Проблема патриотического воспитания актуальна в настоящее время. В школу приходит новое поколение обучающихся, которое живет в переменчивом мире. В настоящее время разрушены многие нравственные идеалы, ощущается духовный застой, экономические проблемы. Перед нашим обществом встает опасность потери исторической памяти. Поэтому краеведение приобретает особую роль. Именно оно помогает понять обучающимся свою связь с окружающим миром. Благодаря ему дети осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Эта дисциплина учит интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего их мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведческий материал очень много дает также для морального, нравственного становления личности. Когда обучающиеся понимают, что их родной край играл и играет свою особую роль в истории России, они, безусловно, ощущают гордость как за свою землю, так и за себя; у них поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Изучение краеведения способствует воспитанию гордости за свою страну и свой край, стремление быть лучшим. Познание окружающего мира, как части Родины, соответствует принципу «от частного к общему». Местный материал доступен обучающимся для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить им достижение человека, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в истории.
Развивающий потенциал краеведения также очень велик. Обучающиеся познают новые, неизвестные для них стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями, приобретают национальную гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой на благо родины – т.е. обучающиеся становятся гражданами.
Однако рост информированности молодого поколения, преобладание у определенной части молодежи приоритета массовых прагматических ценностей, социальная дифференциация общества, экономическая нестабильность, девальвация духовных ценностей оказывают негативное влияние на сознание молодого поколения, резко снижают воспитательное воздействие образования как важнейшего фактора формирования патриотизма. Получают широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, обостряется национальный вопрос, кое-где патриотизм перерождается в национализм.
Таким образом, является очевидным противоречие между невысокой сформированностью у подростков паритетности общественных и личных ценностей и высокой потребностью общества в личности человека, готового к сознательному служению родине.