СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта старшей вожатой по теме: «Развитие новых форм организации детского досуга»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта старшей вожатой по теме: «Развитие новых форм организации детского досуга»»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Струговобудская основная общеобразовательная школа













Обобщение педагогического опыта старшей вожатой

ЛАКИЗО ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ


Тема: «Развитие новых форм организации детского досуга»

















с. Стругова Буда, 2020 год








Введение


1.Тема опыта: «Развитие новых форм организации детского досуга».


2. Сведения об авторе:

ЛАКИЗО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

образование: высшее,

общий педагогический стаж: 28 лет,

педагогический стаж в данной образовательной организации:28 лет.


3. Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором:

Каждый человек – это гора «драгоценностей». Ребенок при рождении обладает всеми потенциальными, человеческими возможностями, которые развиваются при благоприятных социальных и культурных условиях в семье и во внешней среде, к которой относится и школа. Поэтому задача школы состоит в том, чтобы построить учебно – воспитательный процесс так, чтобы естественные потребности ребенка в движении, подражании, игре удовлетворялись, развивали его. Нужно создавать такую систему воспитания, которая обеспечивала бы максимальное развитие каждого ребенка в условиях комфортной школьной среды. Естественно, школа не может оградить детей от негативного влияния среды, однако она в силах повлиять на степень ее воздействия.

Каждый ребенок, придя в школу, всегда будет выбирать занятие по душе, или будет заниматься тем, что у него больше всего получается. Именно внеурочная деятельность создает богатые возможности для проявления способностей и талантов учащихся. Поэтому, при составлении тематического планирования, педагог должен выбирать разнообразные формы и виды деятельности, в которых мог бы проявить себя каждый ученик. Самое главное условие – вовлечение в работу каждого ребенка, а не только активных детей. Неталантливых детей не бывает. Опытный педагог сможет распознать способности каждого ученика, и при умелом подходе к воспитаннику, сумеет открыть его скрытые возможности. Формы и виды деятельности должны быть не только разнообразными, но и постоянно обновляться. Только так ученики не потеряют интерес проводить свой досуг в стенах школы, во внеурочной деятельности. Досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания. 

Развитие новых форм организации детского досуга создает условия для вовлечения во внеурочную деятельность каждого ребенка, при этом раскрывает его способности, дает возможность «поверить в себя», «найти свое место» в стремительно развивающемся современном обществе, т.е. ученик должен уметь адаптироваться в социуме, применяя свои умения и навыки, приобретенные во внеурочной деятельности.


4. Основная идея опыта:

Идея личностного подхода к воспитаннику через коллективную творческую деятельность на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

5. Теоретическая база, опора на современные педагогические теории, заимствование новаторских систем или их элементов:

1. Технология КТД И.П.Иванова.

2. Теоретический вклад Е.В. Бондаревской в развитие современной педагогической науки и теории образования.

6. Новизна, творческие находки автора:

В процессе подготовки того или иного мероприятия, дела, можно использовать не всю технологию КТД, а отдельные элементы.

Развитие новых форм организации детского досуга не может происходить в современном общеобразовательном учреждении без применения информационно – коммуникативных технологий. Создание медиа контента в общеобразовательной среде с помощью IT технологий заинтересует каждого современного ребенка.

Технология опыта

При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Для того, чтобы все данные функции позиционировали, нужно найти пути и способы вовлечения детей в работу.

Как показывает опыт многолетней практики, именно технология КТД, разработанная И.П.Ивановым, может решить проблему вовлечения всех детей общеобразовательного учреждения при проведении того или иного мероприятия.

Многообразие форм проведения детского досуга решает проблему массовости участников:

- КВН;

- агитбригада;

- конкурсы;

- концертно-развлекательная программа;

- различного вида конкурсы;

- различные шоу;

- тематические мероприятия;

- фестивали и т.д.

В своей работе применяю также слияние несколько форм проведения в одно дело, в одно мероприятие. Конкурсы проводятся с музыкальными номерами, благодаря которым, праздник становится интереснее.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) - это эффективная технология не только воспитания, но и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, основанная на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию младшего и старшего подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам. При проведении КТД у детей развивается осознанная самостоятельность, желание делать что-то сам.

