СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме:"Работа с текстом, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по теме :"Работа с текстом, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме:"Работа с текстом, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"»

МБОУ Маломамлеевская ОШ

















ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИГЕЧСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Работа с текстом на уроках русского языка , как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

























Новикова Ольга Николаевна ,

учитель русского языка и литературы


















2023



1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Тема опыта: «Работа с текстом на уроках русского языка , как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Актуальность опыта

Основная задача образования на современном этапе — готовить социально мобильного, творческого человека, склонного самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в нестандартную ситуацию, искать новые пути решения старой проблемы, видеть возможные нераскрытые функции знакомого объекта . Современный выпускник должен владеть новым мышлением — гибким, многосторонним – и коммуникативными умениями: вести диалог, дискутировать, убеждать, отстаивать свою точку зрения, остро ставить вопросы и диалектически подходить к их решению. Считаю, что важную роль в становлении личности выпускника играет коммуникативная компетенция.

Таким образом, содержанием предмета «Русский язык» должно стать развитие у ребенка склонности так владеть словами, чтобы они складывались в нужный смысл и учащийся умел сказать именно то, что хочет, донести другому свою идею, часть своего «Я».

Начав работать в V классе, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформирована коммуникативная компетенция, это значит способность и готовность осуществлять межличностные и межкультурные отношения, умение презентовать свою работу и достижения как в устной форме, так и в письменной (Приложение 1). Я задумалась над тем, как исправить данную ситуацию в классе. В моей педагогической деятельности возникла проблема, как повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся.

В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Я уверена, что текст может сыграть неоценимую роль в формировании коммуникативной компетенции учащихся.

Содержание моего опыта по теме «Работа с текстом на уроках русского языка , как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся» помогает решить вышеназванную проблему.

Цель опыта:

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка через работу с текстом.

Задачи опыта:

  1. Формировать у учащихся необходимость в коммуникативном общении, желание выражать свои мысли и нести ответственность за свой язык. Обеспечить усвоение терминологии (текст и его основные признаки, тема и основная мысль текста, заглавие, план текста, понятия адресата и адресанта, стиль и тип текста) как ориентировочной основы действия.

  2. Содействовать развитию умений и навыков использования средств языка в устной и письменной речи в соответствии с условиями общения.

  3. Способствовать практическому овладеню диалогической и монологической речи, нормами языкового этикета в ситуациях учебного и бытового общения.



2. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА

Ведущая идея опыта

Активное использование работы с текстом на уроках русского языка поможет достигнуть нужного результата, потому что, как известно, это действенное средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. Текст — это основа создания на уроке русского языка развивающей речевой среды. Именно он основной компонент структуры учебника по русскому языку, через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: образовательная, развивающая, воспитательная. М.М. Бахтин говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления» . Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, заметка в газете или Интнрнете, заявление на работу, школьное сочинение.

Таким образом, систематическая работа с текстом на уроках русского языка должна содействовать формированию коммуникативной компетенции.

Описание сути опыта

Изучение языка как знаковой системы – «важная составляющая в формировании умственных способностей человека в целом» . Данный опыт работы ориентирован на практическое овладение языком. На уроках ученикам необходимо усвоить правила функционирования языковых средств в общении, научиться тактике коммуникативного поведения, что будет способствовать в будущем успешной речевой коммуникации и содействовать формированию коммуникативной компетенции в целом.

Согласно Учебной программе по русскому языку для V– VIII классов одной из задач обучения русскому языку является формирование коммуникативных умений на основе овладения учащимися речеведческими понятиями (культура устной и письменной речи, текст, типы речи, стили речи, жанры речи, правила речевого общения), способами выражения мысли в устной и письменной форме, умений создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи (коммуникативная компетенция). Формированию коммуникативной компетенции школьников способствуют такие разделы, как “Язык и речь”, “Культура устной и письменной речи” (включающие нормы литературного языка и качества речи), “Стили речи”, “Текст”, “Жанры речи” и все другие программные разделы, основу которых составляет функциональный аспект языковой системы.

