СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по реализации национально-регионального компонента во внеурочной деятельности на IV региональной научно-практической конференции

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные направления по реализации национально-регионального компонента во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по реализации национально-регионального компонента во внеурочной деятельности на IV региональной научно-практической конференции»

Тема доклада: Реализация национально-регионального компонента во внеурочной деятельности в школе №5.

Приветствие участников семинара.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма и нравственной культуры, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе патриотических чувств, национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. В своем выступлении мне бы хотелось рассказать о реализации национально - регионального компонента в нашей школе во внеурочной деятельности, представив вашему вниманию различные направления.

Воспитание любви к малой Родине проходит через факультативные и элективные курсы: обществознание; литература и история ЕАО, география ЕАО. Затрагивая тему: «Воспитание любви к малой Родине» хочется сказать не только об уроках литературы, но и об уроках русского языка, когда ребята пишут сочинения на темы: «Мои истоки», «Героические страницы истории моего города», «За что я люблю свой край», «О город родной, как ты чудесен!» и другие. » Учителя нашей школы формируют бережное отношение к родному языку, литературе, народному творчеству. Не первый год в школе учителями словесниками организуются и проводятся литературные гостиницы на базе городских библиотек - это творческие встречи с писателями и поэтами нашего города и области. Ученики читают отрывки произведений, говорят, о любви к ближнему, матери, Родине, своему народу, учат помнить историческое прошлое страны, бережно относится к настоящему.

С 2015 года в школе активно работают творческие классные коллективы. Усилиями классных руководителей организована деятельность театральных студий: Полодюк Н.В. реализует программу литературного клуба. Эффективность работы клуба отражается в ежегодном участии в мероприятиях городского и областного уровня. В 2015-16 учебном году участник клуба Добрый Владислав стал победителем городской научно - практической конференции, в 2016-17 учебном году ребята представили проект « Памятные литературные места Биробиджана», стали победителями регионального уровня. В мае 2017 года ребята этого же клуба выступили творческим коллективом, представив театрализованный спектакль « Пока мы помним – герои живы» для учащихся и родителей школы, жителей микрорайона, ветеранов. В рамках работы литературного клуба проводятся и традиционные мероприятия: литературно-музыкальная гостиная «Биробиджан – история в стихах», презентация материала к 100-летию Эммануила Казакевича «Счастливый мир, что я ношу в себе», тематические встречи с сотрудниками городской библиотеки и беседы о жителях Биробиджана «И мои земляки воевали…» В другом классном коллективе (кл. руководитель Коргина Н.Ю), подводя итог внеурочный деятельности, успешно выступили с инсценировкой шуточных еврейских историй « В нашем городке.»



На занятиях музыки тема патриотизма, любви к малой Родине раскрывает учитель через знакомство с творчеством местных поэтов и композиторов, которые пишут о нашей области, городе, о природе родного края. Например, это песни Васильева Р, Квасовой Л, Ливонта Н, на стихи Вассерман Л, Саламатова В. В нашей школе всеми любима, давно знакома песня Л. Квасовой «Что такое Родина?». В сентябре, когда порог школы переступают новые ученики-пятиклассники, через несколько недель дружно распевают полюбившиеся строки:

«Родина, мой город-

Мой Биробиджан.

Есть мечта увидеть

Сотни разных стран.

Мы зимой на лыжах,

Летом на плотах,

По реке несемся

Как на парусах». Ребята с удовольствием исполняют такие песни о природе родного края как «Биробиджанская зима», «Солнышко в ладонях». А песня «Область Дальневосточная» стала своеобразным гимном для ежегодного конкурса-смотра « Вперед, юнармейцы».

А на занятиях изобразительного искусства раскрывается тема о красоте Дальневосточной тайги, ребята принимают участие в творческих конкурсах, например « На берегах Амура», в этом году запущен проект « Позитивный календарь», еженедельно классные коллективы представляют рисунки, поделки о красотах родного края в разные времена года.

