СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта. Преподавание церковнославянского языка в системе дополнительного образования (в рамках ОПК).

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта. Сокровищница родной речи: опыт преподавания церковнославянского языка в системе дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта. Преподавание церковнославянского языка в системе дополнительного образования (в рамках ОПК).»

СОКРОВИЩНИЦА РОДНОЙ РЕЧИ.

Опыт преподавания церковнославянского языка

в системе дополнительного образования.


Открываем толковый словарь, зафиксировавший изменения конца ХХ века. Чем же обогатился наш язык в последние десятилетия? И обогатился ли? «Бабки», «бабло» (в значении «деньги»), «бой-френд», «реппер»,

«гей - клуб», «ништяк», «пиарить», «плюрализм», «прикид», «татуаж» и т.д. Нетрудно заметить, что это или иноязычные слова, отражающие несвойственные русской традиции и зачастую отвратные реалии, или жаргонизмы, которыми сегодня считают приличным пользоваться некоторые писатели, и политики, и ученые.

Современный жаргон, мутными потоками заливающий пространство России, испытывает сильнейшее воздействие воровского арго и несет «идеологию» бездуховности, индивидуализма и потребительства. Как пишет лингвист О.Е. Морозова, «современный жаргон отражает идеологию разъединения и отстранения людей друг от друга («отвали», «отвянь»)». Около 60% современных жаргонизмов образуют тематическую группу «секс», а 30% - «наркотики и способы их употребления». Таковы ценностные ориентиры, навязываемые современному обществу, такова сущность тех, кто рвется к власти и диктует обществу свои законы.

М.В. Ломоносов со всей убежденностью утверждал, что русский язык не будет подвержен упадку, «коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшатися будет». Церковнославянский язык для русского человека является родным языком, он заложен в генетической памяти русского народа. Всякий раз, вновь прибывшим ученикам в Воскресную школу при храме во имя ВСЕХ СВЯТЫХ, где я преподаю, начинающим изучать кириллицу, вот уже который год задаю вопрос: «Иностранный или родной для нас церковнославянский язык?» Дети всегда уверенно отвечают: «Родной, потому что на нем служат в церкви, потому что на нем читаются Евангелие и молитвы».

На основании «Соглашения» 2006 года, подписанного администрацией Брянской области и Брянской и Севской епархией о сотрудничестве в сфере образования, в свою очередь, между Карачевским Благочинием и Домом детского творчества с 2008 года подписывается договор о взаимосотрудничестве. Воцерковленные педагоги с высшим образованием и высшей квалификационной категорией ведут кружковую работу в микроцентре с. Слобода (по месту жительства), где расположен храм во имя ВСХ СВЯТЫХ на юго-западе города. Кроме обязательного занятийя – Закон Божий. Преподает этот предмет по

воскресным дням благочинный Карачевского округа, настоятель храма во имя

ВСЕХ СВЯТЫХ иерей Леонид. Дети посещают кружки: «Святоотеческое наследие», «Основы духовной музыки», «Церковнославянский язык», «История родного края», «Классическая гитара», «ИЗО», «Настольный теннис». Различные направления декоративно-прикладного творчества. Педагог «Церковнославянского языка», также как и остальные преподаватели Воскресной школы, исходя из принципов русской педагогики, ставит задачи:

- образовать ум (способность видеть истину и жить

сообразно с ней);

- образовать волю (постоянно направлять ее к добру);

- образовать сердце – вместилище чувств;

- воспитать чувства;

- научить управлять чувствами.

- вернуть ребенку первообраз.


Как проходят занятия по изучению церковнославянского языка?

Занятия проходят индивидуально, 2 часа в неделю и 1 час в воскресенье собирается вся группа – 10 человек, чтобы подвести итоги и получить задание на дом (по желанию или если в том есть необходимость). Начиная со второго занятия, все начинают читать, через две недели - четверо из шестерых читают более уверенно. Без домашнего задания им можно доверить прочитать на клиросе в храме 50 псалом. Через два месяца занятий дети начинают читать в храме Часы. Это касается учащихся, возраст которых 12-17 лет.

