Обобщение педагогического опыта учителя химии МБОУ «Средняя школа № 103 города Макеевки» Лосевой Натальи Игоревны
Педагогическое кредо
«В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы» (В. Сухомлинский)
Тема опыта
«Реализации принципов системно-деятельностного подхода на уроках химии»
Системно - деятельностный подход — это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника . Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимодействия « учитель – ученик»
Вектор смещения акцентов нового стандарта
- Чему учить? (обновление содержания)
- Ради чего учить? (ценности образования)
- Как учить? (обновление средств обучения)
Что важно знать и уметь учителю.
- Знать принципы деятельностного подхода.
- Уметь реализовывать его на практике.
- Освоить новую систему оценивания – критериальную.
- Освоить принципы организации диалога на уроке
Для того чтобы учащиеся из урока в урок самостоятельно добывали знания, чтобы у моих учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности:
Иллюстративным материалом использования в своей работе системно-деятельностного подхода может послужить фрагменты уроков
Урок химии в 8 классе
При изучении темы “Кислоты” я не сообщаю тему урока, а используя различные приёмы, добиваюсь от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Например: представляю презентацию “Кислоты”. Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус лимону придаёт лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. А затем, учащиеся сами формулируют тему урока “КИСЛОТЫ”.
Фрагмент урока химии в 8 классе “Катализаторы”
- Предлагаю учащимся провести небольшой опыт, перекись водорода долгое время может стоять и ни чего с ней не происходит, но стоит только добавить оксид марганца (IV), перекись водорода разлагается. Значит оксид марганца (IV) выступил в роли катализатора. Он ускорил реакцию. А что же происходит с этим веществом.
- Возьмите пробирку и посмотрите оксид марганца “осел” на дно.
- Значит, катализаторы ускоряют скорость химической реакции, а в продукты реакции не входят.
Урок в 10 классе по теме “Алкены”
Начинаю со слов. На предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных углеводородах.
- Теперь пришла очередь познакомиться с другими углеводородами.
- Одним из представителей этого класса углеводородов является вещество, которое в 19 веке использовалось как анестезирующее средство, а сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание. Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О каком веществе идет речь? (Это задание направлено на мотивацию, повышение интереса учащихся к изучаемой теме, а также на совершенствование способов познания окружающего мира).
- На столах учащихся предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, этанол, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка.
- Какова же тема урока? “Этилен”. Этилен представитель класса алкенов, тема урока “Алкены”.
Ситуационные задачи проблемного характера
Тема урока: Периодическая система химических элементов (8 класс)
- У какого химического элемента нет постоянной прописки в ПСХЭ ?
- Почему седьмой период считается большим?
Тема урока: Нефть (10 класс)
Изучая эту тему рассмотрели карту мира, на которой отмечены лидирующие страны по добыче и переработке нефти. Я отметила, что в странах Персидского залива постоянно идут войны за владение энергоресурсами. И мне ученик сам поставил вопрос: «А почему нефть такая дорогая?». Приведя высказывание Менделеева «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями» мы вместе с классом начали отвечать на этот вопрос.
Тема урока: Хлор; строение атома, физические и химические свойства, применение
Прием «Вставь пропущенное слово»: 1 Элемент находится в 3 периоде, 7 группе, главной подгруппе. 2 Этот элемент_____. 3 Порядковый номер _____№ 17. 4 В атоме _____17 протонов и 17 электронов. 5 На внешнем уровне у атома ____7 электронов6 Из _______ следует, что элемент _____типичный неметалл. 7 Атом _____образует простое вещество с формулой Cl 2 8 Вещество _____по физическим свойствам – газ желто- зеленого цвета, ядовит. 9 По химическим свойствам _____активно окисляет многие металлы и неметаллы, реагирует со сложными веществами10 _____и его соединения применяют для дезинфекции помещений. Из вставленных вами слов сформулируйте тему урока.
Тема урока «Электролиты и неэлектролиты» 9 класс
ПРИЕМ «ТАБЛИЦА»
- Прочти следующие вопросы:
- 1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества?
- 2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?
- 3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды?
- 4. Что представляет собой электрический ток в водных растворах солей, кислот, щелочей?
- 5. Как называют растворы этих веществ?
- 6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ
Программа по химии предусматривает развития умения решать задачи, Для наших учащихся это в большинстве случаев затруднительно
Поэтому первое, чему мы учимся, это решать задачи по алгоритму.
Например, алгоритм нахождения массовой доли растворенного вещества:
Последовательность действий:
- 1. Прочитайте текст задачи.
- 2. Запишите кратко условие задачи и требование с помощью общепринятых обозначений.
- 3 Составьте формулу расчета массовой доли растворенного вещества. 4. Рассчитайте массу раствора по формуле: m (р-ра)= m (в-ва) + m (воды);
- 5. Вычислите массовую долю растворенного вещества по формуле.
- 6. Запишите ответ.
Системно - деятельностный подход
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому
и я научусь
Спасибо за внимание