СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы. Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой теоретическую часть опыта работы по теме "Театрализованные игры как средство развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста". Будет полезен педагогам дошкольного образования.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы. Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР»










Театрализованные игры

как средство

развития эмоциональной сферы

детей среднего дошкольного возраста



Опыт работы















Воспитатель:

Сафарова Наталия Альбертовна





Рыбинск, 2021



Содержание



Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

2.1. Характеристика эмоциональной сферы детей

2.2. Роль театрализованных игр в развитии эмоциональной сферы

2.3. Анализ современных образовательных программ по театрализованной деятельности и эмоциональному развитию



Глава 2. Педагогические основы развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованных игр


2.1. Характеристика эмоциональной сферы детей

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Мы хотим видеть своих детей счастливыми, но зачастую не придаем значения переживаниям малышей, считаем их пустяками, не заслуживающими внимания. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Когда ребенок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребенок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим взрослым о его состоянии.  10, 11

Если же ребенок остается один на один со своими эмоциями и чувствами, то он не всегда находит силы справиться с ними самостоятельно. А это отражается на формировании характера и самооценки, на общении со сверстниками и может серьезно осложнить дальнейшую жизнь.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции детей. Оказалось, что люди во всем мире различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Некоторые исследователи добавляют к этому перечню интерес, волнение, презрение, стыд и вину. Каждая эмоция имеет свое мимическое выражение. Однако одни распознаются легче, другие – труднее. Так, например, радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознать состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений с людьми.

Общеизвестно, что эмоции могут быть положительными и отрицательными. При знакомстве дошкольников с различными эмоциональными состояниями важны и те и другие. Ведь с развитием эмоций тесно связано развитие мотивов деятельности и поведения ребенка. А мотив – это в свою очередь то, что конкретно побуждает ребенка к той или иной деятельности или поступку. Важно, чтобы мотивы были правильными, то есть имеющими социально-нравственную ценность.

В дошкольные годы ребенок получает представления о нормах поведения, об общественно важных идеалах. Во время общения с окружающими его людьми у него появляется и свой собственный багаж эмоций, вырабатывается определенное отношение к себе и к тем, с кем он общается. Зная нормы поведения и имея личное эмоциональное отношение к этим нормам, ребенок начинает приобретать и складывать в копилку, называемую мировоззрением, свои собственные убеждения, которые становятся побудителями действий и поступков. Когда у ребенка больше положительных эмоций, количество мотивов к деятельности у него увеличивается, и, наоборот, отрицательные эмоции уменьшают мотивацию. Вот почему одно и то же стихотворение в одно время будет рассказано ребенком выразительно и артистично, а другое – вяло и монотонно. К.Иззард писал: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие»  17 .

В среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у ребенка выражаются бурно и непосредственно по сравнению со взрослым, придавая его жизни особую выразительность. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.

Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Таким образом, эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности.


    1. Роль театрализованных игр в развитии эмоциональной сферы


Театрализованные игры – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Будь он зрителем или исполнителем самой главной роли, малыш вступает с героями спектакля в эмоциональный контакт, переживает вместе с ними. Такое глубокое сопереживание затрагивает чувственную сферу ребенка.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, всегда готовы прийти к любимому герою на помощь.

Театрализованная игра вносит в повседневную жизнь детей радостное, жизнеутверждающее настроение, снимает эмоциональное напряжение. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, театрализованная игра своей доступностью становится близка и понятна детям. Она становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо.  3, 13

Конечно, погружаясь в сказочный мир, ребенок испытывает не только радость. И это очень важно. Жалость, сострадание, гнев, страх, разочарование, стыд, вина, удивление – палитра эмоций велика. Примеряя на себя и исполняя ту или иную роль, дети обогащают свою чувственную сферу, и, благодаря этому, становятся более отзывчивыми к чувствам других. Часто дети в процессе театрализованной деятельности испытывают такие эмоции, которые раньше были им не знакомы. Возможно, они наблюдали их со стороны, но самостоятельно оценить эмоциональное состояние человека в той или иной ситуации им нелегко. Вот здесь и приходит на помощь театрализованная игра.

В театрализованных играх ребенок пытается мимикой, выразительной речью и движениями передать настроение героя. Для того, чтобы ему это удалось в полной мере, ребенку нужно понять характер изображаемого героя и разобраться в его поступках. Здесь и происходит знакомство ребенка с различными эмоциями: интерес, радость, горе, отвращение, презрение и др. Каждую эмоцию ребенок примеряет на себя, как новую одежду, и чувствует, уютно ему в ней или нет.

Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев.

В ходе театрализованной игры положительные эмоции побуждают ребенка мыслить, запоминать, фантазировать, действовать. С этим все согласны и готовы пойти навстречу эмоциям, ведь «положительные», значит, «располагают», или, «так положено». И наоборот: «отрицательные» - значит, их «отрицают». Эффект от них прямо противоположный влиянию положительных. Но для того, чтобы у ребенка выработалось общепринятое отношение к отрицательным эмоциям, для того, чтобы он сумел справиться с нахлынувшими на него чувствами, а также разобраться в поведении и поступках окружающих, его нужно сначала познакомить с этими эмоциями. Но этого недостаточно. Ведь приобретение собственного опыта и навыков поведения происходит в непосредственной деятельности. Следовательно, ребенок обязательно должен прочувствовать каждую эмоцию лично, активно участвуя в театрализованной игре.

