СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта "Подготовка к Всероссийским проверочным работам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме "Подготовка к Всероссийским проверочным работам"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Подготовка к Всероссийским проверочным работам"»

Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года вошла в 4-х классах в штатный режим.

Что дают ВПР

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:

  • Психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ.

  • Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.

  • Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.

  • Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.

  • Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.

  • Даст возможность улучшить общую систему обучения.

Итоги ВПР не будут влиять на годовые оценки.

Если говорить о подготовке к ВПР в 2017 году, можно выделить три составляющие готовности к ним:

  • Информационная готовность (сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения и т.д.);

  • Предметная готовность (готовность по определённым предметам, умение выполнять задания);

  • Психологическая готовность (эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия).

Подготовка к ВПР в нашей школе в моей параллели началась ещё в 3 классе. После написания пробной работы РПР учащимися четвёртых классов 2015-2016 учебного года, на заседании методического объединения были рассмотрены тексты работ по предметам, критерии оценивания, сделан анализ и разработаны рекомендации для подготовки к ВПР. Для всех учителей было рекомендовано вводить в план урока задания, подобные которым могут встретиться в ВПР.

План рекомендаций по подготовке к ВПР

1. Составьте план подготовки по предмету.

Были составлены планы по подготовке к ВПР. Рассмотрены на м/о и утверждены директором.

2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо.

3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводите короткие демонстрационные работы вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ней внимание.

4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.

Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интел­лект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие зада­чи. Использование различных методов позволяет усваивать матери­ал ученикам с различными особенностями восприятия информации.

5. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, уча­щимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

6. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации обра­зовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

8. Хвалите своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похва­ла должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных.

9. Общайтесь с коллегами!

Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

10. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!

Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Конечно, дома надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты, контролировать выполнение домашнего задания. Родители детей начальной школы ещё могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя.

Родители могут также научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.

В сентябре 2016-2017 учебного года администрацией школы учителям 4-х классов были выделены 3 часа за счёт ГПД для подготовки к ВПР. В 4 «Б» и 4 «В» классе подготовкой занимались сами классные руководители, в 4 «А» подготовкой занимался другой учитель Занина Инга Юрьевна. Но занятия проводились в тесном контакте с классным руководителем. В своей работе учителя использовали различные учебные пособия.

Использовались учителями и демоверсии работ, которые можно найти на просторах Интернета.

В октябре 2017 года мы написали РПР по математике, русскому и окружающему миру. После работы учителями был проведён подробный анализ работ, определён круг пробелов в знаниях учащихся. С учащимися провели работы над ошибками.

Опираясь на свой опыт хочу отметить важность выработки у учащихся умения внимательно читать предложенное задание. Очень часто ребята не прочитав задание, пытаются догадаться, что нужно сделать и упускают детали, которые при проверке влияют на оценку работы. Учителю необходимо самому вначеле ознакомиться с критериями оценивания заданий и обращать внимание на детей на выполнение задания в полном объёме. Например, простое задание по математике 35 – 56 : 4 + 17. Ребёнок устно считает и записывает правильный ответ. Проверяющий проверяет согласно критериям, а в них: «Записано верно решение и ответ – 2 балла. Записано верно решение, но ответ отсутствует ИЛИ решение отсутствует, а ответ записан верно – 1 балл». И ребёнок, который владеет хорошими вычислительными навыками, теряет балл. При решении задач на покупки, часто дети не указывают ход решения или записывают неполный ход решения, пропуская, как им кажется, «простые» действия. А в критериях «60 рублей (представлено числовое решение). Верно определён ход решения задачи, выполнены вычисления и получен верный ответ – 2 балла». Что- упущено – минус один балл. Забывают записывать ответ в графу «Ответ». Почему-то при решении задач не пишут пояснения к промежуточным действиям. Волнуются, запутываются, зачёркивают правильное решение, пишут неправильное.

