СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме "Подготовка к сочинению - рассуждению (часть С) по исходному тексту"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит пошаговый анализ плана сочинения - рассуждения по исходному тесту, который должны написать обучающиеся 11 классов во время сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме "Подготовка к сочинению - рассуждению (часть С) по исходному тексту"»

Обобщение опыта по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению по исходному тексту в 11 классе»


Элективный курс по русскому языку посвящен подготовке к сочинению-рассуждению как жанру и виду задания повышенной сложности. (Слайд №1)

Цели и задачи элективного курса:

---гуманитарное развитие обучающихся

---развитие творческих способностей личности

---овладение обучающимися свободной письменной речью

---подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку(Слайд №2)

Основная цель - научить выпускников писать сочинение – рассуждение, которая является одной из актуальных проблем современной школы. Умение грамотно, последовательно, логически излагать свою мысль – навык, необходимый каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Сочинение – рассуждение строится по определенному плану: (Слайд№3)

1.Вступительная часть.

2.Проблема текста

3.Комментарий к проблеме.

4.Позиция автора.

5.Моя позиция.

6.Аргументация 1.

7.Аргументация 2.

8.Заключение.

Пункт 1.Вступительная часть должна быть яркой.

Можно выделить 4 основных возможных начала. Это

--Назывное предложение

--Риторический вопрос

--Яркая цитата из текста

--Сведения об авторе.


Пункт 2.Второй шаг - ребята должны сформулировать проблему текста.

Что такое проблема? Это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор, задача, требующая разрешения.

В тексте проблем может быть несколько, но выпускники должны выделить основную проблему.

Проблему можно процитировать, если она выражается открыто в поступках героев в одном предложении или в фрагменте текста. Можно сформулировать самому. Ее (проблему) можно выявить путем анализа описаний поступка героев, их речи, мысли, поведения.

Пункт 3.Следующий шаг - комментарий проблемы. В комментарии проблемы обучающемуся необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом аспектов, намеченных самим автором, так как комментарий должен объяснять авторский взгляд на поставленный вопрос. Таким образом, комментарий к проблеме - это пояснение, толкование, рассуждение, интерпретация.

Виды комментария: текстуальный и концептуальный. Текстуальный – «от текста к действительности», концептуальный – «от действительности к тексту».


Пункт 4. Позиция автора – итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Задача автора сочинения – понять:

1.С какой целью создавался этот текст?

2.Как относится автор к поднятой проблеме?

3.Какие он видит варианты решения?

Позиция автора иногда прямо заявлена в тексте (обучающийся находит предложение в тексте). Или позиция автора определяется по косвенным признакам ( языковым средствам выразительности, и даже по знакам препинания, например, многоточие).

Пункт 5. Следующий пункт – своя позиция – это собственное мнение к позиции автора текста. Недостаточно лишь формально заявить о своем мнении, должно быть сказано самое главное: почему согласен или не согласен с автором. Позиция обучающегося должна быть сформулирована в отдельном предложении с использованием оценочных слов, помогающих передать впечатления от прочитанного (возмущает, радует, нельзя оставаться равнодушным ит.д.).

Пункт 6,7. Аргументация – это доказательство, доводы, выдвинутые за и против, примеры подтверждения.

В качестве аргументов могут быть использованы:

--произведения художественной литературы (обязательный аргумент)

--публицистика

--пословицы

--афоризмы

--статические данные

--законы природы

--официальные документы

--цитаты из авторитетных источников

--реальные научные факты

---имена исторических деятелей

Пункт 7. В заключительной части подводим итог всех рассуждений, делаем вывод.


Практическая часть.

В обоих выпускных классах по исходному тексту Владимира Германовича Лидина написали сочинение- рассуждение.

Как показала проверка работ, ребята выбрали разные виды вступления. Например,

----Бессмертна ли книга? (Сочинение начато с риторического вопроса)

--- Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно

несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

                                                                                        Фрэнсис Бэкон (английский философ)

Бессмертие книги – в ее читателях.

