СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме " Поиск средств и форм обучения,организация познавательной деятельности школьников в период дистанционного обучения"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме " Поиск средств и форм обучения,организация познавательной деятельности школьников в период дистанционного обучения"»









Обобщение педагогического опыта работы по теме «Поиск средств и форм обучения, организация познавательной деятельности школьников в период дистанционного обучения»



учителя музыки

МБОУ «Средней общеобразовательной школы №54»

Третьяковой Натальи Александровны


























Март 01.02. 2021


Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных и дистанционных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество. Именно поэтому перед предметами искусства встаёт сегодня актуальная проблема – подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений ответственному действию к жизни и профессиональной деятельности. Система музыкального педагогического образования не может оставаться неизменной, она нуждается в модернизации. Использование информационных технологий позволяет дополнить и повысить уровень мотивации учащихся и эффективность учебной деятельности. Компьютерные телекоммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы обучения, т.к. считаются на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными.

Еще совсем недавно мысль о том, что обучение в общеобразовательной школе по всем предметам можно проводить дистанционно, казалась абсурдной. Но неожиданно возникшие обстоятельства в виде коварного вируса заставили всех нас открыться навстречу новому.

Вопрос о дистанционном обучении назрел очень остро. Учащиеся и преподаватели внезапно оказались изолированными друг от друга физически. Только общение через режим онлайн и с помощью ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) стало возможным продолжать занятия. Остро и изначально тревожно обсуждался вопрос, как лучше такие занятия проводить и организовывать. Педагоги, в том числе и я, были изначально не готовы к таким резким изменениям в образовательном процессе. Несмотря на такую стрессовую ситуацию, педагоги нашей школы независимо от возраста и степени подкованности в вопросах дистанционного общения мобилизовались и занялись поиском оптимальных вариантов удаленного преподавания. Подготовительная неделя (для школьников она была каникулярной) оказалась горячей порой – поиски решений, обмен мыслями, изучение онлайн – платформ, подбор оптимальных форм и средств обучения для школьников, проведение внутренней диагностики по вопросу обеспечения ИКТ, Интернет - ресурсами среди детей и родителей и возможности обучаться удаленно.

Для запуска дистанционного обучения важно было решить организационный момент: собрать в онлайн – пространстве всех учеников по классам для осуществления проведения занятий и образовательного процесса в целом. Был разработан алгоритм, как это сделать максимально быстро и эффективно В первую очередь, в нашей школе был открыт всем ученикам и родителям доступ к цифровой платформе «Техношкола» на сайте нашей школы. Платформа появилась благодаря гранту, который выиграла школа. «Техношкола» стала основной и ведущей интернет - платформой, на которой прикреплялись все файлы с уроками, презентации, домашние задания и т.д. Ребенок мог самостоятельно или с помощью родителей заходить на сайт каждый день и видеть все прикрепленные ресурсы к каждому уроку, в том числе и по музыке. Минус был в неудобстве обратной связи с учеником, нужно было долго по папкам искать по фамилиям прикрепленные ответы детей.

Следующий вариантом, дублирующим прикрепленные задания к ежедневным урокам, стал, безусловно «Электронный журнал». Плюс работы был в том, что родители сразу видят результаты оценки работы ребенка, есть обратная связь учителя с учеником. Недостатки заключаются в том, что доступ к ЭЖ имели в основном только родители, а не дети, сайт часто висел от перегрузок.

Таким образом, в основном обратная связь с учениками осуществлялась через электронный журнал и электронную почту учителя, ученика или родителя. Но, к сожалению, возможности таких доступов были не у всех обучающихся и их родителей из отсутствия, современных гаджетов Поэтому для них обратная связь происходила, через разные, популярные мессенджеры, социальные сети и мобильный телефон (Viber, WhatsApp, ВКонтакте).

