СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне по теме «Систематизация и структурирование информации на уроках русского языка и литературы при использовании метода составления ментальных карт»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование ментальных карт на уроках - очень действенный и эффективный прием. Представляю вам обобщение своего педагогического опыта на муниципальном уровне по теме «Систематизация и структурирование информации  на уроках русского языка и литературы  при использовании метода составления ментальных карт»

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне по теме «Систематизация и структурирование информации на уроках русского языка и литературы при использовании метода составления ментальных карт»»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа№21 сельского поселения «Поселок Герби» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края













Целостное описание опыта инновационной педагогической деятельности

для внесения в муниципальную базу инновационного педагогического опыта:

«Систематизация и структурирование информации

на уроках русского языка и литературы

при использовании метода составления ментальных карт»








Васильева Галина Аникиевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ ООШ №21








Сельское поселение «Поселок Герби»

Верхнебуреинского муниципального района

2014г.

Содержание целостного описания опыта инновационной педагогической деятельности:

Раздел страница


Пояснительная записка 3 - 5
Глава 1. Ментальная карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся посредством систематизации и структурирования информации 6 - 9
1.1. Понятие «ментальная карта» 6 - 7 1.2. Из истории открытия метода составления ментальной карты 7
1.3. Достоинства ментальной карты (нейрончика) 8 - 9
Глава 2. Методика создания ментальных карт (нейрончиков) 10 - 13 2.1 Принципы создания ментальной карты (нейрончика) 10 - 12 2.2 Необходимость повторения ментальной карты (нейрончика) 12 - 13
Глава 3. Методические рекомендации по созданию и применению ментальных карт (нейрончиков) в процессе обучения русскому языку и литературе 13 - 20
3.1. Этапы подготовки обучающихся к составлению ментальных карт (нейрончиков) 13 - 15 3.2. Этапы работы над составлением коллективной ментальной карты (нейрончика) на уроке 16 3.3. Формы работы, на которых целесообразно использовать метод мейндмэпинга 16 - 17 3.4. Групповая работа обучающихся по построению ментальных карт (нейрончиков) на уроках русского языка и литературы 17 - 19 3.4.1 Групповая работа обучающихся по построению ментальных карт (нейрончиков) на уроках русского языка и литературы при изучении нового материала 17 - 18 3.4.2. Групповая работа обучающихся по построению ментальных карт (нейрончиков) на уроках русского языка и литературы при обобщении темы 18 - 19 3.5. Специальные компьютерные программы для создания ментальных карт: плюсы и минусы 19 - 20

3.6. Оценивание ментальных карт (нейрончиков) 20 Заключение 20 - 22
Библиографический список 23

Приложения с 24





Пояснительная записка.


Изменения, происходящие сегодня в обществе и, соответственно, в образовании, диктуют новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Учитель уже не лектор и проверяющий; его задача – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом как сотрудники, строят диалоги и самостоятельно ищут пути получения знаний.

Но не нужно понимать роль современного учителя, как наблюдателя. Скорее это корректор, который помогает ученику научиться … мыслить. Сегодня источником многих проблем ребенка в обучении являются когнитивные затруднения. Эти проблемы могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. И именно ментальная карта, на мой взгляд, является отличным методом, позволяющим визуализировать процесс мыслительной деятельности ученика. Кроме этого несомненным достоинством ментальной карты является то, что она формирует учебно-познавательные компетенций обучающихся в процессе обучения и, что особенно важно, в процессе подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе. Метод составления ментальных карт позволяет:

  • глубоко изучать личность обучающихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;

  • вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;

  • развивать креативность школьников;

  • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению ментальных карт и процессе презентации индивидуально составленной ментальной карты для разноплановых аудиторий;

  • формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработ-кой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров);

  • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семан-тическую, образную) обучающихся;

  • ускорять процесс обучения;

  • формировать организационно-деятельностные умения;

  • формировать умения, связанные с контролем собственной интеллекту-альной деятельности;

  • учить обучающихся решать проблемы.

Обобщая собственные практические наработки, в основе которых лежит переработанный, «прочувствованный» теоретический материал, хотелось бы представить метод составления ментальных карт, который путем использования информационных ресурсов и компьютерных программ обеспечивает решение многих задач, поставленных перед учителем с введением Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель: предложить коллегам к использованию на практике метод составления ментальных карт для формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций обучающихся в процессе обучения русскому языку и литературе, а также при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе.

Задачи:
• презентовать наиболее оптимальный, на мой взгляд, метод изучения, закрепления и обобщения материала через систематизацию и структурирование информации на уроках русского языка и литературы – метод составления ментальной карты.

• вооружить коллег и обучающихся новым методом: научить создавать ментальные карты и применять их в процессе обучения и при решении жизненных ситуаций.

