МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»
Материалы дифференцированного зачёта
МДК 03.02 Основы маркетинга сферы услуг
для специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства
Критерии оценки ответов
Отметка «2» - выполнено 0-54 % заданий части А.
Отметка «3» - выполнено 55 % заданий части А. + 50 % заданий части В.
Отметка «4» - выполнено 75 % заданий части А + 75 % заданий части В.
Отметка «5» - выполнено 85 % заданий части А + 75 % заданий части В +50 % заданий части С.
ЧАСТЬ А
Критерии оценивания: за каждый правильный ответ на вопрос теста – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 25 баллов.
1. Как правило, максимально высокая цена устанавливается на фазе жизненного цикла товара:
а) рост; б) внедрение; в) зрелость и насыщение; г) спад.
2. Предприятие получило максимум прибыли до того, как рынок стал объектом конкурентной борьбы. Оно использовало метод установления цены:
а) «снятие сливок» на рынке; б) психологическую цену;
в) ценовое лидерство; г) цену внедрения товара на рынок.
3. Цена, публикуемая в прейскурантах и справочниках, является __________ ценой:
а) рыночной; б) отпускной; в) скользящей; г) оптовой.
4. Что не является основной характеристикой услуги:
а) нереальность; б) несохраняемость;
в) неотделимость от источника; г) неосязаемость.
5. Сущность концепции маркетинга заключается в:
а) ориентации на требования рынка, т е нужды потребителя;
б) борьбе с инфляцией;
в) ориентации на указания государственных органов;
г) подчинении торговли интересам производства.
6. Под маркетингом традиционно понимается:
а) методология предпринимательской деятельности;
б) раздел экономической теории;
в) система управления предприятием;
г) система рыночных исследований.
7. Комплекс маркетинга не включает в себя:
а) товар; б) мероприятия по продвижению товара;
в) цену; г) технологические разработки.
8. Под окружающей средой маркетинга следует понимать:.
а) жизненный цикл товара;
б) совокупность факторов, влияющих на маркетинговую деятельность фирмы;
в) торгово-сбытовую сеть фирмы;
г) группировку предприятий сферы производства по их размеру.
9. К внешним факторам, влияющим на процедуру принятия решения о покупке не относятся:
а) культура; б) социальное положение;
в) возможности потребителя; г) семья.
10. Название, понятие, знак, символ, дизайн или их комбинация, предназначенные для идентификации предлагаемых товаров и услуг, это:
а) эмблема; б) маркировка; в) марка; г) упаковка.
11. Позиционирование товара – это:
а) предоставление товара в рекламе;
б) обеспечение товару, не вызывающего сомнений, чётко отличного от других, желательного места на рынке и в сознании целевых покупателей;
в) одна из форм организации маркетинга фирмы;
г) разделение потребителей на однородные группы в соответствии с потребностями.
12. Под каналом сбыта продукции предприятия в маркетинге следует понимать:
а) способ распространения рекламы;
б) совокупность организаций или лиц, способствующих перемещению товара от производителя к потребителю;
в) совокупность организаций-посредников;
г) способ транспортировки товара.
13. По потребительскому поведению характеризуют отношение к новому товару:
а) консерваторы; б) тактики; в) оптовики; г) сомневающиеся.
14. Заполните пропуск.
Разовые продажи товара за границу характерны для ___________ маркетинга:
а) экспортного; б) международного;
в) традиционного; г) глобального.
15. Под сегментом рынка в маркетинге понимают:
а) совокупность организации, являющихся поставщиками товаров одной товарной номенклатуры или одной ассортиментной группы;
б) группу реальных и потенциальных потребителей, обладающих общими существенными характеристиками покупательского спроса, одинаково реагирующих на маркетинговые усилия компании;
в) группу товаров, имеющих однотипные характеристики, созданных на основе одинаковых технологий и предлагаемых конкурирующими фирмами на рынке;
г) совокупность реальных потребителей товара фирмы, имеющих общие существенные признаки.
