СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Стряпуниной В.М. по теме "Работа над ошибками"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы учителя начальных классов Стряпуниной В.М. по теме "Работа над ошибками"»

Из опыта работы

учителя начальной школы

МАОУ «Гимназия г. Перми

Стряпуниной В.М.



«Работа над ошибками - залог повышения

качества образования обучающихся начальной школы».


Все мы прекрасно знаем, что работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. Но особенно она актуальна на уроках русского языка, математики, окружающего мира.

Необходимо каждого обучающегося научить работать над своими ошибками самостоятельно.

Работа над ошибками должна проводиться в определенной системе. Так, например, в 1х – 2х классах начинается она с анализа работ учителем.

Педагог отмечает группы ошибок, над которыми надо работать в классе коллективно. А дома обучающиеся работают над индивидуальными ошибками. В помощь служит «памятка».

В этой памятке дается алгоритм действий ребенка: какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить, например, в русском языке, данную орфограмму.

Самостоятельная работа обучающихся над ошибками проводится после обучения школьников. В «памятке» каждое правило имеет свой порядковый номер орфограммы. Запоминать номера не следует. Они даются в помощь обучающимся для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в «памятке» нужную орфограмму. На первых порах, когда обучающиеся еще затрудняются в определении орфограммы, учитель, проверяя тетради, на полях ставит ее порядковый номер. Очень скоро школьники будут легко ориентироваться в видах орфограмм.

Для начала надо дифференцировать задания так:

Например, в 1 – 2 –м классе для слабых обучающихся, исправляю неправильное написание на правильное и на полях ставлю порядковый номер орфограммы.

Для другой группы обучающихся я подчеркиваю букву с неправильным написанием, не исправляя ее, на полях ставлю порядковый номер орфограммы.

Для сильных обучающихся я предлагаю такую работу: подчеркиваю слово, в котором допущена ошибка, не указывая место ошибки в слове. На полях выносится номер орфограммы.

И, наконец, самый трудный вид задания, которое предлагаю, отличное знание орфограммы, умение их определять. В тексте я не делаю никаких

1

пометок, на полях ставлю знак орфографической ошибки, а обучающийся

сам должен найти ее, определить вид орфограммы и обратиться к «памятке».

Такая систематическая и целенаправленная работа над ошибками в русском языке будет служить, я думаю, развитию у детей орфографической зоркости, ответственному отношению к письму, стремлению оформлять свои мысли грамотно.

На уроках математики, я тоже пользуюсь алгоритмом для выполнения работы над ошибками по разным темам курса математики в начальной школе.

Как правильно выполнить работу над ошибками?

Работа проводится ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.

Например, ученик допустил ошибку в ходе решения задачи. В данной работе я использую следующий алгоритм:

  • прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в условии;

  • запиши задачу кратко, можно выполнить рисунок или чертеж;

  • поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи;

  • подумай, можно ли ответить на вопрос задачи;

  • если нет, то почему?

  • что нужно узнать сначала, что потом;

  • составь план решения;

  • реши по действиям с пояснением;

  • проверь решение;

  • запиши ответ задачи.

Однако, имея большой педагогический опыт, работая с обучающимися своего класса, я столкнулась с проблемой: ребята допускают ошибки при вычислениях в примерах с многозначными числами на сложение и вычитание.

Я считаю, что подобные ошибки – это причина невнимательности детей. Поэтому на уроках математики, внеурочной деятельности я стараюсь использовать задания, направленные на формирование развития внимания детей.

Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен осмысленно

2

воспринимать прочитанную информацию, использовать ее для выполне –

ния заданий, применять в учебных ситуациях.

В первую очередь эта задача реализуется на уроках литературного чтения.

В начальной школе есть еще один предмет, на котором обучающиеся получают информацию, читая текст. Это окружающий мир.

На уроках окружающего мира по темам раздела провожу проверочные работы, тесты. Как проводить работу над ошибками, в какой форме, чтобы был хороший результат?

Наиболее интересная, продуктивная форма, на мой взгляд, это проектная деятельность обучающихся.

Мы заканчиваем изучение раздела «Весна и лето». В качестве проверки знаний, детям был предложен тест. Во время выполнения, дети допустили ошибки. Если снова анализировать ошибки, сравнивать с текстом, то в следующей работе ошибки могут повториться. Поэтому я решила эту работу провести в виде проекта «Весна, весна и все ей радо!»

Ребята были распределены на команды, в каждой команде был выбран капитан. Каждая команда выбрала одну из предложенных тем и началась творческая работа. Надо было не только оформить работу над темой, но и защитить ее. В ходе защиты, на уроке окружающего мира, ребята использовали интересные и разнообразные формы: это отрывки из научных статей, загадки, пословицы, кроссворды… В конце работы, после обсуждения в команде, капитан подвел итог работы каждого участника.

После такой интересной работы, детям был снова предложен тест по теме «Весна». Конечно, результаты были хорошие.

В 3 – 4 –х классах, когда обучающиеся более осознанно понимают важность и нужность работы над ошибками, мы учим детей анализировать свои ошибки, планировать работу над ними, исправлять свои пробелы в знаниях.

Например, проведя проверочную работу по теме «Глагол», учитель видит, что в классе много детей испытывают трудности в правописании окончаний глаголов.

При анализе проверочной работы в классе, учитель сообщает информацию и просит каждого ребенка, у которого были трудности, подумать, почему он допустил ошибку и озвучить причину в классе.

Получается, у каждого обучающегося свои причины:

  • у 1 – го ученика – ошибка: невнимание и ему в дальнейшем надо

3

поработать над самопроверкой;

  • у 2 – го ученика – не знает глаголы – исключения →для решения проблемы ему надо их выучить;

  • 3 – й ученик – не знает алгоритм проверки безударного окончания → ему нужно разобраться с алгоритмом и способом проверки;

  • 4 – й ученик - пропустил тему «Спряжение глаголов» → ему надо разобраться в теме, понять алгоритм проверки, выучить глаголы – исключения.

И так по каждому ребенку и случаю.

Такой способ анализа ошибок и работы над ошибками помогает учителю и детям устранить пробелы в знаниях и повысить качество в знаниях обучающихся.

Свое выступление я хочу закончить высказыванием крупнейшего ученого, профессора, доктора педагогических наук Разумовской Маргариты Михайловны «Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы обучающиеся понимали важность работы над ошибками, стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха».




20.05.19.




















4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!