СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта по теме "Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся на уроках физики" было представлено на ФПМ 2017 года.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме «Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся на уроках физики"»

Нечеухина Татьяна Александровна


Обобщение педагогического опыта по теме «Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся на уроках физики"


Актуальность и новизна опыта работы


Физика (в переводе с греческого - наука о природе) - наука об общих свойствах и законах движения вещества и поля.

(Малая советская энциклопедия).



Уже в определении физики как науки заложено сочетание в ней как теоретической, так и практической частей. Ведь если каждый ребенок почувствует эту взаимосвязь, то он сможет многим процессам, происходящим вокруг него в быту, в природе, дать верное теоретическое объяснение.

При традиционной системе обучения практическая работа выполняется учащимися с целью закрепления изученного и в соответствии с предложенной учителем инструкцией. Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и развить их самостоятельность привела к использованию проектно – исследовательских технологий, где практические работы становятся источником новых знаний. Проектная деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу.

Метод проектов учащегося – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение на основе творческих способностей учащихся.

Выбор методов зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащихся и руководителя. Знание возрастных и психологических особенностей учащихся и умение поддержать из интерес к исследованиям значительно повышает эффективность руководства научно-практической деятельностью. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата, возрастающий познавательный интерес, стремление к приобретению универсального образования ведут к формированию научно-мировоззренческих знаний школьников, что становится фундаментом их духовной культуры и определяет их жизненные позиции.

Правила выбора  темы проекта:

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;

  3. Тема должна быть оригинальна;

  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.

Таким образом, метод проектов – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У школьников появляется потребность узнавать новое.

Теоретическое обоснование педагогического опыта


Наша российская школа, верная старым, еще советским, традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт – российских школьников учат не всегда.

В этой связи мне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.

В специальной литературе можно встретить множество его определений. Однако все они сводятся к утверждению, что учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта [Бухаркина М.Ю.].

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.

А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель.

Еще одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт. проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект. проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность.

Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта. по своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. кроме того, проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение – активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. при этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.


Ведущая педагогическая идея.


Образование - это индустрия,

направленная на будущее.
С. П. КАПИЦА

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение метода проектов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Ведущей педагогической идеей является современный подход к обучению, согласно которому оно рассматривается как активное вовлечение обучающегося в конструирование своих знаний и понимается как динамический процесс. Школьник сам находит и использует все доступные источники познания для построения собственного мировоззрения.

В основе опыта учителя лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие их творческого мышления.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюби. он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Здесь важно, чтобы проблема была взята из реальной жизни, являясь знакомой и значимой для ребенка. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате они должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему.
В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, формировать проблемы и находить пути решения; развитие у учащихся критического мышления.
Проектная деятельность – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Этим и обусловлено распространение в школах методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. 
При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы подпроекта, партнеров по работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает их мотивацию у учебе, познавательную и творческую активность.
Данная  деятельность требует от учителя, который выбрал для себя направление работы с помощью метода проекта, не только быть учителем-предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками. Нельзя резко ограничивать самостоятельность и инициативу учащихся, чтобы у них не пропал интерес к творчеству.   

Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных.
Работа над творческим проектом проводится поэтапно. Исследователь Н.В. Матяш выделил три основных этапа: организационно – подготовительный, технологический и обобщающий (см. табл. 1)
Таблица 1
Этапы выполнения творческого проекта



п/п

Название подэтапа

Содержание подэтапа

I. Организационно – подготовительный этап

1.

Поиск проблемы

Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.
Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к ним, технологии их выполнения и критерии оценивания

2.

Осознание проблемной области

Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирает одну, наиболее актуальную.
Учитель выступает в роли консультанта.

3. 

Выявление конкретной потребности. Первое мини- исследование

Опираясь на собственные знания и обобщая информацию различных источников, учащиеся проводят мини – исследования.
Учитель – наблюдатель, консультант, советчик

4. 

Определение конкретной задачи и ее формулировка

Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта.
Учитель помогает уточнить формулировку

5.

Построение «звездочки обдумывания». Второе мини – исследование 

Учащиеся на листе бумаги составляют схематический перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, дизайн.
Учитель проверяет, уточняет, советует

6. 

Выработка  идей, вариантов, альтернатив. Третье мини – исследование.

Учащиеся на листе бумаги «набрасывают» возникшие идеи, записывают их в виде фраз, отдельных слов, картинок и т.д.
Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу

7.

Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Четвертое мини-исследование

Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают эскиз продукта проекта  с его описанием.
Учитель наблюдает, консультирует, обобщает

8.

Разработка технологического процесса

Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.
Учитель наблюдает, консультирует, обобщает

9. 

Контроль качества 

Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества проекта.
Учитель проверяет, обобщает результаты

II. Технологический этап

10.

Выполнение технологических операций

Учащиеся подбирают режимы работы, самоконтроль, вносят изменения в технологический  процесс, контролируют последовательность операций, режимы обработки, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, контролируют организацию рабочего места

III. Обобщающий этап

11.

Коррекция 

Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устанавливают и устраняют недочеты

12. 

Контроль, испытание

Учащиеся осуществляют контроль и коррекцию параметров продукта
Учитель наблюдает, консультирует

13. 

Записки, реклама

Учащиеся готовят рекламу.
Учитель наблюдает, консультирует

14.

Оформление 

Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями
Учитель консультирует, помогает

15. 

Самооценка 

Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта
Учитель наблюдает, консультирует

16. 

Защита проекта 

Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы
Учитель слушает и участвует в оценке проекта









Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.


Некоторые критерии оценивания работ учащихся

1.Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом

2.Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения своей работы.

3.Практическое использование предметных и надпредметных знаний, умений и навыков.

4.Количество новой информации, использованной в работе.

5.Степень осмысления использованной информации.

6.Уровень сложности и степень владения использованными методиками.

7.Оригинальность идеи, способа решения проблемы.

8.Осмысление проблемы проекта и формирование цели проекта или исследования.

9.Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности.

10.Владение рефлексией

11.Творческий подход к подготовке объектов наглядности для презентации.

12.Социальное и прикладное значение полученных результатов.

·

        1. Результативность, распространение собственного опыта


В результате моей деятельности как учителя физики по данной теме:

89% учащихся принимают участие в проектной деятельности. Из них по классам:

7 класс - 92% учащихся;

8 класс - 89% учащихся;

9 класс - 85% учащихся;

10 класс - 87% учащихся;

11 класс - 87% учащихся.

Я давно работаю с методом проектов. Мой опыт неоднократно выносился на ППО учителей физики и ОБЖ. Выступала с сообщениями: Использование метода проектов для развития творческих способностей учащихся.

В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.

В настоящее время продолжаю свою работу по данной теме.
Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои творческие способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя. Уроки физики - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш 21 век когда у родителей не хватает времени на своих детей, моя задача научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков физики и развития творческих способностей у детей.





























8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!