СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта: «Система работы по предварительной подготовке учащихся 9 класса к ГИА»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык является основной дисциплиной в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта: «Система работы по предварительной подготовке учащихся 9 класса к ГИА»»

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шумячская санаторная школа-интернат» для детей, нуждающихся в длительном лечении







Обобщение опыта:

«Система работы по предварительной подготовке учащихся 9 класса к ГИА»





Подготовила Парфенова Н.П.

Учитель русского языка и литературы









2022 г




Система работы по предварительной подготовке учащихся 9 класса к ГИА


Русский язык является основной дисциплиной в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования.

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации,

проверяют все виды компетенций:

  • лингвистическую;

  • языковую;

  • коммуникативную.

Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.

Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.  У  каждого  учителя  постепенно  формируется  свой  стиль  подготовки к экзамену.

Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит  из трёх частей, которые связаны между собой обще тематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщенно-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип от общего  к частному, от отвлечённого к конкретному».

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, которая позволяет проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

- уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

- уметь воспринимать авторский замысел;

- уметь вычленять главное в информации;

- уметь сокращать текст разными способами;

- уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи информации.

Как же научить школьников писать сжатое изложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот вопросы, которые обычно задают учителя.


Система работы над сжатым изложением при подготовке в форме основного государственного экзамена

Первая часть работы – это написание сжатого изложения. Изложение - традиционный, проверенный в практике обучения вид работы. Известно, что работа над изложением развивает художественные, лингвистические, коммуникативные, творческие способности учащихся, формирует навыки слушания,  запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста. А разумное сочетание изложения и сочинения составляет идеальную основу в системе подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.  

В настоящее время ещё недостаточно разработаны методико - диагностические материалы по работе над сжатым изложением. Долг учителя - организовать планомерную, квалифицированную работу с текстом изложения.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученику необходимо понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, которые являются составной частью общей темы прослушанного текста.

 Однако умения, связанные с анализом текста, - это далеко не всё, что требуется учащемуся для хорошего сжатого пересказа. Нужно ещё научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.

Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.


При подготовке к сжатому изложению выделяю несколько этапов.

1. Слушание текста.

 Слушание – один из важных этапов в работе над изложением, так как восприятие речи требует концентрации воли, внимания, напряженной работы мысли. Поэтому перед слушанием следует создать специальную установку, например: определите тему и основную мысль текста.  Оптимальному восприятию содержания текста способствует выразительное чтение его учителем.

2. Понимание текста.

Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Цель учителя – воспитать культурного читателя, умеющего понимать текст. Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении.

3. Выделение «сигналов» текста – ключевых слов.

Здесь же объяснение непонятных слов и выражений. Следует повторное чтение текста. Уточнение абзацев.

4. Деление текста на микротемы, выделение в них главного. Составление схемы текста.

5. Сжатие исходного текста  

6. Пересказ сжатого текста. Написание изложения.

При работе над сжатым изложением важна система. Применение отдельных приёмов не даёт нужного результата. Подготовка к сжатому изложению может вестись не только на специальных уроках по развитию речи, но и на обычных, и занимать только часть урока.  

Способом тренировки могут быть мини – изложения. Методика работы с мини – изложением ( текстом из 4 – 8 предложений) позволяет не только тренировать память, но и вырабатывать умение  выделять микротемы, отрабатывать навык сжатия текста.

Для мини – изложения можно брать и самостоятельные произведения (миниатюры ), и фрагменты текста. Важно, чтобы фрагмент имел законченный смысловой характер.

Вот простой алгоритм, который позволит представить работу над изложением в виде последовательности простых шагов:

1. Перед тем, как прослушать текст, сосредоточьтесь. Проверьте, пишет ли ручка, готов ли черновик. При желании можно писать в черновике не ручкой, а карандашом.

2. Подготовьтесь к тому, что в первый раз вы будете писать с большими пробелами. Это позволит вставить дополнительную информацию в эти пробелы при вторичном прослушивании.

3. Чтобы записать как можно больше, старайтесь сокращать слова. Не стоит беспокоиться, что какая-то информация пропущена: при втором прослушивании ее можно будет восстановить.

4. Время, которое дается между двумя прослушиваниями, нужно использовать по максимуму: дописать слова, которые были сокращены, а также осознать, о чем идет речь в тексте, какова его основная мысль.

5. При втором прослушивании нужно постараться заполнить пробелы, дополнив информацию. Не стоит пытаться непременно заполнить пробелы полностью, ведь вы пишете в черновике.

6. Когда текст прочитан, постарайтесь соединить все записанное в одно целое. Затем внимательно все прочитать. Если удается при чтении удерживать основную мысль, текст легко читается, значит, вы хорошо поработали.

7. Теперь можно начать сокращать текст. При этом можно использовать следующие основные способы:

- Замена – несколько слов заменяются одним общим понятием. К примеру, слова «мужчины, женщины и дети» можно заменить местоимением «все», если это возможно по смыслу.