Целостное описание состоит из трех частей и приложения. В первой части содержатся краткие теоретические сведения о методе составления ментальных карт, его достоинствах. Во второй части представлена методика создания ментальных карт. В третьей части даны методические рекомендации по их применению в образовании при преподавании учебных дисциплин «русский язык» и «литература», а также при составлении самопрезентаций (приложение 1) и при решении жизненных проблем (например, выбор будущей профессии учениками 9 класса (приложение 2)). В приложении представлен практический материал: электронная презентация и комплект ментальных карт, составленных по учебным дисциплинам «русский язык» и «литература». Структура и содержание приложения соответствуют Программе по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы под редакцией М.М.Разумовской; Программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев); обязательному минимуму содержания образования по русскому языку и литературе; логике построения КИМов ГИА по русскому языку в 9 классе и позволяют организовать изучение и повторение материала блоками.

Обобщение опыта учителя русского языка и литературы МКОУ ООШ №21 Васильевой Г.А. адресовано в первую очередь учителям русского языка и литературы и обучающимся 5-9 (возможно и до 11 кл.) классов, но может быть использовано и другими учителями-предметниками. Новизна представленного опыта заключается в том, что • форма подачи теоретического материала в виде ментальных карт упрощает возможность для обучающихся усваивать информацию, которую они перерабатывают, создавая собственный инновационный продукт – ментальные карты; • отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития; • дает возможность обучающимся сохранять в памяти приобретённые знания значительно дольше, а долю усвоенного материала поднимать значительно выше; • позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний; • позволяет сэкономить время; • представляет оптимальное соотношение теоретического и практического материалов; • предполагает использование теоретического материала в качестве рекомендаций по овладению метода майндмепинга (составления ментальных карт) и практическому созданию ментальных карт; • предполагает использование практического материала в качестве образца для создания собственных ментальных карт или справочного, демонстрационного или раздаточного материала при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 классе.
Электронный вариант приложения, представляющий выполненные вручную и отсканированные, а также созданный с помощью программ Power Point, Mind Maps ментальные карты, позволяет учителю использовать его как мультимедийное приложение и тиражировать материалы.

Использование учителем в преподавании метода составления ментальных карт способствует повышению мотивации и качества знаний обучающихся, их конкурентоспособности в образовательном процессе; развитию их предметной компетенции; активизации деятельности.




Глава 1. Ментальная карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся посредством систематизации и структурирования информации.

1.1. Понятие «ментальная карта».

Всем известно, что информационный обмен между участниками учебного процесса протекает в основном в вербальной и знаковой формах. Немудрено, что в этих условиях в выигрышном положении оказываются учащиеся с высокими уровнями развития вербального и математического интеллекта. Кинестетики, визуалы, ученики с развитыми пространственными, музыкальными способностями оказываются в заведомо худшем положении, их обычно относят к необучаемым, и они быстро превращаются в неуспевающих. Поэтому задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, с другой – развить потенциальные интеллектуальные и творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. Встает вопрос: как научить учиться всех обучающихся? В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться» [4]. В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения.

Наиболее значимым для меня лично при решении этих вопросов является метод построения ментальных карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. В основе майндмэпинга (построения ментальной карты) лежит теория радиантного мышления. Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал метод построения ментальных карт как инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации»[1.46].

Ментальные карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать принципу «Трех П»: «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства ментальной карты, правила и инструкции по их созданию; «Применяй (практикуй)» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт. «Приспосабливай (поделись)» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.[2.114].


1.2. Из истории открытия метода составления ментальной карты.

Идея использования схем и рисунков для лучшего изложения знаний уже давно владела умами многих людей. И каждый ее хотел сделать идеальной, но не всем это удавалось. Ближе всех к этому подошел в 60-е годы прошлого века профессор Джозеф Новак из Корнуэльского университета. Он опирался на теорию Дэвида Аусубела. А потом предприимчивый британец Тони Бьюзен переработал этот метод, назвал его «Mind Maps» и использовал для создания ряда компьютерных программ. Время опубликования этой теории (весна 1974 года) принято считать  датой появления этой теории. Параллельно и в России была разработана подобная теория (Г.П.Мельников и П.Г.Кузнецов) и в дальнейшем усовершенствована Г.П.Щедриковским до ее практического применения в организационно – деятельностных играх. Сегодня мы сможем получить исчерпывающую информацию об этом методе на сайте М.Е. Бершадского [5].

В результате авторских переводов идеи Тони Бьюзена на русский язык появились определения-синонимы: ментальная карта, интеллект-карта, карта мышления, схема мышления, карта ассоциаций, Mind Maps. .Внешне интеллект-карта напоминает нейроны головного мозга во взаимосвязи. И на самом деле — структурно это оно и есть! Получается идеальное соответствие визуального восприятия с основой, заложенной в построении этой информации. Мы с ребятами, основываясь на внешнем сходстве назвали ментальные карты «нейрончиками» (далее я буду пользоваться этим термином).

1.3. Достоинства метода составления ментальных карт (нейрончиков).

Центральную идею этой метода построения ментальной карты (нейрончика) лучше всего представить словами автора, Тони Бьюзена: «Что происходит в мозге, когда человек жуёт сочную грушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый миг информации, поступающий в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, ритмический удар, ноту, прикосновение к объекту) – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количества использованных ассоциаций можно считать тем, что называют памятью, т.е. базой данных или архивом… В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть» [2.74].

