СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщенный опыт работы по теме «Использование ручного труда для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы рекомендуется использовать для старших дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Обобщенный опыт работы по теме «Использование ручного труда для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»»

Обобщенный опыт работы.

Тема «Использование ручного труда для развития творческих способностей детей дошкольного возра

Воспитатель: Хованских Татьяна Николаевна

г.Кувандык 2024 год


Идея: Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий, при котором дети становятся субъектами творческого процесса через освоение технологических приемов ручного труда.  Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду, развивает самостоятельность.

Работа с детьми:

-занятия

-кружковая работа

-совместная продуктивная деятельность детей

-самостоятельная продуктивная деятельность детей

Работа с родителями:

-консультации для родителей по данной теме

-мастер-классы

-выставки поделок «Поделки своими руками дома»

2.Условия становления опыта. Обучающий вебинар «Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», знакомство с книгой Л. Васильевой-Гагнус «Уроки занимательного труда», Куцаковой Л.В. «Творим и мастерим». Знакомство с опытом работы педагога Ларисы Стрельцовой; Мастер-класс для воспитателей «Техника «Пейп-арт» как способ развития творческих способностей у дошкольников».

3.Теоретическая база опыта в разработках Куцаковой Л.В., Лыковой И.А. Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Р.С. Буре указывает, что любой из видов ручного труда содержит в себе возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, прилежания, стремления к качественному выполнению задуманного. Возможность изготовить предмет, имеющий практическое значение, своими руками, конечно, привлекает детей. Эта особенность ручного труда, как отмечает Р.С. Буре, становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, к настойчивости в процессе деятельности. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дошкольники получают быстро готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат и оценить поделку.

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» - по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Используемая литература:

  1. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия/авт. – сост. О.В.Павлова.- Волгоград: Учитель, 2013.

  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, - 344с.

  3. Куцакова Л. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.

  4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

  5. И. Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г.

  6. М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007.

  7. Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г.

  8. Интернет-источник https://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/perspektivnyj-plan raboty-kruzhka-ruchnogo-truda-och-umelye-ruchki.html

4.Актуальность и перспектива опыта.

Ознакомившись с методической литературой, изучив передовой опыт педагогов (интернет-ресурсы), меня заинтересовала тема – развития творческих способностей посредством ручного труда. Необходимость в данной работе очевидна, так как, ручной труд формирует у детей не только творческие способности, фантазию, но и развивает мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, что необходимо дошкольнику на пороге школьного обучения.

Целью моей работы стало: создать условия для развития творческих способностей, формирования навыков, необходимых для изготовления поделок и способов работы с различными материалами, способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Задачи:

- создать условия для детского творчества;

- обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, картоном, шерстью, природным, бросовым материалом, и т.д.;

- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.

На мой взгляд изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах.

5.Новизна опыта

Новизна опыта состоит в том, чтобы через использование нетрадиционных материалов в аппликации и ручном труде сформировать творческую личность, помочь ребенку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире.

6.Технология опыта.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема развития детского творчества, как важнейшего условия формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе с помощью подручных материалов, создавая образы предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию.

Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

«Бросовый» материал доступный и привлекательный для ребенка вид деятельности таит в себе далеко не востребованный полностью педагогический потенциал для реализации цели воспитания творческого и нравственного человека с развитыми потребностями к содержательному досугу и способному к разумному потреблению материальных ресурсов. Следует заметить, что на рубеже XX—XXI веков проблемы загрязнения окружающей среды, разумного потребления и использования материальных ресурсов, утилизации отходов становятся все более актуальными для современной цивилизации. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование «бытового мусора» приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Формирование творческого способностей строится на основе трех взаимосвязанных составляющих: развитие самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; развитие образного мышления и воображения; формирование обобщенных способов деятельности.

В процессе творческого ручного труда из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичных тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве. Ручной труд формирует универсальную способность к творчеству, построению новых целостностей различного типа (конструкций, поделок), что особенно важно, так как сущностной характеристикой детского досуга является именно творческое поведение детей в свободной для выбора занятий и степени активности пространственно-временной среде.


Работу по данной теме начала осуществлять с детьми старшей группы. Я разработала перспективный план работы по ручному труду в соответствии с возрастом детей. Основная задача – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

В содержание занятий ручным трудом дошкольников вошли:

-работа с тканью, нитками: декоративная аппликация, коллажи из ткани, бисера, бус, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;

-работа с природным материалом: изготовление мелких и крупных скульптур —анималистика, изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки, плетение из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов, оформление живого уголка;

-работа с бумагой, картоном: аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, открыток; изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров;

-работа с глиной, тестом, гипсом: создание декоративных украшений, создание панно для оформления интерьера, изготовление мелких скульптур, игрушек, сувениров, кукольной посуды;

-работа с бросовым и искусственным материалом: вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.

