СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой теоретическую часть опыта работы по теме "Театрализованные игры как средство развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста". Будет полезен педагогам дошкольного образования.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР»











Театрализованные игры

как средство

развития эмоциональной сферы

детей среднего дошкольного возраста



Опыт работы















Воспитатель:

Сафарова Наталия Альбертовна





Рыбинск, 2021

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………...................3


Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР………………………………………………………………………………6

1.1. Значение театрализованной игры для всестороннего развития дошкольников…………………………………………………………………...6

1.2. Театрализованная игра, её виды. Условия для организации театрализованных игр………………………………………………………….……………………..7

1.3. Особенности педагогического руководства театрализованной игрой при работе с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………….……….9



Введение


Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей и видит свою цель в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

Речь идет о таком подходе, в результате которого ребенок осознает себя как неповторимую индивидуальность. Однако для реализации своих возможностей и раскрытия талантов человеку необходимо обладать такими качествами, как активность, коммуникабельность, умение преподнести себя. Далеко не каждому удается легко общаться, выступать перед публикой.

Эмоциональное развитие важно для детей, так как оказывает влияние на формирование их личности. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования, происходящие в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного и начального школьного образования. Согласно содержанию ФГОС одним из ведущих приоритетов должно стать создание условий для социально-эмоционального развития детей. Формирование личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих рассматривается как условие успешной адаптации в социуме.

Возраст 4-5 лет является сензитивным для формирования эмоциональной сферы. Поэтому, на наш взгляд, в условиях дошкольного образовательного учреждения актуальна и важна специальная работа по развитию эмоциональной сферы у детей среднего возраста.


Театрализованные игры можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь, способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

Наверное, нет такого детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованные игры. И хотя многие воспитатели выстраивают на них свои инновационные методики, театрализованная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже очень давно. Проблемами использования театрализованных игр в работе с дошкольниками занимались многие знаменитые педагоги: В.А.Сухомлинский, Л.В.Артемова, М.Д.Маханева.

Но, несмотря на известность, театрализованная игра и сегодня остается не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Более того, педагогика, как в теории, так и на практике до конца не разобралась в подходах к организации театрализованных игр в детском саду. На страницах журналов и газет давно ведется полемика о неоднозначности использования театрализованных игр в дошкольных учреждениях. В своей статье «Вреден ли театр дошкольнику?». А.П.Ершова знакомит педагогов с новым понятием – «социоигровая технология» (которая также основана на приемах театрализованной игры) – и еще раз подчеркивает опасность использования театра как жесткого и сложного искусства для маленьких детей, требующего от них работы напоказ.

Однако, несмотря на многие проблемы, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться педагоги, театрализованная игра остается, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью, без нее уже не мыслит свою работу ни один педагог.

С точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театрализованной игры. Обратим внимание на чрезвычайно важную особенность театрализованной игры: эта деятельность интересна всем – и детям, и взрослым. При этом в ней всегда присутствуют непредсказуемость, спонтанность, импровизации и экспромты.

К сожалению, не все воспитатели готовы к импровизации, и часто театрализованная игра превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. Важно так продумать организацию театрализованной игры, чтобы развить выразительность и образность речи детей, развить невербальные средства общения (мимику, жест). Искусство развития у детей интонационной выразительности, творческих способностей – педагогическое искусство – тоже опирается на определенные методы и приемы, на логические модели построения игрового взаимодействия.

Практика показывает, что в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях не достаточное внимание уделяется развитию эмоциональной сферы детей. На занятиях дети бывают застенчивы, не владеют силой голоса, отвечают вяло, односложно, скованны в движениях. В первую очередь, это связано с общей загруженностью воспитателей и недопониманием значения развития эмоциональной сферы, а вместе с этим интонационной выразительности ребенка-дошкольника.

Таким образом, просматривается противоречие: между требованиями, которые предъявляет современная социокультурная ситуация, и реальной педагогической практикой, когда воспитатели дошкольных учреждений оказываются недостаточно готовыми к работе по развитию эмоциональной сферы детей.


На основании вышеизложенного, мы сформулировали проблему: могут ли театрализованные игры повлиять на эмоциональное развитие дошкольников?


Все эти размышления в данном направлении побудили нас изучить и разработать механизмы организации совместного творчества, которые помогают организовать творческое общение ребенка и взрослого средствами театрализованной игры, развивать выразительность, эмоциональность дошкольников с помощью специальных приемов.

Исходя из этого, была сформулирована цель работы: определить и апробировать методы и приёмы театрализованной игры как средства развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.


Определены следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретические основы организации театрализованных игр с детьми дошкольного возраста.

  2. Изучить педагогические основы развития эмоциональной сферы дошкольников.

