СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В даннойстатье обобщен опыт работы  по активизации деятельности обучающихся на уроках географии в сельской школе.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы»


1.Условия возникновения, становления опыта.

Для развития познавательной деятельности школьников на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения.

Детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении знаний. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Педагог должен стимулировать учащегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.

Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по развивающему обучению географии – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Я выработала для себя основные принципы творческого подхода к уроку, которые рассчитаны на веру в ученика. Для этого чтобы хорошо учить и воспитывать ученика на уроке, надо его хорошо знать и понимать. Не давать на уроке готовых истин, пусть до всего доходят учащиеся сами, проявляя педагогический оптимизм.

Весь урок должен быть воспитывающий, причем воспитание должно проходить через все содержание материала.

У меня сложилась система, в которой четко выделяю четыре основных правила.

1.Прежде всего, необходимо, чтобы учащиеся поняли тесную связь между предметом географии и окружающей действительностью. Научить учащихся воспринимать природу, как храм, как драгоценный дар, где каждая пылинка, капля, росточек и человек составляют единую гармонию. Готовясь к уроку, я всегда думаю, насколько это будет интересно моим ученикам, какую пользу они получат для себя.

2.Интерес к мнению ученика. Даю высказаться всем. Внушаю то, что ученик, на то и ученик, чтобы ошибаться и не стыдится этого.

3.Научить ребят читать книгу. При изучении темы «Гидросферы» рассказываю сказку о капельке, об одиноком дереве, о царе природы, привожу примеры из древних легенд например: « Что в очень давние времена жил суровый богатырь по имени Байкал. И было у него несколько сот сыновей и всего одна дочь –Ангара, самая красивая девушка на свете. Сыновья день и ночь трудились не покладая рук. В горах топили снега и ледники, со всей округи собирали и гнали хрустальную воду в огромную котловину. И вот однажды услышала Ангара от странствующих певцов о том, что за соседними горами проживает юный богатырь, красавец Енисей. Полюбила Ангара Енисея и сбежала из хрустального дворца со дна подводного царства, куда ее заключил строгий отец. Узнав о побеге, разъяренный Байкал бросился в погоню, схватил огромную каменную глыбу и кинул ее в непокорную дочь, но промахнулся. С тех пор так и лежит эта глыба у выхода реки из озера, называют ее сейчас Шаманский камень. В конце концов, прибежала Ангара к Енисею и обняла его, и потекли они вместе к студеному северному морю.» Все это прививает любовь к книге.

4.Эмоциональность. Учитель в какой-то мере должен быть артистом. «Доброе слово- уже доброе дело»- говорят японцы. Поэтому надо больше говорить детям, что они хорошие, умные, способные, неповторимые индивиды на Земле, что, такого как ты, нет нигде: воспитываю у учащихся чувство собственного достоинства. Это заповедь - основа моей работы.


2.Актуальность опыта.

Урок основная форма работы в школе, так пошло еще от Яна Амоса Каменского. Провести урок на современном этапе стало намного сложнее и труднее.

Перед педагогами стоит вопрос, как сделать, чтобы учебный труд был бы непринужденным, чтобы он диктовался внутренними потребностями и желаниями учащихся в приобретении знаний. Речь идет о непринужденном мотиве учения как важнейшим стимуле учебной деятельности.

Кратчайший путь к познанию лежит через познавательную самостоятельную активность учащихся в учебном процессе через продуктивную их деятельность. Поэтому актуально, сегодня найти эффективные пути формирования знаний учащихся, создать условия для познавательного поиска. Познавательный интерес, а вследствие его и творческая активность школьников сами по себе не возникают, они формируются и создаются содержанием учебного материала, формами, методами, приемами обучения. География, изучающая элементы природы, процессы и явления, происходящие в природной среде, закономерности их развития, население, хозяйство, взаимосвязь природы и хозяйственной деятельности человека, научные основы рационального природопользования, решения глобальных проблем человечества как никакой другой предмет актуален в развитии творческого поиска, глубокого интереса к современным проблемам со стороны учащихся.

2. Задачи

1 .Развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами его регионов и крупнейших стран.

2. Использовать эффективные нестандартные, проблемные методы преподавания.

3. Осуществлять личностный подход в обучении, учить детей самостоятельности в суждении, умению отстаивать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.



