СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы "Использование интерактивных методов на занятиях физики, как средство повышения познавательной активности обучающихся"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья-презентация "Обобщение опыта работы "Использование интерактивных методов на занятиях физики, как средство повышения познавательной активности обучающихся" предназначена для преподавателей физики УО СПО.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы "Использование интерактивных методов на занятиях физики, как средство повышения познавательной активности обучающихся"»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий техникум промышленной автоматики имени А.В. Захарченко» Обобщение опыта работы  преподавателя дисциплины  «Физика»  Столярова  Геннадия Абрамовича

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий техникум промышленной автоматики имени А.В. Захарченко»

Обобщение опыта работы преподавателя дисциплины

«Физика» Столярова Геннадия Абрамовича

Методическая проблема «Использование интерактивных методов на занятиях физики как средство повышения познавательной активности обучающихся

Методическая проблема

«Использование интерактивных методов на занятиях физики

как средство повышения познавательной

активности обучающихся"

Использование ИКТ на занятиях физики помогает достижению следующих целей: активизация интереса учащегося к предмету и процессу учения; развитие навыков самостоятельной работы по нахождению нужной информации; экономия времени при обработке больших объёмов математической информации; снятие конфликтной ситуации в случае неуспеха обучающегося; экономия времени преподавателя

Использование ИКТ на занятиях физики

помогает достижению следующих целей:

  • активизация интереса учащегося к предмету и процессу учения;
  • развитие навыков самостоятельной работы по нахождению нужной информации;
  • экономия времени при обработке больших объёмов математической информации;
  • снятие конфликтной ситуации в случае неуспеха обучающегося;
  • экономия времени преподавателя
Интегрируя компьютерные технологии в образовательный процесс, можно обеспечить: : развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специализированными программами; развитие творческого мышления за счет изменения содержания репродуктивной деятельности, выполнения заданий эвристического, исследовательского характера в среде интеллектуальных обучающих систем и моделирующих программ; развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, в ходе проведения компьютерных деловых игр; формирование умений в принятии оптимальных решений и адаптации в сложной ситуации (в ходе компьютерных экспериментов на основе моделирующих программ, при работе с программами-тренажерами); достижение уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации обучаемого.  Информационные технологии повышают информативность занятия, эффективность обучения, придают занятию динамизм и выразительность.

Интегрируя компьютерные технологии в образовательный процесс, можно обеспечить: :

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специализированными программами;
  • развитие творческого мышления за счет изменения содержания репродуктивной деятельности, выполнения заданий эвристического, исследовательского характера в среде интеллектуальных обучающих систем и моделирующих программ;
  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, в ходе проведения компьютерных деловых игр;
  • формирование умений в принятии оптимальных решений и адаптации в сложной ситуации (в ходе компьютерных экспериментов на основе моделирующих программ, при работе с программами-тренажерами);
  • достижение уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации обучаемого.
  • Информационные технологии повышают информативность занятия, эффективность обучения, придают занятию динамизм и выразительность.

Технологии обучения, реализуемые при использовании компьютера

  • Проблемное обучение  - обучение, при котором преподаватель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.
  • Развивающее обучение  - обучение, при котором обучающийся усваивает конкретные знания, умения и навыки, а также овладевает способами действий, учится конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
  • Дифференцированное обучение  предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого студента.
  • Обучение развитию критического мышления  способствует развитию умений анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы принять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам, позволяет сформировать способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Интегрируя компьютерные технологии в образовательный процесс, можно обеспечить : развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специализированными программами; развитие творческого мышления за счет изменения содержания репродуктивной деятельности, выполнения заданий эвристического, исследовательского характера в среде интеллектуальных обучающих систем и моделирующих программ; развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, в ходе проведения компьютерных деловых игр; формирование умений в принятии оптимальных решений и адаптации в сложной ситуации (в ходе компьютерных экспериментов на основе моделирующих программ, при работе с программами-тренажерами); достижение уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации обучаемого.  Информационные технологии повышают информативность занятия, эффективность обучения, придают занятию динамизм и выразительность.

