СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по темам причастие и деепричастие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причастие и деепричастие (тесты к темам)

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по темам причастие и деепричастие»

Контрольный тест по теме "Деепричастный оборот"

Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот:

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов. (А.Алексин)

2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд. (А.Иванов)

3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.(Э.Казакевич)

4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожженные, на скатерть.

2. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота:

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего. (И.Чесноков)

2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. (И.Бунин)

3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег. (Л.Князев)

4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор. (М.Алексеев)

3. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены)

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана. (А.Иванов)

2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери. (Г.Адамов)

3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше. (В.Беляев)

4) Метелица миновав два переулка свернул в третий. (А.Фадеев)

4. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошёл на Шатрова. (А.Иванов)

2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя. (А.Фадеев)

3) Сережа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя. (Б.Савинков)

4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу. (И.Чесноков)



5. В каком предложении два деепричастных оборота (знаки препинания не расставлены):



1) Одинокие кочки покрытые мягким мохом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болото. (А.Куприн)

2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу. (В.Курочкин

3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика. (А.Грин)

4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы. (К.Воробьёв)



6. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

1) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шел на прогулку. (В.Дудинцев)

2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его. (В.Дудинцев)

3) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошел через курилку к выходу. (В.Дудинцев)

4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ. (Ю.Шаньков)

7. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены):

1) Взглянув на часы генерал быстро поднялся и отодвинув тяжелое кресло выбрался из-за стола. (А.Бек)

2) Морозка не выдержал и обернувшись к окну замер упершись в пустоту. (А.Фадеев)

3) Сухой степной ветер все усиливался разгоняя в ярком весеннем небе белые облака делая даль бесконечной.(И.Бунин)

4) Очутившись наверху красноармеец отошел в сторонку и обиженно отвернулся закинув руки за спину. (К.Воробьёв)

8. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым:

1) Сводчатое ущелье развернулось перед всадниками, и, гремя камнями и бренча сбруей, они влетели в него. (М.Булгаков)

2) От времени до времени то один, то другой ловец поднимался, шатаясь в полусне, и, наступая на ноги и руки спящих, брел к бочке с водой. (А.Беляев)

3) Молодыe солдаты тем временем быстро шагали к себе в лагерь, восхищаясь бодростью старика и радуясь успешной разведке. (Э.Казакевич)

4) Позавтракав, папа ложится поспать в столовой на диване, укрывшись старой енотовой шубой. (А.Бруштейн)

9. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно:

1) Павел Антоныч все быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками, и часто останавливался перед портретом сына... (И.Бунин)

2) Собака ощетинилась, подняла нос, и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьем на смолкший голос. (В.Шишков)

3) Девочки прислушивались к тишине ночного леса, и вспоминая рассказ Жердяя про Голыгинскую гать, боязливо натягивали на себя одеяла. (А.Рыбаков)

4) У перекрестков он [пудель] останавливался и махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. (А.Куприн)

10. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени, столетних маслин. (А.Куприн)

2) По утрам, наколов дров, и наведя чистоту во дворе, Дмитрий Алексеевич отправлялся на прогулку. (В.Дудинцев)

3) Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. (В.Дудинцев)

4) Зыбин вошел, и, не спрашивая разрешения, снял трубку. (Ю.Домбровский)

Вариант 2

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает _________, объединяет признаки _______ и _______ и показывает _______, _______, _______ совершается действие, названное глаголом.

2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______, _______, _______, _______ .

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи – _______ и _______.

4. Общее грамматическое значение деепричастий – _______.

5. Деепричастие в предложении является _______________.

6. Назовите признаки глагола у деепричастий: _______, _______, _______.

7. Деепричастие с зависимыми словами называется _______.

8. Где может стоять деепричастный оборот в предложении?

9. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _______ времени с помощью суффиксов _______.

10. Не с деепричастиями пишется _______ .

Вариант 3

1. Деепричастие – ______________ часть речи, которая обозначает ____________, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, ___________, показывает ___________, _______, ___________ совершается действие, названное ___________.

2. Морфологические признаки деепричастия – ___________.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов –___________.