К сожалению, ни один портал, ни одна учебную платформу, сайт предложенные и рекомендованные Министерством Образования, можно было в полной мере применить, внедрить в музыкальный процесс на дистанционном обучении. Приходилось комбинировать музыкальный видео материал, зрительный ряд, творческие задания из разных цифровых источников, чтобы составить структуру урока, соответствующую учебной программе. Изучив и рассмотрев возможности Интернет – ресурсов я наметила и выбрала для себя в работе свои оптимальные варианты использования ИКТ на уроках музыки и внеурочной деятельности.

Для реализации поставленных задач я использовала следующие информационно-образовательные возможности:

1. Издательство «Просвещение», которое предоставляло всем учителям и обучающимся возможность свободного доступа на период дистанционного обучения к электронным учебникам по музыке с 1-8 классы.

2. Электронная библиотека « Фонд новых форм развития образования» в рамках реализации Нацпроекта «Образование» для педагогических работников (литература для педагогов, направленная на личностное и профессиональное развитие педагогов, их педагогической компетенции).

3.Информационно-образовательная среда « Российская электронная школа» доступна в сети « Интернет» по адресу https://resh.edu.ru. «РЭШ» представляет собой завершенный курс интерактивных видео уроков для более 30 учебных предметов, в том числе и для музыки, разработанных в соответствии с ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ. Каждый урок состоит из 5 модулей (мотивационный, объясняющий, тренировочный, контрольный, дополнительный), в уроках 1 класса контрольный модуль отсутствует. В своей работе пользовалась в основном тремя модулями:

-мотивационный (направлен на вовлечение обучающегося в учебную деятельность, введение в тематику урока, главная задача модуля - активация внимания обучающегося и пробуждение интереса к теме урока).

- объясняющий модуль (основная часть, модуль направлен на объяснение нового материала по теме урока, один из основных элементов урока – видео ролик, который раскрывает учебное содержание урока в интерактивной аудиовизуальной форме).

- тренировочный модуль (тренировочный задания, направлен на закрепление основного содержания изучаемой темы урока, формирование умений работать с дополнительными и справочными источниками, обязательными элементами модуля являются проверочные задания, творческие задания в форме теста и т.д.).

Весь контент на портале РЭШ в свободном доступе, вход на портал тоже, что очень удобно для учеников. Но учебный материал по урокам музыки представлен не по всем темам, нужен выборочный подход со стороны учителя.

4.You Tube - сайт, на котором представлены, фильмы, музыкальные клипы образовательные передачи. А также любительские видеозаписи, включая, слайд-шоу, музыкальные видеоролики, звуковые фонограммы музыкальных произведений, песен «плюсовок» и « минусовок» и прочее. Использовала этот удобный сайт постоянно в своей работе, прикрепляя ссылки для просмотра видео и слушания музыки для уроков музыки и внеурочной деятельности

.В период дистанционного обучения я пользовалась в своей работе следующими компьютерными программами: Internet Explorer, Google Ghorome, Mail.Ru для возможности выхода в Интернет, Power Point для создания своих презентаций, Word для оформления текстовых документов,Excel для таблиц и графиков,Zoom для видеоконференций проведения классных часов и родительских собраний.

6. При подготовке к урокам я часто обращалась к материалам различных образовательных сайтов и педагогических сообществ, вот некоторые из них:

- портал «Инфоурок» – https://infourok.ru/ -сайт «Педсовет» - https://pedsovet.org/

- сайт «Видеоуроки» - https://videouroki.net/ - «Современный Учительский Портал» - https://easyen.ru/

- форум, фестиваль педагогических идей « Открытый урок» - https://urok.1sept.ru/

- Образовательная социальная сеть - https://nsportal.ru/

- всероссийский образовательное СМИ «Завуч» - https://завуч.рус/

На этих сайтах много полезной и интересной информации для учителя музыки, статьи, разработки уроков, посвященные музыкальной педагогике, а также презентаций уроков, интерактивные игры, музыка для слушания и пения

