СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме "Особенности речевого развития учащихся среднего звена"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта касается довольно актуальной проблемы развития речи у чащихся серденего звена, однако будет полезна и учителям начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме "Особенности речевого развития учащихся среднего звена"»

Введение

Нельзя не согласиться с тем, что развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения и, наконец, зеркало мышления. Однако анализ состояния преподавания русского языка, литературы и риторики показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь им справиться со сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. В связи с этим в настоящее время возросла роль школы, а также учителей-предметников в работе по развитию связной речи обучающихся, и это утверждение делает работу по обогащению словарного запаса обучающихся. Актуальность темы также обусловлена и тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного школьника.

Проблемы речевой деятельности довольно давно привлекали внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у детей.

Теоретическая часть

Несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку состояние речи современных школьников не удовлетворяет возрастающим потребностям устного и письменного общения.

Характерные проблемы развития речи:

  1. Односложная речь, которая состоит  только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

  1. Скудость  речи. Маленький словарный запас.

  2. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора),

применение нелитературных выражений и слов.

  1. Небогатая диалоговая речь: неумение  доступно и грамотно, к месту  задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно.

  1. Неспособность выстроить монолог: пересказать полученный текст своими словами.

  1. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

  2. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса .

8.  Нехорошая  дикция.

Если еще раз пересмотреть выявленные проблемы в речевом развитии современного ученика, можно заметить, что всё это необходимые условия сдачи как письменного, так и устного экзамена по русскому языку в форме ОГЭ в 9 классе. Таким образом, роль учителя трудно переоценить. Ведь именно ему, учителю русского языка и литературы, приходиться работать с учениками разного уровня подготовленности и направленности (гуманитарии и математики). Что же приходится учитывать учителю во время формирования коммуникативных компетенций?

Во-первых, интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы).

Во-вторых, мешает трудность восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и её тематическая разобщенность.

В-третьих, интенсивное развитие аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам.

В-четвертых, малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

Однажды итальянский экономист Вильфредо Парето заметил, что 20% гороха, посаженного в его саду, дают 80% урожая. Это позволило ему сформулировать правило про 20% усилий, дающих 80% результата. Принцип 20/80 встречается на каждом шагу в повседневной жизни, однако, его можно и даже нужно применять в работе, особенно в учительской деятельности, где время - золото, особенно с современным темпом развития. Применяя закон Парето, мы сможем улучшить те сферы, где есть проблемы. Поэтому, обобщая свой опыт, мне хотелось бы обратить внимание на те 20% приемов, методов и средств, которые дадут 80% результата при решении такой проблемы, как недостаточный уровень развития устной и письменной речи учащихся. Таким образом, цель моего обобщения опыта – это решение вышеопределённой проблемы.

В соответствии с целью я определила следующие задачи:

  • изучить и проанализировать методическую литературу, современные инновационные методики формирования речевых умений школьников с точки зрения их эффективности,

  • провести педагогический эксперимент по изучению речевых умений учащихся 5 класса и учителей русского языка и литературы.

  • определить эффективность использования инновационных методик и технологий.

Объектом при обобщении опыта стала работа учащихся по формированию коммуникативных умений на уроках русского языка, уроках развития речи.

В своей работе по развитию речи я опираюсь на следующие принципы:

  1. Принцип приоритета речи - означает включение в работу всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания, а не только анализ извлеченных из речи или искусственных примеров; при этом уделяется внимание повседневной речи школьников и их окружения, а не только художественным произведениям мастеров слова.

  2. Принцип интегрального подхода к языковым фактам: языковые факты интегрируются на основе смыслового единства, решения однородных смысловых задач.

  3. Принцип поиска и эксперимента как организующего начала работы ученика, при этом школьнику предлагаются роли пользователя языка и его исследователя.

  4. Принцип единства обучения словесности, предполагающий максимальное сближение понятийного аппарата в области языка и литературы (жанр, персонаж, сюжет как цепь событий).

Что же можно считать хорошей речью? К чему следует стремиться учителю и ученику? Современная программа предъявляет довольно высокие требования к речевому развитию школьников.