Лингвисты и педагоги определяют коммуникативную компетенцию как способность осуществлять речевую деятельность (А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, Е. В. Архипова).

М. Н. Ватютнев под коммуникативной компетенцией понимает реализацию программы речевого поведения в зависимости от умения человека ориентироваться в коммуникативных ситуациях [2,с.38]. В. М. Полонский считает, что коммуникативная компетенция – это «способность личности к речевому общению» [5,с.66].

Кроме того, изучением формирования коммуникативной компетенции занимались такие ученые, как Т. А. Ладыженская, В. И. Капинос, А. Т. Еремеева, Е. В. Архипова, С. А. Арефьева, Е. А. Быстрова, Л. Г. Антонова и др.

В трудах лингводидактиков отмечается, что коммуникативная компетенция – это способность обеспечивать языковыми средствами речевое поведение в процессе общения, содавать и воспринимать высказывание в соответствии с целью, сферой и ситуацией общения [6, с.57]. Информация о сферах общения, его цели и предмет заложены в тексте. В процессе обучения языку текст является основной дидактической единицей.

Приемы и методы использования текста на уроках языка описаны во многих книгах и методических статьях. В своей деятельности я использую методические исследования и наработки Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, И.А.Зимней, Л.А.Петровской, В.И.Капинос. По их мнению, текст – основное понятие текстоцентрического подхода и системообразующее начало в обучении русскому языку. В текстоцентрическом подходе обучение организовано посредством текста и направлено на формирование всех видов компетенций. Таким образом, текст является целью обучения, объектом и предметом изучения, а также важнейшим средством обучения. Вот почему целесообразно направить учащихся на работу с текстом, во время которой формируется коммуникативная компетенция.

Я считаю, что так как итогом речевой деятельности является текст, то коммуникативную компетенцию учащихся необходимо развивать, анализируя наилучшие примеры литературы. Если ребенок научится точно и полно воспринимать чужой текст, то он сможет создать и собственный.

Тематические тексты для работы на уроке я подбираю так, чтобы они помогли выработать у обучающихся высокое самосознание, оценивать поведение и поступки тех, о ком сообщается в отрывках произведений.

Для организации работы на уроке я стремлюсь подобрать такие тексты, которые вызвали бы у учащихся повышенный интерес, были насущными, соответствовали целям обучения и возрастным особенностям детей, содержанию программы и учебника, выученного материала; разрабатываю систему таких заданий, которые бы делали процесс обучения творческим. Использование текстов осуществляю на разных этапах урока: актуализация знаний и постановка целей деятельности, изучение нового материала, закрепление знаний, умений и навыков, повторение и систематизация изученного. Текст изучается с учетом конкретных условий его употребления, а также психологических и социальных параметров коммуникативной ситуации.

В начале урока минутка-разминка, которая дает возможность учащимся включиться в работу, актуализировать ранее выученный теоретический материал, помогает активизировать речевую деятельность учащихся (рассуждение над строками эпиграфа, объяснение пословиц и поговорок, подбор ассоциаций). За такой вид работы отметку поставить тяжело, однако коммуникативный опыт формируется. Объяснение новой темы происходит на материале лингвистических и художественных текстов. Теория проверяется на практике, учащиеся видят, как слово живет в тексте, в языке. Мои учащиеся через учебный процесс убеждаются в том, что изучение русского языка поможет им лучше понять не только язык писателя, но и общаться с другими людьми.

С этой целью я предлагаю учащимся следующие задания к текстам:

  • поиск в тексте определенных форм и конструкций, их классификация, объяснение их роли;

  • определение грамматических средств, с помощью которых раскрывается содержание;

  • активная работа с текстом (изменение структуры предложений, подбор синонимов, определение стиля и типа, жанра текстов);

  • грамматические задания, которые соотносятся с обучающими целями урока. Например, найти и исправить ошибки в синтаксических структурах, составить схемы сложных и осложненных предложений;

  • чтение лингвистического текста с метками. Например, перед чтением учащимся дается задание: во время работы с лингвистическим текстом делать метки «знаю», «не знаю», «есть вопрос»;

  • передача содержания лингвистического текста в форме кластера, схемы, таблицы. Данный прием работы способствует формированию монологической речи.

