СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме " Создание проблемной ситуации на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение опыта при аттестации на 1 категорию 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме " Создание проблемной ситуации на уроках русского языка"»

Создание проблемной ситуации на уроках русского языка

как средство повышения познавательной активности учащихся

Слайд 1представление

Главным условием реализации ФГОС второго поколения на современном уроке является активная познавательная деятельность детей. Выпускник современной школы – это активный, творческий человек, умеющий самостоятельно добывать и использовать знания в жизни.

Используя различные технологии в обучении, я все-таки особое место отвожу проблемно-поисковым технологиям. Именно они позволяют развивать творческий потенциал в процессе обучения, ориентируют учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие познавательной активности и личностных возможностей. То есть охватывают формирование практически всех УУД.. Сочетая рациональное с эмоциональным, проблемное обучение способствует развитию интереса к учению, превращению любознательности в постоянно действующий мотив, что очень важно на фоне тенденции снижения интеллектуальной активности учащихся

Проводя уроки, я стала замечать, что чем интереснее сформулировано задание, чем больше ставишь перед детьми вопросов, предполагающих неоднозначные ответы, тем быстрее и активнее они включаются в работу и стараются самостоятельно разрешить возникшую перед ними проблему. Обратившись к теории проблемного обучения, я увидела, что именно в этом и заключается суть создания проблемной ситуации на уроке. К тому же специфика самого русского языка как учебного предмета открывает перед учителем огромные возможности для работы именно через создание проблемных ситуаций.

Особенность технологии состоит в том, чтобы создать на уроке возможности и условия для творческого усвоения знаний. Ведь если посмотреть объективно, то учащиеся в процессе обучения ничего нового ни в предмет, ни в метод познавательной деятельности не вносят; они не делают новых открытий в науке, не создают новых методов исследования и изобретения. В этом смысле они лишь воспроизводят то, что в науке и в практике уже давно сложилось. Но это объективно. Субъективно же, то есть с позиции самих учащихся, в процессе обучения они приобретают такие знания и овладевают такими методами познавательной деятельности, которыми они ранее не владели.. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.


Тема моего опыта: «Создание проблемной ситуации как средство познавательной деятельности учащихся» (Слайд 2)




Слайд 3

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Условиями формирования личного вклада являются: изучение научной педагогической и методической литературы, опыта коллег и выступления по данной теме на пед.советах, проведение открытых уроков для учителей школы.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 4

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, новые образовательные стандарты предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника.

Модель современного выпускника школы строится на принципах самостоятельности, способности логически и творчески мыслить. Всё это формируется в процессе учебной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем школьного образования, так как эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Это требует постоянного поиска новых технологий, направленных на повышение познавательной деятельности обучаемых. Такой эффективной технологией является проблемная ситуация на уроке

Теоретическое обоснование. слайд 5

Какова же сущность проблемной ситуации и в чём заключаются принципы её создания?

Вообще, само по себе проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть ещё в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж.Руссо.

А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности»

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Много этим вопросом занимались Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер и другие.

Слайд 6.

По поводу же самого понятия «проблемная ситуация» в педагогике имеются различные мнения: проблемная ситуация – это «осознанное затруднение» (И.Я.Лернер); это «осознанное противоречие» (М.И.Махмутов); это «особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта» (А.М..Матюшкин).

Другими словами, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Всем ли учащимся доступно проблемное обучение?

Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и т.д.

Слайд 7

Цель работы:активизация познавательных процессов школьников на основе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка

  • Задачи:изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по данной теме;

  • содействовать развитию учебной мотивации учащихся на основе применения проблемных ситуаций

  • подобрать приемы и методы применения проблемной ситуации на уроках

  • внедрить проблемную ситуацию в учебный процесс


Слайд 7. Педагогическая идея


Слад 8. Деятельностный аспект педагога (как я это делаю)

Проблемную ситуацию я использую и на уроке и на факультативных занятиях при подготовке к ОГЭ.

Пути, которыми я подвожу учеников к проблемной ситуации:

побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу;

подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;

применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся. (Колобок)


Слайд 9

Элементы технологического процесса проблемной ситуации

Проблемная ситуация состоит из следующих элементов:

  • Создание проблемной ситуации. Почему не получается?

  • Поиск решения:открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез.

  • Выражение решения (выражение нового знания в доступной форме).

  • Реализация продукта: представление продукта учителю и классу


Слайд 10. Технология применения (фрагмент урока)

Виды проблемных заданий, предлагаемых мною на уроках русского языка

Лингвистический эксперимент. Сущность этого приёма заключается в том, что одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими. Лингвистический эксперимент помогает учащимся убедиться в правильности трактовки языковых фактов. Например, поставить сочетание «порядковое числительное + существительное» в родительном, дательном, творительном падежах. К лингвистическому эксперименту можно отнести и «немой» диктант. На листе бумаги цифрой написано числительное, рядом нарисован предмет. Надо поставить числительное и существительное в определённый падеж. Например, нет 97 (рисунок), к 132 (рисунок).