3.Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения эффективности обучения.

Сколь трудные времена ни переживали бы мы сегодня, для учителя школы, как и всегда, актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники знали географию и любили ее? Как правильно организовать познавательную деятельность ребят на уроке? Как помочь ученику учиться? перечень этих «как» может быть продолжен. Вот только всеобъемлющего ответа на них, единого рецепта на все случаи жизни для всех учителей сразу, к сожалению, не существует.

Время вносит коррективы, появляются новые учебные программы, обновляются учебники и создаются альтернативные. «Официальные» методики быстро устаревают, а традиционные методы преподавания уже не удовлетворяют. Но не останавливается процесс обучения.

Учителя стараются строить свою работу так, чтобы методы обучения, применяемые на уроке, помогали им решать задачи, предусмотренные школьной программой. Как это лучше сделать? Как усилить теоретическую и практическую направленность в обучении географии ? как активизировать учащихся ? Как привить им интерес к предмету?

«непосредственный интерес вот великий двигатель, единственный который видит верно, и далеко, интерес в педагогической системе является краеугольным камнем обучения» -так писал Ж.Ж.Руссо еще в 18 веке.

Любая деятельность человека будет проходить более активно, с наибольшим конечным эффектом, если она полностью поглощает волю и чувства человека, если она ему интересна. Без интереса, на мой взгляд, не может быть продуктивного учения. Познавательный интерес, а вследствие его и творческая активность школьников сами по себе не возникают. Они формируются и создаются содержанием учебного материала, формами, методами, приемами обучения

География, изучающая элементы природы, процессы и явления, происходящие в природной среде, закономерности их развития, население, хозяйство, взаимосвязь природы и хозяйственной деятельности человека, научные основы рационального природопользования, как никакой другой предмет позволяет широко развивать познавательный интерес учащихся, используя различные формы и методы работы. Я уделяю большое место сочетанию разных методов обучения, которые рассматриваю как взаимосвязанную деятельность учащихся и учителя. Для конкретного урока методы выбираю исходя из содержания учебного материала, наличия средств обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, опорных знаний. Словесные методы сочетаю с наглядными (учебные картины, карточки, карты, атласы, фотографии) и практическими работами.

Деятельность учащихся стараюсь организовать на проблемно-поисковом, творческом уровне


4.Диапазон работы над опытом: урок и внеклассная работа с обучающими..


5.Теоретическая база опыта.

Введение

Кейс-метод широко используется в обучении за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе Гарвардского университета. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в отчётах Гарвардского университета.

Проблема внедрения кейс-метода в практику школьного и высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

  • первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации и пр.;

  • вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях непрерывных изменений в общественной, профессиональной и других сферах жизни.

Часть 1. Сущность кейс-метода

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Поставив правильно задачу и подготовив «кейс», необходимо организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность. Непосредственная цель метода - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию - case, и вырабатывает практическое решение. В результате организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего в контексте поставленной проблемы.

Следует отметить, что работа в режиме кейс-метода в некоторой степени технологизирована и ориентирована на технологии проблемного, проектного обучения.

Выделим некоторые технологические особенности кейс-метода:

  • Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

  • Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

  • Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

Таким образом, возникает несколько практически значимых вопросов:

  • Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»?

  • Как организовать деятельность обучающихся в режиме кейс-метода? Что необходимо учесть?

  • Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод? Какие плюсы и минусы необходимо учитывать?

  • Какие преимущества может получить преподаватель, практикующий кейс-метод?

Часть 2. Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»?

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Этот кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к реальной профессиональной деятельности.

Обучающий кейс, в отличие от практического, отражает жизнь не «один к одному». В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества, однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту.

Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет также довольно эффективно использовать его в проектно-исследовательской деятельности.

Обобщить вышеизложенный материал можно в виде таблицы:


Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обуча-ющая, образова-тельная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-иссле-довательский кейс

Исследова-тельские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

Неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью. Совсем недавно преподаватель вынужден был готовить объемные бумажные кейсы, распечатывая или копируя найденную информацию. Сегодня Интернет значительно облегчил работу преподавателей по подготовке кейсов. Современные кейсы все больше представляют из себя базу Интернет-ссылок.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что очень большие по объему кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Следует отметить, что сегодня нет определённого стандарта представления кейсов. Кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

Итак, хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать чётко поставленной цели создания;

  • иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;

  • быть актуальным на сегодняшний день;

  • быть ориентированным на коллективную выработку решений;

  • иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения), чем провоцировать дискуссию.

