; в7-9 классах в 2015-2019 г УМК Л.Э.Генденштейна, А.Б.Кайдалова, В.Б.Кожевникова, Ю.И.Дика, 10-11 по УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, В.М.Чаругина. Мною накоплен комплект раздаточного материала по данным программам, рассчитанный на каждого обучающегося.

На результаты деятельности педагога и учащихся действует окружающая среда: кабинет физики является одним из лучших в школе, отвечает современным техническим требованиям. Кабинет оснащён необходимым количеством учебной мебели, необходимым набором предметного оборудования, компьютерным оборудованием и интерактивной доской. Современный кабинет физики, отремонтированный и оснащенный новым оборудованием, в рамках договора оказания благотворительной помощи ООО «Транснефть – Дальний Восток»  в 2019 году, позволяет качественно проводить занятия, лабораторные работы, исследовательскую и проектную деятельности. С 2017 года школа является инновационной площадкой. В комплект кабинета входят 16 ноутбуков, мультимедийная доска, проектор, документ – камера, принтер, а так же комплект для проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента, таблицы, набор ЭОР.Это позволяет повысить качество преподавания предмета.
В кабинете мною накоплены дидактические, методические материалы: электронные учебники; мультимедийные электронные пособия, ЦОР, программы для тестирования; банк заданий для тестирования; кабинет оснащён набором методической литературы, плакатами со справочным материалом; специальной литературой по физике; пособиями для учителя и учащихся.

С 2013 года являясь куратором аэрокосмического направления, осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планируемую деятельность для создания условий саморазвития и самореализации личности каждого из учащихся, его успешной социализации в обществе. Формирую у каждого ученика мотивацию к учению, опираясь на изученные возрастные и психологические особенности.

Мною разработана Программа летней профильной аэрокосмической смены, которая ежегодно с 2014 года проходит на базе МОАУ СОШ №1; в составе инициативной группы, составлены и утверждены договоры о сотрудничестве с АмГУ, ЦЭНКИ, школой №16 г. Благовещенск, школой №7 г. Циолковский, МБУ «Шимановский краеведческий музей», планы совместной работы со школами аэрокосмического профиля Амурской области, МОАУ ДО ЦДТ г. Шимановска.

Данная работа позволяет принимать участие в НПК АмГУ, БГПУ, ДальГАУ, Самарского университета, Орловского университета, Всероссийском Молодежном Фестивале «Космофест Восточный 2015-2019 г», Всероссийских конкурсах по аэрокосмическому профилю.

В школе мною организованы в 2011году и ежегодно проводятся соревнования по запуску моделей бумажных самолётов и из потолочной плитки для обучающихся 5-11 класса. По моей инициативе и при поддержке МОАУ ДО ЦДТ, такие же соревнования проводятся для школьников города Шимановска. Для учеников 2-8 классов провожу мастер-класс «Изготовление различных моделей самолётов, ракет».

Опытом, накопленным мною при работе по теме «Организация аэрокосмического образования в общеобразовательном учреждении, как один из путей ранней профилизации» я делюсь с учителями города, области и страны на конференциях, открытых уроках, мастер – классах, научно – практических конференциях разного уровня, курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, телевидении. Конспекты уроков, презентации к ним, творческие работы учеников, статьи напечатаны в сборниках тезисов НПК, в газете «Победа», на страницах сайтов МОАУ СОШ №1, Администрации г. Шимановска, издательства «Первое сентября», «Педагогический мир», «Социосферы», «Центра развития научного сотрудничества», размещены на моём сайте https://infourok.ru/user/rizhakova-vera-viktorovna

https://multiurok.ru/veryfizika/ Конспекты уроков, технологические карты уроков, сценарии внеурочных мероприятий, материалы о работе школьного физического общества «Поиск», презентации, фотоальбомы

https://vk.com/id214640947 материалы о работе школьного физического общества «Поиск», презентации, фотоальбомы.

http://pobedanews.ru/ Статьи об аэрокосмическом образовании в МОАУ СОШ №1

https://admshim.amurobl.ru/ Статьи об аэрокосмическом образовании в МОАУ СОШ №1

С 2012 года я руковожу городским методическим объединением учителей физики, являюсь председателем экспертной группы по проверке всероссийской олимпиады муниципального уровня, членом комиссии по проверке ЕГЭ (2011,2013,2014г).

Считаю, что учитель должен постоянно развиваться. Он должен не только углублять свои знания по преподаваемому им предмету, не только изучать методическую литературу, но и расширять свой кругозор. И в конечном итоге учитель должен стремиться стать мастером своего дела. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает   повышение профессионального мастерства. За аттестационный период я прошла курсы повышения квалификации, регулярно участвую в дистанционных НПК, дискуссионных курсах, вебинарах, Открытых школах, проводимых, Корпорацией «Росучебник», Амурским ИРО, порталом «Единый урок».

Данная учеба позволила мне осуществить работу по теме школы и своей проблеме, быть компетентной в условиях современного образовательного процесса, идти в ногу со временем, вести инновационную работу, участвовать в проектах школы, работать по эксперименту в составе рабочих групп на городском и региональном уровне, готовить и проводить профильную аэрокосмическую смену на базе г. Шимановска в МОАУ СОШ №1, участвовать в профессиональных конкурсах, фестивалях.

Работу по теме «Организация аэрокосмического образования в общеобразовательном учреждении, как один из путей ранней профилизации» я считаю организованной, но не законченной. Для более результативной работы необходима материально- техническая база именно для аэрокосмического направления, дополнительное финансирование. Работа по взаимодействию со всеми организациями, связанными с космосом проделана большая, но предстоит расширение взаимодействия с ведущими ВУЗами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!