СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта. Участие образовательной организации в Федеральном проекте «Профессионалитет»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья. УЧАСТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта. Участие образовательной организации в Федеральном проекте «Профессионалитет»»

УЧАСТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В

ФЕДЕРАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»

Шилло Любовь Александровна,

преподаватель КГА ПОУ «ДИТК»

Федеральный проект «Профессионалитет» стал одной из стратегических инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Его цель – создание гибкой модели системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающей скорости технологизации отраслей экономики в рамках комплексной реструктуризации системы среднего профессионального образования.

В реализации проекта «Профессионалитет» заинтересованы организации (Министерство просвещения Российской Федерации; Министерство профессионального образования и занятости населения Приморского края, федеральные органы государственной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования; образовательные организации, реализующие образовательные программы СПО, предприятия-работодатели), и студенты, и родители (законные представители) обучающихся, и педагогические работники.

Неотъемлемыми компонентами «Профессионалитета» являются: интеграция колледжей и предприятий реального сектора экономики; внедрение новых образовательных программ (профессионалитет), предусматривающих ускоренную подготовку специалистов СПО (для рабочих профессий и специальностей – до двух лет, для более технологичных – до трех лет) [1]; наставничество; развитие материально-технической базы колледжей и техникумов с учетом технологических особенностей производства.

Согласно статистике, в нашей стране насчитывается более 4,6 тысяч средних учебных заведений. В них учится порядка 3,4 миллионов студентов: причем больше 2 миллионов бесплатно, за счет бюджета. Если в начале 2000-х в ссузы после школы поступали всего 10-12 процентов выпускников девятых классов, то сегодня эта цифра достигает 60 процентов. Это огромный ресурс, который сейчас так необходим стране  молодые люди, готовящиеся овладеть профессиональными навыками и выйти во взрослую жизнь.

Среднее профессиональное образование призвано обеспечить предприятия квалифицированными специалистами, готовыми к самостоятельной профессиональной деятельности. Для достижения этой цели в рамках федерального проекта «Профессионалитет» перед колледжами стоит задача в максимально короткие сроки удовлетворить потребность предприятий в готовых специалистах «под ключ». Для  колледжа становится  принципиально  важной  задачей  возможность  обучать  неслучайных, «своих» студентов, которые осмысленно  сделали  выбор  будущей  профессии,  места  обучения,  разделяют миссию, стратегию развития, цели  колледжа,  являются  выразителями его идей.

Участие образовательной организации в федеральном проекте позволяет:

  • колледжу: обновить материально-техническую базу в соответствии с требованиями реального сектора экономики; повысить квалификацию сотрудников посредством обучения и переподготовки, в том числе на базе предприятий-работодателей;

  • студентам: обучаться по новым образовательным стандартам, отвечающим запросам реального сектора экономики; иметь гарантию трудоустройства после завершения обучения;

  • работодателям: принимать активное участие в установлении соответствия материально-технической базы колледжа требуемым стандартам, согласуя закупаемое оборудование; участвовать в разработке образовательных программ; получать кадры, готовые работать в отрасли.

Какую же роль в реализации проекта «Профессионалитет» выполняют общеобразовательные дисциплины? В том числе «Обществознание». Данная дисциплина также должна обеспечить профессиональную направленность в процессе обучения и воспитания. Профессиональная направленность общеобразовательной дисциплины предполагает целенаправленное применение педагогических средств, обеспечивающих не только формирование у обучающихся знаний, умений, навыков по дисциплине, но и развитие интереса к выбранной профессии или специальности, формирование личности будущего специалиста.

Для этого отведены профессионально-ориентированные занятия в каждом разделе дисциплины. Преподаватель самостоятельно определяет содержание занятия, форму проведения, задания для самостоятельного выполнения.

Приведем примеры тем и форм проведения для проведения профессионально-ориентированных занятий по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.

В первом разделе «Человек в обществе» предусмотрена подготовка презентаций и видеороликов «Перспективы развития специальности Информационные системы и программирование в информационном обществе. Направления цифровизации в профессиональной деятельности. Роль науки в решении глобальных проблем».

Во втором разделе «Духовная культура» профессионально-ориентированной темой стала тема «Профессиональное образование в сфере Информационных систем и программирования. Роль и значение непрерывности образования» в форме написания эссе.

В третьем разделе «Экономическая жизнь общества» по теме «Стратегия поведения при поиске работы. Возможности специальности Информационные системы и программирование профессиональной переподготовки» студенты участвовали в деловой игре «Рынок труда».

В четвертом разделе «Социальная сфера» студенты решают кейсы по теме: «Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста».

В шестом разделе «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» профессионально-ориентированная тема: «Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность регулирования трудовых отношений в сфере Информационных систем и программирования». Здесь предусмотрено решение ситуационных задач по теме: «Трудовой договор».

В процессе проведения профессионально-ориентированных занятий используются современные технологии – групповая, информационная, кейс-технология, методы активного обучения.

Активные методы обучения ставят студентов в условия, когда они не могут оставаться пассивными, а имеют реальные возможности обмениваться знаниями и опытом в ходе творческой дискуссии. Подобные методы обучения: активизируют процесс и его участников; приучают к исследованию и оценке информации, обработке ее источников, классификации, определению информационной потребности, созданию справочно-информационных фондов; учат принимать решения в условиях неопределенности или на основе неполной информации, выбирать критерии и находить по ним оптимальные решения; развивают способности ставить проблему, находить причины явлений, устанавливать зависимость между причинами и следствиями; формируют аналитическое мышление и умение ясно и убедительно излагать свою точку зрения; сокращают путь от получения теоретических знаний до их практического применения. Все эти методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Активные методы обучения направлены на развитие у обучаемого самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать профессиональные, нестандартные задачи.

Надо сказать, что студенты не только справляются с профессионально-ориентированными заданиями с успехом и интересом, но и говорят о важности включения таких занятий в преподавание.

Преподаватели и студенты также считают, что нужно включать общеобразовательные дисциплины в программу подготовки будущих специалистов.

Система среднего профессионального образования – это основа и гарант успешного экономического развития России. Она уже доказала способность успешно решать задачи по подготовке рабочих кадров для страны.
Среднее профессиональное образование активно возвращает статус надежной опоры в жизни. Освоив современные рабочие направления, молодой человек может стать хорошо оплачиваемым специалистом, который высоко ценится на рынке труда.

Вопрос общеобразовательной подготовки в колледжах очень важен [2]. Проводимая работа по обновлению методик преподавания общеобразовательных дисциплин с включением в них модулей профессиональной направленности программ СПО ведется успешно, и она будет продолжаться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванова, О. Э. Вовлеченность как концепт взаимодействия стейкхолдеров экспериментального проекта «Профессионалитет» / О. Э. Иванова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2021. - № 4 (32). -С. 13-22.

2. Неумывакин В.С.: «Проект «Профессионалитет» как локомотив системы СПО», https://vestnik.edu.ru/main-topic/viktor-neumyvakin-proekt-professionalitet-kak-lokomotiv-sistemy-spo/print, дата обращения 02.02.2024 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!