  3. В процессе опытно-практической работы апробировать методы и приёмы театрализованных игр, направленные на эмоциональное развитие детей пятого года жизни.

  4. Диагностировать уровень эмоционального развития детей на начальном этапе.

  5. Проверить результативность проведенной работы.



Глава 1. Теоретические основы

организации театрализованных игр


1.1 Значение театрализованной игры для всестороннего развития дошкольников


Театрализованная игра, являясь разновидностью творческой игры, имеет огромные воспитательные и развивающие возможности. Это отмечают ученые, психологи и педагоги-практики.

Театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, способ приобщения к духовному богатству.

Театрализованные игры выступают связующим звеном в отношении к познаваемому. Через театрализованные игры у детей расширяются знания об окружающей действительности. Активизируется словарный запас, становится выразительной речь. Развивается память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Формируется взаимоотношение сотрудничества и взаимопомощи. Нельзя забывать и о значении театрализованной игры в патриотическом воспитании детей. Дети знакомятся с разнообразием русского народного фольклора, узнают об особенностях старинного быта, знакомятся и с произведениями зарубежных авторов. 14, 17 

Благодаря сказочному сюжету, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Театрализованная игра построена таким образом, что помогает детям снять мышечное напряжение и дает заряд положительных эмоций. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков системы дошкольного воспитания является монотонность жизни ребенка. В течение 8-10 часов малыш находится в одном и том же помещении с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращая их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». Театрализованные игры вносят разнообразие в жизнь ребенка, дарят ему радость.

Особое место занимает театрализованная игра в эмоциональном развитии ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Обсуждение образов, их действий и поступков заставляют детей сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые. У детей развивается эмпатия – способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная игра дает детям возможность решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, позволяя перешагнуть через черту робости, решиться на выступление перед зрителями. Показ совместных спектаклей, выход с показом в другие группы позволяют детям общаться не только в своем привычном кругу, но и расширить этот круг общения, создавая полноценную среду развития, в которой каждый ребенок может найти свое особенное место, стать полноценным членом общества.  14

Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать детей-дошкольников. И именно театрализованная игра способствует самореализации каждого ребенка, формирует его личностные качества, влияет на его полноценное развитие, затрагивая в том числе и его эмоциональную сферу. Сравнение себя с героем и сопоставление своих поступков с его поступками меняют взгляды на похожие ситуации, происходящие в жизни, или становятся подтверждением и утверждением собственной, начинающей складываться в дошкольном возрасте, жизненной позиции.  2, 5


    1. Театрализованная игра, ее виды. Условия для организации театрализованных игр

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: сказок, рассказов, специально написанных инсценировок, а также произведений малых форм. Герои этих произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией,- сюжетом игры.

В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л.С.Фурминой, театрализованные игры – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Театрализованные игры детей-дошкольников, по Л.С.Фурминой, имеют две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры (предметные) – это различные виды кукольного театра; вторые игры (непредметные) – это игры-драматизации.  15 

Несколько иной подход в работах Л.В.Артемовой. Согласно ее исследованиям, театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет.

В связи с этим Л.В.Артемова выделяет следующие виды театрализованных игр:

  • режиссерские игры (настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе) – в них дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли; пантомима ребенка ограничена, так как он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой;

  • игры-драматизации (инсценировка, игры с пальчиками, драматизация с куклами бибабо) – в них дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.  1 


Театрализованные игры займут важное место в жизни детей при создании следующих условий в детском саду:

  • организация предметно-пространственной среды, которая должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка;

  • совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей);

  • насыщение театрализованной деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

  • наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

  • постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

  • подбор репертуара для театрализованных игр: предпочтение литературным произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками;

  • доступность инсценировок по литературным произведениям;

  • овладение детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;

  • наличие творческих способностей у педагога-руководителя, владение им основами актерского мастерства и навыками режиссуры;

  • серьезное, искреннее, эмоционально-положительное отношение педагога к играм детей в театр.  6, 12


Работа по проведению театрализованных игр требует от самого педагога желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи. Такого вида творчество влияет и на самого педагога, вышеуказанные качества приобретаются и развиваются. Воспитатель приобретает умение заинтересовать детей выразительным воплощением роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, он следит за своей мимикой, движением, интонацией. Взрослый является образцом творческого поведения в глазах своих воспитанников.


1.3. Особенности педагогического руководства театрализованной игрой при работе с детьми среднего дошкольного возраста

Проявлять эмоциональную отзывчивость дети способны уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому, не откладывая на потом, педагогу важно специально знакомить ребенка со своеобразным эмоциональным букварем, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций. Радость и грусть, гнев и обида – обо всем этом и о многом другом могут рассказать позы, жесты, мимика. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.