16. Частичное совершенствование товара в целях избежания прямой конкуренции рекомендуется на стадии жизненного цикла товара:
а) внедрение; б) зрелость и насыщение; в) спад; г) рост.
17. Задачей товарной политики является:
а) производство большего количества товара;
б) поиск потребит елей;
в) управление жизненным циклом товаров и их конкурентоспособностью;
г) управление продвижением товара.
18. К жестким потребительским характеристикам холодильника относятся:
а) сервисное обслуживание; б) габаритные размеры;
в) дизайн; г) технические параметры.
19. В маркетинге реклама – это:
а) главный фактор конкурентоспособности фирмы;
б) один из инструментов маркетинговых коммуникаций;
в) способ создания хороших отношений с различными слоями общества;
г) любая платная форма неличного представления и предложения товаров, осуществляемая конкретным заказчиком.
20. На стадии роста ЖЦТ:
а) прибыль снижается;
б) прибыль растет;
в) цена остается постоянной;
г) возможно применение ценовой стратегии и средних, и низких цен.
21. Выделяют следующие факторы внешней маркетинговой макросреды:
а) социально-культурные; б) поставщики;
в) конкуренты; г) политико-правовые.
22. Наступательному стратегическому направлению соответствуют мероприятия фирмы по:
а) обновлению ассортимента;
б) отказу от стимулирования продаж;
в) снижению издержек на рекламу;
г) сокращению производства.
23. Наименее эффективным методам расчета рекламного бюджета является:
а) учет издержек производств; б) остаточный;
в) доля от продаж; г) учет целевых установок реклам.
24. Самым высоким информационным порогом обладает коммуникационный канал:
а) Интернет; б) печать; в) радио; г) телевидение.
25. Стимулирование сбыта отличается от других инструментов коммуникационной политики тем, что:
а) обеспечивает дополнительную мотивацию покупателей;
б) имеет массовый характер;
в) обладает индивидуальной направленностью;
г) учитывает индивидуальные особенности потребителя.
ЧАСТЬ В
Максимальное количество баллов – 41 балл.
Вопрос 26 – 8 баллов; вопрос 27 – 10 баллов; вопрос 28 – 10 баллов; вопрос 29 – 9 баллов; вопрос 30 – 4 балла.
26.Установить соответствие между базовыми понятиями маркетинга и их определениями.
1. Чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. | 1. Рыночный потенциал. |
2. Потребность, подкрепленная покупательской способностью. | 2. Обмен. |
3. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. | 3. Рынок. |
4. Все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления. | 4. Потребность. |
5. Совокупность покупателей и продавцов, которые совершают операции по купле-продаже товаров определенного типа. | 5. Конкуренция. |
6. Предел, к которому стремится спрос по мере безграничного наращивания маркетинговых расходов в данной рыночной среде. | 6. Нужда. |
7. Акт (процесс) получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. | 7. Спрос. |
8. Экономический процесс взаимосвязи и борьбы между фирмами, целью которого является завоевание преимуществ в сбыте своей продукции. | 8. Товар. |
27. Определите, к каким функциям маркетинга относятся следующие виды маркетинговой деятельности, заполнив таблицу:
№ п/п | Виды маркетинговой деятельности | Функции маркетинга |
1 | Анализ и прогнозирование динамики продаж | А) Аналитическая функция Б) Производственная функция В) Сбытовая функция Г) Функция управления |
2 | Управление системой продвижения |
3 | Организация послепродажного сервиса |
4 | Поддержка и развитие существующей системы сбыта |
5 | Организация связей с общественностью |
6 | Определение положения товара на рынке |
7 | Исследование потребностей клиентов |
8 | Управление качеством продукции на производстве |
9 | Организация региональных торговых представительств |
10 | Отслеживание и формирование ассортимента |
28. К какому виду маркетинговой среды относятся следующие субъекты и факторы (вид среды):
Субъекты и факторы | Вид среды |
1.Корпоративная культура | 1 – внутренняя микросреда, 2 – внешняя микросреда, 3 – макросреда |
2.Инфляция |
3.Закон о защите прав потребителей |
4.Появление молекулярного глянцевания |
5.Спонтанный спрос |
6.Рекламное агентство |
7.Портфель заказов |
8.Правила трудового распорядка |
8.Кодекс парикмахера |
9.Клиент |
10.Официальный Интернет-сайт фирмы |
29. Какой этап жизненного цикла переживают в настоящее время перечисленные ниже товары (услуги) (с привязкой к месту вашего проживания)? Ответы оформите в таблице.