Часть 3. Как организовать деятельность в режиме кейс-метода?

Кейс-метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов.

Во-первых, разрабатывается учебное задание проблемного типа, ориентированное на практическую ситуацию.

Во-вторых, нет однозначного ответа на познавательный проблемный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

В-третьих, акцент образовательной деятельности здесь переносится не столько на овладение готовым знанием, сколько на выработку мнений или решения, на сотворчество обучающихся и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик - обучающийся по сути дела равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

Если коротко описать наиболее распространенную модель деятельности в режиме кейс-метода, то она будет содержать несколько шагов-этапов:

  • Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.

  • Преподаватель готовит кейс небольшим объемом до нескольких десятков страниц. А при наличие возможности использовать на занятии Интернет, кейс, как отмечалось выше, представляет из себя список интернет-ссылок.

  • Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.

  • После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и происходит выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.

  • Преподаватель совместно с обучающимися подводит итоги, делают выводы, выбирает наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

Часть 4. Как должен выстраивать свою профессиональную деятельность преподаватель, практикующий кейс-метод?

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.


Возможности применения элементов кейс-технологии

на различных этапах урока


Этап урока

Элементы кейс-технологии

Мотивация учебной деятельности обучающихся

Практические кейсы.Знакомство с ситуацией, содержащей противоречие и имеющей неоднозначное решение. Постановка проблемы.

Первичное усвоение новых знаний

Обучающие кейсы.Анализ материалов кейса. Знакомство с информацией.Усвоение новых знаний.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Научно-исследовательские кейсы. Позволяют найти решение проблемы на основе уже имеющихся знаний.

Обобщение и систематизация знаний

Составление сводной таблицы, схемы, классификации на основе материалов кейса.


8. Метод проектов: за или против.

Часть 5. Преимущества для обучающихся, которые может получить преподаватель, практикующий кейс-метод.

Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою.

С помощью этого метода обучающиеся получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компетентностей, которые развиваются в режиме кейс-метода.

6.Технология описания опыта.

Представлю разработанные мною кейсы.



Горожане XIX века обходились одним единственным видом городского транспорта под названием «извозчик». Вот что писали в сибирском ежегоднике: «Извозчиков в городе много, на главных улицах и около гостиниц нередко встретишь лихача на хорошем рысаке и в коляске на резиновых шинах. У окраин господствует тип обыкновенного «Ваньки» на заморенной кляче и облупившейся тележке». Большее количество людей желало заниматься извозом, т.к . это дело приносило неплохой доход. Особо уделялось внимание состоянию лошадей и повозок. Запрещалось жестокое обращение с лошадями, обременение их излишним грузом. На морозе и в ветреные дни лошадь должна была покрываться папахою. Роль гужевого транспорта постепенно утратило былое господство, а с появлением механических средств передвижения перестало существовать.


-Что его заменило?

Определите тему и цель урока. (Железнодорожный и автомобильный транспорт)

Установить особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. Какой транспорт более дешевый? особенно сильно загрязняется воздух?


-Откуда мы можем получить информацию по этой теме?

- Что имеется у нас для работы? (карта, атлас, тексты, учебники, слайды)

IV. Первичное усвоение новых знаний

1.Просмотр презентации. Смотри приложение.

2. Работа с кейсом

В каждой группе имеются тексты с информацией, вам необходимо найти ответ на заданный вопрос


Памятка

1. Умей слушать других.

2. Будь доброжелательным в общении.

3. Не перебивай товарища.

4. Умей договариваться.


Работа в группах:


5. Первичная проверка понимания

Анализ составленных работ(правильность заполнения кейса).


6. Первичное закрепление.

А теперь проведем небольшое путешествие.


1) Железнодорожный транспортведущий среди универсальных видов транспорта в России.

У железнодорожного транспорта есть много достоинств:

-высокая грузоподъемность,

-низкая себестоимость перевозок,

-всепогодность,

-возможность строить железные дороги почти повсеместно.

