СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы на тему:" Изучение вопросов краеведения на уроках истории в основной школе"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы на тему:" Изучение вопросов краеведения на уроках истории в основной школе"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы на тему:" Изучение вопросов краеведения на уроках истории в основной школе"»

Региональный компонент на уроках истории и обществознания

Подготовила учитель истории и обществознания

Хамова Анна Владимировна

Наш земляк, историограф России Николай Михайлович Карамзин сказал: «Человек любит место своего рождения и воспитания… Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества».

Родина для каждого – чувство глубоко личное. Для Николая Михайловича Языкова:

И вот они, места мои родные…

Кругом леса и горы меловые;

По скатам их разбросано село;

Луга, реки подгорные извивы,

И двух прудов спокойное стекло.



Для Дениса Васильевича Давыдова, жившего и умершего в селе Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии, Родина – это честь России. Для Сергея Трофимовича Аксакова Родина начинается с аленьких цветов на лесных полянах; для Аркадия Александровича Пластова – с деревеньки, прислонившейся к горе. Земля нашего детства навсегда остается в памяти каждого из нас, священна ее история и память о людях, живших на ней, из деяний которых складывается история.



Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем. В нашей области, как известно, педагоги уделяют этому вопросу большое внимание, так как преж­де чем ребенок станет гражда­нином страны, он должен быть гражданином родного села, района, области, знать их тра­диции и жить их жизнью и за­ботами.

И особая роль, конечно, в воспитании патриота отведена учителю истории. Через использование регионального компонента на уроках истории учитель решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, в том числе малой. Здесь главное – суметь привлечь внимание ученика, заинтересовать его, а не просто заставить его выучить материал; помочь ученику развить любознательность, толерантность, сформировать картину мира, адекватную со­временному уровню знаний, сформировать мировоз­зренческую, нравственную, экономическую, социальную, политическую, экологическую культуру, научить взаимопони­манию и сотрудничеству между людьми, различными этничес­кими, религиозными и соци­альными группами.

Мы все живем в Ульяновской области. И необходимо, чтобы дети знали свои истоки, традиции, природу и историю родного края. Мне как историку это особенно важно. Современные школьники получают огромное количество информации через Интернет, различные средства массовой информации, но далеко не всегда дети могут ответить на элементарные вопросы о знаменитых земляках, о культурных и исторических памятниках своей малой Родины. Всегда беспокоит вопрос как при изучении истории нашей страны не только не потерять, но и сохранить у учащихся интерес к истории своего родного края, На уроках истории я реализую региональный компонент исторического образования на протяжении всего курса. («Наш край в древности», «Период Золотой Орды и Казанского ханства», «Основание Симбирска и освоение края в 17-18 веках», «Симбирск и губерния в 19 веке», «Семья Ульяновых – Симбирский период», «Симбирская губерния в 1900-1917 годах», «Политические партии и движения в губернии в конце 19 начале 20 века», «Симбирская губерния в 1917-1921 годах», «Ульяновская область в 20-30-е годы», «Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны», «Ульяновская область в послевоенное пятидесятилетие», «Ульяновская область на современном этапе» и другие.)

Преподавание истории с использованием регионального компонента в обучении в школе предполагает как ми­нимум три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся реальной школьной практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познаватель­ной деятельности школьников):

1) получение учащимися «готовых» знаний о мире, стране, крае со слов учи­теля и из федеральных и региональных учебников;

2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности ок­ружающей жизни).

3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых » -исследователей).

Сегодня в школах области использование регионального компонента на уроках истории и обществознания обеспечено наличием достаточно мощной базы учебно-методической литературы, что делает возможным проводить интересные, насыщенные, увлекательные уроки.

Дети работают не только с основным материалом для общеобразовательной школы, но и с дополнительной литературой, например, Блохинцев А.Н. «И жизни след оставили своей», Мартынов П.Л. «Город Симбирск за 250 лет его существования»; Селиванов К.А. «Замечательные места Ульяновской области», Трофимов Ж.А. «Симбирск и симбиряне. Исторические и литературные поиски», Н.А Кузминский Край наш родной, Б.Аржанцев Генеалогический свод России. Малая Родина. Город Сенгилей Симбирская ветвь Родословной России, В. Рябов Сенгилей (заметки о прошлом уездного города) и др.

При проведении уроков по обществознанию («Значимость образования в условиях информационного общества», « Развитие предпринимательства в Ульяновской области», «Безработица, её причины и последствия», «Средства массовой информации Ульяновска», «Права ребёнка и их защита») я широко использую метод проектной деятельности.

По истории при изучении тем, посвящённых изучению истории Великой Отечественной войны, предлагаю учащимся разработать исследовательский проект «О чём рассказала старая фотография». Ведь почти в каждой семье есть старинные фотографии, почётные награды, какие – то письма, удостоверения, которые могут рассказать ребёнку о жизни близких и родных в те далёкие годы. Замечу, что ребёнок учится любить сначала свою семью, родных, потом друзей, школу, жителей своей местности и только потом – огромную страну. Так по крупицам формируется любовь к Родине!..

Проведение нестандартных уроков (урок – путешествие «Симбирская губерния на рубеже XVIII – XIX веков», урок диспут «Долг моральный и долг общественный», урок –экскурсия «Культура и замечательные люди Симбирского края XIX века», урок – конференция «Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны»), применение различных методических приемов с использованием материалов регионального компонента формирует активную жизненную позицию учащихся, умение взглянуть на себя со стороны, оценить свои дела и поступки, ощутить себя частью мира, в котором мы живём.

Результаты моей педагогической деятельности по использованию регионального компонента на уроках истории и обществознания:

  • Увидеть в истории края историю всей России, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению материалов регионального компонента;

  • Формирование интересной творческой личности, способной выразить себя в слове и поступке, воспитание гражданской, идейно-нравственной позиции учеников;

  • Развитие самобытного мышления, способностей учащихся;

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • Решение воспитательных задач:

- воспитание гражданствен­ности и любви к Родине;

- бережного отношения к прошлому Симбирско-Ульяновского края, его природе;

- уважение к людям, активная жизненная позиция.

  • Накопление методических материалов и использование их в учебно-воспитательной работе

  • Написание научных и творческих работ учащимися.

Время летит очень быстро, история пишется каждый день, и складывается она из частичек, которые каждый из нас добавляет своей жизнью. То, что сегодня привычно и обыденно, через некоторое время может стать олицетворением нашего времени, редкостью, исторической реликвией для будукщих поколений. Бережно собирая и храня крупицы памяти о прошлом и приметы для сегодняшнего дня для будущих поколений, вслед за Карамзиным повторим:

Да цветёт Россия… по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой!














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!