Интегрируя компьютерные технологии в образовательный процесс, можно обеспечить :

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специализированными программами;
  • развитие творческого мышления за счет изменения содержания репродуктивной деятельности, выполнения заданий эвристического, исследовательского характера в среде интеллектуальных обучающих систем и моделирующих программ;
  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, в ходе проведения компьютерных деловых игр;
  • формирование умений в принятии оптимальных решений и адаптации в сложной ситуации (в ходе компьютерных экспериментов на основе моделирующих программ, при работе с программами-тренажерами);
  • достижение уровня компетентности в области компьютерных технологий, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации обучаемого.

Информационные технологии повышают информативность занятия, эффективность обучения, придают занятию динамизм и выразительность.

 Как показывает опыт, применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях физики, соответствующих образовательным задачам и основным видам учебной деятельности, способствует распространению нетрадиционных моделей обучения и форм взаимодействия педагога и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся, что составляет метапредметную часть требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Как показывает опыт, применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях физики, соответствующих образовательным задачам и основным видам учебной деятельности, способствует распространению нетрадиционных моделей обучения и форм взаимодействия педагога и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся, что составляет метапредметную часть требований к результатам освоения основной образовательной программы.

На  занятиях и во внеурочное время активно использую основные направления применения ЭОР Видеофрагменты  - незаменимое средство обучения, которое использую чаще всего при объяснении нового учебного материала. Тесты и задачи,  которые чаще всего представлены самыми различными вариантами сложности: от простейших до олимпиадных задач, также включены интерактивные задачи. Интерактивные задачи позволяют наглядно продемонстрировать учащимся условие задачи - особенности работы отдельных объектов или систем. Интерактивные модели  позволяют наглядно продемонстрировать учащемуся особенности работы отдельных объектов или систем, без чего невозможно целостное восприятие учебного материал. Лабораторные работы  обеспечивают формирование умений и навыков, значимых с точки зрения осуществления экспериментальной деятельности. Проблемное обучение  предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.

На занятиях и во внеурочное время активно использую основные направления применения ЭОР

Видеофрагменты  - незаменимое средство обучения, которое использую чаще всего при объяснении нового учебного материала.

Тесты и задачи,  которые чаще всего представлены самыми различными вариантами сложности: от простейших до олимпиадных задач, также включены интерактивные задачи. Интерактивные задачи позволяют наглядно продемонстрировать учащимся условие задачи - особенности работы отдельных объектов или систем.

Интерактивные модели  позволяют наглядно продемонстрировать учащемуся особенности работы отдельных объектов или систем, без чего невозможно целостное восприятие учебного материал.

Лабораторные работы  обеспечивают формирование умений и навыков, значимых с точки зрения осуществления экспериментальной деятельности.

Проблемное обучение  предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.

Применение икт на занятиях физики

В ходе своей работы большое значение придаю развитию способностей обучающихся, необходимых для самообразования; формированию учебной компетенции - общеучебных навыков, умению получить нужную информацию из различных источников, найти и выделить основную мысль или конкретную информацию, интегрировать знания, полученные в ходе урочной и внеурочной деятельности.

Большое внимание уделяю повышению мотивации к приобретению опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности.

Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических явлений и процессов. Используя учебные компьютерные модели, преподаватель может представить изучаемый материал более наглядно, продемонстрировать его новые и неожиданные стороны неизвестным ранее способом, что, в свою очередь, повышает интерес обучающихся к изучаемому предмету и способствует углублению понимания учебного материала.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ  Компьютерные модели легко вписываются в традиционное занятие, позволяя преподавателю продемонстрировать почти живьём многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются на пальцах. Кроме того, компьютерные модели позволяют преподавателю организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности. На основе моделей можно вести изложение материала, составлять задания для тренинга по усвоению понятий и физических законов.  Например, модель электрической цепи. Модель представляет собой набор элементов цепи, с помощью которых на экране можно моделировать электрическую цепь. С использованием данной модели предлагаются студентам следующие задания: найти ошибки в изображенной цепи, собрать цепь по образцу, по словесному описанию. Без мела и тряпки можно по щелчку мыши внести изменения в схему электрической цепи, кроме того, модель позволяет рассчитать значение силы тока и напряжения. Модели опытов.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ

Компьютерные модели легко вписываются в традиционное занятие, позволяя преподавателю продемонстрировать почти живьём многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются на пальцах. Кроме того, компьютерные модели позволяют преподавателю организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности. На основе моделей можно вести изложение материала, составлять задания для тренинга по усвоению понятий и физических законов.