Эмоциональное состояние человека внешне проявляется в его мимике – выразительных движениях мышц лица, в пантомимике – выразительных движениях всего тела, в вокальной мимике – выразительности речи. Поэтому ребенку для создания любого образа необходимо овладевать этими дополнительными средствами выразительности. В театрализованных играх чувства и эмоции могут проявляться особенно ярко, может, даже несколько преувеличенно. Именно в театрализованной игре можно научить детей управлять выражением лица и с помощью мимики выражать чувства героя.

Работа с детьми осуществляется по следующим направлениям:

    1. Активность: через самовыражение к активизации положительных эмоциональных проявлений.

    2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах эмоциональной выразительности – к поиску лучших способов самовыражения в движении и речи.

    3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии к самостоятельному подбору средств эмоциональной выразительности.

    4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами и персонажами – к децентрации (пониманию эмоций других).

    5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний – к выразительному исполнению движений, жестов.

Все эти направления театрализованных игр взаимосвязаны и осуществляются в комплексе.

Таким образом, именно в театрализованных играх у детей появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. Это является одним из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.


    1. Анализ современных образовательных программ

по театрализованной деятельности и эмоциональному развитию


В программе «Истоки» (авторский коллектив: научные сотрудники центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А.Парамоновой), целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики – диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Вопросы организации театрализованной деятельности затрагиваются лишь в разделе «Эстетическое развитие». Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство, театр), но отсутствует механизм развития театральных способностей дошкольников.

Программа «Развитие» (автор Л.А.Венгер) раскрывает вопросы развития выразительности в нескольких разделах. В разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» выделено целое направление – освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Это направление работы предполагает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение ими лексической и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи. Большое внимание уделяется созданию ситуаций, требующих от ребенка активного использования средств художественной выразительности, а также самостоятельного построения речевого высказывания при пересказе знакомых художественных произведений и сочинений собственных. Определены методы работы по овладению детьми средствами литературно-речевой деятельности.

Говоря о комплексной программе «Развитие», интерес представляет раздел «Выразительное движение». Речь идет о способности строить позитивные отношения с окружающим миром, а это включает умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими. В овладении этими умениями большая роль отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди (осознанно или неосознанно) выражают свои эмоции. Эти движения составляют своеобразный (невербальный) язык общения. Однако в программе не выделена тематика и задачи театрализованной деятельности.

Программа «Из детства – в отрочество» авторов Т.Н.Дороновой, Л.Г.Голубевой, Н.А.Гордовой и др. рассматривает вопросы развития и воспитания ребенка в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. В данной программе лишь определены задачи, которые надо решать в условиях семьи и детского сада по двум взаимосвязанным направлениям – «Здоровье» и «Развитие». Второе направление программы – «Развитие» - нацелено на развитие личности ребенка (самостоятельности, любознательности) и приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Четких задач и направлений работы по театрализованной деятельности в данной программе не дано.

Анализ программ «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, «Истоки» под редакцией Т.А.Алиевой, «Из детства в отрочество» Т.Н.Дороновой показал, что вопрос развития невербальных средств и эмоций у детей представлен обще и неконкретно. Определены некоторые задачи, но не разработано содержание по данной теме, нет четких рекомендаций.

Парциальная программа Н.Ф.Сорокиной «Театр-творчество-дети» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Автор выделяет следующие основные задачи:

  1. Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, народный театр).

  2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.

  3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

В программе впервые систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Впервые научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения. Широко представлен методический и дидактический инструментарий по каждой возрастной группе.

Программа «Познаю себя» М.В.Корепановой, Е.В.Харламповой (в рамках образовательной системы «Школа 2100») опирается на развивающую парадигму. Её авторы достаточно высоко оценивают роль эмоционального развития: детям дают обширные знания о различных эмоциях.

Наш детский сад работает по программе «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой. В разделе «Дошкольник в кругу взрослых и сверстников» большое внимание уделяется созданию ситуаций, когда дошкольники побуждаются к проявлению эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок. Дошкольники учатся «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать, разделять переживаемые чувства.

Кроме того, в работе по социально-личностному развитию наш сад использует парциальную программу «Я, ты, мы» авторов О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Многие темы раздела «Чувства желания, взгляды» этой программы - при работе с детьми младшего дошкольного возраста - предусматривают привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога сопоставляют их с собственным личным опытом. Это помогает им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях. По сравнению с содержанием раздела для младших дошкольников, где ребенка знакомят лишь с основными эмоциями (радость, грусть, страх), содержание раздела для старших дошкольников расширяется. Дети знакомятся с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты. Педагоги обучают их не только выражать свои эмоции так, чтобы они были понятны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек. Работа по данной программе направлена на постепенное осознание детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний.

Анализ программ и изучение теоретических основ помогает разработать систему работы по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованных игр, определить наиболее эффективные методы и приемы работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!