                                        Л.Краткий


Книга – коллективная память человечества.

                                                            Г.Смит

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

                                                                        Д.Дидро

Дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем.

                                                                                                          Н.С.Лесков

Книги – это память, а без памяти прожить нельзя.

                                                                 В.Я.Брюсов

Все обучающиеся правильно определили и сформулировали главную проблему текста В.Г.Лидина - проблему бессмертия книги. Удачно прокомментировали проблему, опираясь на исходный текст. Автор рассказывает про случай, когда две женщины, рискуя жизнью, спасают книги районной библиотики.

Нас обрадовало то, что все ребята нашли предложение, где выражена авторская позиция: «В Умани я убедился в бессмертии книг».

Многие обучающиеся смогли сформулировать свою позицию в отдельном предложении, используя оценочные слова.


В качестве аргумента в основном использовали роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», утопический роман Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту», произведения относящиеся к возвращенной литературе: А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», А.П..Платонов «Котлован», Варлам Шаламов «Колымские рассказы» и другие, пословицы, цитаты.

Весомой аргументацией к проблеме текста в своем сочинении некоторые выпускники считают, что не случайно 2015 год объявлен Годом литературы.

Отрадно, что обучающиеся смогли найти заключение - призыв, обратившись к словам К.Паустовского: «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги». Были и заключения - выводы: «Книги бессмертны, потому что хранятся в сердцах читателей и являются главным духовным богатством нашего народа». «Книга – школа жизни, которая будет существовать всегда!» Или: «Пока жив человек, умеющий и любящий читать, пока он готов жертвовать собой во имя спасения книги, книга бессмертна!»

Сочинение обучающейся 11 а класса Муллаяровой Регины. "Книги – это память, а без памяти прожить нельзя," - сказал когда-то В.Я.Брюсов и был неоспоримо прав. Но, к сожалению, истории известны случаи сожжения крупных библиотек и тонн рукописей, что впоследствии отразилось на будущем человечества. Стало быть, книга является нечто большим, чем просто сшитые листки бумаги. Так в чем же заключается ценность книг? Этот вопрос возник после прочтения истории В.Г.Лидина о двух мужественных женщинах, которые кропотливым трудом спасли целую библиотеку от уничтожения, рискуя своими жизнями. Важность книг для женщин автор подчеркнул словами "разбирались в своих богатствах". Однако сейчас, когда любая книга вседоступна, мы забываем о ее необходимости.

Позиция В.Г.Лидина выражена в заключительных словах "я убедился в бессмертии книги". Я согласна с его мнением, так как считаю книгу одной из духовных ценностей.

Думаю, что с этой позицией согласны и сами творцы, то есть писатели и поэты, которые выражают волнующие их мысли и проблемы в своих произведениях. Мастер, герой романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", выразил мнение, шедшее вразрез с мнением власти. Испугавшись, он сжег свой роман. Но вскоре его детище отстояло право на существование, потому что являлось источником необходимой информации для общества того времени. А слова Воланда "рукописи не горят" остались в памяти каждого читателя и всецело отразили могущество литературы.

Еще год назад в нашей стране мало кто задумывался об этом могуществе, особенно молодежь. Однако 2015 год, именуемый "Годом русской литературы", медленно, но верно направляет нас в благое русло. На себе я тоже ощутила пропаганду чтения: появился больший интерес к художественной литературе, я узнала много новых для меня имен писателей, поэтов, прозаиков. Литература из школьного курса уже не кажется скучной и непонятной, напротив, она предстала нравоучительной и интересной! И я очень рада, что мои глаза открылись именно сейчас, когда каждый мой шаг нужно обдумывать очень тщательно, а книга - очень хороший советчик.

Недаром говорят: "Лучший подарок - книга". Поскольку она - кладезь нравственных учений, источник вдохновения и лучший способ передачи информации от предков потомкам.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!