СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме «Реализации принципов системно-деятельностного подхода на уроках химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации учитель кратко описывает свой опыт работы.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме «Реализации принципов системно-деятельностного подхода на уроках химии»»

  Обобщение  педагогического опыта  учителя химии МБОУ «Средняя школа № 103 города Макеевки»  Лосевой Натальи Игоревны

Обобщение педагогического опыта учителя химии МБОУ «Средняя школа № 103 города Макеевки» Лосевой Натальи Игоревны

Педагогическое кредо «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы» (В. Сухомлинский)

Педагогическое кредо

«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы» (В. Сухомлинский)

 Тема опыта   «Реализации принципов системно-деятельностного подхода на уроках химии» Системно - деятельностный подход — это  организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника . Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Тема опыта

«Реализации принципов системно-деятельностного подхода на уроках химии»

Системно - деятельностный подход — это  организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника . Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

      Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимодействия « учитель – ученик»     Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить?  (обновление содержания) Ради чего учить?  (ценности образования) Как учить?  (обновление средств обучения)  Что важно знать и уметь учителю. Знать принципы деятельностного подхода. Уметь реализовывать его на практике. Освоить новую систему оценивания – критериальную. Освоить принципы организации диалога на уроке

Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимодействия « учитель – ученик»

Вектор смещения акцентов нового стандарта

  • Чему учить?  (обновление содержания)
  • Ради чего учить?  (ценности образования)
  • Как учить?  (обновление средств обучения)

Что важно знать и уметь учителю.

  • Знать принципы деятельностного подхода.
  • Уметь реализовывать его на практике.
  • Освоить новую систему оценивания – критериальную.
  • Освоить принципы организации диалога на уроке
             Для того чтобы учащиеся из урока в урок самостоятельно добывали знания, чтобы у моих учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности:

Для того чтобы учащиеся из урока в урок самостоятельно добывали знания, чтобы у моих учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности:

     Иллюстративным материалом использования в своей работе системно-деятельностного подхода может послужить фрагменты уроков     Урок химии в 8 классе При изучении темы “Кислоты” я не сообщаю тему урока, а используя различные приёмы, добиваюсь от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Например: представляю презентацию “Кислоты”. Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус лимону придаёт лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. А затем, учащиеся сами формулируют тему урока “КИСЛОТЫ”.

Иллюстративным материалом использования в своей работе системно-деятельностного подхода может послужить фрагменты уроков

  Урок химии в 8 классе

При изучении темы “Кислоты” я не сообщаю тему урока, а используя различные приёмы, добиваюсь от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Например: представляю презентацию “Кислоты”. Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус лимону придаёт лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. А затем, учащиеся сами формулируют тему урока “КИСЛОТЫ”.

  Фрагмент урока химии в 8 классе “Катализаторы” Предлагаю учащимся провести небольшой опыт, перекись водорода долгое время может стоять и ни чего с ней не происходит, но стоит только добавить оксид марганца (IV), перекись водорода разлагается. Значит оксид марганца (IV) выступил в роли катализатора. Он ускорил реакцию. А что же происходит с этим веществом. Возьмите пробирку и посмотрите оксид марганца “осел” на дно. Значит, катализаторы ускоряют скорость химической реакции, а в продукты реакции не входят.

  Фрагмент урока химии в 8 классе “Катализаторы”

  • Предлагаю учащимся провести небольшой опыт, перекись водорода долгое время может стоять и ни чего с ней не происходит, но стоит только добавить оксид марганца (IV), перекись водорода разлагается. Значит оксид марганца (IV) выступил в роли катализатора. Он ускорил реакцию. А что же происходит с этим веществом.
  • Возьмите пробирку и посмотрите оксид марганца “осел” на дно.
  • Значит, катализаторы ускоряют скорость химической реакции, а в продукты реакции не входят.
Урок в 10 классе по теме “Алкены”  Начинаю со слов. На предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных углеводородах. Теперь пришла очередь познакомиться с другими углеводородами. Одним из представителей этого класса углеводородов является вещество, которое в 19 веке использовалось как анестезирующее средство, а сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание. Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О каком веществе идет речь? (Это задание направлено на мотивацию, повышение интереса учащихся к изучаемой теме, а также на совершенствование способов познания окружающего мира). На столах учащихся предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, этанол, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка. Какова же тема урока? “Этилен”. Этилен представитель класса алкенов, тема урока “Алкены”.

Урок в 10 классе по теме “Алкены”

Начинаю со слов. На предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных углеводородах.