Дошкольники вполне могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих.

Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.

При работе с детьми 4-5 лет педагогу необходимо возбудить и развивать у них интерес к театрализованной игре.

М.Д.Маханева 12  предлагает проводить театрализованные игры в форме игровых занятий с включением в них разыгрывание каких-либо сценок, сказок, ролевых диалогов. При этом рекомендует строить эти занятия по схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроя;

- театрализованные игры (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность работы.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия – все это способствует быстрому ее усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей.

В игре не надо показывать ребенку те или другие выразительные приемы – игра для него должна быть именно игрой. Большое значение имеет интерес к игре самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть.

В театрализованной игре одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочередно были ее участниками. При этом должны быть и такие упражнения, которые выполняют сразу дети всей группы.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей.

Особенность театрализованных игр заключается в том, что по ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из детей, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, мимику, речевые выразительные средства.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело направить их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее), на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Формами театрально-игровой деятельности являются:

  • театрализованные игры-занятия;

  • развлечения и праздники с элементами театрализации.

Театрализованные игры-занятия выстраиваются по принципу от простого к сложному. Используется варьирование работы над одним и тем же материалом (например, сказкой), повторное использование игр на разных занятиях.

Играми-занятиями они названы потому, что на первый план здесь выступает именно игра, свободная игра как общение ребенка с взрослым. Методика проведения театрализованных игр-занятий способствует ненавязчивому вхождению в художественно-образную ситуацию, в которой главное для ребенка – получить радость от общения с взрослым, а для взрослого – удивить ребенка интересной игрушкой, сюрпризом, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, образным словом, выразительной интонацией, движением. Театрализованная игра открывает перед ребенком целую галерею привлекательных и ярких образов (детей, животных, птиц, игрушек), находит в нем отклик, тем самым развивая его эмоциональную сферу.


В играх-занятиях используются следующие методы работы: игры-разминки, игры-импровизации, пальчиковые гимнастики, игры-инсценировки, игры-хороводы.

К методам работы относятся и следующие виды деятельности:

  • Психогимнастика – побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.

  • Пантомимические этюды – в них дети могут показать не только эмоциональное состояние героев, но и передавать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления.

  • Упражнения в темпоритме – здесь важно отображать эмоциональные образы в темпоритме, выполняя упражнения на ритмизацию природных явлений, чувств и действий различных персонажей. Особая роль в таких играх отводится взрослому. Совместно с детьми он обсуждает разные варианты того, как в ритмическом виде воспринимаются эмоционально значимые ситуации (ссора друзей, радость встречи). Под влияние совместного обсуждения дети изучают различные состояния, учатся управлять ими, а также овладевают азбукой выражения эмоций в ритме. Постепенно у ребят формируется умение ритмизировать движения и эмоции человека, животных, погодные явления.

  • Игры на угадывание эмоциональных состояний – дети учатся распознавать эмоциональный настрой героев сказки по выразительному исполнению движений. Для лучшего осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к комментариям. На первых порах не следует требовать от дошкольников полных ответов, целесообразно ограничиться простыми фразами. Важно поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить интересом к отгадыванию и комментированию пантомимических этюдов.

В каждой театрализованной игре воспитатель стимулирует двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей. Упражнения и разминки требуют не только активного движения, но и обязательное использование образных сравнений. Игры-хороводы включают в себя индивидуальные кратковременные выходы героев в их четкой последовательности и ориентированы в основном на выразительное инсценирование текста. Этюды требуют от детей умения включаться в импровизацию, проживать ее, используя все выразительные возможности перевоплощения в героя, ведут к активному самовыражению. Это эмоционально-игровые ситуации, в которых дети могут почувствовать себя в образе какого-либо персонажа.

Следует привлекать к самовыражению детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать их малейшее желание, стремление к общему действию.

От детей нельзя требовать настоящих актерских эмоций (то есть искусственно вызываемых в результате многократных повторений), силы детей не беспредельны, а главное состоит в том, что театрализованная игра, прежде всего, должна дать детям радость творчества, то есть удовольствие от самого процесса игры. Значит, главное в театрализованной игре – сама игра.

Для поддержания интереса к этим играм рекомендуется вносить новые декорации и костюмы, использовать прием неоднократного повторения.

По окончании игры воспитатель хвалит детей за удачные находки и фантазию.

Организовывать театрализованные игры-занятия следует во вторую половину дня один раз в неделю продолжительностью в соответствии с возрастом - 20 минут. В отдельных случаях временные рамки театрализованных игр могут изменяться. Это не должно смущать взрослого. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, педагог должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить театрализованную игру и плавно переключить внимание на другой вид деятельности (например, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!