СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме " Литературное краеведение как средство воспитания любви к родному краю"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы содержит богатый материал по краеведению Муромского края, анализируются виды и формы краеведческой работы,Особое внимание уделяется экспедиционной работе и работе с компьютерными программами, рассказывается о создании буктрейлеров. Также представленыдве авторские программы клуба "Истоки" с 5 по 9 класс и программа элективного курса "Край ты мой..."

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме " Литературное краеведение как средство воспитания любви к родному краю"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №12»



Обобщение опыта по теме:

«Воспитание патриотизма у учащихся

с редствами литературного краеведения»













Н.Ф.Панфилова,

учитель русского языка

и литературы ООШ№12


Муром

2013 г.


Оглавление


Введение

  1. Актуальность опыта 3-4

  2. Цель и задачи 5

  3. Технология опыта 6-16

  4. Диагностика 17-19

  5. Адресная направленность 19

  6. Результативность 21

  7. Список использованной литературы 22

Приложение




















Введение.

Проблема развития и проблема воспитания – две взаимосвязанные категории взаимного учебного процесса. И если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду и которые развиваются, то воспитание исходит, прежде всего, из качеств общественной морали, существующих правовых отношений и норм, а также эстетических качеств. Человек становится личностью только тогда, когда начинает мыслить нравственными категориями, и, прежде всего категориями добра и зла, начинает ощущать себя гражданином общества и следует понятиям красоты и прекрасного.

Тема моего исследования: «Воспитание у учащихся патриотизма средствами литературного краеведения». Выбор данной темы объясняется существованием нескольких противоречий:

  • Между социальным заказом общества на формирование нравственной и духовной личности и отсутствие названных качеств у подрастающего поколения;

  • Между знаниями учащихся о духовности человека и нравственных нормах поведения и неумением или нежеланием следовать им в реальной жизни.














Актуальность опыта.


В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года.

Как и всякое социальное явление, патриотизм подлежит воспитанию, и значит, встает вопрос: в каком направлении нам нужно двигаться? Кажется, чего проще – есть программы: российские, региональные,авторские и др.. Отработан механизм их воплощения, разработаны схемы деятельности. Но требования времени заставляют искать новые подходы в развитии патриотического воспитания, совершенствовать собственное методическое творчество.

Верно, подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому велика ответственность педагога, воспитывающего патриота, — человека, любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. На мой взгляд, мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является литературное краеведение.

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Важность данной проблемы отражена в Законе РФ «Об образовании» и связана с национально-региональным компонентом школьного образования.

История и культура, быт и природа родного края – все это с малых лет становится частицей жизни детей, приобщает их к высокому чувству патриотизма. Патриотизм личности характеризует любовь к Родине, жертвенное отношение к ней, готовность верно служить делу процветания Отечества, быть верным девизу предков «послужить Богу, Отечеству, людям» и готовым в любой момент отдать душу за свой народ и за свою землю.

Ведущая педагогическая идея исследования заключается в том, что литературно-краеведческое образование учащихся может способствовать развитию их духовно-нравственного потенциала, формированию гуманистического мировоззрения, толерантности, воспитанию патриотизма и любви к Родине.

















Цель и задачи.











Задачи




















Технология опыта.


К литературному краеведению я обратилась, чтобы расширить жизненные основы преподавания литературы. Была составлена картотека поэтов и писателей, тесно связанных с Владимирской землей. Следующим шагом явился отбор материала, с помощью которого разработана и апробирована программа литературно-краеведческого клуба «Истоки» с 5 по 9 класс. Литературно-краеведческие занятия углубляют представления учащихся об исторических и культурных связях родных мест с жизнью всей страны, раскрывают богатства и многообразие художественной литературы. Занятия краеведением способствуют лучшему пониманию связей между литературой и жизнью, прививают вкус к художественному слову. Известно, как оживляются учащиеся при упоминании имени писателя, в произведениях которого изображены быт, природа, люди родного края. Литературно-краеведческие занятия развивают инициативу и самостоятельность учащихся. Участвуя в краеведческой работе, школьники расширяют свой жизненный и литературный кругозор, становятся духовно богаче, сознательнее относятся к изучению художественной литературы. Они учатся обобщать и систематизировать литературные факты, приобретая жизненно необходимый навык публичных выступлений. Сопоставление литературного произведения с жизнью помогает познанию законов художественного творчества. Участники краеведческих занятий обычно много читают, что благотворно сказывается на увеличении их словарного запаса. Еще одна важная особенность занятий литературным краеведением: они приобщают учащихся к современности, учат не только наблюдать, но и активно участвовать в жизни.

Организуя деятельность юных краеведов, я опираюсь на источники литературного краеведения.


































