СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта «Система работы учителя английского языка в подготовке обучающихся к итоговой аттестации».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта будет полезен учителям иностранного языка,осуществляющим подготовку к ГИА

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта «Система работы учителя английского языка в подготовке обучающихся к итоговой аттестации».»

Приложение 2

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, раскрывающего сущность его методической системы»

В настоящее время образование, как важнейший элемент общества, живет в режиме перемен, необходимость которых диктует время. Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. В связи с введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 году наиболее актуальными на сегодняшний день становятся вопросы подготовки к экзаменам.

Актуальность работы заключается в необходимости анализа результатов современного научного знания педагогов, разработчиков контрольно-измерительных материалов об условиях и факторах успешности сдачи ОГЭ-ЕГЭ по английскому языку.

Задачей нашего исследования является: разработка системы подготовки обучающихся к ГИА по английскому языку, актуализация качеств успешного учителя - тьютора в этой системе, а также описание методологии подготовки к итоговой аттестации.

Объект исследования – методология и методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по английскому языку.

Цель: эффективная подготовка к экзамену.

Исходя из поставленной цели, выделились следующие задачи:

-проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;

-изучить теоретические основы подготовки к ГИА;

-определить наиболее продуктивные методические приемы при подготовки к ГИА;

В процессе решения этих задач использовались следующие методы исследования:

аналитический - анализ методической литературы по теме исследования;

описательный - изложение специфики письменной речи в теоретической части работы;

обобщение педагогического опыта - анализ научных статей, методической литературы, сайтов с отзывами педагогов по теме исследования;

Источник возникновения опыта


Обращение к разработке современной технологии подготовки к итоговой аттестации выпускников по английскому языку обусловлено отсутствием специальных работ, посвященных этой проблеме. Анализ существующих исследований позволил выявить сохранение в педагогической науке интереса к вопросу о корреляции предметных результатов образования с коммуникативной компетенцией; метапредметных результатов образования, универсальных учебных действий с тестовой компетенцией (умении учиться и выполнять тестовые задания); личностных результатов с отношением к знанию, учением и результатами экзамена. Немаловажную роль в этом процессе играют качества учителя, от которого зависит эффективность подготовки к экзаменам

Обоснованность

Для успешной подготовки обучающихся к ГИА, нужно помнить, что иностранный язык предполагает решение задачи формирования коммуникативной компетенции, представляющей единство пяти различных составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.

Новизна

Опыт работы экспертом региональной предметной комиссии ГИА по английскому языку в Красногвардейском районе с 2015 по 2019 годы показал, что нужны определенные организационные и научно-методические решения в отношении ГИА по английскому языку. Выделяют 3 пути подготовки к экзаменам:

1. Тренировка формата (rote teaching);

2. Ориентация на экзамен (exam practice).

3. Обучение по ФГОС (competence development).

В соответствии с этим способами Р.П.Мильруд определены следующие компетенции для успеха на экзамене:

1. Форматная компетенция (знание формата конкретного экзамена);

2. Тестовая компетенция (владение форматами разных экзаменов);

3. Стратегическая компетенция (готовность реагировать на неожиданность);

4. Коммуникативная компетенция (языковой и речевой компонент);

5. Этическая компетенция (усвоение правил честной игры).

Учитывая  исследования В.М.Вербицкой, концепцию подготовки к экзаменам С.Бургес и К.Хед и концепцию Р.П.Мильруд, нами разработана система подготовки к экзаменам.



Условия: высокая степень мотивации обучающихся, наличие современного учебно-методического оснащения, наличие современного технического оборудования. Большую роль в системной подготовке к экзаменам  играет используемый учебник. Он должен содержать востребованные виды заданий, чтобы школьники привыкли к новым форматам и это не вызывало у них непонимания или стресса при сдаче экзамена. Современный УМК «Spotlight», УМК Ю.А Комаровой, И.В.Ларионовой обеспечивают возможность полноценной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по английскому языку.

Созданы методические рекомендации, стратегии и пошаговые инструкции работы над каждым разделом, списки возможных средств логической связи, эмоциональных реплик: слова, фразы начала, поддержания, окончания разговора (письменного высказывания); тематические кейсы с вопросами, фразами на определенную тематику для подготовки к устной части экзамена.

