СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы. Тема:"Воспитание нравственных качеств и норм поведения у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы. Тема:"Воспитание нравственных качеств и норм поведения у детей дошкольного возраста"»

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«ВСЕРОСИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЕНОК»

(ФГБОУ ВДЦ «ОРЛЕНОК»)

Детский сад













  ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ТЕМА: «Воспитание нравственных качеств и норм поведения у детей дошкольного возраста»

















Подготовила

воспитатель

Даниленко С.Ю.











2018 год





Нравственный кризис в современном обществе, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, нарушение связи в духовно – нравственной преемственности поколений, трудности социализации, снижение воспитательной роли семьи, преобладание равнодушия, зависти, озлобленности ведет к трансформации добра и зла у подрастающего поколения и ставит общество перед опасностью моральной деградации.

В связи с этим возникает проблема формирования нравственных чувств и культуры личности, основы которой закладываются в детском возрасте, являющемся важным этапом становления морального облика ребенка, формирования его нравственного сознания, развития его нравственных качеств.

Важно не упустить момент и не прибегать к воспитанию нравственных качеств от случая к случаю. Если ребенок не станет великим математиком – это не беда, но если он не станет добрым, отзывчивым, внимательным, предупредительным, то зря его учили всему остальному.

Работая с детьми дошкольного возраста, я увидела, что многие дети не умеют дружно общаться, не могут объяснить нравственные поступки, не могут осознанно отвечать за свое поведение, не знают правил нравственного поведения, а родители обеспокоены несформированностью нравственных качеств.

Поэтому я поставила перед собою цель: повысить уровень нравственной воспитанности дошкольников.

Для достижения цели я наметила ряд задач:

Формировать у детей нравственные качества и культуру поведения со сверстниками; Развивать нравственное сознание(справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей, умение чувствовать и понимать другого, умение управлять своими эмоциями); Воспитывать у детей гуманные чувства (умение сочувствовать, доброту, внимание, вежливость, честность, справедливость, забота, отзывчивость, уважение к старшим, общительность); Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу формирования нравственных качеств личности ребенка.

С целью получения новой информации о современных методах и приемах работы с детьми и родителями использовала методики таких авторов как:  

В. Г. Нечаева и Т. А. Маркова. «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду». (В этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников. Л. И. Каплан. «Посеешь привычку – пожнёшь характер» (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей). А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. «Воспитание детей в игре» (Данное пособие помогло мне вовлечь детей в игру, помочь им понять нравственные нормы и представления). Л. Ф. Островская «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» (применила примеры  педагогических ситуаций на родительском собрании, что помогло определить уровень нравственного развития в семье). Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет.

Свою работу я начала с изучения интересов и потребностей родителей в воспитании детей. Провела анкетирование, на основе анализа которого составила план работы с детьми и родителями группы

уровня сформированности нравственных норм и нравственных чувств у детей средней группы, которые проводила в форме бесед, наблюдений, игр – занятий. Результаты данных диагностик позволили выявить, какие нравственные чувства и нормы поведения освоены детьми, а какие нужно формировать.

Полученные результаты помогли мне выстроить дальнейшую работу. Разработала перспективный план работы с детьми по среднему, старшему, подготовительному возрасту. Было разработано планирование работы с родителями воспитанников.

Для того чтобы дети хорошо воспринимали и запоминали излагаемый мной материал, проводила занятия на которых большое внимание уделялось игровым методам. На занятие в гости к нам приходили герои знакомых сказок, рассказов, мультфильмов. Попадая в затруднительное положение герои обращаются к ребятам за помощью. Стараюсь отходить от привычной структуры занятий, превращая его в увлекательное путешествие, приключение. И в то же время образовательная деятельность не превращалась в игру, так как несла познавательный и воспитательный характер.

       Мною проведены ряд экскурсий и прогулок, которые так же помогают привить навыки нравственного и культурного поведения (экскурсия на место работы мамы (почта, библиотека, столовая)), проводила праздники, развлечения, где через полученные положительные эмоции дети показывали усвоенные умения, проводились открытые занятия: «Спасем доброту» дети учились сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле; «Дружить значит весело жить» - показали знание правил поведения между друзьями и в конфликтных ситуациях.

Для достижения наилучшего результата в работе с детьми использую разнообразные методы и приемы воспитания: метод приучения детей к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек основанный на систематическом применении норм и правил (здороваться, прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы и т.д.); пример взрослого или другого ребенка (желание быть похожим на того кто затронул чувства ребенка), наблюдение за деятельностью педагога и детей во время игр, занятий, труда; мини – беседы о нравственном поведении; этические беседы; чтение и анализ художественных произведений и сказок; рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, мультфильмов, дидактическая игра, подвижная игра, игровые ситуации, прогулки, экскурсии, труд на своем участке и участке детей младшей группы, метод убеждения использую через доброе слово воспитателя. Все эти методы направлены на формирование правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения.

Работу провожу со всеми детьми группы, но для закрепления навыков использовала разбиение на подгруппы, индивидуальную работу проводила по мере необходимости в форме игровых ситуаций, тренингов, игр.

