СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Патриотическое и духовно-нравственное воспитание средствами

хореографического искусства»

(на примере образцового хореографического ансамбля «Красно солнышко»)

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ





«Патриотическое и духовно-нравственное воспитание средствами

хореографического искусства»

(на примере образцового хореографического ансамбля «Красно солнышко»)









Автор:

Тонких Людмила Алексеевна,

Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории.




Курчатов 2024 г.



(1 СЛАЙД)

ПРИВЕТСВИЕ

Добрый день уважаемые коллеги меня зовут (Людмила Алексеевна Тонких) я педагог дополнительного образования «Дома детского творчества» руковожу детским образцовым хореографическим ансамблем «Красно солнышко».

(2 СЛАЙД)

Разрешите представить вашему вниманию обобщение опыта моей работы по теме: «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание средствами хореографического искусства» (на примере образцового хореографического ансамбля «Красно солнышко»)

(3 СЛАЙД)

«Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика,
формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир,
его позиции и не только в искусстве, а и в жизни.»
Ростислав Захаров

Патриотическое воспитание активно переосмысляются в настоящее время и приобретает новое значение из-за изменений, происходящих в нашем обществе, стране и мире. Вопрос необходимости патриотического воспитания и поиск новых подходов к нему становятся одной из важнейших аспектов воспитательной работы с детьми и даже государственной политики страны.

(4 СЛАЙД)

Актуальность.

Считаю, что с детских лет необходимо прививать – любовь к Родине, а это: «Порядочность, уважение, к родителям, учителям и старшему поколению, забота о младших, ответственность. Это всегда комплексная работа, и только при таком подходе она даст свои результаты. Прежде всего нужно воспитывать человека, который в любой момент готов прийти на помощь и подставить своё дружеское плечо, вот именно такие люди и будут настоящими патриотами».

Цель: воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в образцовом хореографическом ансамбле «Красно солнышко».







(5 СЛАЙД)

Задачи:

Одной из основных задач воспитания детей является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Страну. Представление о Родине начинается уже с картинки, слышимой музыки, окружающей природы.

Патриотизм немыслим без нравственности, ответственности, любви, а все это должно быть каждодневной, ежечасной заботой педагогов, родителей и всех взрослых, окружающих ребенка.

Не будут ребенок любить Родину, если не научатся ценить свой и чужой труд, если не будут с благодарностью относиться к тем, кто что-то делает для него. Будь то его родители, обеспечивающие детям быт, или неизвестный фермер, собирающий на своих полях хлеб, который потом окажется на наших столах.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.

Сегодняшние дети – это наше будущие и от нас с вами зависит, какими они вырастут, чтобы они гордились страной, в которой родились, выросли и заботились о ее благосостоянии.

Любовь и понимания Родины ребенком всегда тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести все это до каждого в доступной форме, приобщая его к духовному наследию России.

(6 СЛАЙД)

Идеи патриотического, духовно нравственного воспитания особенно актуальны в настоящее время, такой вектор воспитательной работы не зависит от специфики или узкой специализации какого-либо объединения.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, чтобы активизировать на уроках хореографии творческие проявления учащихся, усилить роль патриотического воспитания в развитии личности юного танцора. Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер. Для этого необходимо создать условия проводить беседы о Родине, её красоте, о традициях своего народа, по возможности провести встречи с героями СВО, рассказывать о Великой Отечественной войне, вспомнить её героев.

(7 СЛАЙД)

Считаю, что хореографическое искусство является одним из универсальных средств воспитания гражданственности и патриотизма, формирует эстетические и духовно-нравственные качества личности, способствует сохранению региональных обычаев и традиций, а также воспитывает чувство уважительного отношения к национальным традициям и культуре других народов.

В образцовом хореографическом ансамбле «Красно солнышко» патриотическое воспитание начинается с изучения основ русского танца, с пробуждения у детей интереса к истории русского народа, к его танцевальной культуре. Именно поэтому особое внимание уделяется русским стилизованным танцам. О русских "Ковырялочках", "Веревочках", "Вертушках", "Приподаниях" знают даже самые маленькие участники коллектива.

(8 СЛАЙД)

Посредством изучения народного творчества обучающиеся познают, что древнейших искусств великое множество и танец - одно из них.

Без интереса к народному творчеству учащиеся не смогут правильно передать характерные особенности изучаемого танца.
Поэтому столь важно познакомить учащихся с историей, бытом и национальной культурой народа.

(9 СЛАЙД)

Перед знакомством с каждой постановкой делаю небольшой экскурс в историю данного номера, рассказывая об его характере, тематике, хореографической лексике и костюме.

Изучая наш Курский костюм, старшим девочкам удалось даже примерить их на себя и станцевать в них, заняв 1 место. Создание фольклорного сценического танца – как, дыхание времени, исполнители вживаются в образ понимая его ценность и необходимость.

(ВИДЕО ЗАДУСАЛ СТАРЫЙ ДЕД)

Репертуар постоянно обновляется. Танцевальные постановки различаются между собой по настроению, рисунку и темпу музыки.

Уверена, что правильно подобранный музыкальный материал способствует воспитанию эмоциональной отзывчивости и учит детей через музыку чувствовать красоту родной земли.

Например, композиция «С чего начинается Родина», «Это всё моё родное», является ярким свидетельством восхищения красотой родного края, пробуждая в душе каждого, любови к родной земле, к родному дому, семье.