Содержание обучения – ОГЭ/ЕГЭ ориентированные УМК, пособия по подготовке к экзаменам, демоверсии ОГЭ/ЕГЭ последних лет. Разработаны планы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку согласно спецификации и кодификатору. Метапредметные и предметные умения в разделах «Письмо» и «Говорение».

Методы обучения – интерактивный метод, тестовый метод, метод анализа и синтеза, деятельностный метод, информационно-коммуникационные технологии. Нами разработан и используется Дневник экзаменационной подготовки к ГИА (ЕГЭ) по английскому языку.

Формы обучения – урок-практика языка в формате ОГЭ/ЕГЭ. Необходимые умения и навыки формируются уже в процессе самих уроков и выполнения домашних заданий, иными словами, в процессе освоения школьной программы. Важно дать на уроке возможность учащимся практиковаться в речевой деятельности на иностранном языке. Соблюдать баланс своей речи и речи обучающихся, баланс репродукции и продукции, баланс спонтанной и подготовленной речи.  

В школе введены кружки, направленные на подготовку к экзаменам.

Диагностика эффективности. Применяются следующие формы диагностики подготовленности обучающихся:

1. Анализ качества выполнения работ по видам речевой деятельности, выявление проблемных зон:  основные потенциальные трудности и ошибки,

2. Пути преодоления трудностей и предотвращения ошибок.

3. Пробный экзамен;

4. Организация работы по ликвидации «пробелов»: возможные типичные ошибки.

Разработанный нами Дневник экзаменационной подготовки по английскому языку содержит подробную  информацию о практической подготовке обучающегося к государственной итоговой аттестации по английскому языку: выполненных заданиях по программе и сдаче пробных экзаменов. Он поможет отработать разные аспекты экзаменационных заданий в событийном формате подготовки.

Результат – успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ.

По результатам проведенных исследований сделан вывод о том, что многих исследователей объединяет общее заключение: эффективность подготовки к ГИА зависит от влияния образовательной среды, где усилены методическая, дидактическая и практическая части образовательной программы, проработаны технологии выполнения  каждого задания КИМ ГИА, где осуществляется поэтапный статистический анализ результатов выполнения учащимися экзаменационной работы.

При обучении английскому языку в 5-11 классах я использую следующие формы организации деятельности для подготовки к ГИА:

  • индивидуальный образовательный маршрут;

  • использование технологий дифференцированного и личностно- ориентированного обучения на уроке;

  • проектный и исследовательский метод работы;

  • игровые формы, конкурсы, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах ;

  • он-лайн тестирование

  • курс иноязычного компьютерного обучения «Professor Higgins» (Профессор Хиггинс).


Результативность реализации методической системы

Оценивая эффективность внедрения системы подготовки обучающихся к ГИА отметить следующие моменты:

Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегративные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, а также коллективные проекты дали вполне конкретные результаты, а именно:

1) повысился уровень знаний и умений учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;

2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;

3) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;

4) школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности;

5) в течение нескольких лет ученики под моим руководством успешно разрабатывают исследовательские работы в рамках изучения ряда учебных курсов и представляют их как на муниципальном, так и на региональном и всероссийском уровнях

6) повысился интерес к предмету;

7)увеличилось качество знаний учащихся.

По опыту работы отмечаю, что на тех уроках, где обучение строилось с применением системно-комплексного подхода к обучению, отмечается повышение познавательной активности учащихся, их мотивации к учению. Об этом можно судить по успеваемости по предмету.

Данный опыт адресован как учителям основной, так и начальной, старшей образовательных ступеней, активно используется учителями английского языка Квасовой М.Л., Некрыловой Л.Ф. МБОУ «Красногвардейская СОШ №1», Ильясова Л.Ф. МБОУ «Токская СОШ», МБОУ «Подольская СОШ» Хамитовой С.Ш.


Создание методической системы учителя иностранного языка, при подготовке убучающихся к ГИА по английскому языку, будет способствовать повышению качества образования по предмету.



Мастерова Светлана Анатольевна,

учитель английского языка МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»

Красногвардейского района Оренбургской области

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!