Приложение 2
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, раскрывающего сущность его методической системы»
В настоящее время образование, как важнейший элемент общества, живет в режиме перемен, необходимость которых диктует время. Основной целью обучения иностранным языкам на современном этапе является формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, поскольку язык есть средство общения. В связи с введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 году наиболее актуальными на сегодняшний день становятся вопросы подготовки к экзаменам.
Актуальность работы заключается в необходимости анализа результатов современного научного знания педагогов, разработчиков контрольно-измерительных материалов об условиях и факторах успешности сдачи ОГЭ-ЕГЭ по английскому языку.
Задачей нашего исследования является: разработка системы подготовки обучающихся к ГИА по английскому языку, актуализация качеств успешного учителя - тьютора в этой системе, а также описание методологии подготовки к итоговой аттестации.
Объект исследования – методология и методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по английскому языку.
Цель: эффективная подготовка к экзамену.
Исходя из поставленной цели, выделились следующие задачи:
-проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;
-изучить теоретические основы подготовки к ГИА;
-определить наиболее продуктивные методические приемы при подготовки к ГИА;
В процессе решения этих задач использовались следующие методы исследования:
аналитический - анализ методической литературы по теме исследования;
описательный - изложение специфики письменной речи в теоретической части работы;
обобщение педагогического опыта - анализ научных статей, методической литературы, сайтов с отзывами педагогов по теме исследования;
Источник возникновения опыта
Обращение к разработке современной технологии подготовки к итоговой аттестации выпускников по английскому языку обусловлено отсутствием специальных работ, посвященных этой проблеме. Анализ существующих исследований позволил выявить сохранение в педагогической науке интереса к вопросу о корреляции предметных результатов образования с коммуникативной компетенцией; метапредметных результатов образования, универсальных учебных действий с тестовой компетенцией (умении учиться и выполнять тестовые задания); личностных результатов с отношением к знанию, учением и результатами экзамена. Немаловажную роль в этом процессе играют качества учителя, от которого зависит эффективность подготовки к экзаменам
Обоснованность
Для успешной подготовки обучающихся к ГИА, нужно помнить, что иностранный язык предполагает решение задачи формирования коммуникативной компетенции, представляющей единство пяти различных составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.
Новизна
Опыт работы экспертом региональной предметной комиссии ГИА по английскому языку в Красногвардейском районе с 2015 по 2019 годы показал, что нужны определенные организационные и научно-методические решения в отношении ГИА по английскому языку. Выделяют 3 пути подготовки к экзаменам:
1. Тренировка формата (rote teaching);
2. Ориентация на экзамен (exam practice).
3. Обучение по ФГОС (competence development).
В соответствии с этим способами Р.П.Мильруд определены следующие компетенции для успеха на экзамене:
1. Форматная компетенция (знание формата конкретного экзамена);
2. Тестовая компетенция (владение форматами разных экзаменов);
3. Стратегическая компетенция (готовность реагировать на неожиданность);
4. Коммуникативная компетенция (языковой и речевой компонент);
5. Этическая компетенция (усвоение правил честной игры).
Учитывая исследования В.М.Вербицкой, концепцию подготовки к экзаменам С.Бургес и К.Хед и концепцию Р.П.Мильруд, нами разработана система подготовки к экзаменам.
Условия: высокая степень мотивации обучающихся, наличие современного учебно-методического оснащения, наличие современного технического оборудования. Большую роль в системной подготовке к экзаменам играет используемый учебник. Он должен содержать востребованные виды заданий, чтобы школьники привыкли к новым форматам и это не вызывало у них непонимания или стресса при сдаче экзамена. Современный УМК «Spotlight», УМК Ю.А Комаровой, И.В.Ларионовой обеспечивают возможность полноценной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по английскому языку.
Созданы методические рекомендации, стратегии и пошаговые инструкции работы над каждым разделом, списки возможных средств логической связи, эмоциональных реплик: слова, фразы начала, поддержания, окончания разговора (письменного высказывания); тематические кейсы с вопросами, фразами на определенную тематику для подготовки к устной части экзамена.