Формирование представлений о языке как важнейшем средстве отношений начинается в V классе. На уроках я знакомлю учащихся с видами языковой деятельности, условиями, необходимыми для создания высказывания. Подбираю для уроков задания, которые заключаются в чтении и слушании учебных текстов, определении их темы, адресата и целенаправленности.

В начале урока необходимо мотивировать деятельность учащихся, и для этого я использую метод коммуникативных стимулов, который помогает организовать поисковую деятельность. Например, при изучении темы «Стили речи: художественный, научный, публицистический, официально-деловой (задачи речи, сферы использования, отличительные черты, языковые средства, жанры речи)» в VI классе предлагаю учащимся проанализировать текст ученого-лингвиста А.А.Леонтьева и ответить на вопросы:

- Какая основная мысль текста?

- Какова роль языка в передаче культурных ценностей?

- Что значит для каждого из вас родной язык?

- В чем состоит различие понятий «язык» и «речь»?

Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения…

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики…

Наконец… язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передаёт свои самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И всё это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Потом предлагаю учебный диалог:

- Кто-то, прочитав этот текст, высказал такое мнение, что человеку совершенно не нужны ни речь, ни язык. Если бы не было языка, не было бы ссор, войн, разных катастроф, потому что человек без него не смог бы обидеть, унизить другого человека, и потому на планете царил бы мир. А как думаете вы?

При анализе текста учащиеся определяют тип текста, обращается внимание на связь между тезисами с помощью слов во-первых, во-вторых, наконец. Кроме того, учитель расширяет и конкретизирует основную мысль текста, привлекая следующие высказывания: «Язык – душа нации. Язык – это живая плоть идеи, чувства, мысли» (А.Толстой); «Язык — зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира» (С.Тер-Минасова). Можно предложить учащимся в качестве домашнего задания написать в определенном стиле сочинение-рассуждение, взяв за основу одну из цитат.

Опыт работы показал, что необходимо систематически работать над освоением учащимися терминологии. Учащиеся развивают умения и навыки чтения, устную и письменную речь, формируется коммуникативная компетенция.

В своей деятельности часто использую информационно-учебный диалог как форму организации коллективной работы или работы в группах в рамках изучения конкретной лингвистической темы. Во время диалога каждый участник высказывает свои мысли, при этом имеет возможность пользоваться кластерами, таблицами, опорными словами, задавать вопросы для большего осмысления предложенной ситуации. Если мнений возникает несколько, возможна дискуссия, которая всегда имеет большое воспитательное значение.

При изучении темы «Имена существительные одушевленные и неодушевленные» в VI классе предлагаю учащимся на этапе введения в новую тему текст И.Северянина «В парке плакала девочка»:

В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, —
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю"...
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Задания и вопросы для работы с текстом:

- О чем этот текст?

- Какова основная мысль текста?

- Почему папа простил дочери все шалости? Почему он был потрясен словами девочки?

- Как вы оцениваете поступок девочки?

- Объясните значение слова грядущее, подберите к нему синонимы.

- Какая морфема подчеркнута в тексте? С какой целью автор использует эту морфему?

- Почему в слове ласточка не подчеркнуто -очк-?

- Поставьте вопрос к слову ласточка? Найдите в тексте слова, которые отвечают на этот же вопрос? Что они обозначают?

- Найдите слова, которые отвечают на вопрос что? Что обозначают эти слова?

Лексика современного русского языка чрезвычайно богата в стилистических отношениях. Осмысление ее разнообразных ресурсов содействует формированию и развитию практических умений и навыков, использованию лексических единиц в зависимости от цели и условий речевого общения. Учу учащихся не только отмечать факты использования в тексте синонимов, антонимов, слов с переносным значением, устаревших, диалектных, профессиональных слов, но и выявлять, чем мотивировано их употребление. Такой вид деятельности планирую обычно на уроках по развитию связной речи в процессе подготовки к изложениям и сочинениям в последующих классах.