4. Синтаксическая роль деепричастий в предложении – ___________.

5. Общее грамматическое значение деепричастий – ___________.

6. Назовите признаки наречия у деепричастий:___________ и ___________.

7. Деепричастным оборотом называется ______________________.

8. Деепричастный оборот может стоять в ________________.

9. Деепричастия совершенного вида образуются от основы ___________ с помощью суффиксов ___________.

10. Назовите глаголы, от которых деепричастия не образуются.

II. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"

1. Деепричастие – это

1) самостоятельная часть речи;

2) служебная часть речи.

2. Деепричастие обозначает:

1) признак предмета по действию;

2) добавочное действие;

3) действие предмета.

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:

1) глагола и прилагательного;

2) глагола и наречия;

3) глагола и причастия.

4. Деепричастия образуются при помощи суффиксов:

1) -а, -я, -вши, -ши;2) -ущ (-ющ), -ащ (-ящ);3) -ова, -ева, -ыва, -ива.

5. Синтаксическая роль деепричастия в предложении:

1) сказуемое;

2) определение;

3) обстоятельство.

III. ТЕСТЫ НА УЗНАВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ

«Узнавание в лицо»

Задание 1. Укажите буквы, которые стоят за деепричастиями в каждом из предложений.

1. И отец и сын, вместо приветствия (а) после давней отлучки, начали садить (б) тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая (в) и оглядываясь, то вновь наступая (г).

2. И старый Бульба мало-помалу горячился (а), горячился, наконец, встал (б) из-за стола и, приосанившись (в), топнул ногой.

3. Бедная старушка, привыкшая (а) уже к таким поступкам своего мужа, печально (б) глядела (в), сидя (г) на лавке.

4. Она не смела ничего говорить (а); но, услыша (б) о таком страшном для нее решении, она не смогла (в) удержаться (г) от слез.

5. Мать обняла (а) их, вынула (б) две небольшие иконы, надела (в) им, рыдая (г), на шею.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)

Задание 2. К этому тесту возвращаюсь еще раз после изучения темы «Деепричастия совершенного вида»:

1-й вариант – укажите деепричастия совершенного вида;

2-й вариант – укажите деепричастия несовершенного вида.

Задание 3. После изучения темы «Деепричастный оборот» провожу сначала тест на узнавание.

Выпишите из предложений глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами.

1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца своего.

2) Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.



3) Он (Андрий) глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше замазывался.

4) Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.

5) Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)

Задание 4. Выполните тест, проверяющий отличие причастия с суффиксом -вш- от деепричастия с суффиксом -вши-.

1-й вариант – укажите номера предложений с причастным оборотом;

2-й вариант – укажите номера предложений с деепричастным оборотом.

1) Ночь подобралась незаметно, окутавши землю темной вуалью.

2) Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

3) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

4) Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

5) Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

6) Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

7) Шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

8) Шахматист, сделавший неудачный ход, сдался.

9) Шофер, услышавший сигнал, свернул в сторону.

10) Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше.

Задание 5. Одной из распространенных ошибок, связанных с изучением темы, является неправильное употребление деепричастных оборотов в устной и письменной речи. После разъяснения, как следует строить предложения с причастным оборотом, предлагаю следующий тест.

Укажите номера предложений, где допущены ошибки.

1 команда А Спортсмен, выполняющий сложные фигуры

2 вратарь Б Звание, присуждаемое победителю в спортивных соревнованиях, играх на первенство, а также лицо, команда, удостоенная такого звания

3 спортсмен В Поезд или автобус, судно, идущее с высокой скоростью

4 фигурист Г Краткий устный приказ командира по установленной форме

5 чемпион Д Спортивная командная игра с мячом или с шайбой на льду или на траве

6 хоккей Е Тот, кто систематически или профессионально занимается спортом

7 экспресс Ё В некоторых спортивных играх игрок, защищающий ворота

8 репортаж Ж Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений

9 арена З Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению

10 сигнал К Большая круглая площадка посередине цирка, на которой даются представления

1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке, и старался заснуть.

2) Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой.

3) Включив радио, раздались звуки музыки.

4) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

5) Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», у нас возник вопрос, почему братья оказались в противоборствующих станах.

