СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка"»

Обобщение опыта на педагогическом портале "Инфоурок"

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка

секция: английский язык

Автор: Фадеева Елена Александровна

учитель английского языка


В современном мире владение хотя бы одним иностранным языком является необходимостью. При этом, человек должен не только уметь читать и писать на иностранном языке, но и уметь излагать свои мысли. Поэтому очень важно на уроках английского языка формировать и развивать в первую очередь коммуникативную компетенцию.

Тема, над которой я работаю, актуальна в наше время. Во-первых, во многих престижных профессиях сегодня требуется знание английского языка, например, программист, журналист, веб-дизайнер, врач, экскурсовод и т.д. Во-вторых, знание английского языка необходимо во время туристических поездок по разным странам. В-третьих, сейчас многие люди пользуются иностранными сайтами для покупок. Это более выгодно и можно заказать вещь, не выходя из дома. В-четвертых, согласно заявлению министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой, в 2022 году английский язык станет обязательным предметом при сдаче единого государственного экзамена.

В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения одной из основных целей предмета "Иностранный язык" является развитие иноязычной коммуникативной компетенции и ее составляющих, а именно:

- речевой компетенции - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности;

- языковой компетенции - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языке;

- социокультурной/межкультурной компетенции - приобщение к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

- компенсаторной компетенциии - развитие умений выходить их положения в условиях дефицита языковых средств при передаче и получении информации;

- учебно-познавательной компетенции - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности.

Согласно ФГОС выпускник школы должен уметь вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения, а также при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на различные темы, выражать и аргументировать личную точку зрения. Ученику одиннадцатого класса необходимо уметь запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики; кроме этого, необходимо иметь навык обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию. Что касается монологического высказывания, то выпускник может формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи, и передавать основное содержание прочитанного,
увиденного или услышанного. Он также должен уметь давать краткие описания или комментарии с опорой на нелинейный текст, и строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова, план или вопросы.

Таким образом, к концу одиннадцатого класса ученик должен показать свободное владение коммуникативными навыками в любых ситуациях общения.

Чтобы достичь всех этих умений, нужно формировать коммуникативные умения. При этом, формирование коммуникативных умений предполагает не просто овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. А также, формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в межкультурной коммуникации.

В наши дни хорошо зарекомендовал себя коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, создание психологической и речевой среды. Данный подход предполагает обучение только на иностранном языке, при этом, достигается понимание общего смысла всего высказывания. Этого можно добиться, применив жесты, мимику, картинки, видео. Подразумевается, что некоторые слова ребятам будут незнакомы. Этот метод полностью исключает перевод.

Используя данный метод на своих уроках, я пользуюсь следующими методами:

  • метод проектов;

  • сингапурская методика;

  • метод кейсов.

На уроке и во внеурочной деятельности мною широко используется метод проектов. С 2018 учебного года ребята 7-11 классов нашей школы в конце учебного года должны подготовить и защитить проект.

Работа над проектом это в первую очередь самостоятельная работа ученика по решению какой-либо темы, при этом от ученика требуется умение поставить проблему, наметить пути ее решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и.т.д. При выполнении проектов я стараюсь включить каждого ученика в проектную деятельность, учитывая его возрастные особенности и способности. Учащиеся выполняют исследования по интересующим их проблемам и предоставляют результаты своей работы в форме презентаций, рисунков, поделок и т.д. Например, в прошлом году ученицы 9 класса защищали проекты по темам "Традиции и обычаи празднования Рождества и Нового года в России, Великобритании и США", "Англцизмы в современном русском языке". При изучении достопримечательностей Великобритании пятиклассники защищали проекты о том, какие достопримечательности Лондона и Великобритании нужно посетить и почему. Ребята изготовили красочные буклеты и плакаты. Всем было очень интересно.

Сингапурская методика относительно новая методика в современной школе. Основу данной методики составляет система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана. Методика состоит из тринадцати основных принципов и около 250 дополнительных, которым соответствуют различные виды деятельности. Детей разбивают на группы по четыре человека, каждому ребенку дается свой порядковый номер. Дети садятся лицом друг к другу и выполняют задание в группе. Положительными моментами данного метода можно назвать развитие самостоятельности учеников, т.к. новый материал они изучают без помощи учителя (каждый ребенок в команде по очереди становится учителем). Кроме этого, ребята учатся работать в команде. Более того, сингапурская методика направлена на развитие коммуникативных навыков и критического мышления. Например, для актуализации лексики по теме, я использую принцип "Jot thoughts". Ребятам необходимо написать 16 слов по данной теме за ограниченный промежуток времени, не повторяясь. Каждый ребенок пишет 4 слова на отдельном листочке. Затем ребята проверяют свои слова на повторяемость и наличие ошибок. Чья команда выполнит это задание качественнее и быстрее, та команда и победила.

Метод кейсов зародился на западе. В нашей стране данная методика только набирает свою силу. Но ее ценность при формировании комуникативной компетенции также велика. Метод кейсов предполагает обучение на основе решения реальных ситуаций. Данный метод направлен на развитие всех речевых видов деятельности, а именно аудирования, чтения, письма и говорения. Чтобы решить реальную ситуацию, ребятам приходится общаться на иностранном языке. В своей практике я использую метод кейсов после введения новой лексики по теме. Например, в УМК М.З. Биболетовой в 9 классе после изучения новых слов по теме "Путешествие на самолете", я предложила ребятам попробовать решить такую ситуацию: "You landed at Heathrow Airport. Your baggage has lost. Your actions. (Вы прибыли в аэропорт, но у вас потерялся багаж. Ваши действия?)" . Ребята делятся на группы: работники аэропорта, пассажиры, у которых потерялся багаж, пассажиры, которым нужно выдать багаж и стараются решить данную ситуацию.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции - это одна из основных задач современного учителя. Существует много методов, с помощью которых можно развивать коммуникативные навыки. И задача учителя в первую очередь вызвать интерес к изучению английского языка, показать его значимость в современном мире, а также, стимулировать общение на английском языке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!