Во время работы практикую следующие задания: выяснение значений слов (путем подбора однокоренных слов, с использованием толкового и этимологического словарей); составление синонимичного ряда с целью показать целесообразность выбора именно того слова, которое имеется в тексте; предупреждение возможных грамматических ошибок; соответствие использованной лексики жанровым и стилистическим особенностям.

При изучении темы « Фразеологические обороты, их отличие от свободных словосочетаний» (V класс) предлагаю социально-ролевую игру «Поэты». Учащимся необходимо дописать строки стихотворения.

Если хочешь умным стать,

Нужно много…(прочитать).

Чтобы грамотными стать,

Нужно каждый день…(писать).

Кто много пишет, тот много…(слышит).

Кто много читает, тот много…(знает).

Ну а тот, кто много знает,

Сам себе на ус…(мотает).

- О каких процессах речи говорится в стихотворении? (Язык и речь).

Использую прием «Дополни фразу». Учащимся необходимо закончить высказывания:

Язык – это… (важнейшее средство человеческого общения).

Речь – это…(использование средств языка для общения).

Также предлагаю найти в тексте фразеологизм. Записываем последнее предложение, подчеркиваем фразеологизм в соответствии с синтаксической ролью. Устно объясняем значение. Учащиеся с данным фразеологизмом составляют свои предложения. Некоторые из учащихся делают попытки придумать мини-текст «Необыкновенное в обыкновенном», в который включают известные им фразеологизмы.

Фразеологизмы делают речь человека яркой, интересной, богатой. На уроках практикую ведение индивидуальных словарей «Кладовая русского языка» по развитию речи. Пути пополнения его могут быть разные: коллективная работа на уроке под моим руководством, самостоятельная работа учащихся дома или на уроке. Позже на учебных занятиях и в послеурочное время используем свои записи для создания собственных высказываний. Это способствует развитию коммуникативной компетенции, так как всегда интересно разговаривать с человеком, который владеет яркой, красивой и богатой речью. Мой педагогический опыт показывает, что словарный запас учащихся должен постоянно пополняться новыми словами, фразеологизмами, время от времени их необходимо повторять, возобновлять, поэтому на уроках практикую использование текстов, благодаря которым учащиеся узнают значения новых слов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, видят их употребление в контексте и пробуют использовать в собственной речи.

Служебные и самостоятельные части речи по-разному участвуют в создании текста, выполняют текстообразующую функцию, обеспечивают композиционную и синтаксическую его организацию.

Учащиеся при написании творческих работ и в устных высказываниях часто допускают тавтологию. Так при изучении темы «Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль» (VII класс) я имею возможность обогатить словарный запас учащихся синонимами, которые разнообразят речь и в будущем помогут избежать речевых ошибок. В работе использую текст:

- Где ты брат Иван – спрашивает Гриша.

- В горнице - отвечает Иван.

- А что делаешь - спрашивает Гриша.

- Помогаю Петру - отвечает Иван.

- А Петр что делает – спрашивает Гриша.

- Да на печи лежит – отвечает Иван.

Учащимся необходимо расставить недостающие знаки препинания, заменить глаголы, где это возможно сделать, и записать свой вариант текста. Работа с данным текстом вызывает у учащихся положительное настроение. У них возникает желание поделиться с одноклассниками своими жизненными юмористическими историями. Тогда можно предложить конкурс «Мастер слова». Во время рассказа необходимо следить за тем, чтобы не допускались речевые ошибки. Учащиеся класса выступают в роли корректоров.

При подготовке к написанию сочинения организую игру «Реставратор» с учащимися VI класса, чтобы научить творчески использовать образно-изобразительные возможности прилагательного.

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. И.Корнеев.

Задача учащихся – вместо точек вставить необходимые прилагательные. Если задание вызывает трудности, предлагаю «готовую палитру прилагательных». Например, густой, сосновый, зимний, белый, ослепительный, серебристый, холодный, свежий, белый, мелкий, кудрявый, нежный, пушистый, удивительный, чудесный, нарядный. Можно озвучить картину природы: деревья шепчутся, сосны трещат, ветки хрустят, снежинки поют, снег скрипит. Сравниваем два текста и в итоге лингвистического эксперимента делаем вывод, что прилагательные делают наши высказывания художественными, точными, интересными для восприятия. Предлагаю учащимся составить зарисовку на тему «Лес – наше богатство».

