СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме"Использование метода исследования на уроках и во внеурочное время в начальных кассах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа - описание опыта работы по теме"Использование метода исследования на уроках и во внеурочное время"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме"Использование метода исследования на уроках и во внеурочное время в начальных кассах"»

ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова»

Кафедра педагогических технологий дошкольников и начального образования














Исследовательская деятельность младших школьников:

организация и оценка





Работу выполнил:

слушатель курсов группы Н-18

учитель начальных классов

МБОУ Татарско-Шмалакской СШ

Насырова Кямиля Денислямовна.











Ульяновск 2017г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

  1. Основная часть.

1.1. Теоритические основы исследовательской деятельности младших школьников.

1.2. Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников.

1.3.  Уровни исследовательской деятельности.

1.4. Классификация исследований.



  1. Использование метода исследований на практике.

(из опыта моей работы)



2.1. Использование метода исследований на уроках русского языка.

2.2. Использование метода исследований на уроках литературного чтения.

2.3.Использование метода исследований на уроках математики.

2.4. Использование метода исследований во внеурочной деятельности.



3.Заключение……………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………
















ВВЕДЕНИЕ




Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность начиная со ступени начального общего образования, постоянно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывает решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.
В учебном процессе современной школы находит всё большее применение практика использования методов исследовательского обучения. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Как стимулировать природную потребность ребёнка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать выводы и умозаключения, давать определения понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Дети уже по природе своей – исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное – исследовательский опыт.
Но чтобы младшие школьники могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогике и психологии – «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребёнка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Всё это и обусловило актуальность темы и позволило обозначить проблему: выявление условий организации исследовательской деятельности младших школьников.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
-Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований.

-Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.

-Формирование умений самоконтроля.

-Развитие творческих способностей и инициативы учащихся. 





В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи :
1.Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.

2.Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.

3.Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.


Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты методической разработки могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.


1. 1. Теоритические основы исследовательской деятельности младших школьников

Сущность и содержание исследовательской деятельности.
Для уточнения и конкретизации понятия «исследовательская деятельность» мною были изучены такие понятия, как «деятельность» и «исследование».

Деятельность – процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придаёт некоторый смысл.

Исследование основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Целью исследовательской деятельности всегда является получения нового знания о нашем мире – в этом её принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о её месте в той или иной закономерности.

В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.

Подход исследовательской деятельности как к личностному свойству требует её анализа в разных точках зрения:

- потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании;

- внутренней инициативы, побуждающей к поискам нового;

- операционно-технической, подразумевающей у субъекта определённых умений для выполнения той или иной деятельности.

В основе мотивации исследовательской инициативы лежит так называемая любознательность.
Исследовательская инициатива может проявляться или отдельным ребёнком или группой детей.
На индивидуальном уровне, взрослый направляет исследовательское поведение ребёнка, привлекает его внимание и поощряет исследовать одни предметы и старается вызвать негативное отношение и запрещает обследовать другие. Ребёнок исследует не только физические предметы, но и социальные отношения, в которые он включён.
Таким образом, сущность исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностичского свойства.
В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развития таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знаний, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет осуществить переход от усвоения большого объёма информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Можно отметить, что при работе на этом возрастном этапе чаще всего используют факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы, отмечается необходимость организации работы в семье. Основное направление работы включает элементы исследования, имеющие «доступную новизну», задачи исследовательского типа, работу с картотекой.


1.2. Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников.


Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач».

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения и необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижения такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера. Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны реализовывать свои возможности.

В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

Изменение приоритетов и задач образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребёнка, которое обеспечивает переход от обучения к образованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передаёт готовые знания, не учит, а помогает учится и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребёнок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребёнку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

Исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трём условиям:

• стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;

• непременно измерять всё, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному;

• всегда определять место изучаемого в системе известного.

Исследование предполагает наличие основных этапов:

• постановка проблемы;

• изучение теории, посвящённой данной проблематике;

• подбор методик исследования;

• сбор материала, его анализ и обобщение;

• научный комментарий;

• собственные выводы.