Использование наглядности. Это один из эффективных приёмов обучения русскому языку. Зрительное восприятие материала уже само по себе облегчает его запоминание. Кроме того, наглядные пособия помогают организовать поиск, вынуждают учеников мыслить, делать самостоятельные открытия. На уроках используются зрительные наглядности (таблицы, схемы, картины (рисунки), графические диктанты). Например, таблица «Ь знак в середине и конце числительных».


Слайд 11

Приёмы, используемые на уроках

  1. Задания на сравнение, анализ, классификацию и вывод


а)фрагмент урока по теме «Правописание букв О, А в суффиксах наречий»(7 кл.)

Прочитайте текст.

Однажды мои ученики были озадачены началом урока. Я, ни слова не говоря, разделил доску на две части. На одной стороне написал громадное «А», на другой – «О». Потом уселся за стол и произнес:

- Сережа Скворцов, выйди к доске. Напиши, Сережа, внизу под буквой «А» такие слова: издавна, издалека, докрасна, слева, сначала…

Сережа торопливо пишет слова.

- А сейчас внизу под «О» -вправо, влево, заново, набело, насухо…Теперь все присмотритесь к этим словам и скажите, почему одни слова написаны под буквой «А», другие под буквой «О».

Попробуйте и вы ответить на вопрос учителя. Запишите в тетради то же самое. От чего зависит правописание суффикса? Сверьте свои выводы с учебником. Составьте формулу для запоминания этого правила.


  1. Ситуация несоответствия личного опыта научным данным


Тема «Одушевленные и неодушевленные существительные»(5 кл.)

- Как вы определяете одушевленность-неодушевленность существительных? Всегда ли одушевленность- неодушевленность можно определить по вопросам кто? что? Как, по-вашему, кукла - одушевленное существительное? А мертвец, народ? А как об этом узнать? Где найти ответ на такой вопрос?


4. Задания на соотнесение понятий, явлений с их названиями


Фрагмент урока по теме «Виды связи в словосочетании»(8 кл.)


- Что такое словосочетание? Из чего состоит словосочетание?

- Какие вы знаете виды словосочетаний по главному слову?

- Что не является словосочетанием?

Изучение нового:

- Соотнесите записанные примеры словосочетаний с видом связи:

материнские заботы согласование

быстро бежать управление

пойти в театр примыкание

- Объясните свой выбор.

- Сформулируйте вывод, сравните его с учебником, приведите свой пример.


  1. Задания, невыполнимые на уровне актуальных знаний


а) Тема урока «Согласованные и несогласованные определения»(8 кл.).


Актуализация знаний:

- Что такое определение? Чем может быть выражено определение? (в результате беседы дети приходят к выводу, что им все известно об определении, но следующее задание вызывает у них затруднение).

- Найдите определения в следующих предложениях:

Человек лет двадцати пяти стоял у края тротуара.

Мама подала нам макароны по-флотски.

Мне представилась возможность понаблюдать за животными.

- Вы выполнили задание? Какие знания применили?

- Какой возникает вопрос? Какова будет цель урока?



  1. Невыполнимые практические задания


а) фрагмент урока по теме «Самостоятельные и служебные части речи»(7 кл.)

- Представьте мысленно картину, когда я произношу слова: с, со, а, не, в,и.

- Составьте предложение из этих слов. Вы можете выполнить задание? В чем затруднение?


б) фрагмент урока по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа»(5 кл.).

- Употребите следующие существительные с числительными 3,5:

бензин, воздух, зелень, детвора, дрожь

- Образуйте форму единственного числа следующих существительных:

качели, ножницы, каникулы, дрожжи, ворота

- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

- Сформулируйте вывод


в) привести пример причастия: -янн-

г) выписать из предложения подлежащее:

Потом быстро поставили палатки.

  1. Практические задания, несходные с предыдущими


Тема урока «Знаки препинания при прямой речи» (8 кл.).

После актуализации знаний, выполнения тренировочных упражнений на расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью предлагаю детям следующее задание:

- Расставить знаки препинания в предложениях

Нет промолвил Ермолай дело не ладно.

Погоди крикнул Ленька Как ты говоришь?Пыль?

- Вы смогли выполнить задание? Чем это задание непохоже на предыдущее?


  1. Столкновение противоречий практической деятельности самих учеников


а) Фрагмент урока по теме «Род имен существительных»(5 кл.)


- К существительным крыльцо, повидло, шампунь, тюль, кофе подобрать подходящие по смыслу прилагательные (в результате сталкиваются разные точки зрения).

- Проверьте правильность выполнения по словарю. Почему возникли ошибки?


