УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ИЖЕВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №12
426023 г. Ижевск, ул. Азина 325, тел./факс 74-29-13, E-mail: [email protected]
web-сайт: skola12.018.ru
Обобщение опыта
Тема: Родительская академия как один из способов привлечения родительской общественности к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Из опыта работы: Гинатуллиной Илонны Михайловны
Заместителя директора по воспитательной работе
Ижевск,2012
С 2009 года в нашей школе открыта экспериментальная площадка «Проектирование коммуникативно-культурного пространства в жизнедеятельности школы». Родительская общественность как целевая аудитория подключилась к ходу эксперимента. Для начала была организована творческая группа из числа заинтересованных родителей. Собрания проходили раз в месяц, на них обсуждались воспитательные моменты, поднимались злободневные вопросы, а самое главное, что мы вместе искали выход из проблемных ситуаций. Мы проанализировали воспитательный процесс в школе. В результате, которого выявлены следующие проблемы:
- наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к её духовным ценностям, к саморазвитию в целом;
- проявляется спад интереса к массовым и внутриклассным мероприятиям, к общественной работе, к серьёзным занятиям в системе дополнительного образования;
-проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям не отличающимся высоким качеством и содержательностью;
- проявляется достаточно высокая степень эгоизма и индивидуализма у отдельных учащихся и их родителей.
- снижение уровня интереса родителей к воспитательной работе школы;
- низкая организационная и творческая активность родителей;
- недостаточная информатизация внутреннего пространства;
Как решение назревших проблем мы подготовили и провели первую в нашей школе родительскую конференцию «Легко ли быть учеником?», на которой каждый участник высказал своё мнение и получил советы специалистов. Но результатом той конференции стал вывод, что мы стоим на одном месте, говорим каждый раз, начиная сначала, так далеко не уедешь. Необходима какая-то система работы.
Так появился проект: «Родительская академия как один из способов привлечения родительской общественности к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.» Главная цель, которого: Создание системы сотрудничества школы и семьи через формирование активной позиции родителей и повышением их психолого–педагогической компетентности.
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
1. Побуждение родителей к творчеству через семейные мини – проекты различной направленности;
2.Социально – психологическое обучение;
3.Ориентация родителей на содержательные виды организации досуга (спорт, творчество);
4.Повышение престижа здорового образа жизни;
5.Создание положительного опыта, формирование тенденции информатизации.
Результат воспитания может быть успешным тогда, когда родители и педагоги станут союзниками.
Большое значение в работе с родителями имеет продуманная и четко организованная система сотрудничества. В нашей школе содержание сотрудничества педагогов и семьи включает в себя следующие направления:
Изучение воспитательного потенциала семьи;
Социально-профессиональная характеристика семьи, ознакомление со школьной документацией ребёнка.
Культурный уровень семьи, семейные традиции(увлечения членов семьи, способы проведения семейного досуга, культура общения в семье).
Педагогический фон семьи(характер взаимоотношений в семье, стиль отношения к ребёнку, методы воспитания).
наблюдения за учеником в процессе общения с ним, беседы с учителями и друзьями школьника;
посещение семьи, беседа с его родителями и родственниками;
изучение родителей в процессе работы педагогического всеобуча;
тесты «Я – родитель, я - приятель», тест- прогноз «Способности нашего ребёнка. Как их распознать?», рисуночные тесты «Моя семья», «На прогулке», «Кораблик» и т.п.;
незаконченные предложения: « Счастливая семья – это…», «Идеальные родители -…»,
анализ сочинений на тему: «Моя семья», «Мои родители», «Семейные традиции» и т.д.
Психолого-педагогическое просвещение родителей;
1. Общешкольные конференции
2.Родительский лекторий
3.Круглый стол
4.Тематические родительские собрания
5.Индивидуальные и групповые консультации
6. Тренинг
7.Организационно-деятельностная и психологическая игра,
8. Диспут
9. Вечер вопросов и ответов
10.Семинар
11.Педагогический практикум
В начале этого года на общешкольном родительское собрании, на котором обсуждались наиболее важные школьные проблемы, такие как «Проблемы воспитания ребенка в семье», «Здоровьесберегающая направленность образовательного процесса школы», «Организация питания в школе», «Школьная форма учащихся» и др., так же проводился опрос родителей о том, какие проблемы их больше волнуют в воспитании детей и взаимоотношений с ними. На заседании Родительского клуба мы провели анализ полученной информации и запланировали родительские лектории, на которых знакомить родителей с вопросами воспитания, таким образом повышать их педагогическую культуру, помогать вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Формы работы «лектория» разнообразны. Задача ответственного за проведения лектория сделать родителей не пассивными слушателями, а активными участниками обсуждения рассматриваемых вопросов.
Ряд проблем мы рассмотрели в ходе диспута, например «Наука быть отцом»» Диспут проходил в непринужденной обстановке, что позволило всем включиться в разговор, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на жизненный опыт.
На семейной конференции «Новый год у ворот» предметом дискуссии стали конкретные ситуации из жизни семей.
Участие родителей в органах школьного самоуправления
Одна из главных задач проекта развивать активность, заинтересованность и желание родителей участвовать в учебно-воспитательном процессе школы.
С этой целью мы постарались создать в школе такую обстановку, при которой каждый родитель ощущал сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и родителями.
Говорить о положительно высоких результатах ещё достаточно рано, но уже в этом году большинство родителей стало участниками и организаторами школьных мероприятий. Для сравнения приведём некоторые данные:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/19/s_5c6b9a00f0e94/1092554_1.png)
Кроме этого хотелось бы отметить повышения количества участников 2009-2010 году 323 чел. В 2010-2011 -1089 человек.
Участие родителей в учебно-воспитательном процессе школы.
Сотрудничество педагогов, родителей и учащихся реализуется в различных формах совместной деятельности, охватывающих всех или большинство членов коллектива. Остановлюсь на некоторых формах, которые были использованы нами в этом году.
Формы деятельности:
Открытые уроки и внеклассные мероприятия проходят в Дни открытых дверей.
Турнир знатоков проводится либо между смешанными командами, либо семейными, либо между детьми и родителями.
Оформление кабинета или классной комнаты.
КТД «Первый звонок», «Новогодний калейдоскоп», «Служу, Отечеству!», «Масленица», «Последний звонок», Выпускные вечера.
Совместные праздники и праздничные концерты: День именинника, День матери, «Прощай начальная школа»
Конкурсы «Моя семья», «А, ну-ка, мамы», фестиваль семейного творчества «Семь-я»,
Выставки: « Волшебные руки мам и бабушек»
Спортивные соревнования: «Папа, мама, я - спортивная семья», дружеские матчи по футболу и волейболу между родителями, учащимися и учителями школы.
Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.
В условиях модернизации образовательного процесса педагогам необходимо совершенствовать работу с родителями. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека. Следовательно, надо постоянно искать оптимальные формы совместной работы школы и семьи в интересах ребёнка, устанавливать неиспользованный резерв семейного воспитания.