СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Формирование основ двигательной техники левой руки у учащегося на начальном этапе обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Формирование основ двигательной техники левой руки у учащегося на начальном этапе обучения»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств

имени М.П.Мусоргского г.Фокино»













ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ:



«Формирование основ двигательной техники левой руки у учащегося на начальном этапе обучения»












Автор опыта: Лагуткина Людмила Анатольевна

преподаватель по классу балалайки ДШИ г.Фокино










г.Фокино

2022г.

Начальный период обучения игры на домре или балалайке ставит перед педагогом и перед учеником немало сложных задач. Задачи, стоящие перед педагогом подразделяются на общепедагогические и узкоспециальные.

Для формирования музыканта общепедагогические задачи являются основой для воспитания музыканта любой специальности. Начальная работа над элементами исполнительской техники, формируют у ученика способности к эмоциональному переживанию, музыкальному мышлению. Прививать эти качества я начинаю с первых уроков, одновременно с освоением первых элементов игровых движений правой и левой рук.

Развитие художественного мышления ученика, я рассматриваю как главную цель работы с учеником, а узкоспециальные задачи являются средством достижения этой цели. Художественное воспитание учащихся является ведущим, а техническое развитие ученика – это основа, без которой невозможно реализовать творческий замысел композиторов.

Неверно привитые элементы постановки рук в процессе обучения автоматизируются, становятся препятствием для виртуозного исполнения произведений. Движение пальцев рук ребенка связаны с хватанием и удержанием какого-то предмета. Поэтому важно научить учащегося выполнять самостоятельные изолированные движения пальцев левой руки. При этом учитываю физиологические и возрастные особенности своих учащихся. Моя главная задача – формирование основ беглости пальцев левой руки, на начальном этапе обучения в классе домры или балалайки.

Порядок включения в игру пальцев левой руки на грифе инструмента начинаю в первой позиции со второго пальца. Упражнения включают осмысленные методические комбинации из звуков ля и до-диеза. С первых уроков формирую у ученика простейшие образно-эмоциональные переживания, тем самым вызываю у него определенные художественные ассоциации. Например:

Упражнение «Бьют часы»

Упражнение «Кукушка»

Упражнение «Звук сирены скорой помощи»

После тренировки опускания пальца на четвертый лад и поднятия его в первой позиции даю упражнения с передвижением руки вдоль грифа по полутонам. Ученик должен прижимать струну на пятом, шестом, седьмом и в других ладах, чередуя их со звучанием открытой струны.

Упражнение «Вверх по лесенке»

Чтобы в кисти не создавалось излишнего напряжения, заставляю ученика передвигать пальцы вдоль грифа во время звучания открытой струны.

После второго пальца подключаю к игре третий палец. Третий палец, с середины подушечки прижимает струну на пятом ладу. При этом учащийся не ощущает скованности движения пальца и свободно поднимает палец в фаланговых суставах.

Упражнение «Маленький барабанщик».

Затем подключаю к игре третий палец. Третий палец с середины подушечки прижимает струну ля на пятом ладу. В начале играем небольшие попевки состоящие из двух звуков ре и ля.

Отработав движения третьего пальца на пятом ладу с открытой струной, переходим к упражнению по полутонам, от пятого к шестому, седьмому, восьмому и т.д.

Затем подключаю к работе второй и третий пальцы. Разучиваем с учащимися упражнение «Альпинист». Заставляю учащегося, чтобы он представил, как альпинист не спеша поднимается в гору и протаптывает в снегу тропинку.

Упражнение «Альпинист»

В репертуар учащегося включаю мелодии детских пьес состоящих из двух, трёх звуков.

Теперь включаю в игру первый палец, этот палец самый самостоятельный по сравнению с другими пальцами, он может отклоняться от второго пальца на 4-6 см. Сначала ставим первый палец на третий лад и играем произведение в первой позиции (до, до-диез, ре, ре-диез). В этом положении пальчики не испытывают скованности мышц левой кисти, и если отвести первый палец на второй лад ученик может сделать без особых усилий. Включаю в игру первый палец, я предлагаю учащемуся новое упражнение, состоящее из четырёх нот, но на первых этапах занятий сначала предлагаю ученику, также последовательно ставить на гриф второй палец, затем третий палец, или наоборот третий палец, затем второй. А затем на второй лад ставим первый палец. Например: Р.н.п. «Во саду ли, в огороде».

Для закрепления центрального положения второго и третьего пальцев и оттянутого положения первого пальца использую нисходящие последовательности звуков от третьего, второго и первого пальца. Отрабатываем упражнения «Этюд» - это упражнение помогает закрепить правильную постановку левой руки.

Затем включаю в игру четвертый палец (мизинец) – самый короткий и самый слабый. Вводить четвёртый палец нужно исполняя звуки по хроматизму вверх. При исполнении хроматических произведений все пальцы левой руки должны находиться в свободном, активном состоянии. Мизинец при этом сам принимает правильное округлённое положение. Например, упражнение «Завывание ветра».



Следующее упражнение «Альпинист», который утаптывает снег, а затем отдыхает. Отдыхают и пальцы ученика. Остановку на открытой струне использую для расслабления мышц и подготовки их к следующему движению, начиная от четвёртого пальца к первому в нисходящем положении.

Упражнение «Альпинист отдыхает».

После основательной проработки данных упражнений можно переходить к изучению гамм, этюдов и пьес, где встречается эта связка нот си –ми в первой позиции предусмотренных учебным планом. В дальнейшем произведения полезно проигрывать на второй и третьей струнах.

Предполагаемый порядок освоения первой позиции прививает ученику основы рациональной двигательной техники левой руки. Последовательность введения пальцев в игру – сначала второго, затем третьего, первого и четвертого пальцев, отвечает как особенностям строения каждого пальца, так и задачи обеспечения рационального расположения их на грифе. Опускание и поднятие пальцев одновременно с передвижением руки вдоль грифа закладывает надёжную основу для развития беглости пальцев. Каждое упражнение или пьеса, или этюд помимо выполнения технической задачи развивает у ученика образное мышление, а это помогает концентрации внимания и способствует повышению качества пальцевого технического развития учащегося.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!