9. Задания с недостающими данными

а) Какой частью речи являются следующие слова:

пряди, окуни, соли, потом, дорогой, издали, тронут.

б) В каком случае слово записано верно?

обижать – обежать

запивать – запевать

старожил – сторожил

Что необходимо знать, чтобы выполнить задание?

в) Раскрыть скобки, выбрав подходящее существительное. Что необходимо, чтобы выполнить задание?

Списки выпускников школы, поступивших в вузы в этом году, находятся у секретаря (Крохман - Крохмана)

10. Сопоставление различных точек зрения на один и тот же вопрос


-ТЬ в инфинитиве – это суффикс или окончание? Приведите аргументы в пользу суффикса и в пользу окончания.


Не жалею, не зову, не плачу.

- Какое это предложение по структуре? Докажите разные точки зрения.

11. Поисковые задачи


Найдите лишнее слово, подумайте о вариантах.

Ш..птать, ш..стой, ж..леть, сторож..ть;

Свеч.., сплеч.., каланч.., саранч.. .


Чем являются слова и, да в предложениях:

Ум да разум надоумят сразу.

Да здравствует солнце!

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.


В чем разница?

Ковер покрывал ползала.

Ковер покрывал пол зала.




  1. Микроисследования

- Являются ли однокоренными слова кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?


- Перечитайте ваши старые сочинения. Попробуйте проследить, какие союзы и союзные слова вы употребляете чаще других? Подумайте, как это свидетельствует об особенностях вашего характера и склада мышления? Узнайте, что говорят об этом психологи?


Тема: «Правописание приставок при- – пре-».6 класс (элемент урока)

 Цели урока

 Развивающие цели:

- развивать путём создания проблемной ситуации познавательные способности учащихся, умения обобщать, делать выводы;

- развивать мыслительные и творческие возможности учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Словарь (запись слов в словари, выделение орфограмм в этих словах): премьера, причудливый, приключение, присяга, препятствие.

  3. Актуализация знаний: вставить пропущенные буквы, пояснить написание слов в группах

О..ступать Бе..человечный

П..дружиться Ра..двоение

..бежать Во..схождение

О..судить Бе..защитный

Н..лететь И..полнение

Вывод:

  • Почему приставки разбиты на две группы? (В зависимости от их типа).

  • В чём особенность написания неизменяемых приставок? (Их написание не зависит ни от каких условий, они всегда пишутся одинаково).

  • От чего зависит написание приставок на з-с? (От внешних условий – звука, стоящего после приставки).

  • Какие приставки называются изменяемыми? (Те, написание которых зависит от каких-либо условий)

.Создание проблемной ситуации. Обращение к заранее записанным на доске словам:

Прибежать, привязать, прервать, прекрасный, приоткрыть, пришкольный, пребольшой, преувеличить.

Учитель. 1. При помощи каких приставок образованы эти слова? (ПРИ- и ПРЕ-).

2. Исходя из этой записи, к какой группе приставок мы отнесём приставки при- - пре-? (К изменяемым, потому что есть два варианта написания приставки).

3. Зависит ли написание приставок при- - пре- от каких-либо внешних условий? (Нет, не зависит).

4. А почему тогда в одних словах мы пишем приставку при-, а в других – пре-? От чего же зависит написание этих приставок?

(Дети встают перед конкретным затруднением, поскольку имеющийся у них запас знаний не позволяет им ответить на этот вопрос).

Как видим, проблемные ситуации могут быть использованы не только на этапе усвоения новых знаний, но и для закрепления и обобщения изученного. В этом случае они способствуют глубокому осознанию полученных знаний.

Слайд 12. Условия эффективности применения проблемных ситуаций

При каких условиях применение проблемной ситуации приведёт к успеху можно увидеть на слайде.

Слайд 13.Диапазон личного вклада педагога

Новизна опыта заключается в создании системы проблемных задач и ситуаций, разработке алгоритма подачи нового материла.

На сегодняшний день я разработала образцы проблемных задач и ситуаций, серию уроков с применением проблемной ситуации на уроках русского языка, которыми делюсь со своими коллегами в школе и в соц. Сетях.

Я думаю, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.

Слайд 14, 15.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.

Анализ обученности и качество знаний показывает, что у учащихся повысился интерес к предмету, повысилась работоспособность, успеваемость 100%, качество знаний стабильное. Больше детей стало участвовать во ВОШ на школьном этапе. Эти результаты показывают эффективность применения данного метода на уроках.

Усвоение изучаемого материала идет эффективнее и продуктивнее, чем в традиционной форме обучения.

Слайд 16,17Транслируемость достижений профессиональной деятельности.

Данный опыт работы может быть использован как учителями русского языка, так и другими учителями -предметниками в урочной и внеклассной деятельности.

Свой опыт работы я представляю в выступлениях на педсовете, публикациях в интернете, провожу открытые уроки для коллег.

Список интернет ресурсов и литературы представлены на слайдах

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!