1.3. В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

• первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

• второй: педагог ставит проблему, но пути и методы её решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

• третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути её решения и находят само решение.




1.4 Исследования можно классифицировать по-разному:

• по количеству участников ( коллективные, групповые, индивидуальные);

• по месту проведения (урочные и внеурочные);

• по времени (кратковременные и долговременные);

• по теме (предметные или свободные);

• по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

Уровень, форму, время исследования определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

• поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

• развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребёнком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

• на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

• на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

• на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознании логики исследования и развития исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развёрнутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учётом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными 
для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребёнка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребёнка.
В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встаёт проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приёмы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.



2.Использование исследовательского подхода на различных уроках



Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.
На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок. Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки ( есть ли в сказке муха и комар). Для этого чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О. Капицы и в обработке А. Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой С. Михалкова и увидели отличие народной сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка.

При изучении рассказа Куприна »Барбос и Жулька» в 3 классе мною был проведен открытый урок на тему:»Дружба собачья в рассказе Барбос и Жулька»

Это был урок-исследование. Учащимися было проведено коллективное исследование «Кто больше интересного узнает о собаках» Ученикам были предложены темы. Каждый выбрал тему из предложенных или свою тему:

-Произведения устного народного творчества о собаках .

-Породы собак.

-О верности собак.

-Собаки-герои художественных произведений.

-Кинология- наука о собаках.

- Мой домашний питомец.

К концу урока дети смогли самостоятельно сделать выводы, (Хорошо жить, когда знаешь, что ты кому-то нужен и тебя всегда кто-то выручит и поддержит в трудную минуту.) ,составить тест-характеристику на героев рассказа.

Материал по своей теме собирали в специальной тетради «Я исследователь»»

Ребята прочитали много стихотворений, подбирали материал, фотографии, иллюстрации. Работа проходила в группах, что увеличивало ответственность каждого ученика. Таким образом, решалась коммуникативная задача – учащиеся не только выполняли совместную работу, но и учились деловому общению.

На уроке- исследовании по литературному чтению по рассказу Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» в 4 классе дети самостоятельно выяснили какие проблемы затрагивает автор и как их нужно решить, доказывали свое мнение, используя знания полученные ранее. В ходе коллективного исследования дети познакомились с музыкальными произведением К. Сен-Санса «Лебедь», котором музыкант передает образ этой «Царской птицы» Узнали много нового и интересного о лебедях. Сравнили героя это произведения с «Лебедушкой» из стихотворения С. Есенина, с «Гадким утенком» Г.Х.Андерсена, составили текс-описание лебедя в художественном стиле, подбирали эпитеты из текста.

На уроках технологии кроме творческих проектов интересно проводить исследования. Темы могут быть такими: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ.

На уроках русского языка Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, 
семинары, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении.
На уроках русского языка я стараюсь учить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, стараюсь развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Стараюсь так построить урок, создать такие ситуации, чтобы школьник мог защитить своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты. На одном из уроков внеклассного чтения у детей возник вопрос: «Что такое счастье?» Обсуждение проходило очень оживленно. Каждый счастье понимал по-своему. Тему проекта «Что такое счастье?» предложили сами ребята. Для ответа на вопрос учащиеся прочитали много книг, рисовали свое понимание счастья, подбирали картины художников, проводили анкетирование среди учащихся и родителей. Вот выдержка одной из работ: «Для меня самое большое счастье, когда мама улыбается. В такие минуты хочется броситься к ней, обнять ее, прижаться покрепче и прошептать: «Мамочка! Я так тебя люблю!» Это настоящие минуты счастья. И чудеснее таких минут нет ничего».

Эту тему продолжили на уроке русского языка по теме» Обобщение знаний о существительном», отвечая на вопрос: Как стать счастливым? Выяснили , что обозначает это слово –(состояние души), сделали синтаксический разбор предложения :Счастье-это видеть как встает солнце, вспоминали пословицы о счастье :Счастье в воздухе не вьется- оно трудом дается, Счастья ключи в твоих руках, Не родись красивым, а родись счастливым. и др.