Используемые технологии





Технология интерактивного обучения

Технология проектного обучения






Технология развития критического мышления







  • «технология интерактивного обучения» - обучение, погруженное в общение, основанное на взаимодействии, получении конкретного опыта, осмыслении его и применении на практике;


  • «технология проектного обучения» - создаю условия для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта;


  • «технология развития критического мышления» - целевое назначение которой в формировании таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя.



Изучение краеведения выстраиваю на основе следующих принципов:

– концентризма,

– маятника,

– спирали,

– связи с общественными событиями.

















Концентры определяются возрастными особенностями и целями краеведческой программы. Принцип концентризма предполагает изучение литературного краеведения по концентрам – своеобразным кругам знаний. Именно по концентрическому принципу и построена программа кружка «Истоки»

Принцип маятника – важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращение от далёкого к более близкому. Например, изучая произведение Ю.Фанкина « День поминания и свадьбы», дети узнают историю своего города и страны.

Принцип «спирали» позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. От уровня к уровню расширяется спектр изучаемых вопросов, осуществляется выход на новые аспекты прошлого и сегодняшнего дня родного города.

При организации литературно-краеведческой работы необходимо создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций обучающихся. Так содержание моей программы предусматривает ряд занятий, направленных на развитие умений самостоятельно находить нужную информацию об авторах, книгах , связанных с нашим краем.

В процессе изучения местной литературы, обучаю ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашими писателями в музеях, библиотеках, в Интернете.

Опыт моей работы показывает, что одной из перспективных технологий литературно-краеведческой работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.

Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения

И, наконец, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. В своей практической работе я остановилась на программах POWER POINT из пакета Microsoft Office, Camtasia Studio, Windows Movie Maker.( Например, с помощью этих программ были созданы фильмы « Православное наследие нашего города», «Биография Ю. Фанкина в фотографиях», буктрейлеры к нескольким книгам, различные презентации) Применение информационных, компьютерных технологи, как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.

При выполнении краеведческого задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами. Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках литературы, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе, городе, области, России. Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений. Таким образом, система моей работы во внеурочное время с использованием ИКТ и Интернет – технологий имеет действительно ряд преимуществ:

  • дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;

  • предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;

  • гарантирует непрерывную связь в отношениях "учитель – ученик";

  • способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);

  • повышает мотивацию учения;

  • развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.

Использование информационно – коммуникационных технологий в краеведческой работе позволяет усилить воспитательные эффекты, поскольку дает мне, как учителю, дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Используемые компьютерные программы позволяют мне, как любому преподавателю, стать разработчиком программных продуктов в поддержку препо­давания своего предмета Используя краеведческий материал на уроках литературы и русского языка, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание литературы и русского языка конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников. Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке литературы они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что этот материал ложится на уже подготовленную базу знаний.































  1. Записи устных поэтических произведений и рассказов бывалых людей. Розыски и запись произведений УНТ являются очень увлекательными занятиями. Произведения устной поэзии записываются со слов родителей, соседей, от известных песенников и рассказчиков. Например, наш ребята ко дню музея собирают пословицы и поговорки, рассказы бывалых людей, посвященные известным событиям. Некоторые из собранных пословиц и поговорок использовались для грамматических упражнений на уроках русского языка.

  2. Заседание PR-агентства. На таких заседаниях ребята занимаются созданием рекламной продукции, то есть рекламой книги. Ученики пробуют себя в роли менеджера, автора, актеров, создают рекламные слоганы. Нами были проведены заседания PR-агенства по книгам Ю.Фанкина, В.Солоухина.

  3. Встречи с писателем. Такие встречи проходят у нас довольно часто. Они повышают интерес к его личности и книгам. К дню краеведения учащиеся 5-6 классов выпустили рукописную книгу «Мой любимый уголок» познакомили со своим творчеством писателя Ю.Фанкина


  1. Читательские конференции. Одной из последних была проведена конференция по творчеству поэта-декабриста А.Одоевского.



  1. Литературно-краеведческие гостиные Часто они связаны с юбилейными датами, но как правило, проводятся 3 раза в год Например, в мае состоялось заседание литературно-краеведческой гостиной «В твоих словах прославился мой город» Члены клуба активно участвуют в Неделе русского языка и литературы, проводят классные часы, викторины, игры по краеведению в младших классах.


  1. Литературно-краеведческие экскурсии приобщают школьников к жизненным истокам литературы, помогают развитию художественной зоркости, способствуют пробуждению пытливого интереса к художественной литературе и искусству. Участники экскурсий яснее представляют описанные в художественном произведении места, быт людей. Дети познают радость самостоятельных открытий, связанных с пристальным наблюдением родной природы. Экскурсии в природу помогают познать прекрасное в повседневном. Результатом таких экскурсий обычно являются поэтические опыты учащихся. Нами выпущен сборники стихов Платонова Федора, учащихся 5-6 классов.