Для трех учеников от 5 до 7 лет - ставятся задачи более посильные. Вместе с педагогом декоративно-прикладного творчества Е.П. Анциферовой дети

изучают алфавит в течение всего учебного года. Малыши запоминают буквы на мысле-образе: рисуют, лепят, вышивают, пишут на бересте, применяют лоскутную и бумажную пластику. Часто такие занятия сопровождаются тихой духовной музыкой. Самое интересное и ценное для нас, как для педагогов, это когда в процесс включаются старшие братья и сестры, родители. Видя прекрасные образы буквиц, они создают свои, особенно во втором полугодии, когда из буквиц дети учатся составлять первые слова:

псалтирь, ангел, милосердие, кротость, благодать, смирение… Письменная речь кодирует огромный духовный опыт человека. Дети чувствуют это, хотя сначала не понимаю вполне, проговаривая азбуку с ее старыми названиями: аз-буки-веди- глаголь-добро… Алфавит сродни системам счета, порядка, меры – то есть основам мироздания. Новейшие исследования обнаруживают в азбуках древнейшие модели мира. Это развернутая вдоль всех звуков родной речи молитва к Богу.

Вторая трудность, с которой приходится сталкиваться. Это подмена и деформация духовно-нравственных понятий, которая, начиная с 1917 года начала принимать активные обороты. К началу ХХ века, со сменой поколений, совершилось отступление от нравственных устоев народа. Возьмем для примера понятия «смирение» и «гордость». Вплоть до У111 века смирение понималось у нас однозначно положительно, а гордость однозначно отрицательно: смирение – от Бога, а гордость от лукавого. Именно возвышенное понимание смирения как соединения с Богоданными мирными ритмами мироздания позволяло русскому народу естественно и упорядоченно расширять границы своего жизненного пространства. Гордость, напротив, понимали как болезненное нарушение положенной свыше меры, этого душевного состояния боялись, его избегали из чувства самосохранения: Яко всяк возносяйся смирится, и смиряйся вознесется (Лк. 14, 11).

На занятиях обращаем внимание учащихся на внутренний смысл широко употребительных в современном русском языке слов, например, спасибо, просвещение, начальник, терпеть... «Спаси тебя Христос, спаси тебя Бог, спаси тебя Господь» - вот внутренний смысл частицы спасибо, образованной из лексем СПАСЕН БОГ. Эта не простая словесная благодарность, не формула вежливости. Это МОЛИТВА о спасении человека. Существительное спасибо в значении «благодарность» искажает внутренний смысл этого слова, отрицает Божию милость. Ср. распространенные в миру выражения : «Не буду работать за «спасибо»; «мне твоего спасиба не надо». Известное в разговорной речи словосочетание большое спасибо, является словесной благодарностью, удаляет человека от Бога. Выражение огромное спасибо, является вообще стилистически неверно. Ср. : огромная площадь, огромный талант, огромное впечатление. Необходимо объяснять учащимся причины появления в современном русском литературном языке уникальных синонимических рядов типа: молочные реки – млечный путь; город- огород- град- ограда; голова – глава; рот, губы – уста; просвещать- просвечивать.

В толковых словарях советской эпохи духовное отступничество, в значительной мере совершившейся 1917 года, закрепляется. Спрашиваю у детей: «Когда вам не понятно значение какое-то слова, явления, где вы ищите ответы?» Многие ссылаются на интернетсправичники и словари. Следующий вопрос: « От какого слова присходит слово СПРАВОЧНИК?» Слышу ответ: «От слова ПРАВ». А всегда ли справочник ПРАВ? Ответ: «НЕТ!». Для переводов старославянских текстов, для толкования какого-либо понятия дети обращаются к Словарю Свирелина и «СИМФОНИИ схиархимандрита Иоанна Маслова по творениям Тихона Задонского» (эта книга имеется во всех школьных библиотеках Брянщины).

