Театрализованные игры
как средство
развития эмоциональной сферы
детей среднего дошкольного возраста
Опыт работы
Воспитатель:
Сафарова Наталия Альбертовна
Рыбинск, 2021
Содержание
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
2.1. Характеристика эмоциональной сферы детей
2.2. Роль театрализованных игр в развитии эмоциональной сферы
2.3. Анализ современных образовательных программ по театрализованной деятельности и эмоциональному развитию
Глава 2. Педагогические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованных игр
2.1. Характеристика эмоциональной сферы детей
Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Мы хотим видеть своих детей счастливыми, но зачастую не придаем значения переживаниям малышей, считаем их пустяками, не заслуживающими внимания. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Когда ребенок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребенок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим взрослым о его состоянии. 10, 11
Если же ребенок остается один на один со своими эмоциями и чувствами, то он не всегда находит силы справиться с ними самостоятельно. А это отражается на формировании характера и самооценки, на общении со сверстниками и может серьезно осложнить дальнейшую жизнь.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции детей. Оказалось, что люди во всем мире различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Некоторые исследователи добавляют к этому перечню интерес, волнение, презрение, стыд и вину. Каждая эмоция имеет свое мимическое выражение. Однако одни распознаются легче, другие – труднее. Так, например, радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознать состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми.
Общеизвестно, что эмоции могут быть положительными и отрицательными. При знакомстве дошкольников с различными эмоциональными состояниями важны и те и другие. Ведь с развитием эмоций тесно связано развитие мотивов деятельности и поведения ребенка. А мотив – это в свою очередь то, что конкретно побуждает ребенка к той или иной деятельности или поступку. Важно, чтобы мотивы были правильными, то есть имеющими социально-нравственную ценность.
В дошкольные годы ребенок получает представления о нормах поведения, об общественно важных идеалах. Во время общения с окружающими его людьми у него появляется и свой собственный багаж эмоций, вырабатывается определенное отношение к себе и к тем, с кем он общается. Зная нормы поведения и имея личное эмоциональное отношение к этим нормам, ребенок начинает приобретать и складывать в копилку, называемую мировоззрением, свои собственные убеждения, которые становятся побудителями действий и поступков. Когда у ребенка больше положительных эмоций, количество мотивов к деятельности у него увеличивается, и, наоборот, отрицательные эмоции уменьшают мотивацию. Вот почему одно и то же стихотворение в одно время будет рассказано ребенком выразительно и артистично, а другое – вяло и монотонно. К.Иззард писал: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» 17 .
В среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у ребенка выражаются бурно и непосредственно по сравнению со взрослым, придавая его жизни особую выразительность. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.
Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Таким образом, эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности.
Роль театрализованных игр в развитии эмоциональной сферы
Театрализованные игры – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, малыш вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную сферу ребенка.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, всегда готовы прийти к любимому герою на помощь.
Театрализованная игра вносит в повседневную жизнь детей радостное, жизнеутверждающее настроение, снимает эмоциональное напряжение. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, театрализованная игра своей доступностью становится близка и понятна детям. Она становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо. 3, 13
Конечно, погружаясь в сказочный мир, ребенок испытывает не только радость. И это очень важно. Жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вина, удивление – палитра эмоций велика. Примеряя на себя и исполняя ту или иную роль, дети обогащают свою чувственную сферу, и, благодаря этому, становятся более отзывчивыми к чувствам других. Часто дети в процессе театрализованной деятельности испытывают такие эмоции, которые раньше были им не знакомы. Возможно, они наблюдали их со стороны, но самостоятельно оценить эмоциональное состояние человека в той или иной ситуации им нелегко. Вот здесь и приходит на помощь театрализованная игра.
В театрализованных играх ребенок пытается мимикой, выразительной речью и движениями передать настроение героя. Для того, чтобы ему это удалось в полной мере, ребенку нужно понять характер изображаемого героя и разобраться в его поступках. Здесь и происходит знакомство ребенка с различными эмоциями: интерес, радость, горе, отвращение, презрение и др. Каждую эмоцию ребенок примеряет на себя, как новую одежду, и чувствует, уютно ему в ней или нет.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев.
В ходе театрализованной игры положительные эмоции побуждают ребенка мыслить, запоминать, фантазировать, действовать. С этим все согласны и готовы пойти навстречу эмоциям, ведь «положительные», значит, «располагают», или, «так положено». И наоборот: «отрицательные» - значит, их «отрицают». Эффект от них прямо противоположный влиянию положительных. Но для того, чтобы у ребенка выработалось общепринятое отношение к отрицательным эмоциям, для того, чтобы он сумел справиться с нахлынувшими на него чувствами, а также разобраться в поведении и поступках окружающих, его нужно сначала познакомить с этими эмоциями. Но этого недостаточно. Ведь приобретение собственного опыта и навыков поведения происходит в непосредственной деятельности. Следовательно, ребенок обязательно должен прочувствовать каждую эмоцию лично, активно участвуя в театрализованной игре.