Ментальными картами (нейрончиками) пользуется в настоящий момент все больше и больше людей во всем мире, особенно в сферах образования и бизнесе. С помощью ментальных карт (нейрончиков) можно существенно повысить способности к обучению и запоминанию, восприятию и передаче новой информации, организации собственных идей.

Преимущества данного метода для обучающихся наглядно представленны на ментальной карте (нейрончике), выставленной на сайте М.Е.Бершадского [6](приложение 3).

Но лично я в процессе использования на практике метода составления ментальных карт (нейрончиков) пришла к выводу, что составление собственных ментальных карт (нейрончиков) дает обучающимся возможность • выявлять слабые места в знании учебного предмета; • научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материала-ми; • развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность; • адаптироваться к новым условиям сдачи экзамена по русскому языку.

Метод составления ментальных карт (нейрончиков) даёт обучающимся огромные возможности в процессе работы с информацией:
• формирует общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией:
- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;
- конспектирование или составление аннотаций письменных текстов;
- создание ясных и понятных конспектов лекций, докладов, выступлений;
- участие в дискуссиях;
- написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров; - разработка проектов, презентаций.
• формирует умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;
• улучшает все виды памяти;
• развивает личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность;
• учит мыслить по-новому, естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга;
• повышает результативность.

Данный метод вооружил меня как учителя инновационным способом решения актуальных проблем в процессе обучения русскому языку и литературе учеников 5-9 классов и подготовки к ГИА по русскому языку обучающихся 9 класса. Я наблюдаю у своих учеников повышение мотивации и качества знаний, конкурентоспособности в образовательном процессе; развитие креативности, развитие предметной и коммуникативной компетенций в процессе групповой деятельности по составлению ментальных карт и презентации собственных карт любой по составу аудитории; активизацию деятельности учащихся;

Ментальные карты (нейрончики) существенно облегчают учителю не только процесс подготовки к занятию, проведение самого занятия, контроль, выявление причин затруднения; но и способствуют изучению личности ученика. Ментальная карта (нейрончик) развивает творческий потенциал самого педагога: помогает ему в планировании, составлении отчетной документации, формировании портфолио, поиске решения жизненных ситуаций (приложение 4).

Необходимо отметить, что ментальные карты имеют отличительные свойства: наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество; возможность пересмотра (приложение 5).

Глава 2. Методика создания ментальных карт (нейрончиков)

Преимущества ментальной карты (нейрончика) в том, что ее всю можно сразу окинуть взглядом (в линейном списке такое невозможно). Как же составляются ментальные карты? . . Для   работы нам понадобится лист бумаги А4, цветные ручки, карандаши, мелки или фломастеры (для создания веток и рисунков-образов). Приступаем к созданию ментальной карты (нейрончика) «от руки». Можно воспользоваться и специальными программами: FreeMind, Mind Maps, Power Point. (о них поговорим ниже).

2.1 Принципы создания ментальной карты (нейрончика):

1. Лист располагается горизонтально . 2. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа. . 3.От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. Они являются направлением для нашей карты. Ветки изогнуты, как ветви дерева. Их длина соответствует длине слова, которым мы обозначаем данное понятие, тему. 4.От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня, раскрывающие идеи, темы, понятия, написанные на ветках 1‑го уровня. Также они являются под-темами, действиями (в зависимости от того, для чего мы создаем нашу ментальную карту (нейрончик)). Дальше от этих ветвей можно «пускать» более тонкие веточки, раскрывающие, в свою очередь, уже под-темы, под-идеи. Толщину ветви варьируем: ветви 1 уровня – более толстые, 2 – тоньше, 3 – еще тоньше. . . По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты. Автор советует использовать разные цвета на каждую линию от центрального объекта, на ветвях 2-го и последующих порядко основные цвета могут менять оттенки (Об этом подробнее ниже про цветовые коды). 5. Добавляем рисунки, символы, ассоциирующиеся с ключевыми словами. 6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Но автор данного метода просит по возможности избегать этого (так как неоправданное использование стрелок только «утяжелит» восприятие ментальной карты(нейрончика): пользуемся стрелками только тогда, когда необходимо показать связи между элементами ментальной карты (нейрончика) В этом случае глаз самопроизвольно следует за стрелками в направлении, которое они указывают, обнаруживая тем самым связь между отдельными элементами ментальной карты (нейрончика). Если уж мы используем стрелки, то они могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки. Их главное назначение – задавать направление мыслям. . 7. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями (но, по возможности, этого также нужно избегать) 8. Для статьи, лекции нумеруем ветки в хронологическом порядке. 9. Оставляйте место для пустых веток, потом обязательно появится желание их заполнить. . 10. Задавайте себе вопросы!!! Отвечайте на свои вопросы ассоциативным рядом. 11. Помните, что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более, чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной ментальной карты (нейрончика). Видимо, поэтому мы и ограничены рамками листа формата А-4. . . Мы с ребятами стараемся придерживаться цифры «5» при составлении собственных ментальных карт: 1) впервые мы апробировали данный метод в группе, состоящей из 5 человек; 2) не более 5 ветвей любого порядка используем, чтобы не запутаться в причинно-следственных связях, выведенных на ментальной карте (нейрончике); 2) чтобы удержать в памяти всю представленную в ментальной карте (нейрончике) информацию; 3) так как «5» ассоциируется с 5 пальцами ладошки, когда мы в приветственном жесте здороваемся с кем-либо (развитие коммуникативных компетенций) и когда мы пытаемся взмахом ладошки показать, что у нас все отлично (настрой на успех); 4) а неуспешной работа с ментальной картой (нейрончиком) не может быть априори, поэтому «5» - это еще и отметка, на которую вправе расчитывать ученик, составивший грамотную, содержательную менальную карту (нейрончик)

Очень доступно и емко технология майдмэпинга представлена в виде ментальной же карты на сайте Сергея Шипунова [7] (приложение 6).