Постулаты КТД – это развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров, коллективное творчество, содружество взрослых и детей, единое дело и добровольное участие в нем, свобода выбора форм деятельности. Несомненно, КТД – это процесс, где выявляются лидеры. Это дети, которые «умеют вести за собой» свою команду к положительным результатам. А для того, чтобы победить в том или ином конкурсном мероприятии, нужна дисциплина, творчество и умение трудиться. Так, например, 8 «а» класс уже три года побеждают во всех конкурсных мероприятиях: агитбригада, КВН, игра «Что? Где? Когда?» и т.д. Сунгаева Анастасия – лидер класса. Она сумела сплотить класс. Класс знает, если руководит подготовкой Анастасия, то он победит. Самостоятельный подбор материала (при этом ученики консультируются с заместителем директора по воспитательной работе, с классным руководителем, старшей вожатой), репетиции без педагога, форма одежды для выступления и т.д. При этом ученица не одна решает вопросы, а советуется с классом. К сожалению, не во всех классах такой высокий уровень самостоятельности. В других классах наблюдается средний уровень, а иногда и низкий. Над повышением уровня самостоятельности в классах, группах, проводиться очень большая работа: проведение мероприятий, в которые вовлекаются обучающихся с высоким уровнем самостоятельности и средним одновременно, разновозрастные группы, вовлечение в творческую группу весь класс. К сожалению, последний метод не всегда эффективен. Проводятся индивидуальные неформальные беседы, в которых обязательно нужно подчеркнуть положительные стороны ученика.

Коллективная творческая деятельность, его разнообразие и периодичность, позволяет детям и подросткам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Концептуальные идеи, принципы:

- идея включения детей в улучшение окружающего мира;

- идея соучастия детей в творческом процессе;

-коллективно - деятельностный подход к работе: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

- комплексный подход;

- личностный подход, одобрение социального роста детей;

Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность детей и подростков, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»).

Выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности:

1. Познавательные дела. Их цель - развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер - путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город мастеров, устный журнал, турнир знатоков, пресс - конференция. Самой популярной познавательной игрой на протяжении многих лет в нашей школе является игра «Что? Где? Когда?». Эта игра пережила все интеллектуально-познавательные игры, проводившиеся в нашей школе. Игра проводится раз в месяц. В ней принимают участие команды 5-8 классов. Клуб «Эрудит» создан в 2004 году, функционирует до сегодняшнего времени, члены клуба меняются тогда, когда в него вступают новые игроки. Стимулом являются районные игры, в которую попадают лучшие школьные команды.

2.Трудовые дела. Цель трудовых КТД - обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд - основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд - творчество. Примерами трудовых КТД могут быть помощь в украшении школы на новый год, на День учителя, 8 марта и т.д. Помощь в украшении актового зала на новый год оказывают ученики средних и старших классов. Старшие классы украшают елку, средние изготавливают снежинки, гирлянды и помогают их развешивать.

«Подарок пожилым людям». Это самое теплое и нужное КТД. Обучающиеся младших классов делают поделки на День пожилых людей, подарки отвозятся в новочадовский дом престарелых. Жителей дома очень радуют и трогают подарки, сделанные руками детей.

3.Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. Можно рекомендовать следующие КТД: концерт, литературно - художественные конкурсы, конкурс инсценировки сказок и т.д. В последнее время в школе проводятся фестивали, где нет победителей и побежденных. Особенно практикуется данная форма проведения в начальных классах.

Традиционные мероприятия, проводимые в школе, имеют колоссальный успех. Они проводятся годами. Те участники, которые были зрителями, которые были просто наблюдателями, становятся участниками. Наблюдательность зрителей также помогает в развитии новых элементов в проведении праздников, мероприятий. Это и оформление сцены, подбор миниатюр, сценок, а, иногда, и разработка целого сценария.

4.Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно - оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне. Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, спартакиада народных игр. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.

В школе ежегодно проводятся тематические эстафеты: «Добрая дорога детства», по Правилам дорожного движения; «Бой отважных», по Правилам пожарной безопасности. Те ученики, которые когда-то были участниками, становятся ведущими игр, членами жюри.

Коллективное творческое дело - КТД - коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное - потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

В технологии коллективно - творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы, коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий.

Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на своем завершающем этапе строгое распределение ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание.

Начало мероприятия как организационный момент должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств здесь могут выступать вступительное слово педагога или ведущего, музыка и др. Эффективным настроем является собрание членов будущего мероприятия, где каждый может высказать свое мнение о структуре проведения досуга, о ее этапах и т.д.

Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Применительно к этой части не может быть никаких других регламентаций и ограничений.

Данная технология проведения мероприятий предусматривает личностно-ориентированный подход в воспитании детей, он предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Если главной целью традиционного воспитания является формирование члена общества, развивающее воспитание способствует выявлению и развитию отдельных способностей, то личностное воспитание направлено, прежде всего, на формирование самостоятельной личности.

Цель данного вида воспитания является сложной и включает в себя несколько аспектов.