Почему важным условием на занятиях детям всегда

предлагается изображать понятия? Делается это для того, чтобы буква или слово были облечены в образ. Слово оторванное от образа БЕЗОБРАЗНОЕ. .

Часто мои коллеги задают вопрос: «Почему на ваших занятиях дети учатся читать по Псалтири?» Все просто: Псалтирь была столетиями учебной книгой в русской педагогике до 1917года. В рукописном требнике митрополита Макария начала ХУ1 встречается молитва на учение грамоте детям, в которой испрашивается от Бога помощь уразуметь учение книжное и псалмы Давидовы. Научившись читать Псалтирь, наши предки выучивали ее наизусть. Русский человек уже никогда не расставался с нею. Книга назидательная и душеспасительная, она была не только настольной книгой, которую предки наши читали дома во всякое свободное время, но сопровождала их в путешествиях. Псалмы – это древние песни или гимны во славу Божию. Это стихи, которые пели вслух, то есть песни. Это настоящая поэтическая лирика со всеми ее условностями, метафоричностью, гиперболами, элементами притчи и даже баллады.

В результате исследования ученых Российской академии наук стало известно, что при помощи словесных образов может созидать или разрушать свой наследственный аппарат. Доказано, что чтение молитв и псалмов на церковнославянском языке препятствует внушению и способствует духовному и телесному исцелению верующих. Вот почему дети читающие по очереди в храме Шестопсалмие, не принимают чтение любых православных текстов, в том числе и молитв на адаптированном русском языке, считая такую практику для себя

неприемлимой. Некоторые ученики отвечают весьма категорично: « Зачем есть суррогат, если есть настоящая пища». Хотелось бы отметить и благодатное воздействие самой атмосферы церкви. Читая на клиросе, ребенка слушает вся церковь и молиться вместе с ним.

В обязанность каждого, занимающегося в кружке «Церковнославянский языкк» и «Святоотеческое наследие», обязательным условием является ведение личного «Дневника наблюдений», где дети перьевыми ручками фиксируют события каждого дня, свои наблюдения, мысли. Изначально, чтобы, так сказать, не отпугнуть школьников от письма, я прошу уделять «Дневнику наблюдений» всего 10 - 15 минут перед сном. На первом году обучения, ученики приступают к такому заданию неохотно, особенно первый месяц, чувствуется явное желание двумя – тремя предложениями отписаться. Каждое воскресение в групповых занятиях дети зачитывают свои записи вслух. После первого полугодия, когда занятия уже потихоньку начинают давать свои положительные всходы, что видно из « Дневников», мы приглашаем на занятия настоятеля храма о. Леонида, который делает замечания по поводу проводимого времени, размышлений учащихся, отвечает на вопросы. После того, как дети начинают

осознавать значимость своего мироощущения, ответственности за свои мысли и написанные слова, отношение к «Дневникам» становится обдуманным, ответственным, и, главное, желаемым и необходимым.

Татьяна Павлова, 15 лет: «Так странно, я пишу перьевой ручкой в своем дневнике, зачем такое занятие придумала наш педагог, ведь у всех есть дома компьютер – нажала на клавиши, вот тебе и «Дневник». Может быть, она беспокоится о тех, кто не может набрать текст? Но тогда почему мы пишем перьевыми ручками, а не шариковыми?

Да… перьевая ручка это еще ничего, хорошо, что не гусиное перо, как у Пушкина. Стоп! Причем тут Пушкин? Стоп, стоп, стоп! Пушкин писал гусиным пером гениальные произведения. Они вечны! А что было бы, если бы у него был компьютер? Надо об этом подумать».