В преддверии празднования 80летия города стало актуальным деятельность лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ СОШ № 5, затрагивающий тематику города. Проведя опрос детей, выяснилось, что многие из них знают названия улиц и построек в нашем городе, но мало кто знает, кто строил эти постройки и по какому принципу улицы получили свои названия. Так же детям малоизвестны подвиги наших земляков, защищавших нашу страну в годы войны. Возникла цель: познакомить детей не только с названиями уже известных в нашем городе мест, а так же рассказать об их истории. Смена « Биробиджан ты наш любимый — родная сторона» выстроила свою работу с детьми по следующим направлениям: «Мой край», «Спорт и мы», «Обычаи и традиции еврейского народа». Эти направления включают духовно-нравственное воспитание, приобщение детей к национальной культуре, развитие физических, интеллектуальных, творческих способностей, обучение детей корректным способам и формам толерантного взаимодействия с представителями разных национальностей. Для детей воспитатели и вожатые проводили различные викторины: 1) Викторина «Я и природа» 2) «Мой край родной» 3) Конкурс рисунков на асфальте «Мой край родной». Особо запомнились детям  экскурсии в музеи и библиотеки города

На базе школы в летний период организуется работа профильных отрядов. Так, например, в 2015 году функционировал профильный отряд «Наследники славных традиций» ( руководитель Борисова Ю.А.), в 2016 году « Наследники славных дней» (Максимова Т.В.) Цель деятельности профильных отрядов: изучение истории родного города, сбор материала о людях, внесших ощутимый вклад в экономическое, культурное развитие города и области, формирование умений и приемов исследовательской культуры школьников, совершенствование умений работать с краеведческими источниками информации, создание условий для самоопределения и саморазвития личности, становление социально-ответственного поведения по отношению к историческому наследию, природной, социокультурной среде, развитие потребности в исследовании территории родного края. Формирование представления об особенностях природы, населения, хозяйства Биробиджана и Еврейской автономной области, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре региона, народов его населяющих.

Содержание работы отражает комплексно-системный подход к родному городу как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Формы и методы работы были разнообразны: работа с литературными источниками, экскурсии в государственный архив, работа с документами, экскурсии в научную библиотеку, отбор и систематизация исследовательского материала. Тематика программы также была увлекательной: «Я и мое имя», «Мой род», «Мои родственники на карте России», «Город, в котором я живу», «Архитектура Биробиджана», « Археология нашего края», «По старым улицам Биробиджана» и т.д Лучшие мероприятия смены – это экскурсии в музей современного искусства, в еврейскую общину «Фрейд», в краеведческий музей. Результатом стало получение новой, интересной информации для дальнейшей мотивации учащихся, направленной на более глубокое изучение истории родного края, города, истории еврейского народа. Есть идея продолжить работу по изучению истории еврейского народа, культуры, традиций, религии на базе общины «Фрейд», где имеется уникальная библиотека с богатым материалом для исследовательской деятельности и при синагоге музей с интересным наглядным материалом.

Формирование у школьников интереса к истории своей области можно проследить на занятиях кружка «Юные историки краеведы», который реализовала Булимова В.Н., учитель истории. Результатом деятельности кружка являлись содержательные, интересные доклады учащихся на школьной научно-практической конференции « Я – исследователь», « Старт в науку». Принимали участие в областных конкурсах исследовательских краеведческих работ, где представляли богатый материал о почетных гражданах города и области. Основная форма работы кружка была исследовательская деятельность: ребята изучали газетные сообщения, опубликованные в разных изданиях, в разные годы, встречались с интересными, известными жителями города, по материалам этих встреч оформили музейные экспозиции.

Учащиеся составляли мини-экскурсии по улицам города, собирали материал о здании вокзала и привокзальной площади, о краеведческом музее и областной библиотеке, о сквере Победы.