Обычно объемный информационный материал оформляется линейно в виде таблиц или сплошного текста. Его весьма сложно запомнить, не говоря уже о практической невозможности восприизведения. Ментальная же карта (нейрончик) легко усваивается человеческим мозгом, так как в основу метода положена работа тех самых нейронов. В формате ментальной карты (нейрончика) любоя информация выстроена в систему, структуру с помощью глубоких ассоциаций. Информация в ментальной карте (нейрончике) выглядит так: структура – образы – ассоциации - цвета.

Кстати, о цветовых и символьных кодах, используемых при построении ментальной карты (нейрончика): подбор удачных цветов для кодирования при составлении ментальной карты (нейрончика) обеспечит нам скорейший доступ к информации, позволит лучше запоминать информацию, и будет способствовать увеличению числа и диапазона наших творческих идей, как уверяет Тони Бьюзен [2.67]. Коды позволяют обеспечивать мгновенную связь между различными частями нашей ментальной карты (нейрончика), сколь далеко в пространстве они не были бы разнесены. Кодами могут быть галочки, крестики, кружки, треугольники и т. п., или же они могут принимать гораздо более сложную форму. Коды также позволяют вам экономить массу времени. Например, можно разработать собственную систему простых для запоминания кодов и использовать ее во всех своих записях и конспектах, с тем, чтобы обозначать часто упоминаемые нами понятия, термины, явления, процессы, исторических личностей. При умелом использовании палитры цветов, наборе символов, форм и образов коды способствуют более четкой и ясной организации категорий и иерархий. Их также удобно использовать для привязки неких специальных данных (например, биографических сведений) к ментальной карте (нейрончику).

Цветные коды и символы могут применяться как в индивидуальной работе с ментальными картами (нейрончиками), так и групповой работе.

2.2 Необходимость повторения ментальной карты (нейрончика)

Очень важно, чтобы, после работы над созданием ментальной карты (нейрончика) и ее презентации, ученики повторно возвращались к ней через следующие промежутки времени:

• через 10-30 минут (это не всегда реально, но можно попробовать договориться с заместителем директора по УВР, чтобы уроки работы с ментальной картой (нейрончиком) стояли в расписании по два) – повторение в течение 10 минут; . • спустя сутки – повторение в течение 2-4 минут; . • спустя неделю – повторение в течение 2 минут; . • спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут; . • спустя 3 месяца – повторение в течение 2минут; . • спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут.

Повторение подразумевает, что вы пробуете по памяти воссоздать карту и лишь потом сравниваете то, что вы вспомнили с оригиналом. Это очень важный момент, ведь только тогда в результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти [2.196].

Глава 3. Методические рекомендации по составлению и применению ментальных карт (нейрончиков) в процессе обучения русскому языку и литературе

3.1. Этапы подготовки обучающихся к составлению ментальных карт (нейрончиков)

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Поиски новых средств обучения учащихся привели меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Для результативности обучения мне необходимо было обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. В поиске новых средств обучения я и «открыла» для себя понятие «ментальная карта».

Поначалу показалось, что это обычная подача материала в форме не совсем обычной схемы. Но ведь каждый из учителей достаточно часто использует для оформления записи на уроках схемы, таблицы, графики. Чем же данная схема, кроме своей внешней необычности, отличается от других? Отвечая для себя на этот вопрос, я познакомилась с работами Тони Бьюзена «Супермышление» [1] и «Научите себя думать» [2]; «побродив» по Internet, познакомилась с мнением коллег, применяющих данный метод на практике; наконец, на курсах повышения квалификации, проводившихся в апреле 2014 года, попробовала себя в составлении ментальных карт.

Как уже говорилось выше, в основе метода составления ментальной карты (нейрончика) лежит принцип «Трех П»: «Принимай» - «Применяй» - «Приспосабливай». Мне первое «П» («принимай») показалось весьма актуальным: я внутренне приняла идеи, заложенные в этом методе.