  1. Литературные походы и экспедиции учат школьников связывать теоретические знания с жизненными наблюдениями. Экспедиция ставит перед собой более сложную задачу – попытаться найти новое, неисследованное. Результаты походов и экспедиций не исчерпываются добытыми знаниями, они оставляют неизгладимый след в душе каждого участника. Еще в 2006 году мы собрали материал по топонимике в с. Драчево Селивановского района топонимического и этно-экологического материала. Результат этой экспедиции – работа «Топонимическое исследование малого населенного пункта» была представлена на городской краеведческой конференции в секции «Культурное наследие». В 2012 году эта работа была продолжена. В 2011-12 году были собраны материалы о двух знаменитых учениках школы А.М. Краснухине, летчике, Герое Советского Союза, и В.В. Фокине, изобретателе плоскореза. Также литературно-краеведческий клуб «Истоки» побывал с экспедицией на месте строительства АЭС в Монаково с целью изучения карстов, сбора местных легенд и преданий. Работа была представлена в секции «Экологическое краеведение» на конференции «Отечество»




  1. Творческие работы на краеведческом материале. Привлекают внимание школьников к окружающему миру, воспитывают художественный вкус, способствуют расширению и обогащению словарного запаса учащихся. Близость к изображенным в книгах событиям и людям обеспечивают повышенную чуткость к выбору языковых средств для выражения мысли.



















Диагностика.



Диаграмма №1 Навыки сформированности исследовательской деятельности учащихся 9 б класса, занимающихся литературным краеведением.

По результатам диагностики можно сделать вывод: наличие навыков иследовательской деятельности наблюдается у 70 % учащихся. Данные учащиеся умеют выделять проблему, формировать версии и гипотезы в избранной проблеме, владеют методиками сбора краеведческого материала.









Диаграмма №2 Занятость учащихся 9б класса в литературно-краеведческой деятельности.

По результатам диагностики видно, что 80% учащихся заняты в литературно-краеведческой деятельности.

















Диаграмма №3 Мониторинг качества знаний по литературе учащихся 9б класса ООШ №12.

Результаты мониторинга показали, что качество знаний по литературе в 9б классе составляет 55 %.


Адресная направленность.


Разработанная методика изучения краеведческого материала может широко использоваться учителями литературы, поскольку она способствует реализации воспитательного аспекта урока; формированию информационной, коммуникативной, литературоведческой, языковедческой компетенций;

Предложенная программа кружковой работы и богатый теоретический материал могут быть использованы во внеклассной работе.






Новизна опыта.


  • Разработан элективный курс «Край ты мой…» для 8 – 9 классов.

  • Секция «Литературное краеведение» в НОУ.

  • Организован профильный отряд на базе пришкольного лагеря, который работает по особой программе. По результатам работы оформляется дневник.

  • Разработана программа клуба «Истоки», с 5 по 9 класс.

  • Применение информационно-коммуникационных технологий в изучении литературного краеведения.




















Результативность:


  • собран богатый краеведческий материал , создана медиатека по литературному краеведению

  • разработан элективный курс «Край ты мой…»;

  • Лауреаты регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» 2010 год

  • II место на конкурсе «Дети и книга» 2012 год (сборник стихов)

  • III место на конкурсе «Дети и книга» (Стихотворение «Спасский монастырь») 2012 год

  • II место в конкурсе рукописной книги «Мой любимый уголок» 2011 год

  • I место в конкурсе буктрейлеров 2013 год

  • I место в конкурсе чтецов «Наша вера славная, вера православная!»

  • III Место в конкурсе чтецов «Люблю тебя, мой край родной»














Список использованной литературы.


  1. Гладков А. «Поздние вечера» - Советский писатель, 1986.

  2. Д. Пудков «Муром» - Ярославль, 1986.

  3. Н. Софронов «Это интересно знать» - Ярославль, 1980.

  4. Станюкович К.М. «Воспоминания сельского учителя» - Москва: «Художественная литература», 1987.

  5. Фанкин Ю. «Осуждение Сократа». Роман – Москва: «Современник», 1986.

  6. Фанкин Ю. «Императорские игры».

  7. Фанкин Ю. «День поминания и свадьбы».

  8. Фанкин Ю. «Прощай, лес, прощай, дуброва».

  9. Херасков М. «Россиада» - Москва: «Современник», 1985.

  10. Былины – Москва: «Художественная литература», 1986

  11. Изборник. Повести Древней Руси. – Москва: «Художественная литература», 1986.

  12. Сборник «Интересное о крае» - Ярославль, 1973.

  13. «Краткая литературная энциклопедия», том 7 – Москва, 1968.

  14. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века – Москва, 1989.

  15. Мельников В. «Живопись словом» (о В. Солоухине) – «Призыв», 1974, 6 января.

  16. «Некрасов во Владимирском крае» - Владимирский лит.-худ. Альманах, кн. 2 – Владимир, 1952.



27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!