При подготовке к уроку с использованием ИКТ составляла план урока, определяла цели и при отборе учебного материала старалась соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. Важную роль играет при этом зрительный ряд, особенно в начальной школе. Уроки в форме презентации с интересными увлекательными заданиями, кроссвордами увлекали детей в творческую активную деятельность и способствовали лучшему усвоению и закреплению полученных знаний..На дистанционных уроках музыки мне важно было донести до детей самые важные моменты урока, ключевые понятия, сравнения, а самое главное эмоциональный отклик и интерес к музыкальной творческой деятельности. Ведь при дистанционном обучении, как никогда, необходимо было соблюдать правила, которые обезопасят здоровье детей, соблюдать чувства меры, нахождения ребенка за компьютером при и так большой нагрузке. Задания старалась давать несвязанные с работой за компьютером, нарисовать рисунок под музыку, послушать музыку и написать письменно свои впечатления о ней, отгадать музыкальные загадки и викторины и т.д. Онлайн-образование растет — и очень быстро. Конечно, карантин сыграл свою роль. Но все же тренд на дистанционное обучение появился не вчера и он точно не исчезнет в ближайшие годы.

Интернет стал важным участником образовательного процесса. Сегодня редкий учитель или школьник совсем не использует технологии в обучении. Мы общаемся с коллегами, учениками и их родителями в мессенджерах, пользуемся электронным журналом, ищем дополнительные материалы в интернете Возможность обучаться дистанционно привлекает многих, и в ближайшие годы доля детей, которые получают образование удаленно, будет только расти, ведь инструментов для организации такой учебы с каждым днем все больше.

У этого подхода есть преимущества и недостатки, и каждый учитель должен знать их, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

За время реализации электронных учебных программ, были выявлены проблемы дистанционного обучения:

Необходимость разбираться в цифровых технологиях. Никто не спорит, переключаться на новый стиль работы тревожно и утомительно. Особенно если единых инструкций нет, а разобраться во всем требуется быстро.

  1. Необходима сильная мотивация. Практически весь учебный материал ребенок осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности, самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

  2. Не подходит для развития коммуникабельности. При дистанционном обучении личный контакт обучающихся друг с другом и с учителем минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

  3. Недостаток практических знаний. Обучение, предполагающее большое количество практических занятий, дистанционно затрудненно. К сожалению, испробовав разные методы, способы, приемы делаем вывод, что петь, особенно хором или группой в условиях удаленного режима практически невозможно. Ни один микрофон, ни один ноутбук не в состоянии передать все звуковые тонкости на расстоянии.

  4. Недостаточная компьютерная грамотность. Не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации.

  5.  Отсутствие границы между рабочим и свободным временем. Эта проблема знакома всем, кто работает удаленно. Работая из дома, человек практически не может точно сказать, когда его рабочий день заканчивается. Поэтому люди нередко перерабатывают.

Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остается открытым. Не решен вопрос организации и проведения оценки знаний «дистанционных» обучающихся. Для его решения необходимо создание нормативно – правовой базы оценки знаний обучающихся.

Кажется, что дистанционное обучение – это сплошные неудобства, угроза дисциплине и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ.

  1. Возможность работать с каждым учеником индивидуально. Технология дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому ученику. Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться со своими учениками поближе

  2.  Игровые задания. Дистанционная форма обучения предполагает очень активное использование цифровых технологий. В числе таких заданий: интерактивные музыкальные игры, викторины, кроссворды. Для любого ребенка игра — самый естественный способ познания мира.

  3. Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

  4. Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

  5. Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

  6. Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий

  7. Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

  8. Творчество - комфортные условия, для творческого самовыражения обучаемого.

Делая вывод ко всему сказанному, можно сказать, что потребность в дистанционном обучении в ближайшее время будет расти, так как она гибка, удобна и доступна и предполагает широкую вариативность. Способов и средств обучения будет появляться все больше, а значит, будет наблюдаться прогресс данного способа. Но основное образование дистанционным способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким - то причинам, обучающимся недоступен традиционный вариант обучения. Процессы овладения продуктами культуры и социализации должны происходить все - таки при посредничестве учителя.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!