СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта преподавателя дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла в средне специальных образовательных организациях

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта преподавателя дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла в средне специальных образовательных организацияхОбобщение опыта преподавателя дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла в средне специальных образовательных организацияхОбобщение опыта преподавателя дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла в средне специальных образовательных организацияхОбобщение опыта преподавателя дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла в средне специальных образовательных организацияхОбобщение опыта преподавателя дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла в средне специальных образовательных организациях

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта преподавателя дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла в средне специальных образовательных организациях»

Обобщение педагогического опыта Карпекиной А.А,

Одним из важнейших принципов дидактики, на котором базируется процесс обучения химии, является принцип связи обучения с жизнью, практикой. Этот принцип требует раскрытия прикладного значения химических знаний. Показать учащимся как достижения в области химии используются для практических нужд возможно при активном изучении химических технологий неорганических веществ в курсе основной школы.

В практике изучения химических технологий сложились разные методические подходы. Это проблемный подход, проектное обучение, экскурсии на химические предприятия, виртуальные экскурсии, решение задач с производственным содержанием. Однако в настоящее время воспользоваться существующими методическими подходами к изучению химических технологий становится все сложнее. Это связано с тем, что произошло сокращение часов на изучение химии, а, следовательно, и на изучение химических технологий и возрос объем изучаемого материала. Решению этих проблем может способствовать поиск и применение эффективных методов обучения.

Одним из эффективных современных способов формирования базового составляющего системы знаний является использование в обучении опорных конспектов, опорных схем и других видов учебных опор, позволяющих выделить главное, существенное из учебного материала, реализовать принцип наглядности и обеспечить эффективное ее изучение. В настоящее время существует много работ, посвященных составлению опорных конспектов и схематизации материала по разным учебным предметам, в том числе и химии. Но вопрос схематизации учебного материала о химических технологиях до сих пор оставался открытым.

В связи с этим нами была поставлена следующая цель работы: выявить и обосновать методику формирования представлений о технологиях получения неорганических соединений у детей среднего школьного возраста с применением методического приема схематизации.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи исследования:

- обосновать технологические особенности применения схематизации как методического приема при изучении технологий получения неорганических соединений у детей среднего школьного возраста.

- определить содержание и методику формирования представлений о технологиях получения неорганических соединений у детей среднего школьного возраста.

- экспериментально обосновать эффективность методики формирования представлений о технологиях получения неорганических соединений у детей среднего школьного возраста.

В качестве объекта исследования выступает процесс обучения учащихся основной школы химическим технологиям.

Предмет исследования методика формирования представлений о технологиях получения неорганических соединений у детей среднего школьного возраста с применением методического приема схематизации.

Формирование конкретных химических понятий о технологиях получения неорганических соединений осуществляется по единой системе

Сюда включены следующие системы понятий: сырье и его свойства, продукт производства и его свойства, химические реакции, используемые в производстве продукта и их закономерности, технологический режим и его оптимизация, материалы и конструкция аппаратов, техника безопасности, охрана окружающей среды, понятия о рабочих профессиях.

Курс неорганической химии основной школы предполагает подробное изучение пяти химических технологий, на материале которых вводится система понятий о химическом производстве. Это технология получения серной кислоты, технология получения аммиака, технология получения азотной кислоты, технология получения алюминия и технология получения листового стекла. Содержание этих технологий было представлено нами в виде схем. Для удобства демонстрации схемы оформлены в качестве презентаций, выполненных в программе Microsoft Power Point. В качестве примера рассмотрим схематическое представление технологии получения серной кислоты из пирита контактным способом.

1 схема включает в себя информацию о серной кислоте и ее физико-химических свойствах.

2 схема содержит информацию об областях применения серной кислоты.

Следующая схема знакомит учащихся с сырьем для производства и его свойствами.

Следующая схема отражает информацию о химических реакциях и оптимальном технологическом режиме.

На этом слайде представлена технологическая схема производства серной кислоты.

Следующая схема представляет принцип действия и конструкцию основного аппарата, используемого в производстве серной кислоты.

Следующая схема отражает информацию о технике безопасности в производстве.

Следующая схема посвящена проблемам охраны окружающей среды.

И последняя схема знакомит учащихся с профессиями людей, занятых в производстве серной кислоты.

Таким образом, схематическое представление понятий о химической технологии позволяет структурировать и компактно отобразить изучаемый материал, обеспечить целостность восприятия объектов, продемонстрировать взаимосвязи между химическими объектами и активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Методика формирования представлений о технологиях неорганических веществ предполагает использование схематического представления учебного материала на всех этапах обучения: объяснение нового материала учителем, закрепление материала на уроке, подготовка домашнего задания, контроль и оценка знаний учащихся.

Экспериментальная проверка эффективности предложенной методики проводилась на базе ГБПОУ ТППК. В эксперименте участвовали учащиеся 9 классов 1999года рождения ( контрольная группа) и 2000 года рождения (экспериментальная группа).

В контрольной группе изучение химических технологий осуществлялось по традиционной методике, а в экспериментальной группе с использованием методического приема схематизации учебного материала.

Для оценки эффективности разработанной методики были использованы следующие критерии:

- увеличение качества знаний по химии

- общее состояние мотивации к изучению химии.

После изучения курса неорганической химии для оценки качества знаний по химии в контрольной и экспериментальной группе было проведено тестирование. Тестирование выявило, что УО в контрольной группе составил 78%, а в экспериментальной 95%, КЗ в контрольной группе составило 33%, а в экспериментальной 73% .

Для оценки уровня мотивации в контрольной и экспериментальной группах было проведено анкетирование. Анализ результатов анкетирования показал, что очень высокий уровень мотивации у учащихся контрольной группы отсутствует, в экспериментальной составил 9,1 %, высокий уровень мотивации имеют 16, 7 и 40,9 % соответственно, средний уровень мотивации 27,8% и 31,8%, низкий уровень мотивации 38,8 и 18,2%, очень низкий уровень мотивации 16,7 и 0 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что методика формирования представлений о технологиях получения неорганических веществ с использованием методического приема схематизации учебного материала способствует повышению качества знаний по химии и повышению уровня мотивации к изучению химии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования дополняют теорию и методику обучения химии новыми представлениями о возможностях применения методического приема схематизации при изучении технологий получения неорганических соединений в курсе химии основной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика формирования представлений о технологиях получения неорганических соединений у детей среднего школьного возраста с применением методического приема схематизации содержания химико-технологических понятий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!