(Однако высокая доля железных дорог в транспортной работе объясняется, прежде всего, возможностью перевозок грузов на большие расстояния.

Протяженность железных дорог в России 86 тыс. км. Это меньше, чем в Канаде и США, но длина электрифицированных железных дорог (38,5 тыс. км) — наибольшая в мире. В связи с кризисом грузооборот железнодорожного транспорта постоянно снижается.

Основные черты географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени. В европейской части их конфигурация напоминает гигантское колесо, центр (ось) которого — Москва. От нее в разные стороны отходят «спицы» — 11 железнодорожных магистралей (см. карту атласа). На расстоянии 40—100 км и 150— 300 км от Москвы эти радиусы пересекаются двумя кольцевыми дорогами. На восток от европейского «колеса» протянулись широтные магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их меньше.

Такая география железнодорожных путей создает серьезные проблемы в обеспечении надежной транспортной связи между западными и восточными районами страны. Особенно сложно стало выполнять эту задачу после распада СССР. Значительные участки крупнейших широтных магистралей — Транссибирской (Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Владивосток), Среднесибирской и Южносибирской — теперь оказались за пределами России. Единственный собственно российский участок (Екатеринбург — Тюмень — Омск) не в состоянии выполнять эту важнейшую общегосударственную функцию.)


в) Знакомство с Транссибирской магистралью.

Слайд

Строительство Транссибирской магистрали началось 19 мая 1891 г. одновременно во Владивостоке и Челябинске. Сооружение железной дороги на территории земли Иркутской происходило в 1897 и 1898 гг. Железная ветка была доведена до озера Байкал, а через него составы переправлялись до станции Мысовой на ледоколе «Байкал». Ледокол мог вмещать одновременно 25 вагонов с грузом. В зимнее время ледоколу приходилось пробивать лед толщиной до 1 м. В 1904 г. было завершено строительство Кругобайкальской железной дороги от станции Байкал до Мысовой, протяженностью 200 верст вокруг южной части озера. На этом пути пришлось пробить 39 тоннелей, соорудить десятки мостов и виадуков. Дорога проходила по почти безлюдной местности, прорезая дремучую сибирскую тайгу, многочисленные реки и озера, болота и вечную мерзлоту.

16 августа 1900 г. первый поезд прибыл в Иркутск, где к этому времени был построен железнодорожный вокзал. Скорость поезда была 12 верст в час. Курьерский поезд, как самый быстрый, шел до Москвы из Иркутска 9 суток. Железная дорога оживила экономическую жизнь Сибири. Увеличился вывоз зерна, муки, мяса, кожи, шерсти, пушнины, золота. Из Европейской России привозили сельскохозяйственные машины и технические изделия, текстильные и бакалейные товары. Значительно уменьшилась стоимость перевозок.

Дорога способствовала росту населения на юге Сибири, особенно в городах и пристанционных поселках. Если в 1897 г. в Иркутске проживало 51,5 тыс. человек, то в 1917 г. стало 90,4 тыс. человек. В Нижнеудинске за этот период население выросло с 5,7 до 8,9 тыс. человек, в Тулуне — с 500 до 3,5 тыс. человек. Со строительством дороги связано промышленное освоение добычи угля в Черемховском бассейне.

На строительстве дороги работали русские, буряты, украинцы, особенно много было поляков. Работать на дорогу шли крестьяне, было много переселенцев. Строители дороги, ее эксплуатационники положили начало формированию рабочего класса.

Российские и зарубежные современники рассматривали рельсовый путь через Сибирь как величайшее сооружение конца XIX — начала XX в.



Сложившийся рисунок российских железных дорог не позволяет им обеспечивать надежную и кратчайшую связь между:

1) западными и восточными районами страны;

2) государствами, граничащими с Россией, но не граничащими друг с другом (приведите примеры);

3) странами Европы и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В перспективе не менее важной остается проблема строительства новых железных дорог, особенно на востоке России. Уже построена, но пока практически не используется Байкало-Амурская магистраль (Усть-Кут — Советская Гавань). Ведется строительство Амуро-Якутской магистрали (Беркакит — Томмот — Якутск).

БАМ слайд


Особое направление — создание высокоскоростных железнодорожных магистралей. В России было начато строительство магистрали Москва — Санкт-Петербург.