  • Теперь пришла очередь познакомиться с другими углеводородами.
  • Одним из представителей этого класса углеводородов является вещество, которое в 19 веке использовалось как анестезирующее средство, а сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание. Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О каком веществе идет речь? (Это задание направлено на мотивацию, повышение интереса учащихся к изучаемой теме, а также на совершенствование способов познания окружающего мира).
  • На столах учащихся предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, этанол, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка.
  • Какова же тема урока? “Этилен”. Этилен представитель класса алкенов, тема урока “Алкены”.
Ситуационные задачи проблемного характера Тема урока: Периодическая система химических элементов (8 класс) - У какого химического элемента нет постоянной прописки в ПСХЭ ? - Почему седьмой период считается большим? Тема урока: Нефть (10 класс)  Изучая эту тему рассмотрели карту мира, на которой отмечены лидирующие страны по добыче и переработке нефти. Я отметила, что в странах Персидского залива постоянно идут войны за владение энергоресурсами. И мне ученик сам поставил вопрос: «А почему нефть такая дорогая?». Приведя высказывание Менделеева «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями» мы вместе с классом начали отвечать на этот вопрос.

Ситуационные задачи проблемного характера

Тема урока: Периодическая система химических элементов (8 класс)

- У какого химического элемента нет постоянной прописки в ПСХЭ ?

- Почему седьмой период считается большим?

Тема урока: Нефть (10 класс)

Изучая эту тему рассмотрели карту мира, на которой отмечены лидирующие страны по добыче и переработке нефти. Я отметила, что в странах Персидского залива постоянно идут войны за владение энергоресурсами. И мне ученик сам поставил вопрос: «А почему нефть такая дорогая?». Приведя высказывание Менделеева «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями» мы вместе с классом начали отвечать на этот вопрос.

Тема урока: Хлор; строение атома,  физические и химические свойства, применение  Прием «Вставь пропущенное слово»: 1 Элемент находится в 3 периоде, 7 группе, главной подгруппе. 2 Этот элемент_____. 3 Порядковый номер _____№ 17. 4 В атоме _____17 протонов и 17 электронов. 5 На внешнем уровне у атома ____7 электронов6 Из _______ следует, что элемент _____типичный неметалл. 7 Атом _____образует простое вещество с формулой Cl 2 8 Вещество _____по физическим свойствам – газ желто- зеленого цвета, ядовит. 9 По химическим свойствам _____активно окисляет многие металлы и неметаллы, реагирует со сложными веществами10 _____и его соединения применяют для дезинфекции помещений. Из вставленных вами слов сформулируйте тему урока.

Тема урока: Хлор; строение атома, физические и химические свойства, применение

Прием «Вставь пропущенное слово»: 1 Элемент находится в 3 периоде, 7 группе, главной подгруппе. 2 Этот элемент_____. 3 Порядковый номер _____№ 17. 4 В атоме _____17 протонов и 17 электронов. 5 На внешнем уровне у атома ____7 электронов6 Из _______ следует, что элемент _____типичный неметалл. 7 Атом _____образует простое вещество с формулой Cl 2 8 Вещество _____по физическим свойствам – газ желто- зеленого цвета, ядовит. 9 По химическим свойствам _____активно окисляет многие металлы и неметаллы, реагирует со сложными веществами10 _____и его соединения применяют для дезинфекции помещений. Из вставленных вами слов сформулируйте тему урока.

Тема урока «Электролиты и неэлектролиты» 9 класс ПРИЕМ «ТАБЛИЦА» Прочти следующие вопросы: 1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества? 2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе? 3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды? 4. Что представляет собой электрический ток в водных растворах солей, кислот, щелочей? 5. Как называют растворы этих веществ? 6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ

Тема урока «Электролиты и неэлектролиты» 9 класс

ПРИЕМ «ТАБЛИЦА»

  • Прочти следующие вопросы:
  • 1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества?
  • 2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?
  • 3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды?
  • 4. Что представляет собой электрический ток в водных растворах солей, кислот, щелочей?
  • 5. Как называют растворы этих веществ?
  • 6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ
 Программа по химии предусматривает развития умения решать задачи,  Для наших учащихся это в большинстве случаев затруднительно   Поэтому первое, чему мы учимся, это решать задачи по алгоритму. Например, алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества: Последовательность действий: 1. Прочитайте текст задачи. 2. Запишите кратко условие задачи и требование с помощью общепринятых обозначений. 3 Составьте формулу расчета массовой доли растворенного вещества. 4. Рассчитайте массу раствора по формуле: m (р-ра)= m (в-ва) + m (воды); 5. Вычислите массовую долю растворенного вещества по формуле. 6. Запишите ответ.

Программа по химии предусматривает развития умения решать задачи, Для наших учащихся это в большинстве случаев затруднительно

Поэтому первое, чему мы учимся, это решать задачи по алгоритму.

Например, алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества:

Последовательность действий:

  • 1. Прочитайте текст задачи.
  • 2. Запишите кратко условие задачи и требование с помощью общепринятых обозначений.
  • 3 Составьте формулу расчета массовой доли растворенного вещества. 4. Рассчитайте массу раствора по формуле: m (р-ра)= m (в-ва) + m (воды);
  • 5. Вычислите массовую долю растворенного вещества по формуле.
  • 6. Запишите ответ.
Системно - деятельностный подход Скажи мне, и я забуду,  покажи мне, и я запомню,  дай мне действовать самому и я научусь

Системно - деятельностный подход

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому

и я научусь

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!