Управление образования
ГО «Александровск-Сахалинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
Районные педагогические чтения
Тема выступления:
«Использование краеведческого материала для расширения возможностей участия обучающихся в научно-практической и проектной деятельности»
Максютова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №1
Изменения в практике отечественного образования, происходящие в последнее время, не оставили без изменения ни один вид деятельности в школе. Для реализации личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода к обучению потребовались новые методы, которые должны, в первую очередь, развивать познавательный интерес учащихся, реализовывать принцип связи обучения с жизнью. Наиболее результативным, на мой взгляд, является метод проектов. В основе метода лежит идея направленности деятельности учащихся на результат, который получается при решении практических или теоретических задач. Я провела опрос среди учащихся и выяснилось, что большой интерес у учащихся вызывают проекты, связанные с изучением родного края (хочешь ли ты узнать что-либо новое о родном крае)
Мною собран, обработан и апробирован краеведческий материала о нашем родном крае, который мы использовали при написании научно-исследовательских и проектных работ.
Цель работы: показать методы и приемы использования краеведческого материала для выявления одаренных детей и их привлечения к проектной и научно– исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Выявить продуктивные методы и приемы использования краеведческого материала для участия одаренных детей в проектной и научно-исследовательской деятельности.
2. Разработать задания и темы проектов краеведческого характера, позволяющих активизировать проектную и научно– исследовательскую деятельность школьников во внеурочное время.
3.Апробировать выполненные проекты и представить проведенные исследования на ежегодной чеховской региональной научно-практической конференции в музее книги А.П.Чехова «Остров Сахалин», а также в различных проектах и конкурсах о родном крае.
Новизна исследования заключается в выявлении практической значимости представленного подхода, который оказывает позитивное влияние на формирование проектно-исследовательского поведения школьников, а также открывает возможность тиражирования опыта в рамках внедрения ФГОС
Динамика работы над проблемой
Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности. Предлагаю разграничить два понятия- исследование и проект.
Исследовательская деятельность – деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследование – это творчество, процесс выработки новых знаний.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение результата. Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Какими проектами заинтересовались обучающиеся? Предпочтение отдается творческим, исследовательским типам проектов. При подготовке проектов обучающиеся собирают информацию не только из литературных источников, Интернет – ресурсов, но и из краеведческих материалов музея.
Метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования. Так рождаются темы для исследовательских работ по краеведению: «Сахалинская каторга, её историческое прошлое», «Из истории строительства тоннеля в городе Александровске-Сахалинском» (по книге А.П.Чехова «Остров Сахалин» и архивным данным), «Из жизни А.П.Чехова в Александровске-Сахалинском», «Обряды нивхов на Сахалине», «Образ родного города в лирике александровских авторов».
Динамика и механизм работы.
1 этап-подготовительный. Вместе с обучающимся мы определяем тему, которая ему кажется наиболее интересной и актуальной. Затем приступаем к сбору материала. Обязательно посещаем наши музеи- это музей А.П.Чехова и историко-краеведческий, выходили на морское побережье к нашему тоннелю. Изучив необходимую литературу, приступаем к написанию работы.
2 этап-написание работ. Здесь учитель помогает ученику композиционно стройно построить работу.
3 этап –итоговый. Обучающийся защищает свою работу или принимает участие в заочном туре конкурса проектных или научно-исследовательских работ.
Результаты работы.
В региональной юношеской чеховской конференции мы принимаем участие с 2012 года. Сначала это было заочное выступление(отсылали ролики, доклады). А в 2015 году жюри пригласило нашу школу приехать и выступить перед участниками конференции. Было представлено 2 работы, обе работы получили специальный приз от жюри. В 2016 году тоже было 2 участника, получили Благодарственные письма.
Большой интерес вызвал проектный конкурс «Этника Сахалина». В первый раз он проходил в 2015 году, ученица 7-А класса Гырыч Даша заняла 3 место в нескольких номинациях, получила общую премию 9 тысяч рублей. Писали ещё творческие проекты в этом же конкурсе 2 ученицы, в номинации «Фанфик», им присудили 2 и 3 место, тоже получили денежные призы. Это Колодкина Валя и Гырыч Даша. В этом году в этом же конкурсе «Этника Сахалина» 2 ученицы представляли 3 работы. Табунидзе Эльза заняла 1 и 3 место, получила премию в 10 тысяч рублей, а Гырыч Даша заняла 2 место, премия в 4 тысячи рублей. Сейчас мы принимаем участие в национальном проекте «Моя Россия».
Я думаю, что краеведческая работа с моими учениками не пройдет для ребят даром, что они не вырастут Иванами Непомнящими, а станут людьми, любящими родной край и Родину.