СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы районной творческой мастерской «Познаём мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Пять лет на базе МБДОО  №4 «Тополёк» ст. Гиагинской осуществляла свою деятельность районная творческая мастерская «Познаём мир». Работа творческой мастерской строилась на кружковой деятельности «Туристята» и «Чудеса из солёного теста», в свободной деятельности детей, на занятиях, в наблюдениях, экскурсиях, мини-походах по достопримечательностям ст. Гиагинской, в опытно-экспериментальной деятельности. За пять лет прошло 12 заседаний районной творческой мастерской «Познаём мир».

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы районной творческой мастерской «Познаём мир»»

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №4 «Тополёк» ст. Гиагинской»













Обобщение опыта работы районной творческой мастерской «Познаём мир»





















Руководитель районной творческой мастерской «Познаём мир»:

Коробкова Т.В.

Обобщение опыта работы районной творческой мастерской «Познаём мир» на базе МБДОО №4 «Тополёк» ст. Гиагинской.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к окружающему миру. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».

В.А.Сухомлинский

Пять лет на базе МБДОО №4 «Тополёк» ст. Гиагинской осуществляла свою деятельность районная творческая мастерская «Познаём мир». Работа творческой мастерской строилась на кружковой деятельности «Туристята» и «Чудеса из солёного теста», в свободной деятельности детей, на занятиях, в наблюдениях, экскурсиях, мини-походах по достопримечательностям ст. Гиагинской, в опытно-экспериментальной деятельности. За пять лет прошло 12 заседаний районной творческой мастерской «Познаём мир».

Формулировка цели и задач районной творческой мастерской «Познаём мир» во многом определялась содержанием дошкольного образования. Известный педагог в области образования И.Д. Зверев справедливо отмечал, что, нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). Экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста уделяя этому большое внимание, как процессу непрерывного воспитания, направленному на формирование экологической культуры не только ребенка, но и всех членов семьи, общества. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Основной целью районной творческой мастерской «Познаём мир» по экологическому воспитанию в дошкольном образовании стало формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и экологической культуры.

Решение этой цели было возможно через решение следующих задач:

-обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем);

-воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды);

-развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, предполагало:

-воспитание гуманного отношения к природе;

-формирование основ экологического миропонимания;

-расширение и углубление представлений дошкольников о природе;

-развитие у детей познавательных умений (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия человеческого воздействия на объекты природы);

-привлечение детей к экологически ориентированной, природоохранной деятельности.

При планировании работы по экологическому воспитанию учитывались принципы: научности, интеграции, системности, регионизации.

Федеральный государственный образовательный стандарт и образовательная программа дошкольного образования выдвинуло требования к результатам освоения образовательной программы и требования к организации предметно пространственной среды.

Важнейшим условием реализации системы экологического образования в дошкольной организации являлась правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды.

Достижение поставленных целей и задач экологического воспитания в рамках районной творческой мастерской «Познаём мир», в свете требований ФГОС, более полно реализовывалось через:

- различные культурные практики в своей дошкольной организации (районная творческая мастерская «Познаём мир», проведение акций, родительских мастер – классов, проведение экологических игр и др.).

-проведение кружковой деятельности «Туристята» в разновозрастных группах (2 младшая-средняя и старшая-подготовительная) и кружковой деятельности «Чудеса из солёного теста» для среднего дошкольного возраста.

-взаимодействие с родителями с целью вовлечения их в образовательный процесс, а также трансляцию семейного опыта в вопросах экологического воспитания;

- создание в группах центра живой и неживой природы.

-организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

- создание на территории дошкольной организации внешних природных зон.

Создавая предметно – развивающую среду в дошкольной организации коллектив педагогов помнил, что она должна создавать условия для:

*познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

*эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

*оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории ДОО; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

А так же способствовать:

*формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за комнатными растениями и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

*формированию экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

*экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях кружковой деятельности «Туристята» и «Чудеса из солёного теста», изодеятельности и т. п.).

Эпиграфом к деятельности районной творческой мастерской «Познаём мир» были взяты слова Конфуция: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь», которые ярко отражают сущность взаимодействия с ребенком в познании окружающего мира. А наша главная цель была помочь детям в этом, сформировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Экологическая среда групп, включала в себя несколько мини – центров:

*центр экспериментирования «Лаборатория Фиксиков» ;

*центр природы;

*центр «Юный путешественник»;

*мини-библиотека Лесовичка;

*центр «Воды и песка»;

*центр коллекционирования;

*территория детского сада: сад, зона отдыха, площадка для игр, игровые участки.

Их содержание максимально было приближено к требованиям ФГОС:

-все элементы среды содержательно-насыщены (максимальное наполнение по возрасту и удовлетворения потребностей детей);

-трансформируемы (есть возможность перемещения, использования в других видах деятельности);

-её составляющие полифунциональны;

-элементы и материалы вариативны и были доступны детям (нет запрета к деятельности, есть возможность замены, если желаемое занято);

-наполнение всех составляющих среды соответствовало требованиям безопасности.