Патриотическое воспитание связано с внутренним миром ребенка и не может происходить в отрыве от внутренних переживаний. В репертуаре ансамбля «Красно солнышко» есть танцевальные композиции, соответствующие определенным историческим событиям:

«Дети Войны» Видео

«Ты не забудь обо мне», Видео

«Закаты алые» Видео

«Верните память», «До свидания мальчики» и т.д,

формирующие такие черты характера, как: смелость, отвагу, которые помогают стать человеком и гражданином, готового нести ответственность за судьбу Отечества, защищая его интересы.

(10 СЛАЙД)

Если еще недавно чтобы прочувствовать понять события Великой Отечественной войны, мне приходилось рассказывать детям о подвигах наших дедов, то в наше непростое время они очень прониклись темой патриотизма, это настолько близко, что не надо объяснять всё понятно без слов. Танцевальные сюжеты патриотической направленности основываются на материале, что формирует у них гражданственность и патриотизм, осознанное отношение к защите Отечества.

(11 СЛАЙД)

Музыкальное сопровождение помогает детям творчески выразить себя и через танец передать хореографический образ. Стараюсь обратить их внимание на эмоциональное исполнение танцевального сюжета. Например, в композицию «Верните память», мы начали учить ещё до СВО, и тогда я им много рассказывала о героях погибших в годы Великой Отечественной войны, а когда уже началась специальная военная операция, они стали танцевать его очень проникновенно, совсем недавно выступали с этим номером на Открытом Первенстве города Курчатова по кикбоксингу посвященного памяти Героя России Андрея Хмелевского, в их сердцах это оставило огромный эмоциональный отклик.

Считаю, что такой подход способствует воспитанию патриотических чувств и через художественную память приобщает детей к духовному наследию России.

(12 СЛАЙД)

Хореографическая постановка «До свидания мальчики», была посвящена также теме Великой Отечественной войны, а теперь это подходит и к нашему времени. Сколько мальчишек, парней, мужчин отправились защищать нашу Родину и девушки не остаются в стороне. В сюжете раскрывается женский русский характер в борьбе с врагом. Конечно, девушкам не место на войне, но бывают времена, когда им приходится брать в руки оружие, чтобы защитить себя, близких людей и Родину. Движения в танце полны решимости и непримиримости по отношению к врагам. В их эмоциях чувствуется близость Победы.

Образцовый хореографический ансамбль «Красно солнышко» ежегодно принимает участие во всех концертных мероприятиях патриотической направленности.

(13 СЛАЙД)

Хочу отметить, что участие в хореографическом конкурсе «В память» посвящённого памяти Никиты Карпова – хореографа, геройски погибшего при исполнении воинского долга на СВО вызвало у детей эмоциональный всплеск и пробудило столько сочувствия и осознания гордости за его подвиг, за свое Отечество, что послужило прочной основой для дальнейшей воспитательной работы по формированию патриотических качеств личности.

Так же наш ансамбль принимает участие в танцевальных конкурсах и фестивалях разных уровней с патриотической тематикой таких как:

«Гордость Отечества»,

«Салют Победы»,

«Аллея славы»,

«Память сердца»,

а также в мероприятиях, которые посвящены государственным праздникам пробуждают в душе каждого воспитанника позитивный эмоциональный отклик, способствуя сплоченности коллектива и воспитанию личности.

Хореографический фестиваль «Карагод талантов, хоровод дружбы» в котором мы ежегодно принимаем участие - яркий пример бережного отношения к народному творчеству, который организуется с желанием сохранить и приумножить любовь к родным местам малой Родины, что является одним из самых сильных чувств человека – гражданина, способствуя воспитанию идентичности и патриотизма.

В работе с образцовым хореографическим ансамблем «Красно солнышко по духовно нравственному и патриотическому воспитанию использую технологию проектной деятельности, которая, направлена на изучение и сохранение региональных традиций и национальных корней русской народной культуры.

С одной из моей старших учениц мы провели огромную работу и подготовили исследовательский проект в номинация: «Культура и фольклор родного края» по теме: «Традиции моего народа» - итог 2 место на Всероссийском конкурсе, всё это способствует пробуждению интереса к народному творчеству. Родители, максимально заинтересованные   в проявлении творческих способностей своих детей. Считаю, что именно семья обладает широкими воспитательными возможностями, так как помогает ребенку через свои ценностные ориентиры обрести и усвоить социально - духовные нормы, сформировать ответственное отношение к жизни и окружающим людям.

(14 СЛАЙД)

Итог:

Подводя итог, могу сказать, что работа в образцовом хореографическом ансамбле «Красно солнышко» по формированию духовно-нравственного и патриотического воспитания является действенным инструментом, позволяющим моим ученикам стать настоящими патриотами своей Родины.





















Первое направление.  «Растим патриота и гражданина России»:

  • «Ты не забудь обо мне»

  • «Верните память»

  • «Дети войны»

  • «Закаты алые»

  • «До свидания мальчики»

Второе направление – «Мой край родной»:

  • «С чего начинается Родина»

  • «Росиночка, Россия»

  • «Моя Россия»

  • «Это всё мое родное»

  • «Я, ты, он, она, вместе целая страна»

  • «Россия чемпионка»

Третье направление -  Развитие интереса к русским и национальным традициям и промыслам:

  • «Задумал старый дед»

  • «Ивана купала»

  • «Ромашки спрятались»

  • Четвёртое направление Проекты в хореографии:

  • «Фронтовые письма»

  • «Культура и фольклор родного края»

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!