Во внеурочной деятельности используются следующие формы работы:

-научно-исследовательская и поисковая работа с учащимися;

-сотрудничество с общественными организациями, учреждениями культуры и спорта;

-сотрудничество с интересными людьми;

-организация и проведение классных и общешкольных мероприятий различной направленности: культурно-массовых,социально-значимых,трудовые,развивающе-познавательные. В нашей школе ни один год реализовывалась программа гражданско-патриотического воспитания учащихся «Я-гражданин и патриот». Задачи, которые ставит перед собой программа, актуальны в становлении гражданско-патриотических качеств личности подрастающего поколения:

- формирование чувств, привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

-осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства;

-гордость за социальные и культурные достижения;

-уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

-гуманизация и милосердие

Центром такой работы в нашей школе является музейная комната истории школы. В рамках названной программы, она выполняет несколько функций:

- поисковая работа учащихся;

- координация работа с общественными организациями города;

- организация и проведение общешкольных мероприятий, объединяющих усилие не только учащихся и педагогов, а также и родителей.

Музейная комната-это творческое сотрудничество учителей, учеников, она соединяет воедино многие поколения учителей, выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни. Все проводимые мероприятия в музейной комнате, воспитывают у учащихся уважение к прошлому не только своей школы, но и Родины, т.к. судьба малой родины, как в капле воды, отражается в истории школы. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музейная комната пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Поисковая работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов как разовых, так и перспективных. Из года в год тематика поисковых заданий расширяется. В результате такой работы, которая длится в течение года и летнего периода, в музее размещаются экспозиции, накапливаются фото, видеоматериалы. Например, в прошлые годы оформлялись такие экспозиции как «Ветераны моего микрорайона», «История моей улицы», «От традиций моей семьи к традициям родного края», «Семейная реликвия». В 2007-2008 учебном году в нашей школе был запущен новый проект «Я - исследователь» для учащихся 5-7 классов. В апреле 2008 года состоялась презентация первых исследовательских работ. На пленарном заседании был представлен достаточно большой спектр исследований разных тематик: о семье, о родном крае, о домашних любимцах и другие. Стало хорошей традицией проведение в школе семейного праздника на параллели 7 классов «Древо жизни», где ученики со своими родителями, бабушками, дедушками в увлекательной форме рассказывают о традициях своей семьи, увлечениях, составляют миниродословные своей семьи. В рамках проведения экологического месячника «Марш парков и заповедников» в школе силами театрального кружка для младших школьников ставились экологические спектакли «Люби и знай свой край», «По лесной тропинке Бастака». Ежегодно каждой осенью в школе проводятся фотовыставки «Любимые места моего города и области».

Ежегодно в школе организуется поисково-исследовательская работа. Поисково-исследовательская работа-это одна из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. На основе поискового материала школьники, изучая традиции, искусство своей малой родины, создают экспозиции, пишут исследовательские работы. В 2015-2016 учебном году в школе стартовала поисковая экспедиция «Ее Величество-Семья!». В 2016-2017 учебном году были определены направления поисково-исследовательской работы: «Семейная реликвия»; «Семейная родословная»; «Семейная коллекция»; «Семейные таланты». Каждый классный коллектив в течение учебного года осуществлял работу по одному или нескольким направления:

- создание выставочной экспозиции семейных творческих работ «Семейная коллекция»;

-проведение конференция «Семейная родословная», «Семейная реликвия»;

-участие семейных команд в спортивном празднике «В здоровом теле-здоровый дух»;

-проведение фестиваля художественной самодеятельности «Семейные таланты»

Все классные коллективы с данными заданиями справились успешно.





В текущем учебном году в школе была продолжена работа по реализации программы воспитания и социализации учащихся «Я-гражданин и патриот» в условиях внедрения ФГОС ООО. Особое место в воспитательной работе школы уделялось поиску новых технологий, форм деятельности, которые бы позволили эффективно реализовывать стандарты нового поколения, а также сохранению школьных традиций. В формировании и развитии личности учащихся ведущую роль школа отводит гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально- значимых ценностей у подрастающего поколения. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию велась согласно плану работы школы в соответствии с программными мероприятиями Программы воспитания и социализации учащихся «Я- гражданин и патриот».