Например, модель электрической цепи. Модель представляет собой набор элементов цепи, с помощью которых на экране можно моделировать электрическую цепь. С использованием данной модели предлагаются студентам следующие задания: найти ошибки в изображенной цепи, собрать цепь по образцу, по словесному описанию. Без мела и тряпки можно по щелчку мыши внести изменения в схему электрической цепи, кроме того, модель позволяет рассчитать значение силы тока и напряжения.

Модели опытов.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ  Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому студенту выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других обучающихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.  Чрезвычайно удобно использовать компьютерные модели, анимации и видеофрагменты в качестве демонстраций при объяснении нового материала.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ

Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому студенту выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других обучающихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.

Чрезвычайно удобно использовать компьютерные модели, анимации и видеофрагменты в качестве демонстраций при объяснении нового материала.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ  Считаю вполне обоснованным выполнение компьютерных лабораторных работ. Их несомненные преимущества:  не надо тратить время на раздачу и сбор многочисленного оборудования, следить за его сохранностью (тем более что его часто не хватает); возможность выполнения необходимого опыта нужное количество раз с точно заданными параметрами (хоть медленно, хоть быстро, в любой последовательности); возможность изменения любого параметра в компьютерном эксперименте; построение графиков и диаграмм, изменение направлений движения объектов; выполнение экспериментальных задач, демонстрируемых как учителем, так и выполняемых самими учащимися; удобные вопросы-тесты с моментальной проверкой результатов учителем и возможностью самопроверки, составленные так, что могут использоваться с технологией уровневой дифференциации; дополнительные вопросы повышенного уровня сложности, которые можно использовать для индивидуальных заданий

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Считаю вполне обоснованным выполнение компьютерных лабораторных работ. Их несомненные преимущества:

  • не надо тратить время на раздачу и сбор многочисленного оборудования, следить за его сохранностью (тем более что его часто не хватает);
  • возможность выполнения необходимого опыта нужное количество раз с точно заданными параметрами (хоть медленно, хоть быстро, в любой последовательности);
  • возможность изменения любого параметра в компьютерном эксперименте;
  • построение графиков и диаграмм, изменение направлений движения объектов;
  • выполнение экспериментальных задач, демонстрируемых как учителем, так и выполняемых самими учащимися;
  • удобные вопросы-тесты с моментальной проверкой результатов учителем и возможностью самопроверки, составленные так, что могут использоваться с технологией уровневой дифференциации;
  • дополнительные вопросы повышенного уровня сложности, которые можно использовать для индивидуальных заданий

ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Еще одно направление использования компьютера – это создание презентаций преподавателем к своим занятиям.

Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятия. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Обучающихся привлекает новизна проведения таких моментов на занятии, вызывает интерес.

Презентации Power Point позволяют полностью разработать сценарий занятия. Дополнительные возможности данного редактора при настройке анимации позволяют двигаться словам, буквам и объектам; вставлять в презентации звуковые файлы, фрагменты фильмов. Проведение занятий-презентаций возможно для любого типа занятий. Будь то занятие-лекция, занятие решения задач, или обобщающающее занятие.

Опыт показывает, что использование презентаций на занятиях способствует лучшему усвоению учебного материала, повышается активность студентов на занятии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    В заключение ещё раз хочу отметить, что применение современных компьютерных технологий отвечает целям и задачам современного образования.  Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на занятиях физики расширяет возможности творчества, как преподавателя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету. Благодаря информационным компьютерным технологиям, преподаватель развивает образное и творческое мышление обучающихся. Применяемые инновационные методы обучения, ориентируют на индивидуальные познавательные потребности личности, воспитывают познавательный интерес, коммуникативность обучающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение ещё раз хочу отметить, что применение современных компьютерных технологий отвечает целям и задачам современного образования.

Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на занятиях физики расширяет возможности творчества, как преподавателя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету. Благодаря информационным компьютерным технологиям, преподаватель развивает образное и творческое мышление обучающихся. Применяемые инновационные методы обучения, ориентируют на индивидуальные познавательные потребности личности, воспитывают познавательный интерес, коммуникативность обучающихся.

   Благодарю за внимание!

 

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!