Данная разработка поможет учителю при проведении обощающего урока по теме "наречие"
Просмотр содержимого документа
«"Обобщение и систематизация знаний по теме "Наречие"»
Урок русского языка в 7 классе: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие»
Подготовила учитель русского языка и литературы
МОУ Глебовской ОШ ЯМР, Соколова Е.А.
Эпиграф к уроку:
« Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.»
М.Горький.
Проверка домашнего задания
- Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре.
- Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился немного впереди . Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро , что воздух свистал вокруг . Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре.
- 14 наречий
- 13 из них зависят от глагола, 1 зависит от прилагательного
Повторение:
- Что такое наречие?
- На какие вопросы отвечает наречие?
- Какую синтаксическую функцию выполняет в предложении?
- Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени?
- В каких случаях пишется Н , а когда НН ?
- В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс а , а в каких – о ?
- Как пишется не с наречиями на – о и – е ?
- Какие наречия пишутся через дефис?
- Назовите 3 наречия-исключения, в которых после шипящих на конце слова Ь не пишется?
- От чего зависит выбор приставок не или ни у наречий?
- Как отличить местоименное наречие от местоимения с предлогом?
" Четвёртый лишний" .
- 1. Свеж..., ещ..., хорош..., горяч...
- 2. Сплош..., настеж..., невтерпёж..., невмоч...
- 3. Одет (по) летнему, вышло (по) моему, (по) военному делу, точь (в) точь
- 4. (Не) громко, (не) принуждённо, вовсе (не) интересно, (не) искренне.
Проверка «Четвёртый лишний»
- 1. ещё
- 2.невтерпёж
- 3. по военному делу
- 4. вовсе не интересно
Группа №1(Лиза, Артем, Саша)
- Сделать искусно, читать интересно, название продумано.
- Пошли организованно, говорил взволнованно, дитя испуганно, беседовать оживлённо, поступил обдуманно,
Задание №2 (Группа Лизы, Артёма и Саши). Выбери слитное / раздельное написание наречий.
- (От)того здания недалеко находится школа.
- Что-то случилось, (от)того он загрустил.
- (За)тем домом во дворе растет старая береза.
- Я прочитаю эту книгу, (за)тем пойду в спортзал.
- (За)чем ты пошел в кладовую?
- Мы удивлялись, (за)чем потратили столько времени на пустяки.
- (По)чему можно перейти через канавку?
- Он так и не сказал, (по)чему опоздал на занятие.
Проверка задания №2 (Лиза, Артём, Саша)
Смысловые группы наречий
Место
Время
Причина
Мера и степень
Образа действия
Цель
Быстро, далеко, весело, намеренно, по-новому, ошеломляюще, сначала, частенько, по-дружески, поблизости, , слегка, немного, уже, дотемна
вдвое, весьма, сгоряча, сослепу, поневоле, нарочно, намеренно
Проверь себя
Место
Время
Далеко, поблизости,
Сначала, уже, дотемна,
Причина
Мера и степень
Сгоряча, сослепу,
поневоле
Слегка, немного, вдвое, весьма
Образа действия
Цель
Быстро, весело, по-новому, ошеломляюще, частенько, по-дружески
Намеренно, нарочно
Рефлексия
- - Что повторили на уроке ?
- - Что обозначает наречие ?
- - Чем отличается от других самостоятельных частей речи ?
- - Над какими видами орфограмм работали на уроке ?
Домашнее задание:
1 . На оценку "3" :"собрать" орфограммы на тему "Наречие" с примерами.
Например, - НЕ с наречиями на О(Е) : нелепо, вовсе не интересно...
2. На оценку "4" : найти в текстах художественной литературы примеры предложений с наречиями.
3. На оценку "5" : составить орфографический диктант по теме «Наречие» 20-25 слов .