  1. Первый из них - приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных, патриотических, эстетических и других. При этом конкретный вид этих ценностей может быть различным, и полностью зависит от того, какому подвержены сами родители, и к каковым они приобщают своего ребенка.



  1. Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т.д.


  1. Третий аспект довольно сложный. Он представляет собой некое соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со способностью отстаивать свою позицию в нем в любых ситуациях. Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности строить различного рода отношения с другими членами общества, а также осуществлять квалифицированную деятельность.

Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления, которое довольно часто оказывают социальные структуры и институты.

Почти все мероприятия, за исключением некоторых, пронизаны технологией КТД: КВН, концертно-развлекательные программы, конкурсные мероприятия, викторины и т.д.

Вовлечение учеников в общешкольные мероприятия, нужно начинать с начальных классов.

Результативность опыта

Опыт работы по данной теме показывает высокую результативность. В нашей школе на протяжении многих лет благодаря личностно- ориентированному походу в воспитании детей через КТД создаются творческие группы по различным направлениям: оформительская; группа, отвечающая за мероприятия по ПДД, пожарной безопасности; агитбригады; творческая группа проведения КВНа; экологическая группа, интеллектуальный клуб «Эрудит» и т.д. Незаметно для себя обучающиеся становятся членами тех или иных групп. Данные творческие группы не работают самостоятельно. Они постоянно взаимодействуют друг с другом.

В школе создана целостная система работы всех творческих коллективов. Немаловажно проводить мероприятия, где принимают участие смешанные коллективы, т.е. членами одной группы могут быть дети из разных параллелей, классов.

Вот уже два года в школе образовалась съемочная группа из школьников среднего и старшего звена. На базе школы создан проект «О самом важном». Это своего рода видеожурнал, где ученики рассказывают о современных проблемах, рассказывают о школьных новостях.

Все мероприятия проходят в актовом зале. Нет ни одного ребенка, который бы в течение учебного года не вышел бы на сцену. Все дети по 2 - 3 раза выступают на общешкольных мероприятиях. И родители, и гости мероприятий отмечают артистичность детей, раскованность и умение держаться на сцене.

При проведении того или иного мероприятия не возникает трудностей с набором состава детей, необходимых для участия. С младшего школьного возраста дети «привыкают к сцене», в дальнейшем они умеют «держаться на публике».

















Список литературы

  1. Акулова О.В. Изменение технологий обучения в условиях перехода к информационному обществу [Электронный ресурс]. – Свободный доступ из сети Интернет. - https://cyberleninka.ru

  2. Воспитание ребенка как человека культуры. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 51 – 61.

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki

  4. http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaent.html

  5. https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/bondarevskaa-e-v-licnostno-orientirovannyj-podhod-kak-tehnologia-modernizacii-obrazovania

  6. https://studbooks.net/720570/psihologiya/tehnologiya_ipivanova

  7. https://paidagogos.com/lyisenkova-sofya-nikolaevna.html

  8. https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-formy-i-mietody-orghanizatsii-dosu.html

  9. http://diplomba.ru/work/102436

















Приложение.

В связи с развитием информационных технологий, возникают все новые и новые проблемы воспитания и образования подрастающего поколения. Решением этих важных проблем необходимо заниматься специалистам: педагогам, социологам, психологам, врачам. Родителям современных подростков тоже нельзя оставаться в стороне. Они должны контролировать и грамотно направлять своих детей по пути их «взаимоотношений» с IT – технологиями.

Учитывая потребности детей Z поколения и их умения работать с современными IT - технологиями, нужно создавать площадки для реализации их способностей. Среди молодого поколения сейчас самым популярным является создание блога. Исходя из этого, творческой группой школы создан национальный документальный проект «О самом важном». Он состоит из блогов, каждый из которых имеет свою тему. Первый блог проекта поднимает актуальную проблему нежелания разговаривать на родном языке. Второй блог рассказывает о том, как эту проблему можно решить. Дети и педагоги с удовольствием снимаются в школьных выпусках, дают интервью. Проектом заинтересована вся школа.

Видеоблоги загружены в хранилище. Их можно найти по данным ниже ссылкам, а также на мини-сайте старшей вожатой Костькиной Г.С. в разделе «видео»

https://cloud.mail.ru/public/D2rE/yA1sQjWvW

https://cloud.mail.ru/public/Cjn6/6mqqrA6HD

https://nsportal.ru/kostkina-galina








Фестиваль «День сказок».

Красочный фестиваль проводится в школе 3 года. Сценарии для младших школьников пишут обучающиеся средних и старших классов, изучающие мокшанский язык. Оформлением сцены занимается оформительская группа, они также гримируют юных актеров.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!