Содержание обучения – ОГЭ/ЕГЭ ориентированные УМК, пособия по подготовке к экзаменам, демоверсии ОГЭ/ЕГЭ последних лет. Разработаны планы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку согласно спецификации и кодификатору. Метапредметные и предметные умения в разделах «Письмо» и «Говорение».
Методы обучения – интерактивный метод, тестовый метод, метод анализа и синтеза, деятельностный метод, информационно-коммуникационные технологии. Нами разработан и используется Дневник экзаменационной подготовки к ГИА (ЕГЭ) по английскому языку.
Формы обучения – урок-практика языка в формате ОГЭ/ЕГЭ. Необходимые умения и навыки формируются уже в процессе самих уроков и выполнения домашних заданий, иными словами, в процессе освоения школьной программы. Важно дать на уроке возможность учащимся практиковаться в речевой деятельности на иностранном языке. Соблюдать баланс своей речи и речи обучающихся, баланс репродукции и продукции, баланс спонтанной и подготовленной речи.
В школе введены кружки, направленные на подготовку к экзаменам.
Диагностика эффективности. Применяются следующие формы диагностики подготовленности обучающихся:
1. Анализ качества выполнения работ по видам речевой деятельности, выявление проблемных зон: основные потенциальные трудности и ошибки,
2. Пути преодоления трудностей и предотвращения ошибок.
3. Пробный экзамен;
4. Организация работы по ликвидации «пробелов»: возможные типичные ошибки.
Разработанный нами Дневник экзаменационной подготовки по английскому языку содержит подробную информацию о практической подготовке обучающегося к государственной итоговой аттестации по английскому языку: выполненных заданиях по программе и сдаче пробных экзаменов. Он поможет отработать разные аспекты экзаменационных заданий в событийном формате подготовки.
Результат – успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ.
По результатам проведенных исследований сделан вывод о том, что многих исследователей объединяет общее заключение: эффективность подготовки к ГИА зависит от влияния образовательной среды, где усилены методическая, дидактическая и практическая части образовательной программы, проработаны технологии выполнения каждого задания КИМ ГИА, где осуществляется поэтапный статистический анализ результатов выполнения учащимися экзаменационной работы.
При обучении английскому языку в 5-11 классах я использую следующие формы организации деятельности для подготовки к ГИА:
индивидуальный образовательный маршрут;
использование технологий дифференцированного и личностно- ориентированного обучения на уроке;
проектный и исследовательский метод работы;
игровые формы, конкурсы, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах ;
он-лайн тестирование
курс иноязычного компьютерного обучения «Professor Higgins» (Профессор Хиггинс).
Результативность реализации методической системы
Оценивая эффективность внедрения системы подготовки обучающихся к ГИА отметить следующие моменты:
Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегративные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, а также коллективные проекты дали вполне конкретные результаты, а именно:
1) повысился уровень знаний и умений учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;
3) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
4) школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности;
5) в течение нескольких лет ученики под моим руководством успешно разрабатывают исследовательские работы в рамках изучения ряда учебных курсов и представляют их как на муниципальном, так и на региональном и всероссийском уровнях
6) повысился интерес к предмету;
7)увеличилось качество знаний учащихся.
По опыту работы отмечаю, что на тех уроках, где обучение строилось с применением системно-комплексного подхода к обучению, отмечается повышение познавательной активности учащихся, их мотивации к учению. Об этом можно судить по успеваемости по предмету.
Данный опыт адресован как учителям основной, так и начальной, старшей образовательных ступеней, активно используется учителями английского языка Квасовой М.Л., Некрыловой Л.Ф. МБОУ «Красногвардейская СОШ №1», Ильясова Л.Ф. МБОУ «Токская СОШ», МБОУ «Подольская СОШ» Хамитовой С.Ш.
Создание методической системы учителя иностранного языка, при подготовке убучающихся к ГИА по английскому языку, будет способствовать повышению качества образования по предмету.
Мастерова Светлана Анатольевна,
учитель английского языка МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»
Красногвардейского района Оренбургской области
3