Итак, 1 этап при подготовке обучающихся к составлению ментальной карты (нейрончика): изучение теоретических принципов метода Тони Бьюзена учителем, оценивание преимущества данного метода, внутреннее принятие. 2 этап: преподнесение ключевых идей метода обучающимся. Я провела семинары-тренинги с обучающимися 5-6, 7-8 и 9 классов (приложение 7). . На семинарах ученики в доступной для каждой возрастной группы были ознакомлены с краткой историей вопроса; оценили преимущества структурирования информации через создание ментальной карты; познакомились с ментальными картами, раскрывающими свойства данного метода, сферы его применения; познакомились с технологией создания ментальной карты и попробовать себя в составлении собственных ментальных карт: перед обучающимися ставилась задача рассказать о себе. (некоторые из этих работ представлены в приложении 1). Таким образом, моей задачей на данном этапе было: подвести своих учеников к принятию первого «П» - принятию метода построения ментальной карты. По большому счету, это не составляло труда: . - я сама была увлечена идеями майдмэпинга; . - материала, помогающего сделать знакомство с ментальной картой увлекательным для ученика, мной было изучено и собрано (в том числе и через сеть Internet) достаточно; . - ребенок – исследователь по природе, он с удовольствием эксперементирует.

На 3 этапе подготовке обучающихся к составлению ментальных карт каждый из учеников завел папку для хранения готовых карт (приложение 7), принес в класс цветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. И мы приступили ко стадии работы со вторым «П» - «Применяй» (Предполагается, что на этой стадии человеком должно быть самостоятельно составлено не менее 100 карт. Исходя из этого утверждения, мы с ребятами на сегодняшний день находимся на стадии второго «П»). Первые работы составлялись коллективно: один человек (сначала это был учитель, позже ученики) сводил коллективные идеи на доске белым мелом (приложение 8), а остальные работали на листах формата А4 простым карандашом. (Это давало возможность поправлять записи, безболезненно осваивать данную технологию.) После ветвям придавался цвет. Некоторые затруднения на этом этапе вызвало рождение ассоциативных символов: ребята искали подсказок, готовых рисунков. Поняв, что в этом вопросе рамок нет, они «выдавали» просто потрясающие символы-ассоциации: . - полное предложение: «флешка», так как «флешка» - USB; я смотрю «Комеди-клаб», где выступает группа, называющаяся «USB», а их слоган начинается словами: «Здесь все…». . - аллегория: телефон, так как «долго не мог запомнить правописание этого слова, однажды в каком-то фильме услышал, как героиня смешно говорит, разговаривая по телефону: «Алле»; не знаю почему, но связал с АЛЛЕгорией, теперь проблем с правильным написанием этого слова нет». - цель: мишень, так как «люблю метать в цель (мишень) дротики; а еще потому, что, добившись одной цели, ты ставишь перед собой еще и еще: как круги на мишени». . .- литература: буква «И», так как «литера» - в переводе буква; я не могла запомнить, где в слове лИтЕратура писать И, где Е. Теперь помню, что в первом случае И, соответственно, вторая – Е». . - зачин: остро отточенный карандаш или нож, так как «папа всегда предлагает «зачинить» мои карандаши ножом, а не точилкой». . - Софья Фамусова: груша, так как «не очень люблю груши: слишком уж они сладкие, и пару раз обнаружил в груше червячка – вот такая и Софья: сладкая и червивая. Да и фигура у нее…» . - интеллигенция: ослик Иа, так как «представляю, как ослик кричит: «И-е», вспоминаю, что эти буквы в слове ИнтЕллИгЕнцИЯ так и расположены, да еще 2 уха, похожие на удвоенную ЛЛ» . - строение: многоквартирный дом, Чебурашка или три поросенка, которые «все строили-строили». И многие другие ассоциации.

Именно на этом этапе ребята предложили вместо множества уже существующих терминов, обозначающих ментальную карту, но трудно воспринимаемых детьми, пользоваться термином «нейрончик»! Для меня это было очень ценно, так как ребята увидели не только внешнее сходство нейрона и ментальной карты, но и поняли, что при построении «нейрончика» задействуются глубинные нейронные связи.

4 этап. Самостоятельное создание и презентация ментальных карт – «нейрончиков». Первоначально при самостоятельном создании обучающимися индивидуальных ментальных карт (нейрончиков) это были вновь сначала черно-белые варианты, которые приобретали окончательный вид только после презентации и обсуждения.

На этом этапе ребята начали пользоваться компьютерными программами для оформления своих карт: Power Point, Corel Drаw, Concept Draw (приложение 9). Это дало возможность презентовать свои «нейрончики» в электронном виде и, при необходимости, менять их без ущерба внешнему виду. Кроме того, при создании «Банка «нейрончиков» (то есть электронной копилки работ учеников) отпала необходимость в сканировании представляемых ими карт. Нужно оговориться: специальные программы по составлению ментальных карт на практике не пошли (об этом в разделе, посвященном программам по мейдмэпингу).

Сегодня мы осваиваем данный метод: карты становятся содержательней, необычней, индивидуальней, красочней. Очень порадовало то, что коллеги, преподающие другие дисциплины, поделились: ребята начали использовать «нейрончики» и на их уроках.