Перейдем к более детальному рассмотрению каждого элемента экологического центра:

Неизменной популярностью у детей пользовалась зеленая лаборатория Фиксиков. Задача данного центра - развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей приобретение способностей самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, развитие социальных навыков, инициативы и самостоятельности: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою позицию.

Для детского исследования и экспериментирования центр наполнен разнообразными природными и неоформленными материалами, имеется лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес . Для работы в лаборатории подобраны пооперационные карты, алгоритмы и схемы проведения опытов. Как настоящие лаборанты дети пользовались спец. одеждой, пользовались правилами работы и знали технику безопасности в лаборатории. Выводы и заключения дети помещали в специальные дневники наблюдений. После работы дети сами приводили в порядок рабочие места – мыли и убирали оборудование, протирали столы, убирали мусор, мыли руки с мылом.

Правила: используй спецодежду, правила безопасности алгоритмы по проведению опытов, найди, исследуй, расскажи, веди дневник.

Материалы и оборудование:

Спец. одежда - халаты, перчатки. Дневник наблюдений. Картотека опытов. Схемы и алгоритмы опытов. Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);

-Природный материал (камешки, песок, семена и т. п.);

- Утилизированный неоформленный материал (проволока, фантики, нитки);

- Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, и др., пилки, зеркала);

- Медицинский материал (шприцы без иголок, термометры, груши, пипетки);

- Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмасс, деревянные предметы, железные предметы и др);

- Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).

Материалы для экспериментирования распределены по блокам:

-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, т. е. материалы для изучения свойств воды);

- «Свет и цвет. Звук» (телефоны, зеркала и многое другое для изучения свойств света, цвета и звука)

- «Магнетизм» (разные магниты, конструкции бабочек,самолётов, скрепки, бумажные машинки на магните, т. е. материалы для изучения свойств магнита).

- Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма, камней.

- Наборы парфюмера и мыловара

Центр природы служил не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Наполнение центра ориентировано на развитие познавательного интереса к экологии, формирование экологической культуры, экологического сознания.

Всех обитателей центра мы делим на постоянных, и временных.

Постоянные обитатели уголка природы - комнатные растения.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

Осенью это осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо, поделки из природного материала.

Контейнеры с посадками зелёного лука и веточки деревьев. Дети наблюдали за ними и отмечали изменения в листах наблюдения.

Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. В центре размещены детские поделки из природного материала, макеты, экспонаты природы, икебаны.

Наполнение центра природы «Комнатные растения». Таблички к комнатным цветам. Календарь природы (дети заполняли его самостоятельно), дневник наблюдения за погодой. Графики дежурств: по уголку природы, по занятиям. Паспорт комнатных растений. Гербарий. Проект «Жалобная книга природы». Огород на подоконнике», листы наблюдения. Муляжи овощей и фруктов (в соответствии возрасту детей). Карточки с изображением природы, животных, насекомых. Альбомы для рассматривания, картины времен года. Рисунки детей о природе. Орудия труда: лейки, пульверизаторы, совочки, палочки для рыхления, грабельки, тазики, тряпочки, кисточки, фартуки. Оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками (в соответствии времени года). Поделки детей. Макеты.

Одним из элементов экологического центра являлась игротека. Поскольку игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, мы подобрали из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически направленная игровая деятельность.

Большой популярностью у детей пользовалась мини-библиотека. Она содержала подборку книг и журналов природоведческого характера, книг, помогающих расширить экологические знания и кругозор дошкольника, энциклопедии, фотографии, картины с изображением природных объектов, открытки и т.п. Время от времени организовывались выставки книг и поделок, создаваемых руками детей и родителей это проходило как итоговое мероприятие тематических недель, акций.

Материалы и оборудование мини библиотеки: физическая карта России, карта р. Адыгея, карты городов и их достопримечательности, фото президента, флаг РФ, компас, глобус, открытки и фотографии с достопримечательностями р. Адыгея, фоторамка, фотоальбом (разные профессии), карта материков, энциклопедии, бинокль, дидактические игры, море и т.д.

Хочется отметить, что в центре экологического воспитания наличие центра «Юный путешественник» отражалась часть программы районной творческой мастерской «Познаём мир», формируемой участниками образовательного процесса - в нём содержался и пополнялся материал по краеведению. Это позволило сформировать у дошкольников чувство любви к природе и культуре родного края, закладывались основы патриотического воспитания.

Ещё одна культурная практика, реализуемая в рамках экологического воспитания в рамках районной творческой мастерской «Познаём мир», на которой бы хотелось остановиться - это создание коллекций. Участию родителей в создании коллекций придавалось большое значение.

Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И наша задача не только была увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима.

*Во-первых, собирая коллекцию, дети занимались познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникло желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

*Во-вторых, в процессе коллекционирования у детей тренировалась память, внимание, интеллект, развивалась аккуратность и бережливость.

*В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учились общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украсило жизнь детей, сделало её полнее и разнообразнее. Тема коллекций выбиралась исходя из интересов детей.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с другими занятиями: по познанию окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. В центре имеются коллекции: минералов, семян и плодов, календарей, магнитов стран и городов, мини-игрушек, волчков, фантиков и карточек.