Товары:
1) велосипед;
2) прохладительный напиток «Спрайт»;
3) автомобили;
4) услуга по химической чистке ковровых изделий;
5) минеральная вода «Боржоми»;
6) услуга молекулярного глянцевания;
7) электровелосипед;
8) электросамокат;
9) гироскутер.
Таблица-Товары, переживающие обозначенные стадии жизненного цикла
Этапы жизненного цикла |
Выведение на рынок | Рост | Зрелость | Спад |
| | | |
30. Вставьте перечисленные товары широкого потребления (автомобиль, энциклопедия, зубная паста, журналы, подержанные автомобили, зонты во время ливня, костюмы, хлеб, кипятильник, изумрудное колье, стиральная машина, молоко, шоколадные батончики, кухонная плита, духи «Шанель №5», автомобиль «BMW», диван, домашняя охранная система, страхование жизни, лопаты во время снежных заносов, донорская сдача крови) в таблицу, классифицируя их по категориям.
Категории потребительских товаров | Примеры |
1. Товары повседневного спроса: | |
– основные товары постоянного спроса | |
– товары импульсной покупки | |
– товары для экстренных случаев | |
2. Товары предварительного выбора | |
3. Товары особого спроса | |
4. Товары пассивного спроса | |
ЧАСТЬ С
ПИСЬМЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (ЭССЕ)
Максимальное количество баллов - 12 баллов.
Критерии оценки письменной творческой работы (эссе):
12 баллов:
- содержание работы полностью соответствует теме;
- глубоко и аргументировано раскрывается тема, что свидетельствует об отличном знании проблемы и дополнительных материалов, необходимых для ее освещения, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное изложение мыслей;
- четко сформулирована проблема эссе, связно и полно доказывается выдвинутый тезис;
- написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию;
- фактические ошибки отсутствуют;
- достигнуто смысловое единство текста, дополнительно использующегося материала;
- заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части.
6 баллов:
- достаточно полно и убедительно раскрывается тема с незначительными отклонениями от нее;
- обнаруживаются хорошие знания литературного материала, и других источников по теме эссе и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное изложение текста работы;
- четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе;
- в основной части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис;
- написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию;
- имеются единичные фактические неточности;
- имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
- заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части.
3 балла:
- в основном раскрывается тема;
- дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;
- допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала;
- обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- выводы не полностью соответствуют содержанию основной части.
0 - 1 балл:
- тема полностью нераскрыта, что свидетельствует о поверхностном знании;
- состоит из путаного пересказа отдельных событий, без вывода и обобщений;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- выводы не вытекают из основной части;
- многочисленные (60-100%) заимствования текста из других источников;
- отличается наличием грубых речевых ошибок.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
1. На какие вопросы предприниматель может получить ответ с помощью маркетинга?
2. Историк Арнольд Тойнби, критикуя практику маркетинга в Америке, сказал, что американскими потребителями манипулируют, вынуждая их приобретать товары, которые, по существу, не нужны для удовлетворения «минимально необходимых материальных требований жизни и подлинных потребностей». А какова Ваша позиция? Обоснуйте ее.
3. Чем отличается маркетинг от коммерческих усилий по сбыту?
4. Каково современное состояние и чем объясняются особенности развития маркетинга на российских предприятиях в сфере услуг красоты?
5. Чем вызвана необходимость использования в маркетинговых исследованиях широкого круга различных методических приемов?
6. Прокомментируйте утверждение: «Целевой рынок точка приложения маркетинга».
7. Маркетинг и инновации.