- Исключение – из текста убираются однородные члены, повторы, несущественные фрагменты. Это позволяет существенно уменьшить объем при сохранении смысла и читабельности.

- Слияние. Из двух простых предложений можно сделать одно сложное, полностью сохраняющее смысл первоначальных предложений.

8. Когда сокращение текста закончено, его необходимо внимательно перечитать. Если мысль нигде не «спотыкается», при прочтении вы нигде не останавливаетесь, пытаясь вернуться к теме, значит, текст изложен хорошо. Теперь можно проверить, разбит ли текст на абзацы, добавить красные строки, ели это необходимо.

9. Теперь можно проверить текст на наличие орфографических ошибок. При прочтении текста нужно подчеркнуть все слова, в написании которых вы сомневаетесь. Правильность их написания стоит обязательно проверить по словарю.

10. Можно приступать к заключительному этапу – переписывание изложения в чистовик.

Сжатие исходного текста.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение:

  • исключение повторов;

  • исключение одного или нескольких из синонимов;

  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

  • исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;

  • исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.

Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

2. Обобщение:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

  • слияние нескольких предложений в одно;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена сложноподчинённого предложения простым;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена прямой речи косвенной.

То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения.

При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Названными способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Приведу типы заданий, направленных на сжатие текста.

-Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).

-Сократите текст, передав его содержание в одном - двух предложениях.

-Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

-Составьте на основе текста «телеграмму», т. е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.

1. При сжатии любого текста обычно

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи  которых передается колорит исходного текста.

3.  Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания  можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.

4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:

- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

-  определение стиля исходного текста;

- определение типа речи;

- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);

- выполнение чернового варианта;

- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже с 5 класса.

• выучить и пересказать;

• выполнить задания на выявление ключевых слов, фраз, микротем;

• изучить способы сжатия текста и применить их на практике.

Все это выполняется с помощью учителя, текст находится перед глазами учеников.

В 6 классе выполняем то же самое, только самостоятельно. При затруднении ученики обращаются к учителю. Текст перед глазами.

В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3 раза.

В 8 и 9 классах, когда особое внимание по программе уделяется изучению синтаксиса, тексты подбираются сложнее, разной тематики, разных стилей (больше публицистических и текстов — описаний). Так как именно такие тексты вызывают затруднения у обучающихся, потому что нет сюжета, имеют сложные синтаксические конструкции, свои языковые особенности.


Этапы работы над сочинением  15.3.

( сочинение – рассуждение о каком – либо ценностном понятии)

Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.

Алгоритм написания

Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо:

  • перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;

  • сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения;

  • завершить вступительную часть пояснениями к определению;

  • перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;

  • завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.

Требования к структурным элементам

При определении предполагаемой структуры текста важно помнить, что вы пишете рассуждение, соответственно, в сочинении должны присутствовать:

1. Вступление (тезис). Его основой выступает собственное понимание определенного явления, качества (это могут быть человечность, доброта, гуманизм, патриотизм и т.д.). Дав определение характеризуемому понятию, стоит пояснить его одним-двумя предложениями. При этом можно использовать конструкции: «на мой взгляд», «исходя из этого», «по моему мнению» и подобные им.

2. Далее стоит перейти к основной части, в которой приводятся аргументы. Один из них необходимо взять из текста, второй – из собственного жизненного опыта. При написании этой части стоит избегать:

  • простого пересказа содержания;

  • включения информации, не относящейся к делу, «воды».

Ваша задача: представить аргументы логично и  грамотно. Для этого нужно заранее определить фрагменты текста, которые хорошо иллюстрируют мысль, вынесенную в качестве тезиса, сформулировать их содержание кратко и своими словами.

Помните, что:

  • аргументов должно быть два;

  • они должны иллюстрироваться разными примерами — из текста и собственного опыта;

  • пример должен соответствовать аргументу.

При использовании примера из текста, можно:

  • передавать его смысл собственными словами;

  • использовать полное или частичное цитирование;

  • просто обозначить номер конкретного предложения.

  • Для связи мыслей можно использовать конструкции: «подтвердить сказанное можно примером из … предложения», «подтверждая это, автор пишет, что «…», «в доказательство сказанного, могу привести пример из своего опыта» и т.д.

3. Заключение. Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.

В соответствии с выделением трех структурных частей, в сочинении должно быть как минимум три абзаца. Основная часть может быть дополнительно разделена на два абзаца согласно числу аргументов.

Требования к тексту

Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду критериев:

  • цельность текста, последовательность, связность;

  • соблюдение орфографических правил;

  • соответствие пунктуационным нормам;

  • отсутствие речевых и грамматических ошибок;

  • фактическая точность написанного текста.

Итак, обилие требований к сочинению и наличие столь объемного списка критериев для его оценки предполагает тщательную подготовку к написанию работы, внимательность и сосредоточенность на самом экзамене



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!