Определили к какому склонению относиться это слово.

Сделали фонетический разбор этого слова.

В стихотворении о счастье нашли однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Красивым здорово родиться!

Красивый может погордиться,

Поважничать и погордиться,

На красоту не станут злиться!

Счастливым интересней быть.

Счастливый может всех любить.

Он дарит счастье всем вокруг,

И рядом с ним всегда есть друг.

Узнали откуда появилось выражение: «Ваше счастье в ваших руках»

В конце урока вспоминали моменты из жизни, когда чувствовали себя счастливыми.

Это исследование на уроке русского языка было увлекательным. Я часто предлагаю учащимся роль исследователя при изучении нового материала. Но особенно нравятся детям уроки – исследования одного слова, когда учащиеся исследуют его с разных сторон науки о языке.

Учитывая, что главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, мы регулярно проводим исследовательскую работу над словом. Исследуя слово, стараемся получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом исследования, собрать всю информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее.

На первом этапе (1-2 класс) работа над словом проходит фронтально.

На уроке мы вместе с детьми собираем информацию о слове. На следующих занятиях  у каждого ребенка своя страничка нашего словаря, которую он готовит самостоятельно. С учениками 1-х классов мы уже исследовали слова «бурун», «флора», «дубрава».
Дети работают с большим интересом. Они подбирают и составляют загадки, рисуют, придумывают ребусы.
На втором этапе (3-4 класс) – самостоятельная исследовательская творческая деятельность ученика или группы) ребятам предлагается самостоятельно собрать всю информацию о слове. После урока – исследования слова «Доброта» дети решили пополнить наш классный словарь словом «Дружба». Они не только работали с разными словарями, но и собирали пословицы и поговорки о дружбе, стихи и песни на эту тему, рассмотрели три типа дружбы по возрастным категориям (детскую, юношескую, взрослую). С учениками 4 –х классов мы продолжили исследовательскую деятельность на уроках русского языка и во внеурочное время, работая с фразеологизмами исследовательскую работу «В мире слов» мы проводим по следующему плану:

  1. Слово и его лексическое значение (работа со словарями).

  2. История происхождения слова (работа со словарями).

  3. Слово и его «родственники»

  4. Синонимы и антонимы.

  5. Слово во фразеологических оборотах.

  6. Рисунок слова.

  7. Слово в фольклоре.

.

Исследование фразеологизмов мы проводим по следующей схеме:

Значение фразеологизма
а) выясняется по картинке-иллюстрации; 
б) устанавливается в ходе анализа ряда фразеологизмов и представленных к ним в произвольном порядке готовых толкований;
в) выясняется по фразеологическому словарю.
2. История происхождения фразеологизма.
3. Синонимы и антонимы.
4. Использование фразеологизмов в литературе.



2.4. Темы, выбираемые учащимися начальных классов для проведения исследования во внеурочной деятельности.

Можно указать следующие темы, вы­бираемые учащимися для проведения ис­следования: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Коллекция монет моей семьи», «Учительская династия», «Почему из домашних животных люди чаще выбирают кошек?», «Как приручили голубей», «Нужен ли школьный завтрак»

Эти работы были представленыв муниципальном и зональном этапе областного конкурса «Малая академия» , где получили сертификаты участников.

В дальнейшем мы, с учащимися моего класса планируем продолжить исследования, так как это способствует выработке активной жизненной позиции. Исследовательские умения служат основой включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

Ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. Поэтому этап представления школьником своей работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Докладчик старается изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все свои достижения.

Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников мы использовали следующие диагностические методы:
– педагогическое наблюдение;
– анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);
– анкеты, опросники, тесты, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявление креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию.

Начиная исследовательскую работу, мы убедились, что учащиеся 1 класса оказались на исходном уровне. В части практической готовности в реализации учебного исследования у школьников отсутствовали знания и конкретные умения исследовательской деятельности.