В текущем учебном году в рамках программы было реализована два школьных проекта гражданско-патриотической направленности: «Делами добрыми едины» и «Любимые и памятные места моего города», посвященного 80-летию г.Биробиджана. Большинство классных коллективов откликнулись на участия в данных проектах. В конце учебного года были поведены итоги.

Результативность участие классных коллективов в проекте «Делами добрыми едины»:

номинация «Уютная школа»-5Б,5Г,6В,6Г,7Б,7Д,7Е,8Б,9А,9В,10Б

номинация «Здоровая школа»-5Д,7Д

номинация «Уютный двор»-5В,7А,10А

номинация «Уютный кабинет»-6А,6Б,8Г,11А

номинация «Современные технологии в помощь школе»-8А,8Д,11В

номинация «Волонтеры школы»-7В,7Г,7Д,8В

Результативность участие классных коллективов в проекте

«Любимые и памятные места моего города»:

Инсталляция «Площадь дружбы»-5Б,5Г,7Б,8Б,9А

Инсталляция «Восточный въезд в г.Биробиджан»-6Г,7Г

Инсталляция «Западный въезд в г.Биробиджан»-8Г

Инсталляция «Сквер им.И.Р. Бумагина»-5В

Инсталляция «Православные храмы г.Биробиджана»-6А,6В

Инсталляция «Театральная площадь»-7В

Инсталляция «Набережная города»-5А,10Б

Инсталляция «Достопримечательности города: композиция лебеди и кольца ЗАГСа, Сопка, Менора»-5Б,5Д,7А,7Д,10А,11А

Инсталляция «Школа №5»-6Б,8В

Проект «Любимые и памятные места моего города» принимал участие в городском конкурсе музейных экспозиций и занял 2 место.

В 2016-2017 учебном году результативным стало участие школьников в конкурсах, фестивалях, акциях гражданско-патриотической направленности различного уровня:


Мероприятия

участники

Результат

Региональный конкурс творческих работ учащихся «Красота Божьего мира»

1.Караева М(10А)

2.Стрябкова (11А)

3.Фефелова (11Б)


1 место

3 место


3 место

Региональный конкурс сочинений «Лето Господне»

1.Кухарь А (7В)

3 место

Региональный этап 2 Всероссийского конкурса творческих работ «Базовые нац.ценности»

1.Калинин(6В)

2.Караева (10А)


3.Мусалитина(10Б


4.Павлюкова(6Г)

участие

2 место в номинации «Рисунок»

3 место в номинации «Рисунок»

Победитель в номинации «Стихотворение»

Фестиваль самодеятельного творчества «Биробиджан- мой дом и песнь моя о нем!»

5А,5Б,5В,5Г,5Д,6В,7В,7Г,7Д,7Е,8Б,8Д,9Б,9В,10Б,11А

Диплом мэра за активное участие

Благодарность городской Думы

Конкурс «Искорки Божии»

Седикова-7Е

Хмылева-7В

Участие

Конкурс рисунков Мир заповедной природы


участие

Конкурс экоплаката

Бойчина Катя-5В

Филиппова А-11Б

Победитель

призер

Областной конкурс рисунков «Зеленый мир детства»

Трояков Д-5Д

Никитюк Е-8А

Антошкин К 8Г

3 место

2 место

3 место

Муниципальный конкурс видеороликов, посвященный юбилею города

1.Кузнецов Антон (11Б)+Горева В (11А)

2. Воронова В(7В)

3.Павлюкова В(6Г)

Победитель


Призер

призер

Муниципальный этап «Всероссийского конкурса» чтецов «Живая классика»

Гельберг А(10Б)

Меркулова Лиза (7Е)

Победитель

призер

Региональный этап «Всероссийского конкурса» чтецов «Живая классика»

Гельберг А(10Б)

Меркулова Лиза (7Е)

Призер

участие

Муниципальный конкурс чтецов, посвященный юбилею города

Трояков Д

победитель








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!