На уроках я часто организую работу с коммуникативно ориентированными упражнениями. Считаю, что их можно отнести к текстовым. Они способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся: помогают осознать текст как тесное смысловое и грамматическое единство, углубляют знания о стилях и типах речи. При изучении темы «Служебные части речи» предлагаю учащимся VII класса коммуникативно ориентированные упражнения, которые активно включают их в ролевую игру, помогают приобрести навыки использования речевых единиц в приближенных к реальной жизни условиях.

Развитию коммуникативной компетенции способствует работа над комплексным анализом текста. Благодаря такому виду деятельности учащиеся могут не только отрабатывать новый, но и повторять пройденный материал; оперативно проверять свои знания по изученной теме; в перспективе поэтапно готовиться к выпускному экзамену и ЦТ. Несомненно, овладение навыками комплексного анализа текста представляется сложным для учащихся, и формирование навыков происходит постепенно. В V-VII классах происходит первый этап формирования понятийного аппарата, составление примерного плана комплексного анализа текста, овладение основными мыслительными операциями, некоторыми приемами исследовательской деятельности. Таким образом, возможны разные формы проведения уроков с использованием лингвистического анализа текста: урок-исследование, урок-семинар, урок-практикум, деловая игра, дискуссия.

Одним из важных моментов является тот, когда учащемуся необходимо попробовать себя в создании собственного текста. Опыт работы показывает, что работа над текстом в среднем звене дает результаты в старших классах. Мои учащиеся пробуют свои способности в написании творческих работ, а затем презентуют итоги своей работы.

Результативность и эфективность опыта

Таким образом, опыт показал, что работа с текстом на уроках русского языка является одним из действующих средств формирования коммуникативной компетенции учащихся . Обучающий процесс направлен на пробуждение личностного мотива обучения в процессе усвоения языковых знаний, активизацию познавательного интереса, совершенствование речевых механизмов, развитие продуктивно-творческих умений, необходимых для речевой коммуникации при создании устных и письменных высказываний. Описанный опыт работы содействует развитию умений учащихся во всех видах речевой деятельности, способствует формированию коммуникативной компетенции.

Данный подход в работе с текстом используется как на отдельно взятом уроке русского языка или этапе урока, так и в системе уроков. Описанный опыт работы можно использовать на уроках в средних и старших классах. Он заинтересует учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования. Кроме того, работа с текстом очень активно используется на уроках в интегрированных классах , а также на уроках с использованием ИКТ. Задача каждого учителя – создавать условия для формирования коммуникативной компетенции, которая играет важную роль в становлении личности человека.

Целенаправленная работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом на уроках русского языка в 5- 9 классах позволила мне достичь конкретных результатов:

  • повышение уровня мотивации изучения русского языка и познавательного интереса. Об этом свидетельствует то, что русский язык для учащихся любимый предмет, и посещают они его с удовольствием (по итогам онлайн-опроса на сайте учреждения образования). В каждом классе учащиеся ежегодно выбирают факультативные занятия по предмету;

  • итог работы с текстом – активное участие в конкурсах, олимпиадах по русскому языку , успешная сдача ГИА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование коммуникативно активной личности – одна из главных задач современного образования. Можно с уверенностью сказать, что коммуникативная компетенция , формирование которой должно происходить в процессе обучения, востребована сегодня обществом и является одной из определяющих в процессе самовыражения личности.

В описанном опыте я показала, что работа с текстом является действенным средством формирования коммуникативной компетенции. Через текст учащиеся формируют мировоззрение, повышают интерес к родному слову, народному творчеству и национальной культуре. Они развивают умения сравнивать, логически размышлять, отстаивать свою точку зрения, признавать и исправлять свои ошибки; овладевают богатством усной и письменной речи; учатся создавать собственные высказывания и транслируют их перед аудиторией.