3.2. Этапы работы над составлением коллективной ментальной карты (нейрончика) на уроке

В процессе практического применения метода составления ментальной карты (нейрончика) мы с ребятами условно выделили для себя 3 этапа творческого процесса (на совместное создание карты обычно уходит весь урок – 45 минут):

1 этап (5-20 минут) «Детективы» (так как нужно определить объект изучения) Определение объекта изучения (центрального образа нашей карты)
2 этап (5 минут) «Рождение ассоциаций» Запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты
3 этап (15-20 минут) «Строительство нейрончика» Построение первичной карты. Она строится простым карандашом (чтобы иметь возможность что-либо подправить при необходимости) на листах формата А4 каждым учеником и параллельно мелом на доске или в компьютерных программах с выходом на монитор для общего обсуждения. 4 этап (15-5 минут) «Реконструкция и ревизия»: . • Повторное фиксирование свободных ассоциаций; . • Пересмотр карты; .
• Проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся карте.

Научившись работать с ментальными картами (нейрончиками) на моем уроке (первоначально это был урок русского языка) ученики начали использовать их и на других уроках, и в повседневной жизни, когда надо рассказать о себе (приложение 1); когда надо принять решение, но есть сомнения (приложение 2).

3.3. Формы работы, на которых целесообразно использовать метод мейндмэпинга

Если сначала я предлагала ученикам применять мейндмэпинг преимущественно на уроках обобщения и закрепления, то позже сфера применения ментальных карт (нейрончиков) значительно расширилась. Применение метода структурирования и систематизации информации через построение ментальных карт (нейрончиков) в образовании как средства формирования информационной и учебно–познавательной компетенции обучающихся на самом деле очень разнообразно. Вот некоторые формы работы, при которых, как показывает практика, наиболее целесообразно использование ментальных карт (нейрончиков): . • Мозговой штурм .
• Аннотирование .
• Конспектирование .
• Написание сочинения, доклада, реферата .
• Презентация .
• Групповая работа обучающихся

3.4. Групповая работа обучающихся по построению ментальных карт (нейрончиков) на уроках русского языка и литературы

И сегодня, когда ребята уже неплохо владеют методом построения собственных, индивидуальных ментальных карт, коллективная и групповая работа обучающихся по-прежнему актуальна.

На стадии освоения второго «П» (активное применение метода на практике, составление собственных ментальных карт (нейрончиков); а не «расшифровка представленных карт) этапы работы по систематизации и структурированию информации при построении нейрончика (ментальной карты) изменяются по сравнению с этапами работы, предложенными в п.3.2. Подробно расскажу, как мы выстраиваем работу по созданию нейрончиков (ментальных карт) при изучении нового материала и при обобщении темы.

3.4.1. Групповая работа обучающихся по построению ментальных карт (нейрончиков) на уроках русского языка и литературы при изучении нового материала.

При изучении нового материала мы работали на уроках освоения метода структурирования и систематизации информации через составление ментальной карты (нейрончика) следующим образом:

1 этап:
• Обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название разделов и параграфов, содержащиеся выводы, иллюстративный материал)
• Определение объёма материала, оценивание уровня его сложности
• Рождение ассоциаций по теме занятия
• Построение индивидуальных нейрончиков (ментальных карт) в черно-белом варианте
• Обсуждение первичных представлений о теме
• Составление предварительного интегрального нейрончика (ментальной карты)
2 этап:
• Индивидуальное анонсное чтение элементов текста
• Дополнение индивидуальных нейрончиков (ментальных карт)
• Обсуждение результатов анонсного чтения
3 этап:
• Обстоятельное индивидуальное чтение пропущенных фрагментов текста
• Дополнение индивидуальных нейрончиков (ментальных карт)
4 этап:
• Чтение наиболее сложных фрагментов
• Завершение работы с индивидуальными нейрончиками (ментальными картами) в цвете
• Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
• Завершение коллективного нейрончика (ментальной карты) карты и коррекция индивидуальных карт.

В результате получались совершенно не похожие друг на друга карты – нейрончики (приложение 10).


3.3.2 Групповая работа обучающихся по построению ментальных карт (нейрончиков) на уроках русского языка и литературы при обобщении темы

Содержание, наполнение, хронология, приемы, используемые при работы с нейрончиками (ментальными картами) при обобщении темы, в корне отличаются от представленных выше этапов работы при знакомстве с темой.

1 этап групповой работы по созданию нейрончика (ментальной карты) при обобщении темы:
• Индивидуальное свободное рождение ассоциаций, связанных с изучаемой темой, поставленной проблемой
• Построение каждым участником собственного нейрончика (ментальной карты)
2 этап:
• Обсуждение индивидуальных нейрончиков (ментальных карт) в малых группах
• Составление группового нейрончика (ментальной карты)
• Составление первой редакции коллективного нейрончика ментальной карты

На моих уроках последние два подпункта нередко сливаются, так как в классах малокомплектной школы (которой является МКОУ ООШ №21) групповая работа и является коллективной.
3 этап:
• Повторное рождение ассоциаций каждым участником малой группы
• Коррекция индивидуальных нейрончиков (ментальных карт)
4 этап:
• Обмен идеями, редактирование групповых нейрончикав (ментальных карт)
• При условии, если численность класса позволяет, подготовка второй редакции коллективного нейрончика (ментальной карты)
5 этап:
• Сравнение карт двух редакций
• Построение финальной редакции
• Коллективный анализ нейрончика (ментальной карты)
• Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана.

