«Формирование экологической
культуры у
школьников».
(обобщение опыта работы по экологическому воспитанию. Выступление на педсовете.)
Погожих А.Н.
учитель-дефектолог,
высшей квалификационной категории. Старший учитель.
ГБОУ «Донецкая СШИ № 29»
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться об обучении и воспитании у своих учеников чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир .
В.А. Сухомлинский
Актуальность работы
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности школьников.
Система экологического воспитания школьников.
- Создание условий для экологического воспитания детей.
- Формирование системы целей и задач экологического воспитания.
- Формирование системы знаний о природе в процессе организованной образовательной деятельности.
- Создание экологической тропы и составление рекомендаций работы на ней.
- Элементарная поисковая деятельность.
- Кружковая работа.
- Совместная работа с родителями .
Начиная с младшего школьного возраста, возможно формирование осознанного отношения к природе.
Задачи экологического направление образовательного процесса
- Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями.
- Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
- Средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.
Необходимость благоустройства пришкольного участка является бесспорной. Ландшафт школьного двора – лицо образовательного учреждения. Привлечение учащихся для работ по благоустройству пришкольной территории обычно превращается в выполнение детьми трудовой повинности, от которой хочется освободиться всеми возможными способами. Творческий подход к организации именно этой работы - пример неравнодушного и заинтересованного включения учащихся в процесс физического труда без принуждения.
С этой целью, преподавая биологию, я решилась взяться за реализацию проекта «Наш школьный двор». Он не потребовал больших материальных затрат. В течение пяти учебных лет, по мере возможности, обучающихся, педагогов и воспитателей, в результате активной целенаправленной деятельности администрации нашей школы, нам удалось, хоть немного изменить участок земли, прилегающий к школе.
В рамках проекта «Наш школьный двор» на уроках биологии обучающимися 7-9 классов было высажено на территории школьного сада: 26 саженцев деревьев, таких как: вишня, боярышник, кизил, яблоня. Более 10 разновидностей кустарника. Около центрального входа в школу, каждую весну, проводилась высадка многолетних и однолетних цветковых растений.
На уроках биологии обучающиеся учатся правильно ухаживать за комнатными растениями: занимаются высадкой растений, их пересадкой, правильному поливу и дальнейшему уходу за ними. В процессе такой работы они запоминают названия растений, учатся не только быть аккуратными и дисциплинированными, но и любить и беречь природу.
На протяжении последних пяти лет мною даны такие открытые уроки по биологии:
- Открытый урок: «Горючие полезные ископаемые» в 6 классе.
- Открытый урок: «Рыболовство и рыбоводство» в 8 классе.
- Внеклассное мероприятие среди 7-8 классов «Путешествие в мир природы».
- Внеклассное мероприятие «Проект – Наш школьный двор». 7-9 классы.
- Внеклассное мероприятие «Береги природу». 7-9 классы.
- Внеклассное мероприятие «Этот удивительный мир цветов». 6-7 классы.
Не без помощи Риты Николаевны Деркач, мы создали книжный уголок. Здесь у нас собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина используем на занятиях, тематических чтениях. Часто, на уроках с детьми, читаем стихи о природе известных русских поэтов А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.А.Бунина.
Экологические дидактические игры
В своей педагогической работе использую различные экологические дидактические игры, которые помогают ученику увидеть неповторимость и целостность живого организма, экосистемы, осознать невозможность её нарушения. Среди моего раздаточного материала есть целая подборка дидактических экологических игр, компьютерных презентаций, развивающих компьютерных приложений и наглядного материала для проведения организованной образовательной деятельности с детьми.
Прогулки, экологические рейды, экологические акции .
Я считаю, что большие потенциальные возможности для экологического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми на прогулках. Здесь можно проводить целевые прогулки, прогулки по экологической тропе, экологические рейды и экологические акции.
Спасибо за внимание!