Художественный ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Начав работу, по формированию творческих способностей детей в процессе ручного труда, созданию поделок из различного «бросового» материала, мы учитывали основные принципы работы с детьми:

-От простого к сложному.

-Принцип систематичности.

-Принцип тематических циклов.

-Индивидуального подхода.

-Принцип последовательности.

При проведении занятий учитывала специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

-объяснительно – иллюстративный,

-репродуктивный,

-проблемного изложения,

-частично поисковый,

-рефлексивные приёмы и методы,

--игровой.

Использовали методы:

-Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

-Большое место отводится  наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация, поделка и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

-Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

- Игровые приемы использовались в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Эффективность развития творческих способностей дошкольника во многом зависит от методов и приемов, которые педагог использует при работе с детьми.

Методические приемы, применяемые на занятиях ручным трудом:

-обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);

-анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);

-анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);

-анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

-анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

Кроме того, я использую следующие методы и приемы: пробуждение интереса, игровые ситуации, игры и упражнения, использование художественных слов и музыкального сопровождения, применение игровых приемов, запоминание правил безопасности, анализ образца, выполненного педагогом (поиск способа последовательности работы, уточняющие вопросы, самостоятельное и совместное выполнение поделки, анализ и самооценка деятельности детей.

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Условия эффективности занятий:

-Добровольное участие ребёнка.

-Комфортный для ребенка темп выполнения работы.

-Участие и ободряющее поведение взрослого.

-Четкость, краткость и простота инструкций, проговаривание действий в

процессе выполнения работ.

-Хорошо освещенное, проветриваемое помещение.

-Обеспеченность достаточным количеством

-Взаимодействие с родителями.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание я обращаю на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Формировать творчество дошкольника необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию воображения. Для стимулирования творческой инициативы я применяю следующие приемы и методы:

-индивидуальное размещение детей для выполнения задания;

- исключение возможности стандартного изображения;

-обучение приемам создания новых образов на основе известных способов действий.

Для развития и стимулирования творческих способностей я использовала разнообразные игры и игровые упражнения.

Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

Детям предлагается рассмотреть картинку, на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т.д.).

Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос:

Из чего может быть сделан шкаф?

Может у шкафа меняться настроение?

Может шкаф болеть?

Можно ли взять в друзья шкафы?

Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют?

Кого из членов семьи шкаф любит больше всего?

Помнит шкаф мастера, который его сделал?

Подобные вопросы можно задавать о любых вещах.

Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т.д.).

«Обведи свою ладонь и оживи»

Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно

«Фантазёры»

Цель: развитие воображения, образного мышления.

Оборудование: пластилин, зубочистки, вата, цв. бумага т.д. .

Ход игры: взрослый предлагает первому игроку задумать какой-нибудь предмет и сделать только один элемент из предложенных материалов. Второй игрок говорит, что это может быть, и добавляет свой элемент. Следующий должен придумать что-то другое и добавить элемент в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить поделку по-своему. Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение. 

«Волшебники»

Цель: учить создавать эмоционально окрашенные образы на основе общей схемы.

Педагог дает детям две одинаковые фигурки «волшебников» и предлагает дорисовать их, превратив одного в доброго, а другого в злого.

«Портрет из пуговиц»

Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.

Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

«Чем может быть»

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.

«Волшебный круг»

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог дает детям круг, разрезанный на семь частей. Из них равны между собой две, похожие на овал, и две, имеющие сходство с треугольником, остальные три — разные по форме и размеру. Из этих частей дети составляют различные изображения.

Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в своей работе особое внимание уделила художественному труду.

В группе оборудована творческая мастерская, где расположены разнообразный материал для творчества. Бросовый материал - пробки, пенопласт, проволока, крышка, киндер сюрпризы, фломастеры, мишура, пластмассовые бутылки, ткань, бумага разного качества.

Собран природный материал - веточки, листья, шишки, орехи, скорлупа, перья, вата, засушенные цвет. Помимо этого для мотивации детей к проявлению творчества, фантазии, воображения ребятам были предложены альбомы с образцами игрушек и поделок. Весь материал и инструменты расположены в доступном для детей месте.

Созданная в группе среда для художественного творчества формирует у наших воспитанников творческие способности и вызывает положительные эмоции.