Более подробно описать работу по созданию индивидуальных и групповых нейрончиков (ментальных карт), созданных на уроках русского языка и литературы обучающимися 5-9 классов МКОУ ООШ №21, при аннотировании произведения; конспектировании текстов; написании сочинения, доклада, реферата; подготовке презентации к уроку, внеклассному мероприятию; решении жизненных проблем не позволяет формат данной работы. Но карты, на которых мои ученики систематизировали и структурировали теоретическую информацию по русскому языку и литературе, анализ произведений по литературе, биографические данные писателей, решение собственных жизненных проблем представлены в приложении (приложение 11)

3.4. Специальные компьютерные программы для создания ментальных карт: плюсы и минусы:

Ментальные карты (нейрончики), как говорилось выше, ребята не только рисуют от руки, но и создают при помощи компьютерных программ. Программ для построения ментальных карт сегодня в мире существует более 200. Публиковать здесь весь список нет смысла, его можно посмотреть и в поисковой системе. Хотелось бы дать краткий обзор основных программных продуктов в области визуального мышления, которые были апробированы мной совместно с учениками.

Free Mind. Одна из самых распространенных, бесплатных  программ по построению ментальных карт. Преимущества: понятное управление; наличие основных функциональных возможностей для построения Mind Maps; возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html). Особенности: необходимо перед инсталляцией программы установить Java; невозможно прикреплять документы и файлы к веткам; графические элементы достаточно низкого качества, но можно прикреплять собственные.

Хmind Бесплатная программ по созданию ментальных карт.Достаточно зарегистрироваться на сайте, заполнив небольшую форму. Преимущества: После регистрации на сайте можно выкладывать свои карты на одноименном интернет-ресурсе, за небольшую плату можно получить дополнительные возможности: аудио заметки, совместное использование карты, информацию о задачах, фильтрацию, режим презентации. Особенности: В бесплатной версии отсутствие конвертации файлов в pdf, текстовый документ, Power Point, Mind Manager.

После попыток апробирования различных компьютерных программ, мои ученики отдали предпочтение проверенной программе Power Point. Возможно потому, что она активно используется при создании разного рода презентаций. Возможно потому, что в этой программе нет банка графических элементов и символы-ассоциации обучающимся нужно подыскивать собственные.

3.5. Оценивание ментальных карт (нейрончиков)

Обобщая опыт внедрения метода построения ментальной карты (нейрончика), нельзя не сказать о трудностях, возникших при применении на практике данного опыта. Одна из трудностей, с которой я столкнулась - критерии оценки ментальной карты (нейрончика). Мы с ребятами разработали оценочный лист, в который вошли следующие критерии: полнота включенной информации; правильность в отборе и распределении информации (если это нейрончики по предмету); наличие образов, символов их оригинальность; графическое выделение информационных блоков (если это оправдано); установление взаимосвязей между блоками; презентация карты (если она составлена индивидуально). .

Заключение.

Урок XXI века… Сколько новых требований предъявляется учителю в связи с изменениями, произошедшими в жизни общества и прежде всего в субъекте учебного процесса - ученике. Из года в год подростки меняются, другими становятся стиль общения, кумиры, круг чтения. Кто бы мог себе представить еще несколько лет назад школьника, читающего Пушкина с экрана компьютера, или учителя, проверяющего "скачанные" из Интернета сочинения. И ученики, и мы, учителя, стали по-другому мыслить и воспринимать мир. Изменилась роль учителя: мы теперь для учащихся далеко не единственный источник информации, главное нам не отстать в своем развитии, идти в ногу со временем, а значит, и с учениками… 

Опыт использования метода мейндмэпинга на уроках русского языка и литературы – именно тот опыт, который соответствует требованиям времени. Данный метод как способ систематизирования и структурирования информации показал, что использование теоретически обоснованного инновационного метода построения ментальной карты даёт возможность мне как учителю (как говорилось выше) обеспечивать развитие предметной компетенции обучающихся; креативности их мышления; повышение их мотивации, качества знаний и конкурентоспособности, предметной и коммуникативной компетенций. . . Использование метода составления ментальных карт при подготовке к ГИА по русскому языку в апреле-мае 2014 года наряду с другими педагогическими методами и приемами дало достаточно высокую результативность сдачи ГИА: средний балл - 4,2. . . Позволю себе повторить, что данный метод даёт возможность обучающимся: формировать общеучебные умения и навыки, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией; улучшать все виды памяти; развивать интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность; способность мыслить по-новому: естественно, творчески и непринужденно, максимально используя оба полушария головного мозга; самостоятельно выявлять слабые места в знании учебного предмета; проводить работу над ошибками; за счет чего, в конечном итоге, повышать результативность и успешность. . . Именно потому, что я увидела ощутимые плюсы данного метода, мне хотелось бы поделиться не только с обучающимися, но и с коллегами своими практическими наработками, а также исследованиями и наблюдениями в теоретической части вопроса: Мною проведен практический семинар для педагогов МКОУ ООШ №21 о методе построения и использования ментальной карты в обучении (в мае 2014г.); в сентябре 2014 года проведен открытый урок по русскому языку на уровне школы с использованием метода структурирования и систематизации информации при использовании майндмэпинга. В рамках курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы на базе КГБОУ ДПО ХК ИРО в апреле 2014г. проведен мастер-класс по теме «Проектирование урока русского языка на основе системно-деятельностьного подхода», на котором особо был рассмотрен вопрос, посвященный методу составления ментальных карт. В апреле 2014 года в п.Чегдомын, в рамках объединенного конкурса «Учитель года Верхнебуреинского муниципального района– 2014» мной представлялся опыт работы с упоминанием места и роли в моей педагогической деятельности метода майндмэпинга. В октябре 2014 года на базе МКОУ ООШ №21 состоялся районный методический семинар учителей русского языка и литературы, в рамках которого мною был проведен открытый урок по литературе с использование метода Тони Бьюзена и мастер-класс по теме «Систематизация и структурирование информации на уроках русского языка и литературы через создание ментальных карт» (приложение 12) . В декабре 2014 года планируется проведение занятий со слушателями курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы на базе КГБОУ ДПО ХК ИРО по диссемиляции накопленного опыта в области применения метода построения ментальных карт. . . Моей задачей по распространению данного опыта является вооружение учителей относительно новым в российском образовании методом: научить создавать ментальные карты и применять их в процессе обучения.

