СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщения опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщения опыта работы»



Обобщение опыта работы воспитателя

Тема: «Формирование представлений о людях разных профессий у

детей дошкольного возраста».

Актуальность:

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как обязательное условие их всестороннего, полноценного развития. Необходимо детей познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем. Детский сад является первоначальным звеном в непрерывной системе образования. Ведь именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и выбором профессии.

Цель: Подобрать формы и методы работы, которые более эффективно повлияют на процесс формирования представлений у детей.

Задачи.

1. Заинтересовать и познакомить детей с различными современными профессиями.

2. Привить детям желание стать профессионалами в своем деле.

3. Воспитывать уважение к людям рабочих профессий.

Больше всего дети любят играть. Игра –ведущий вид деятельности ребенка. Дошкольники в играх воспроизводят все то, что они видят вокруг себя и в жизни деятельности взрослых.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Большое значение в формирование образа мира детей имеет игра. Первые основы профессиональной деятельности закладываются в игре, где дети принимают на себя разные профессиональные роли. Поэтому в группе согласно возрастным особенностям детей созданы различные уголки, где дети знакомятся с различными профессиями.

Уголок «Строители»- строительные конструкторы из различного материала, небольшие игрушки для обыгрывания, машины, которые помогают людям при строительстве.

Уголок «Веселый светофорик»- здесь площадка со знаками дорожного движения, разметкой дороги, жилой микрорайон.

Уголок «Спасательная служба»- оборудование, необходимая техника для тушения пожара.

Уголок «Теремок»-атрибуты для игр в театр, ширма, перчаточные, бумажные куклы.

Уголок «Магазин»-кассы, различные атрибуты для игры в магазин, деньги, корзины и т.д.

Для изучения уровня знаний о труде взрослых предложила каждому ребенку   ответить на следующие вопросы:

1. Для чего люди ходят на работу?

2. Что такое профессия?

3. Какие ты знаешь профессии?

4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?

5. Кем работают твои родители?

Оказалось, что дети вообще не знают, что такое профессия и где работают родители. Дети говорили: «На работе». Такой показатель подтолкнул меня на работу с включением разнообразных методов и средств формирования представлений о мире профессий у детей. Это беседа, непосредственно образовательная деятельность в игровой форме проведения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии (традиционные и виртуальные), этюды, сказки, динамические паузы, подвижные игры, пальчиковые гимнастики и другие.

Используя разнообразные методы, приемы и средства, обеспечивается развитие детского мышления, установление простейших связей и отношений, интерес к трудовой деятельности взрослых, преодоление в ребенке замкнутости, застенчивости и нерешительности. Для эффективной работы по формированию представлений о людях разных профессий важно сохранить стиль взаимоотношений детей взрослых, основанный на сотрудничестве, партнерской деятельности взрослого и ребенка.

В результате данного опыта видны положительные изменения: дети знают, что такое профессия, называют конкретные трудовые процессы, связанные с ней, понимают ценность труда людей, переносят знания на собственную трудовую деятельность, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх.

Практическая значимость.

В своей работе учитывала последовательность и постепенность:

1. Для начала познакомила с термином. Профессиядело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей, что нужно специально обучаться и у каждой профессии есть свои инструменты. Использовала наглядные образа, конкретные ситуации, наблюдения.

2. НОД с обязательным включением беседы или рассказа по данной профессии.

3. Совместно-самостоятельная деятельность (дидактические игры, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, этюды, сказки).

Опыт работы содержит подобранные целевые экскурсии, беседы, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки, поговорки, пословицы, игры, динамические паузы, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, песенки, считалочки, игры-драматизации, театрализованные игры, праздники, которые способствуют расширению представлений о труде людей разных профессий, обобщению знаний о труде ,формированию умения строить новые сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками, воспитанию уважения к людям труда, желание трудиться.

Одним из перспективных методов ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является метод проекта, так как основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, делая познавательный процесс интересным. Начиная со средней группы, я вела проекты по профориентации «Все работы хороши», «В мире профессий». Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни детей.

Технологическая часть опыта: 

 Работу строила на основе программы «От рождения до школы» По образовательному разделу «Социально-коммуникативное развитие» (знакомство с трудом взрослых).

В старшем дошкольном возрасте формируются представления о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного (шитье одежды, производство продуктов питания, строительство, сельское хозяйство) и обслуживающего (медицина, торговля.) труда, характерными для данной местности.

Представление о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, фермер, менеджер, рекламный агент) на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда, представление о структуре конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат).

Отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности (подъемный кран, электронные весы, компьютер и пр., о роли машин и механизмов в труде человека (ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда).

В старшем возрасте поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника) совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, полицейского, шофера).

Так же дети продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу своих родителей, быт, труд людей. Развивается способность самим намечать тему игры, распределять роли, выбирать атрибуты, развивать сюжет, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры. Форма их организации разнообразная: индивидуальная, групповая, подгрупповая. В самостоятельной деятельности можно использовать дидактические игры по формированию первичных представлений о труде взрослых. Например, такие дидактические игры, как «Кто, что делает?», «Профессии»«Угадай профессию»«Кому это надо, учат детей классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности. Грамотное планирование проведения дидактических игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о расширении представлений о людях разных профессий.

В детской художественной литературе много произведений, прославляющих труд. С помощью данных произведений можно дать новую информацию о профессиях, закрепить ранее полученные знания. Научить детей гордиться успехами людей, открыть для ребёнка значимость его трудовой деятельности, воспитывать бережное отношение к труду взрослого можно благодаря художественной литературе по теме «Профессии»:

Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглёр. Котельная. Песня моряков. Штукатуры.

Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».

Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.

Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофёр. Сапожник. Портниха. Строители.

Ладонщиков Г. Звездочка.

Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.

Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?

Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стёпа-милиционер. Жонглр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас?

Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.

Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Рубанок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофром. Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?

Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.

Родари Дж. Пожарный. Человек на подъёмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремёсла? Какого цвета ремёсла?

Собакин Т. Будущая профессия.

Усачёв А. Поливальная машина.

Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лётчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник

Чуковский К. Айболит.

Картины по теме: «Труд человека»

Алексеев А. Смоление сетей, Амангельдыев А. Ковровщицы

Базылев Н. Экскурсия на завод, Бальзамов С. Передовая работница

Белых А. Мостостроители, Дега Э. Танцовщицы на репетиции

Дельфтский Я. Кружевница. Жанков Г. Следователь

Жемерикин В. Дорожники, Журавлев В. Сад

Зайцев А. Ловцы креветок,Зайцев А. Подпаски

Заринь И. Какая высота, Звиедрис А. К. Величие труда

Знак А. Инспектор ГАИ. Кузнецов Н. На винограднике

Маковский В. Дети в мастерской художника . Мальцев М. На вахте

Милле Жан Франсуа. Сборщицы колосьев. Мясоедов Г. Страдная пора (Косцы)

Пластов А. Ужин трактористов, Попова З. Хороший улов

Проказов Б. Первый утренник, Проказов Б. Сенокос

Репин И. Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне, Рыбин П. На молочной ферме

Семячков П. Рыбаки, Середин И. Пограничник

Харитоненко Е. Электросварщица, Цветков В. Птицеферма, Яблонский Т. Хлеб.

Заключение:

Работу считаю продуктивной и перспективной. Думаю, что в детском саду необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий, так как детские впечатления самые глубокие.

Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом различные предметы, необходимые человеку для жизни.

Срез знаний подтверждает актуальность проделанной работы. Эти результаты стимулируют меня на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации.

Результативность деятельности.

Высокий уровень –73%

Средний уровень –20%

Низкий уровень –7%




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!