СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по методической теме «Метод проблемного обучения на уроках математики как средство повышения качества образовательных результатов обучающихся на уровнях основного и среднего образования»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по повышению качества знаний в ходе использования технологии проблемного обучения на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по методической теме «Метод проблемного обучения на уроках математики как средство повышения качества образовательных результатов обучающихся на уровнях основного и среднего образования»»

Обобщение опыта работы по методической теме

«Метод проблемного обучения на уроках математики как средство повышения качества образовательных результатов обучающихся на уровнях основного и среднего образования»

Во все времена школа боится реформ, а сейчас введения ФГОС. Массовому учителю не очень понятно, каких результатов достигать.

Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.

Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество».

В любом словаре можно прочитать о том, что творчество – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Можно сказать короче: творчество есть создание нового и значимого продукта. Областей человеческой деятельности много: наука, техника, искусство. Следовательно, существуют разные виды творчества, и у каждого свой продукт.

Продуктом научного творчества являются новые знания о мире. Продуктом технического творчества являются новые механизмы. Продуктом художественного творчества является новое видение мира. Получается, история человечества – это история научных открытий, технических изобретений, художественных прозрений.

В наши дни центральной стала идея творческого обучения детей, особенно – в обычной школе. Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? На уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания.

Таким образом, основа школьного обучения – научное творчество.

Всё начинается с возникновения проблемной ситуации: учёный сталкивается с противоречием и испытывает чувство удивления или затруднения. Приходится выполнить конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы.

Затем нужна мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Запускается второе звено творчества – поиск решения. Только строгая проверка превращает верную догадку в решение, т.е. в новое знание.

Мысль в голове исследователя рождается «голенькой» и понятной ему одному. Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому третье звено творчества – выражение решения. Это может быть устное выступление для классной аудитории. Иначе говоря, последний этап творчества – реализация продукта.

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества.

Результаты применения технологии.

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания за счёт познавательной мотивации, метода поиска решении – подлинное понимание материала, продуктивные задания. Традиционная методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы урока не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимание, задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. После проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко.

Метапредметные результаты делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Познавательные действия: Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.

Коммуникативные действия осваиваются за счёт различных форм обучения. Здесь нужно работать в парах, группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.

Регулятивные действия. Методы постановки проблемы развивают целеполагание. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению пассивной жизненной позицией, нарастанию недовольства учением и школой.

Таким образом технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.


Предлагаю рассмотреть приёмы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках введения нового материала.

Приём 1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. Рассмотрим на примере урока математики по теме: «Умножение на двузначное число».

Работа в группах. Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 =

Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения

(каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)

Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы

50 х 20 + 6 х 1 = 1006 - ошибочная

56 х 20 + 56 х1 = 1176 – решающая

Как проверить , какой из двух способов верный?

Может воспользуемся каким-то прибором? (калькулятором). При умножении на калькуляторе получилось 1176

Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)

Приём 2. Одновременное предъявление двух противоречивых фактов.

Учащиеся выполняют здания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1) Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3: 9 – 4 + 3 = 8

2) К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму:

9 – 4 + 3 = 2

Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?

Какое действие выполняли первым? А вторым?

Определите тему урока – Порядок действий в выражениях.

Приём 3. Подводящий к теме диалог.

Предлагается материал для сравнения (два столбика слов)

540 кг=500 кг 560 кг= 600 кг

530 кг=500 кг 570 кг= 600 кг

520 кг = 500кг͌ 580 кг= 600 кг

510 кг = 500 кг 550 кг= 600 кг

Что заметили? Когда округляем с уменьшением, когда с увеличением

Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»

Мы путешествуем по стране математика. Догадайтесь, о какой фигуре пойдёт речь?

Эта фигура состоит из треугольников, а в основании может находиться любой многоугольник. Ворму таких фигур имеют крыши домов, в Египте очень много древних сооружений, имеющих такую форму.

Какой возникает вопрос? (Что это за фигура?) Пирамида. Так что мы будем изучать ?

Приём 5. Проблемная ситуация «с затруднением»

1.Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

Математика 2 класс.

Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 4-х куриц.

2 + 2 + 2 + 2 = 8

Затем задаётся задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» - практическое задание, невыполнимое второклассниками.

Приём 6. «Задание на ошибку».

Урок окружающего мира 1 класс «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?»

В первой половине урока ученики знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром.

А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия. (Летнее платье, рубашки с коротким рукавом, шорты, носки, босоножки и т.д.)

Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (Лёд, снег … - реакция удивления, возникновение проблемной ситуации).

Приём 7. Практическое задание, с которым до настоящего момента не сталкивались. Задание будет выполнено неправильно.

Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника» 4 класс.На доске изображение прямоугольника.

Найдите его площадь.

И в том и в другом случае у детей получается следующее:

S = 5 х 4 = 20 кв.см S = 5 х 4 = 20 кв.см

Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки.

Площадь треугольника 10 кв.см. Дети осознают, что задание выполнено неправильно. Реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации.

Источники

2. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС НОО/ Мельникова Е.Л. – М.: Баласс, 2011 г. (Образовательная система «Школа 2100»)

3. pro-mel.ru

4.http://nachalka 1-4.ucoz.ru

5. www.school2100.ru








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!