Чтобы лучше подготовить учащихся к деятельности, чтобы им было интереснее, в рамках традиционных учебных занятий используем:

  • проблемное введение в тему урока;

  • постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

  • групповые работы на уроке;

  • выдвижение идеи (мозговой штурм);

  • постановку вопроса (поиск гипотезы);

  • формулировку предположения (гипотезы);

  • обоснованный выбор способа выполнения задания;

  • составление аннотации к прочитанной книге;

  • поиск дополнительной литературы, подготовку доклада, сообщения;

  • самоанализ и самооценку.

Используя материал уроков, особое внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора, развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи.

Такая работа позволила нам сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы в 3-4 классе.

Для проверки эффективности данной работы, которая начинается в 1 классе и, постепенно усложняясь, продолжается на протяжении всего обучения в начальной школе, мы провели обследование детей (наблюдения, тестирование, анкетирование) и пришли к выводу, что у учащихся, вовлеченных в занятия исследовательской деятельностью, значительно выше, чем у детей, не принимавших участие в исследовательской деятельности, средние уровни исследовательских умений, а именно: умения выделять главное и второстепенное, давать определение понятиям, классифицировать, сравнивать, определять закономерности, наблюдать, высказывать суждение, задавать вопросы по прочитанному тексту, умение пользоваться словарями, умение выдвигать гипотезу, формулировать цель, умение адекватно определить успехи и недочеты.










Анализ исследовательской деятельности с позиции общей теории деятельности позволил выявить следующие компоненты исследовательской деятельности учащихся начальных классов:
Цели исследовательской деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением 

истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.
Потребностно-мотивационная основа исследовательской деятельности детей включает социальные и познавательные мотивы.

Субъекты исследовательской деятельности: ученик младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик- родитель, ученик – учитель.

Объектами исследовательской деятельности учащихся младших классов могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).




Средства исследовательской деятельности школьников могут быть внутренними (познавательные способности и приобретённые знания и умения исследовательской деятельности) и внешними (источники информации, инструменты).

Процесс исследовательской деятельности включает следующие этапы: выбор темы; постановка цели и задач исследования; планирование исследования и выбор методов; поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков и диаграмм; формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.

Результатами исследовательской деятельности младших школьников являются следующие: формирование познавательных мотивов, субъективно новое для ученика знание; новый способ деятельности; исследовательские умения.

Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работ в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИТК соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем.



 Заключение. Значение учебной исследовательской работы.

Исследовательская работа помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит – сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего стратегического результата начального обучения. Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоление интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Исследование, проводимое школьниками самостоятельно, именно в этом и может оказать им помощь. Исследовательская работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает такая ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.