Паказывая открытые уроки и факультативные занятия, выступая на заседаниях методических объединений, педсоветах, семинарах, я демонстрирую коллегам перспективность и эффективность работы в данном направлении. Лучшие педагогические находки помещены в портфолио «Приемы, формы и методы работы с текстом на разных этапах русского языка».

Таким образом, общество желает видеть в наших выпускниках личность, которая умеет работать в команде, может взять на себя ответственность за решение проблем, проявляет готовность к постоянному самообразованию.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа [Электронный ресурс] / М.М.Бахтин. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/probltext.html. – Дата доступа: 04.06.2018.

2. Ватютнев, М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М. Н. Ватютнев // Русский язык за рубежом. – 1977. – № 6. – С. 38–45.

3. Глазков, А.В. «Школьный русский»: прагматический подход/А.В. Глазков//Русская словесность. – 2005. –№2 – С.2.

4. Донская, Е.В. Развитие коммуникативной компетенции педагога в процессе общения с обучающимися и родителями [Электронный ресурс] / Е.В. Донская. – Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-kommunikativnoy-kompetencii-pedagoga-1694155.html. – Дата доступа: 07.06.2018.

5. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – С. 66.

6. Узровень развіцця камунікатыўных уменняў вучняў 5-6 класаў школ з рускай мовай навучання / С.В.Мартынкевіч // Беларуская мова і літаратура . — 2009.- №3.— С.56 - 60.

7. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Русский язык. Русская литература. V-VII классы. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – Режим доступа: http://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2018-2019-uchebnyj-god/202-uchebnye-predmety-v-xi-klassy/1271-russkij-yazyk.html – Дата доступа: 29.05.2018.









Фрагмент урока в V классе

Тема: Типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Цели: 1. Актуализировать и углубить знания учащихся о типах речи, их признаках, практически показать и объяснить структуру каждого типа. Помочь учащимся осознать зависимость типа речи от содержания высказывания и цели высказывания.

2. Выработать умения определять типвы разительных по содержанию и строению текстов, самостоятельно подбирать тексты того или иного типа, отмечать взаимосвязь между содержанием и типом речи, называть логические части, самостоятельно составлять небольшие тексты разного типа.

3. Формировать устную и письменную культуру речи, дружеские отношения в классном коллективе.

Фрагмент хода урока:

2 этап: актуализация знаний, целеполагание.

Сообщение темы урока: Типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Учебный диалог:

- Что такое речь? (Речь – это использование средств языка при общении).

- Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью).

- Что представляет собой рассказ? ( Вспоминаем с урока литературы).

- Какой текст будет считаться описанием?

- Что такое рассуждение?

Определение и формулирование целей урока, пользуясь приемом «Продолжи предложение» (Я буду знать…Я буду уметь…).

Вывод. В своей речевой практике каждому из нас приходится рассказывать про те или иные события, которые развивались или развиваются во времени; с помощью слов описать тот или иной предмет путем перечисления разных его признаков; рассуждать о чем-нибудь, доказывать, обосновывать какую-то мысль. В каждом конкретном случае в зависимости от цели мы определенным образом строим свое высказывание или создаем текст. В зависимости от чего выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Проблемный вопрос. Чем же отличаются типы речи?

3 этап: объяснение нового материала.

Предлагаю учвщимся 3 текста на одну и ту же тему.

Проводим лингвистическое мини-исследование (работа в малых группах).

Задача групп: определить тип речи заданного группе текста. Аргументировать свое мнение.

Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога черные, действительно — как вороново крыло, второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. 

Какой предмет?

(Говорится о конеретных предметах, свойствах предмета.)

А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдет на свой лежак в угол и будет ждать. Будет ждать взгляда, слова, жеста. Впрочем, через некоторое время можно и сойти с места, заниматься круглой костью, разгрызть которую невозможно, но зубы точить — пожалуйста, только не мешай.

Что делает?

(Говорится о действиях предмета.)

Собака – ваша тень, ваше второе безмолвное “я”. Собака следует за вами повсюду. Она умеет дружить, умеет быть бескорыстной, благородной. Собака по-настоящему добра и способна глубоко переживать горе. Собака – бесценный помощник.