В работе этого года забывали закрашивать отогнутую часть фигуры, тоже минус балл.

Примером по русскому языку может служить задание «подчеркнуть главные члены предложения и над каждым словом написать какой частью речи оно является». Подчёркивают грамматическую основу, а части речи не надписали или надписали не над всеми словами. А в критериях «Отсутствие указания части речи над словом в заданном предложении приравнивается к ошибке».

Верно определены все части речи в предложении

3

Допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

Максимальный балл

3

Следует обратить особое внимание на критерии оценивания тех заданий, которые требуют от учащегося полного развёрнутого ответа. Это касается не только заданий по русскому языку (найти и записать основную мысль текста), но и по окружающему миру, где ребёнок должен рассказать о профессии, о памятниках своего региона.

Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении

2

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено не более двух недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено не более одного недочёта

1

Основная мысль определена верно, полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено более двух недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в построении предложения и словоупотреблении допущено более одного недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена/определена неверно независимо от наличия/отсутствия недочётов в построении предложения и словоупотреблении

0

Максимальный балл

2



К2


Пояснение характера работы

(При оценивании объём пояснения не учитывается; краткое пояснение,

правильное по существу, может быть оценено максимальным баллом по

данному критерию.)

1


Правильно пояснено, какую работу выполняют представители

выбранной профессии

1


Пояснение о том, какую работу выполняют представители выбранной

профессии, отсутствует.

ИЛИ Ответ неправильный

0

К3


Объяснение пользы для общества

(При оценивании в качестве правильного может быть принято

объяснение любого объёма. Главное – конкретизация объяснения

применительно к выбранной профессии.)

1


Дано уместное объяснение того, чем работа людей выбранной профессии

полезна обществу

1


Приведены рассуждения общего характера, не связанные с общественной

значимостью конкретной профессии.

ИЛИ Ответ неправильный

0




Каких только названий памятников региона не прочтёшь в работах ребят. И памятник вечному огню, и памятник первому президенту России Ленину, и памятник незнакомому солдату. А в задании, где нужно рассказать о памятнике, чего только ни прочли проверяющие. Краеведческая работа требует систематического, кропотливого труда. Через экскурсии, беседы, викторины необходимо знакомить учащихся с историческими и с природными памятниками нашего региона. По итогам экскурсий и бесед просить ребят письменно рассказать об услышанном, увиденном. Учителю необходимо анализировать написанное, проводить работу над ошибками.

Иногда бывает, что учителя начинают подготовку к работе в марте месяце, пытаясь объять необъятное. Конечно, результатов такая работа не даёт или даёт незначительные, кратковременные. 3 часа в неделю в течение года позволили нам проводить систематическую работу по подготовке к ВПР. Результатом стали хорошие отметки наших ребят, полученные в апреле 2017 года.

Но наши дети нуждаются и в психологической подготовке к контрольным работам.

Хочется отметить и заслугу родителей в подготовке к работе. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника хорошиста. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.

Как уже было сказано, невозможно «впихнуть» в ребенка все знания в короткий промежуток времени. Многое зависит от того, насколько родители уделяли внимание развитию своего ребенка. Как бы банально это не прозвучало, но хорошо развивает кругозор чтение энциклопедий.

Для подготовки к ВПР вы можете использовать интернет-сайты:

  • на сайте vpr.statgrad.org вы найдёте демоверсии ВПР по всем предметам 2016 года;

  • на сайте НИКО (Национальные исследования качества образования)https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — образцы заданий по всем трем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен.

Если ориентироваться на задания тестов с сайта НИКО, то можно увидеть, что многие из них проверяют не только знания по школьной программе, но и общий кругозор ребенка. Многие вопросы формулируются исходя из современной картины событий и даже бытовых вещей.

  • неплохо помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru. Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее;

  • также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале.

В конце выступления ещё раз хочу обратиться к учителям — мы все хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе. И помочь ему, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!