Учебная исследовательская деятельность – это деятельность, имеющая учебно-познавательный, творческий или игровой характер, деятельность, которая осуществляется совместно, имеет общую цель, согласованные методы, способы осуществления деятельности, которые направлены на достижение общего результата. Учебная исследовательская деятельность по своей структуре соответствует научной исследовательской деятельности. Учебная исследовательская деятельность характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В результате учебной исследовательской деятельности формируются познавательные мотивы, развиваются исследовательские умения, появляются новые знания и осваиваются новые способы деятельности. Исследовательская деятельность всегда Показать все Введение Содержание Список литературы Выдержка из работы Введение На современном этапе одной из основных задач школы является создание условий для полноценного развития личности, Школа призвана научить детей адаптироваться к быстро меняющемуся социуму. В настоявшее время пристальное внимание уделяется внутреннему миру детей, их интересам и потребностям. Школа стремится развивать способности детей. В связи с этим дети вовлекаются в деятельность, направленную на максимальное развитие личности. Такой деятельностью является исследовательская деятельность. Посредством данного вида деятельности дети приобщаются к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Исследовательская деятельность активизируют деятельность учащихся, помогает активно воспринимать учебную информацию, делает этот процесс целостным, придает ему эмоциональность и предоставляет возможности для творчества. С самого рождения ребенок исследует окружающий его мир. Открывая для себя окружающий мир, ребенок знакомиться с основными методами исследовательской деятельности, которые, как утверждают ученые, являются важными составляющими высокого уровня образованности современных школьников. В настоящее время дети должны уметь использовать свой опыт, знания, умения и личностные качества для того, чтобы решать конкретные проблемы, у ребенка должна сформироваться научная картина мира, ребенок не просто должен уметь описывать различные явления, он должен ориентироваться внутри них. Все педагогическое сообщество от просто передачи и получения информации должно перейти к активной творческой деятельности . Особую значимость это приобретает в начальной школе, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В младшем школьном возрасте развиваются основные формы мышления, которые в дальнейшем помогают усвоить научные знания и способствуют развитию научного теоретического мышления. Именно в этот период закладываются основы самостоятельной ориентации как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. В этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать себя как субъект учения. Актуальность проблемы обуславливается ещё и тем, что в настоящее время в результате проведения некоторых реформ была изменена концепция начального образования. Усвоение предметного материала , которое раньше являлось основной целью обучения, в настоящее время становится его средством, способствующим эмоциональному и интеллектуальному развитию ребёнка, которое помогает ему адаптироваться к жизни внутри общества и которое заставляет ребенка заниматься самообразованием. В связи с этим, деятельность ,в которую включен ребенок и в ходе осуществления которой он развивается также претерпела качественные изменения. В связи с тем, что ребенок самостоятельно ищет оригинальные пути решения той или иной проблемы, эта деятельность начинает носить подлинно творческий характер. Перед начальным образованием стоит задача по формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. К таким компетенциям относится и проектная компетенция. В связи с этим учителю необходимо обеспечить все необходимые условия для формирования и развития исследовательских умений у младших школьников. В начальной школе должен быть заложен фундамент, на основе которого будут развиваться исследовательские умения и навыки детей , которые будут развиваться на протяжении всего и обучения в школе. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы. Объект исследования - развитие исследовательских умений у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования - развитие исследовательских умений у детей младшего школьного возраста через проектирование. Таким образом, цель курсовой работы – изучить особенности развития исследовательских умений у детей младшего школьного возраста через проектирование. Для успешного достижения цели нами был поставлен ряд задач, а именно: - рассмотреть понятие исследовательской деятельности; - выявить факторы, способствующие появлению исследовательского поведения; - выявить возрастные особенности детей 7-8 лет; - выявить психолого- педагогические особенности формирования исследовательских умений у детей 7-8 лет; - проанализировать программы, направленные на использование исследовательской деятельности в учебном процессе; - провести беседу с педагогом по вопросу необходимости формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста; - выявить уровень сформированности исследовательского поведения у детей младшего школьного возраста - выявить уровень сформированности исследовательских умений у детей младшего школьного возраста.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

классифицировать;

обобщать;

отбирать все возможные варианты решения;

переключаться с одного поиска решения на другой;

составлять программу действий по своей работе;

рассматривать объект с различных точек зрения;

сравнивать различные объекты и их совокупности;

составлять задания по предложенной теме;

проводить самоконтроль.

Исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.













Литература

  1. Н. В. Калинина- доктор психологических наук, профессор «Технология организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников»

  2. Организация регионального конкурса исследований младших школьников «Малая академия» - 2011. Под ред.С.Ю.Прохоровой Ульяновск: УИПКПРО, 2011. -36 с

  3. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Сборник методических материалов Ульяновск, Под ред.С.Ю.Прохоровой УИПКПРО, 2010. - 72 с

  4. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005. - 203 с. ISBN 5-98563-045-5

  5. Савенков А.И. «Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике»

  6. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. Баллас, 2008.

  7. Лынова М.А. «Исследовательская деятельность учащихся младшего школьного возраста». http://festival.1september.ru/articles/610676/

  8. .Методические рекомендации по программе О.Т. Поглазовой «Окружающий мир»  

  9. .Савенков А. И. “Учебное исследование в начальной школе”, журнал “Начальная школа” – 2000 г. - №12 – с.101-108.

  10. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106

  11. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.29-39.

  12. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. – 2002. №1. – С. 34-45.

  13. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М., 2006.

  14. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!