Эмоциональное состояние человека внешне проявляется в его мимике – выразительных движениях мышц лица, в пантомимике – выразительных движениях всего тела, в вокальной мимике – выразительности речи. Поэтому ребенку для создания любого образа необходимо овладевать этими дополнительными средствами выразительности. В театрализованных играх чувства и эмоции могут проявляться особенно ярко, может, даже несколько преувеличенно. Именно в театрализованной игре можно научить детей управлять выражением лица и с помощью мимики выражать чувства героя.
Работа с детьми осуществляется по следующим направлениям:
Активность: через самовыражение к активизации положительных эмоциональных проявлений.
Самостоятельность: от ориентировки в средствах эмоциональной выразительности – к поиску лучших способов самовыражения в движении и речи.
Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии к самостоятельному подбору средств эмоциональной выразительности.
Эмоциональность: от эмоционального заражения образами и персонажами – к децентрации (пониманию эмоций других).
Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний – к выразительному исполнению движений, жестов.
Все эти направления театрализованных игр взаимосвязаны и осуществляются в комплексе.
Таким образом, именно в театрализованных играх у детей появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. Это является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Анализ современных образовательных программ
по театрализованной деятельности и эмоциональному развитию
В программе «Истоки» (авторский коллектив: научные сотрудники центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А.Парамоновой), целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики – диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Вопросы организации театрализованной деятельности затрагиваются лишь в разделе «Эстетическое развитие». Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство, театр), но отсутствует механизм развития театральных способностей дошкольников.
Программа «Развитие» (автор Л.А.Венгер) раскрывает вопросы развития выразительности в нескольких разделах. В разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» выделено целое направление – освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Это направление работы предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими лексической и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи. Большое внимание уделяется созданию ситуаций, требующих от ребенка активного использования средств художественной выразительности, а также самостоятельного построения речевого высказывания при пересказе знакомых художественных произведений и сочинений собственных. Определены методы работы по овладению детьми средствами литературно-речевой деятельности.
Говоря о комплексной программе «Развитие», интерес представляет раздел «Выразительное движение». Речь идет о способности строить позитивные отношения с окружающим миром, а это включает умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими. В овладении этими умениями большая роль отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди (осознанно или неосознанно) выражают свои эмоции. Эти движения составляют своеобразный (невербальный) язык общения. Однако в программе не выделена тематика и задачи театрализованной деятельности.
Программа «Из детства – в отрочество» авторов Т.Н.Дороновой, Л.Г.Голубевой, Н.А.Гордовой и др. рассматривает вопросы развития и воспитания ребенка в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. В данной программе лишь определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и детского сада по двум взаимосвязанным направлениям – «Здоровье» и «Развитие». Второе направление программы – «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (самостоятельности, любознательности) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Четких задач и направлений работы по театрализованной деятельности в данной программе не дано.
Анализ программ «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, «Истоки» под редакцией Т.А.Алиевой, «Из детства в отрочество» Т.Н.Дороновой показал, что вопрос развития невербальных средств и эмоций у детей представлен обще и неконкретно. Определены некоторые задачи, но не разработано содержание по данной теме, нет четких рекомендаций.
Парциальная программа Н.Ф.Сорокиной «Театр-творчество-дети» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Автор выделяет следующие основные задачи:
Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, народный театр).
Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
В программе впервые систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Впервые научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения. Широко представлен методический и дидактический инструментарий по каждой возрастной группе.
Программа «Познаю себя» М.В.Корепановой, Е.В.Харламповой (в рамках образовательной системы «Школа 2100») опирается на развивающую парадигму. Её авторы достаточно высоко оценивают роль эмоционального развития: детям дают обширные знания о различных эмоциях.
Наш детский сад работает по программе «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой. В разделе «Дошкольник в кругу взрослых и сверстников» большое внимание уделяется созданию ситуаций, когда дошкольники побуждаются к проявлению эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок. Дошкольники учатся «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать, разделять переживаемые чувства.
Кроме того, в работе по социально-личностному развитию наш сад использует парциальную программу «Я, ты, мы» авторов О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Многие темы раздела «Чувства желания, взгляды» этой программы - при работе с детьми младшего дошкольного возраста - предусматривают привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога сопоставляют их с собственным личным опытом. Это помогает им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях. По сравнению с содержанием раздела для младших дошкольников, где ребенка знакомят лишь с основными эмоциями (радость, грусть, страх), содержание раздела для старших дошкольников расширяется. Дети знакомятся с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты. Педагоги обучают их не только выражать свои эмоции так, чтобы они были понятны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек. Работа по данной программе направлена на постепенное осознание детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний.
Анализ программ и изучение теоретических основ помогает разработать систему работы по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованных игр, определить наиболее эффективные методы и приемы работы.