Мои игровые занятия в мастерской «Умелые ручки» строятся в форме волшебных сказочных уроков: «Как крошка Осминожка строил дом», «Веселый Снеговичок», «Удивительные фунтики», «Бумажные чудеса» и т. д. Сказочный игровой персонаж – Тетушка Сова предлагает детям изготовить поделки на основе коротких сказочных историй. Все игровые занятия я начинаю с пальчиковых игр: «Ежик», «Обезьянки», «До-ре-ми…», «Теремок» и другие. А также использую игры для межполушарного развития «Повтори», тренажер «Кулак, ребро, ладонь». Форму организации детей приближаю к свободной. Предлагаю ребятам работать сидя и стоя, как им удобно. Дети отходят от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою либо найти для себя другое занятие. Закончив то или иное задание, никто никого не ждет, наводит порядок и занимается своим делом, не привлекая внимания. Занятия провожу подгрупповые, так и индивидуальные. Путь индивидуального общения я считаю самым необходимым и поэтому иду по нему каждый день.  Включаюсь в детскую деятельность, не подавляя при этом инициативы и творчества детей.

На первых занятиях шел полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу.

Существует огромное количество техник рукоделия с использованием бумаги, одной из которых и является пейп-арт. В своей работе использую различные техники работы с бумагой: оригами, поделки из цилиндров и конусов. Для развития творческих способностей детей я начала использовать новую технологию «Пейт-арт» в своей работе. Были созданы с воспитанниками поделки как индивидуальные, так и коллективные – «Под грибком», «Друзья снеговички», «Елочки красавицы», «Забавные зверюшки».

Бумагокручение – оно основано на умении скручивать полоски салфетки разной длины и ширины в жгутики, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

«Пейп – арт» можно успешно использовать в работе с детьми, начиная со старшего возраста, развивая их и вовлекая в мир бумаги. Начинали с детьми с простых работ - солнышко, домик, цветок, мы постепенно можем получить от детей шедевры «Снегири на ветках», «Зимняя сказка», достойные восхищения. В процессе занятий техникой «Пейп – арт» рука ребенка превращается в умелую руку мастера, умеющего не только творить чудеса из бумаги, но и готового к обучению в школе.

Работа с обычными столовыми салфетками просто завораживает детей. Это очень доступный материал, лёгкий в работе. Это занятие развивает координацию движений пальцев, формирует терпение и усидчивость, учит ориентироваться на плоскости.

Создание работ в технике «пейп-арт» позволяет: мне

-Развивать творческую активность;

-Развивать мелкую моторику;

-Преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом;

-Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда: своего и взрослых.



Активными участниками педагогического процесса в группе являются родители. На информационном стенде для родителей была выставлена консультация: «Бумага + творчество = оригами»; «Что необходимо для изготовления поделок?». Для родителей разработала мастер-классы: «Театр игрушек за пять минут», «Игрушки из пластиковых бутылок».

Работы своих детей родители могли видеть на выставках «Чудо – пальчики», «Парад снеговиков». Дети и взрослые видели плоды своей деятельности, что давало им толчок к новым поискам, открывало простор для творческой деятельности. Для повышения у детей интереса к творческой продуктивной деятельности вовлечены и родители. Это организация обще садовских совместных творческих выставок детей и родителей «Что нам осень принесла», «Мастерская Деда Мороза», «Парад Снеговиков».

Родителям моих воспитанников рекомендую приучать ребенка к самостоятельности по алгоритму: - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

 Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.


7. Результативность опыта

У детей старшей группы значительно повысился интерес к творческой продуктивной деятельности. В процессе ООД дети научились создавать творческие работы в различных техниках, узнали много нового о различных материалах для ручного труда. Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются своим успехам, но и учатся оценивать выполненные работы. У воспитанников улучшилась мелкая моторика, чувство композиции, возрос познавательный интерес. Робкие дети стали более уверенными в себе.

При анализе работы, как в старшем, так и в младшем возрасте необходимо обращать внимание на оригинальность замысла, своеобразие манеры исполнения, непохожесть рисунка на другие творческие работы.

Диагностика уровня развития творческих способностей позволила мне сделать вывод, что стало выше не только качество знаний и умений детей, но и повысился уровень развития творческих способностей. Проанализировав результаты диагностики виден рост развития творческих способностей на 40% (оформление круга в образ, дополнение его деталями, увеличением количества индивидуальных изображений, повышением количества оригинальных изображений, образы стали разработанными, содержащими в себе много деталей, включенные в сюжет). Развитие творческих способностей детей  на конец учебного года: уровень высокого развития детей составил 89 % (сред. 11%), на начало года детей с высоким уровнем было - 55 %. (сред. – 40%; низ. – 5%).

Таким образом, считаю, что знакомя детей с разными видами материалов для ручного труда и создания самостоятельно поделок, произошел скачок в развитии творческих способностей детей, повысился интерес к деятельности, сформировались учебные навыки, самостоятельность к познанию нового. А это значит, что из наших воспитанников вырастет  творческая личностьспособная:  создавать оригинальные продукты труда, принимать и решать нестандартные задания в школе.








































15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!