Слайд

Скоростной поезд «Сапсан» представлен

24 сентября 2008 г. — созданный для России немецкой компанией Siemens скоростной поезд «Сапсан» представлен на Международной транспортной выставке в Берлине.

Своё хищное «птичье» название поезд получил, благодаря огромной скорости движения, в которой он схож с самым быстрым существом на земле соколом-сапсаном. Во время пути этот пассажирский состав развивает скорость от 250 км/час до 350 км/час, чем он очень напоминает «настоящего сокола».

13 ноября 2008 г. состав погружен в порту Мукран (Германия) на паром и 14 ноября прибыл в российский порт Балтийск, 20 ноября паром с поездом прибыл в порт Усть-Луга, откуда он транспортирован по железной дороге в моторвагонное депо «Санкт-Петербург-Московское» Октябрьской железной дороги.

17 декабря 2009 года в России был запущен первый высокоскоростной поезд «Сапсан» по маршруту Москва – Санкт-Петербург. В 19:00 по московскому времени 10-вагонный состав отъехал от пятой платформы Ленинградского вокзала. В первый рейс поезд отправился под звуки мелодии "Время, вперед", без церемоний и официальных речей. Чуть более чем через полгода 30 июля 2010 было налажено движение Москва – Нижний Новгород – Москва. Сейчас существует и третий маршрут: Санкт-Петербург – Нижний Новгород, транзитом проходящий через Курский вокзал столицы.

В феврале 2011 г. глава Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт заявил о планах запуска поезда «Сапсан» на направлении Красноярск-Новосибирск-Омск.

Апрель 2011 г. Руководитель РЖД Владимир Якунин заявил о планах по налаживанию российского производства поездов Ласточка (Desiro). При этом он отметил, что поезд Сапсан в России производиться не будет, так как он не видит смысла в локализации производства поездов, потребность в которых ограничена.


Работа с учебником. Почему разная информация дана. Дополни новыми фектами:

Материал о запуске скоростной дороги Москва – Сан-Петербург 14 декабря 2009 года. Исправьте карандашом.


- Как влияет строительство ж/д на окружающую среду?

Строительство железных дорог связано со значительным экологическим ущербом. При их прокладке отводится полоса земли шириной 30—45 м, в которой ведутся разнообразные работы. Следовательно, на каждую 1000 км железнодорожного полотна уничтожается до 45 км2 естественного растительного покрова. Насыпь нарушает водный режим территорий.

Но железнодорожный транспорт экологически чище других.


Показ основных направление ж/д путей на экране


2) Автомобильный транспорт в российских условиях по себестоимости перевозок — один из самых дорогих. Эта дороговизна является следствием:

1) плохих дорог;

2) недостаточного количества автомобилей малой и высокой грузоподъемности (менее 2 и более 8 тонн);

3) слабого использования дизельных двигателей;

4) плохого качества отечественных автомобилей.

Но автомобильный транспорт обладает большой манёвренностью и скоростью движения, а также возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.

Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в северных и восточных, а также горных районах страны, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.

География автодорог России схожа с географией железных дорог, 12 крупнейших автодорог расходятся лучами от Москвы (см. карту атласа). В восточных районах число дорог резко снижается. До сих пор нет магистрали, пересекающей всю Россию с запада на восток.

Развитие автомобильного транспорта России идет по нескольким направлениям: прокладываются новые магистрали, создаются новые дороги в сельской местности. Здесь из-за их отсутствия теряется значительная часть продукции, а население оказывается отрезанным от близлежащих городов.

Автомобильный транспорт — один из загрязнителей окружающей среды.

Особенно сильно загрязняется воздух.


Работа в атласах – посмотреть шоссейные дороги

Вопросы и задания


-Какова тема нашего урока? (железнодорожный и автомобильный транспорт)


-Раскрыли мы ее на уроке?


- Что можете сказать о дорогах Курской области.


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать параграф 32.

Разработать рекламный буклет или листовку для одного из видов транспорта России с целью привлечения большего числа пассажиров. Сократить текст о транспорте Курска до 5-7 предложений. Тексты прилагаются.






Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:

  • Формирование и развитие информационной компетентности.

  • Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.

  • Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости.

  • Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!