Инга Орлова, 16 лет: «Язык мой – трость книжная-скорописца»,- поет царь Давид. Что это значит? Дело в том, что письмо само по себе – это художественное искусство, хотя мы и отвыкли от этой мысли. Сейчас нажал клавишу на компьютере – и выскочила буква. А ведь у нас богатейшее письмо! Уставы, полууставы, скоропись, гармония внутренних букв, первые нажимы в школе – все они создают неповторимое дыхание текста. По почерку можно многое рассказать о характере человека. Как удивительно! Мои дневники и школьные конспекты имеют сакральный смысл. Теперь я понимаю: потерев перьевое письмо, мы нарушили наше мышление… Пушкина нам не догнать, на моем рабочем столе его портрет с гусиным пером в руках».

Алексей Карташов, 17 лет: «Каюсь, я раньше сквернословил с ребятами, хотел казаться взрослым…. Мне теперь стыдно за это! Люди пускают в ход бранные слова не от некультурности или необразованности и не от легкомыслия. Причина глубже. Ведь то, о чем говорят уста, зависит от состояния сердца, ибо от избытка сердца говорят уста (Мф.12, 34). Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Когда сердце человеческое развращается, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения».

Гурген Осепян, 17 лет: « Сегодня закончили работу над презентацией для соцпроекта «Наш дар бесценный – чистая речь!» Надоело слышать сквернословие в станах нашей школы. Надеюсь на положительные всходы информационно-образной презентации, которую мы подготовили вместе с педагогами. Надеюсь, что образы Спасителя и святых с их высказываниями о гнилых словах и черной ругани подействуют на всех учеников школы. Иоанн Златоуст, к примеру ,предупреждает: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у престола Господня Мати Божия данный ЕЮ МОЛИТВЕННЫЙ ПОКРОВ ОТ ЧЕЛОВЕКА ТОГО ОТНИМАЕТ И Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день, себя проклятию подвергнет, понеже матерь свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подабает нам ясти и пити.» Разве это не страшно?»

Елена Маслова, 15 лет: «Наш соцпроект занял второе место в районе и области. Презентация «И СЛОВО БЫЛО БОГ» очень отрезвляюще подействовала не только на учеников, но и на родителей. Особенно ошеломили научные факты: если человек в своей речи постоянно употребляет мат, несущий разрушительный заряд, его хромосомы корежатся и рвутся, возникает путаница в генах. Безобразное слово вызывает мутационный эффект чудовищной силы, аналогичный радиационному излучению в 30 тысяч рентген, что ведет к разрушению и смерти как самого сквернослова, так и его потомства».

В заключении мне хочется отметить, что у всех воспитанников, посещающих занятия церковнославянского языка, значительно развита речь, чем у их сверстников. Они полностью прочитывают художественные произведения школьной программы. Уровень сочинений их достаточно высок. С думающими педагогами, преподающими русский язык и литературу, мы вместе проводим мероприятия, например: «Жизнь и подвиги создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников», «Язык и церковь», «В слове – энергия любви», «Как слово наше отзовется», «Язык благородной культуры», «И слово было от Бога…», «Высокая лексика в поэзии».

Церковнославянский язык как особый язык, созданный для богообщения и являющийся вторым языком великой русской культуры, как никакой другой нуждается в трепетном к нему отношении русского народа. Сегодня мы похожи на птицу с переломанным крылом потому, что фундаментальный язык не введен в школьную программу. Преподавание в нашей современной школе ведется не на русском, а на современном, обескровленном языке».

Церковно-славянский язык имеет для русских людей национальное значение. Он благотворно влияет на развитие русского литературного языка, будучи постоянным источником для понимания лексической и грамматической систем русского языка. Кроме того, церковнославянский язык ограждает русский язык от чужого нам влияния «престижной» американской и других антикультур. Великий русский мыслитель и философ Х1Х века Иван Васильевич Кириевский писал: «По необыкновенному счастливому счечению обстоятельств славянский язык имеет то приимущество над русским, над латинским, над греческим и вообще над всеми языками, имеющими азбуку, что на нем нет ни одной бесполезной, не могущей усилить веру, очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений».














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!