Во-первых, речь должна быть содержательной. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику материалах: наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, фактах.

Во-вторых, любое высказывание должно соответствовать законам логики: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие лишнего, наличие выводов, вытекающих из содержания.

В – третьих, точность речи предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты и чувства, но и выбрать для этого наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки изображаемого. Точность требует разнообразия языковых средств, умение выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие к содержанию.

Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем высказываются обдуманные, невыдуманные переживания. Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять, потому, что нередко в школе детям предлагают рассказывать о том, что они не знают, к чему не готовы. Удивительно ли, что их речь оказывается бедной, расплывчатой? Однако те же дети неплохо рассказывают, накопив необходимый материал в результате наблюдений.

Из этого вытекает четвёртое требование - богатство языковых средств, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающих содержание.

Пятое требование - ясность речи, доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Речь «портит» излишняя запутанность, не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами.

Выразительность - шестое требование, которому должна соответствовать речь, включает в себя умение ярко, убедительно, сжато передать мысль. Выразительность и ясность речи предполагает ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (слов- паразитов): ну, значит, понимаешь, так сказать; грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов. И ясность, и выразительность речи предполагают также её чистоту, т.е. отсутствие лишних слов, слов-"паразитов", просторечных слов.

Для меня, как учителя русского языка и литературы, особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование) - соответствие литературной норме.

Таким образом, хорошая речь может быть получена при соблюдении всего комплекса требований.

II. Практическая часть.

В наш век информационных технологий с каждым днем все больше появляется методической литературы, статей учителей, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это оправдано: однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель должен использовать огромный потенциал современной методической копилки. Я считаю, что среди многообразия методик, приемов, технологий каждый учитель вправе создать свою «подборку» тех средств, которые принесут результат, испробованы на практике. Выше мной был приведен в качестве основной идеи моего опыта принцип Парето. Конечно, цифры не всегда именно 20/80. Может быть и 76/24, и 83/17, но соотношение четыре к одному прослеживается всегда, поэтому правило 20/80 — отличный инструмент, чтобы привнести в систему те моменты, на которые необходимо обратить внимание. Что я и сделала. В своей практике отобрала только те 20% приемов и методов, которые дают 80% результата. Однако весь процесс формирования устной и письменной речи основывается на таких психологических качествах человеческого мозга как память, внимание, мышление (создание образов). Без их учета развитие речи учащихся невозможно.

Интеллектуальные карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

Правила составления интеллектуальных карт:

  1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

  2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

  3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

  4. Добавляются символы и иллюстрации.

  5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами.

  6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

  7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

  8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приёмом закрепления знаний учащихся. (1)

Задачу, добиться творческого подъёма и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка, можно решить с помощью разнообразных видов письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, творческое изложение, творческое сочинение.

Все эти виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.

Творческое списывание прежде всего должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.

Творческое списывание обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить списывание, хорошо отрабатывается правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть чётко сформулировано и разъяснено учащимся.

Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание проводится на уроках закрепления орфографического правила. Работа проводится так: учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Можно предварительно не работать над текстом, а предложить учащимся выполнить эту работу самостоятельно. Проверка обучающего творческого списывания проводится в классе после выполнения работы.

Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы – изложению. Если в данном диктанте учащиеся запоминают 2 – 3 предложения и тут же их записывают, то при изложении текста ученик должен целиком запомнить его и изложить в логической последовательности.

Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению.

Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование.

Сочинение, как вид творческой работы, занимает в педагогической практике особое место. Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни.

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников. (10)

Развитие речи – это долгая кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно дает плоды. Малый успех приводит к большому, речь совершенствуется и обогащается.


Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике - один из путей решения данной проблемы.

В настоящее время обучение русскому языку приобретает ярко выраженную коммуни­кативную направленность, способствующая подготовке школьников к полноценному речевому общению как в устной, так и в письменной форме [Арефьева, Подосинникова, 2012; Боброва, 2009]






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!