Почему предмет такой?

(Говорится о конкретном предмете.)


Во время работы можно пользоваться таблицей «Типы речи».

Повествование

Описание

Рассуждение

Назначение

Рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно

Описывает предметы, характеризует людей

Автор рассуждает о причинах, итогах чего-нибудь


Строение

  1. Начало события.

  2. Развитие события.

  3. Конец события.

1) Общее впечатление от предмете речи.

2) Признаки предмета речи.

3) Оценка предмета речи.

1) Тезис (основная мысль).

2) Доказательства.

3) Вывод.


Для наиболее глубокого осмысления каждого из типов речи предлагаю использовать прием «фотографирования».

- Содержание какого текста можно передать на одной фотографии? Почему?

- К какому тексту, чтобы проиллюстрировать его содержание, необходимо сделать несколько «фотографий»? Почему?

- Содержание какого текста совсем невозможно «сфотографировать»? Почему?

Отчет каждой группы. Члены группы выступают в роли ассистентов, а остальные слушают мнения и выступают в роли оппонентов.

Работа с учебником. Читаем правила на с. 117, 120, 124.

Работа в парах. Сообщение «Типы речи» (с опорой на таблицу, если есть необходимость).

4 этап: первичное закрепление.

Упр.198, 206, 208. Задание. Прочитайте тексты. Поднимите сигнальную каточку, на которой написан соответствующий тип речи (повествование, описание, рассуждение). Используй таблицу «Типы текста» или прием «фотографирования», если это необходимо.

5 этап: творческая минутка. Работа в группах по интересам.

Задание: продолжите текст по предложенному началу.

1 группа (текст-описание).

Девочка гуляла по парку и увидела одуванчики. Они были…(очень красивые и яркие. Одуванчик – необычный цветок. Корзинка его ярко-желтого цвета, днем горит, словно солнышко, а ночью цветок собирается в бутончик и спит и т.д.).

2 группа (текст-повествование).

Девочка гуляла по парку и увидела одуванчики… (Они были такие яркие и красивые, что девочка не могла пройти мимо. Она сплела себе венок из цветов и т.д.).

3 группа (текст-рассуждение).

Девочка гуляла по парку и увидела одуванчики. Она вспомнила, что одуванчик не только сорняк, но и полезное растение… ( Во-первых, одуванчик необходим пчелам, т.к. они берут из него нектар. Во-вторых, это лекарственное растение. А еще из цветов одуванчика готовят варенье и т.д.).





























Коммуникативно ориентированные упражнения по теме «Служебные части речи»

  • Рассказ-эстафета

В эстафете принимают участие две команды.

Задание: каждой команде в определенное время написать интересный коллективный рассказ «А было это так…», употребляя предлоги с, на, в.ю во, о, об. Каждый участник имеет право прибавить к написанному только одно-два предложения.

  • А у нас объявление

  1. Учащиеся готовят сообщение на тему « К нам едут гости из-за границы», используя эмоциональные частицы, и сообщают эту новость с разной целевой установкой: а) рассказать сообщение шепотом на ухо соседу, будто это секрет; б) объявить сообщение на классном собрании.

  2. Напишите текст объявления в школьную стенгазету, обратитесь в ней к учащимся с предложением принять участие в трудовом десанте. Используйте при написании частицы разных разрядов.

  3. Придумайте вопросы для интервью на тему «Все начинается со школьного звонка», которое вы возьмете у своих учителей для праздничной радиопередачи. При составлении вопросов используйте формообразовательные и вопросительные частицы.

  4. Объясните (по узору словаря) значение слова проспект и сравните с объяснением его в словаре. Составьте текст рекламного проспекта туристического маршрута «Славные места моей малой родины». Используйте при составлении парные союзы.

  5. Составьте тезисы выстуления на тему «Природа — сокровищница здоровья». При составлении используйте формообразовательные частицы. Определите докладчика, который от имени группы выступит перед учащимися класса (учащиеся работают в микрогруппах).



12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!