6) Темная летняя ночь, вздрагивая, потухла далеко впереди.

7) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

8) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

9) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

Причастие и деепричастие

1. Укажите неверное утверждение.

1) Причастие имеет вид, залог, переходность.

2) Деепричастие – неизменяемая особая форма глагола.

3) Времена причастия такие же, как времена глагола.

4) Причастия могут переходить в прилагательные, теряя при этом глагольные признаки.

5) Причастие в предложении может быть сказуемым.

2. Укажите последовательность, соответствующую пропущенным в словах буквам.



брезж_щий рассвет, муч_щий животных, пол_щий огород, мол_щий о помощи

1) а, а, я, я

2) у, а, ю, я

3) у, у, ю, ю

4) а, у, ю, я

5) у, а, я, ю

3. Укажите последовательность, соответствующую пропущенным в словах буквам.

кле_мый, прируча_мый, гоня_мый, ненавид_мый

1) и, е, е, и

2) е, и, и, е

3) и, и, е, и

4) е, е, и, е

5) и, и, е, и

4. Укажите причастия, в суффиксах которых нужно писать Е.

1) растер_нный вид

2) замеч_нная опечатка

3) раскле_нный объявления

4) разве_нные сомнения

5) высме_нный окружающими

6) застрел_нный на границе

5. Найдите предложения, где в выделенных словах нужно писать Н.

1) Броски баскетболистов были точны и увере_ы.

2) Сыновья были избалова_ы судьбой.

3) У затопле_ой печи расположилось всё семейство.

4) Жаре_ые грибы были вкусны.

5) Будучи ране_ым, командир ещё отдавал приказания.

6. Укажите предложения, в которых НЕ с причастиями нужно писать слитно.

1) Не_подготовленный ученик молча стоял у доски и смотрел в пол.

2) Количество не_успевающих по химии в классе было невелико.

3) Вдали видны горы, но не_обожжённые, а все заросшие лесом.

4) Только не_сжата полоска одна.

7. Найдите предложение, в котором находится причастие со следующими признаками: в полн. форме, прош. вр., им. п.

1) Смотри, как роща зеленеет.

2) Я встретил вас – и всё былое в отжившем сердце ожило.

3) Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой…

4) Море вешнее в заливе, светлея, не колыхнет день… (Ф. Тютчев).

8. Укажите предложения, в которых причастный оборот не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены).

1) Несколько успокоенный я отправился к себе на квартиру (А. Пушкин).

2) Занятый своим делом Алексей не замечал происходящего (Б. Лавренёв).

3) Окаймлённое кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро блестит (И. Никитин).

4) Чуть желтеющие от засухи июльские дни сливались в один протяжный успокоительный день (К. Паустовский).

9. Укажите, в каких предложениях надо обособлять деепричастный оборот.

1) Нельзя жить сложа руки.

2) Говоря это я принял воинственную позу.

3) Он ушёл несолоно хлебавши.

4) Он шёл бодро и не уступая дорогу встречным людям.

Согласны ли вы с утверждением:

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и прилагательного и показывает, каким образом, почему совершается действие.

2. Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов -а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши.

4. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными, действительными и страдательными.

5. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.

6. Деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого.

7. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я.

8. Деепричастие в предложении может быть обстоятельством и сказуемым.

9. Деепричастие может изменяться по лицам и числам.

10. От этих глаголов нельзя образовать деепричастия: жечь, куснуть, вязать.

 ‎

Ответы на контрольный тест по теме "Деепричастие"

III. ТЕСТЫ НА УЗНАВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ –

задание 1

Ответы: 1 – в, г; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – г.

задание 2 

Ответы: 1-й вариант – 2-е и 4-е предложения; 2-й вариант – 1-, 3-, 5-е предложения.

задание 4 

Ответ: 1-й вариант – 2, 4, 5, 8, 9; 

2-й вариант – 1, 3, 6, 7, 10.

задание 5 Ответы: 2, 3, 8.



Сргласны ли вы с утверждением: 
1-нет,
 2-да,
3 -нет, 
4-нет,
5-да, 
6-нет,
7-да, 
8=нет,
9=нет,
10 -да




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!