         Так же в работе с детьми старалась создать благоприятные условия для нравственного воспитания это: взаимное уважение и забота между взрослыми (воспитателем и няней), партнерские отношения между воспитателем и родителями группы, отношения между воспитателем и детьми основаны на уважении личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития. В группе создана доброжелательная обстановка. Для создания развивающей среды в групповом помещении отведено место для «Уголка этикета», в котором оформлен стенд для детей, где размещена информация: хорошие манеры – плакат; правила поведения в детском саду; папки раскладушки с нормами поведения во дворе, дома, в общественном транспорте и т.д. Так же есть «Доска настроения». Где дети отмечают свое эмоциональное состояние (грустный, спокойный, радостный), а я могу определить состояние каждого ребенка и выявить детей, которым нужна поддержка. Есть коробочка «Добрых дел», с помощью которой побуждаю детей к нравственным поступкам (Совершив хорошее дело или поступок ребенок получает именной жетон, который складывает в коробочку. В конце недели воспитатель пересчитывает жетоны. Ребенок, набравший больше всех жетонов, получает приз и поздравления детей), настольно – печатные игры, дидактические игры по нравственному воспитанию, подборка стихотворений пословиц, поговорок, загадок, художественная литература по теме, иллюстрации, сюжетные картинки отражающие определенные ситуации, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, дидактические игры такие как: «Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Волшебный стул», «Подарок другу» и т.д. – направленные на развитие способностей познавать себя и других людей; «Цветное настроение», «Маски», «Мы артисты» и т.д. – направленные на развитие эмоциональной осведомленности; «Цветик – семицветик», «Письма доброго сказочника», «Хорошо - плохо», «Мы друзья - товарищи», «Позовем сказку» и т.д. эти игры способствуют усвоению норм поведения, воспитывают отзывчивости. Все игры провожу в первой половине дня

         Дети с большим удовольствием играют, придумывая новые сюжеты и ситуации.

В своей работе широко использую устное народное творчество (загадки, пословицы, поговорки, сказки), так как это дает хороший результат. У детей хрупкая и ранимая психика и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью. Так же для формирования нравственных чувств и норм поведения широко использую художественную литературу (при чтении вне занятий), которая способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Создала дополнительную образовательную программу по фольклору «Светелка», которая разработана для детей 6 – 7 лет и предусматривает одногодичный курс обучения. Главная задача программы состоит в том, чтобы через народное творчество повысить уровень воспитанности дошкольников, помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал.

Для лучшего усвоения детьми определенного материала нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится проживать в окружающей среде, и у него формируются привычки вести себя в соответствии с определенными нравственными правилами. Поэтому формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста я осуществляла в тесном контакте с родителями.

Активизируя работу родителей по повышению уровня воспитанности детей, мною были использованы разнообразные формы работы: родительские собрания, развлечения, деловые игры, консультации. Так же был проведен конкурс на лучшую этическую сказку, где родители вместе с детьми сочиняли или подбирали сказки на формирование нравственных качеств. По окончанию родительских собраний или консультаций выставляются памятки и буклеты. Так же проводила устные консультации индивидуально и на собраниях по теме самообразования.

Итог проделанной мною работы с родителями: большинство родителей стали оказывать активную помощь в работе по воспитанию нравственных чувств и норм поведения у их детей, появилось желание получать больше информации по данной проблеме. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за последние несколько лет, я убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Для достижения моей основной цели работу вела в тесном сотрудничестве со всеми педагогами. Прочитала доклад для педагогов: «Игра – школа нравственного поведения». Цель: показать, как при помощи различных игр можно развивать нравственные качества детей. На музыкальных занятиях в песенной форме заучиваем правила поведения в детском саду и на улице. Педагог – психолог использует дидактические игры подобранные мной по темам нравственного воспитания. Физорг организовывает подвижные игры, помогает в проведении экскурсий. Второй воспитатель использует сказки и для чтения вне занятий, логопед использует стихи и поговорки, предложенные мною для развития речи. Та же был проведен праздник для коллег и родителей «Масленица» - цель установиь дружеские отношения между родителями и коллективом детского сада.

После выполненной работы в конце каждого учебного года была проведении диагностика нравственной воспитанности детей.

В результате проделанной мною работы в группе – атмосфера дружелюбия, взаимного уважения. Ребята стали вежливее и веселее. Они хорошо понимают и воспринимают уроки добра и культурного поведения. Стараются сами разрешать конфликтные ситуации, если они возникают, у детей сформированы нравственные качества и культура поведения в детском коллективе, дети умеют справедливо оценивать свои поступки и поступки других людей, хорошо чувствуют и понимают состояния другого, умеют управлять своими эмоциями. У детей воспитаны гуманные чувства, такие как сочувствие, доброта, внимание, отзывчивость, забота, уважение к старшим, общительность, честность. Дети с интересом познают мир человеческих отношений, вносят в него детское миропонимание, в котором главным является любовь – к маме, папе, ко всем родным, к растениям, к природе в целом.

Поэтому дальнейшее свое назначение я вижу в том, чтобы не убить эту любовь, а укрепить, расшить ее границы, научить детей выражать ее, формировать умения и навыки культурного поведения в окружающей среде.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!