Безусловно, я не считаю данный метод, чудодейственным средством, способным научить учиться любого. Это не более, чем один из методов, используемых в работе с детьми ищущими, неравнодушными педагогами. Да, это один из методов, но он дает замечательные результаты; он проверен временем (метод Тони Бьюзена в Европе, Америке, Австралии популярен уже третье десятилетие).

Три наиболее важных, на мой взгляд, условия в работе с ментальными картами: 1) «Проживи», «прочувствуй» сам ментальные карты и тогда 2) строй работу по их составлению и представлению в строгом соответствии с рекомендациями разработчика, запомни, 3) ментальные карты должны использоваться в работе на уроке не эпизодически, а постоянно. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить.  Только тогда ты добьешься того, чтобы ментальная карта стала алгоритмом рассуждения и доказательства, чтобы все усилия ученика были направлены не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Ты добьешься того, что обычная наглядность оживет, заговорит. Ментальные карты – это творчество, которое развивает нас, наше мышление и память. Немного практики и вы удивитесь, как раньше могли обходиться без них!

Библиография:

1. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. – М.: Попурри, 2008. – 120 с.

2. Бьюзен.Т. Научите себя думать. – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. – 228с.

3. Информационные технологии в школьном образовании. (сборник под редакцией Апатова Н.В.) - М.: ИОСО РАО, 2014. - 206с.

4. Михайлова И.В. статья «Использование интеллект-карт в воспитательной работе педагага»,  Журнал «Современная наука: Гуманитарные науки № 2-2011»

Интернет-ресурсы:


5.Диаграмма связей (статья о способе представления связей) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9 – Википедия – свободная энциклопедия


6.О методе интеллект-карт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. - сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

7. Тренинги эффективного мышления http://www.mind-map.ru/?s=33 – сайт Сергея Шипунова

8. Хочешь быть умным – будь http://edunews.ru/ - статья для электронного журнала "Абитуриент" автор - Игнатова Екатерина















Приложения:

Приложение 1

Примеры нейрончиков (ментальных карт), созданных с целью самопрезентации учениками 5-6 классов МКОУ ООШ №21

Приложение 2

Примеры нейрончиков (ментальных карт), показывающих выбор будущей профессии учениками 9 класса МКОУ ООШ №21

Приложение 3

Ментальная карта: «Преимущества ментальной карты как метода работы с текстом для обучающихся» (с сайта М.Бершадского)

Приложение 4

Ментальная карта: «Преимущества ментальной карты как метода работы с текстом для учителя» (с сайта М.Бершадского и С.Шикунова)

Приложение 5

Ментальная карта: «Свойства ментальной карты» (с сайта М.Бершадского)

Приложение 6

Ментальная карта: «Технология создания ментальной карты» (с сайта С.Шикунова)

Приложение 7

Фотография с семинара-практикума по составлению ментальных карт для учеников МКОУ ООШ №21

Приложение 8

Коллективный нейрончик (ментальная карта), созданный на заседании музейного совета учениками 7-9 классов МКОУ ООШ №21 (черновой вариант: мел, доска; бумажный вариант: цветные карандаши)

Приложение 9

Примеры нейрончиков (ментальных карт) по русскому языку и литературе, созданных с помощью компьютерных программ учениками 5-6 классов МКОУ ООШ №21

Приложение 10



Приложение 11







Приложение 12


Примеры индивидуальных нейрончиков (ментальных карт) по русскому языку по теме «Звуки речи» (в сравнении), созданных учениками 6 класса МКОУ ООШ №21

Примеры нейрончиков (ментальных карт) по русскому языку и литературе, созданных учениками МКОУ ООШ №21

Материалы районного методического семинара учителей русского языка и литературы (п.Герби, 2014г): оформление стенда «Нейрончик», раскрывающего основные теоретические и практические выкладки по работе с ментальной картой и ментальная карта «Что вы получаете, пользуясь ментальной картой?» (нейрончик), составленный педагогическим коллективом МКОУ ООШ №21

































26





Васильева Галина Аникиевна




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!