По мере накопления коллекций возникла необходимость в оформлении мини-музея. В музее были представлены не только экспонаты, но и методический материал по НОД. Так как существует дефицит свободных мест, то мини-музей в детском саду организовывался на короткое время, мог быть приурочен к определенной дате или к определенной теме (мини-музей часов, мини-музей ложки и т.д.).

Природоохранные акции формировали у дошкольников сознательное положительное отношение к природе. Эта форма работы требовала большой подготовки не только с детьми, но и с родителями. Были проведены доступные и понятные для детей акции, приуроченные к таким значительным международным датам, как Всемирный день воды (22 марта), Всемирный день здоровья (7 апреля), День Земли (22 апреля). Дети старшего дошкольного возраста уже понимают ценность воды, ее значение для жизни всех живых существ. Акция в защиту воды, за бережное и экономное её расходование оказало влияние не только на детей, но и на их родителей. («Покорми птиц зимой», «Посади дерево», «Спасем планету от пожара», «Вода – это жизнь»).

Экологическое воспитание и образование в ДОО в рамках районной творческой мастерской «Познаём мир» зависело от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Занятия по кружковой деятельности «Туристята», «Чудеса из солёного теста», дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, организация интегрированой НОД, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и мини-походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы.

В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию, в рамках творческой мастерской «Познаём мир», использовался интегрированный подход. Он предполагал взаимосвязь исследовательской деятельности и музыки, продуктивной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Важное место в экологическом воспитании ребенка занимала семья. Большинство современных детей, далеки от природы, поэтому задача родителей стала, вовремя привить детям интерес к окружающим объектам природы, объяснить, на собственном примере, как нужно правильно себя вести в природе. Усилия дошкольной образовательной организации были бы малоэффективны, если бы родители не стали единомышленниками и помощниками ДОО в экологическом воспитании детей. Поэтому большое значение в воспитании экологической культуры у детей я придавалось работе с родителями.

В летний период родители были активными участниками реализации проекта по оформлению экологической среды на территории детского сада.

Взаимодействие с родителями осуществлялось через: анкетирование, проведение опросов, совместных досугов, праздников, викторин театрализованной деятельности, участие в выставках, смотрах- конкурсах, родительских собраний, консультации, ширмы, экологические стенды, акции, обмен опытом между родителями, информационные проспекты для родителей. Родители стали активными участники в конкурсах, развлечениях, выставках, семинарах, природоохранительных акциях: «Наши младшие друзья», «Покормите птиц зимой», «Украсим землю цветами». Одним из эффективных средств работы с родителями считаем, не только размещение информации в «Уголках для родителей», совместные акции, развлечения и т. п. Таким образом, использование в работе традиционных и инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников, способствовало тесному сотрудничеству по данному направлению работы. Сотрудничество с семьей помогло обеспечить непрерывность и целостной формирования экологической культуры.

Использование демократического стиля общения с воспитанниками, позволило обеспечить спокойную обстановку, способствующую самореализации каждого ребенка.

Работа шла по трём направлениям: 1) НОД в рамках кружковой деятельности «Туристята», «Чудеса из солёного теста»; 2) совместная деятельность воспитателя с детьми; 3) самостоятельная деятельность детей.

Для управления НОД были предусмотрены единые методы дидактики: наглядные, словесные, практические или интеграция всех трех методов и приёмов обучения в едином воспитательно-образовательном процессе.

Достичь устойчивых положительных результатов в формировании экологической культуры у дошкольников помогло использование в работе проектного метода, который даёт возможность экспериментировать, синтезировать и развивать полученные экологические знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что формирует умение работать в коллективе и самостоятельно. Совместно с детьми и родителями было разработано и реализовано ряд проектов: «Островок почемучек», «Огород на окне» и т.д.

В работе по данному направлению широко применялись дидактические наглядные материалы, созданные средствами мультимедиа. Например, пособия «Времена года», «Волшебные звуки природы» и др.

Проводились совместные детско-родительские развлечения на экологическую тематику «Праздник леса», «Путешествие по лесным тропинкам», которые оказывают сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка.

В совместной и самостоятельной деятельности широко использовались различные пособия, созданные совместно с детьми и родителями: настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья».

Одной из наиболее интересных форм по формированию экологической культуры у дошкольников являлось совместное сочинение и инсценировка сказок. Экологические сказки способствовали привлечению внимания и развития интереса детей к занятиям по природному миру, сделали экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным. Благодаря активному участию родителей в сочинении познавательных сказок экологической направленности дети с удовольствием рассказывали сказки, сочиняли дома с родителями и рисовали к ним иллюстрации.

Деятельность в центре экологического воспитания была объёмна и многограна. Все материалы этой деятельности были размещены в программе районной творческой мастерской «Познаём мир», в которую помещены конспекты занятий кружковой деятельности «Туристята», «Чудеса из солёного теста», наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность с детьми, проектая деятельность с полным содержанием проведенных мероприятий, а также материалы используемые и изготовленные во время проекта детьми и родителями, праздники, картотека игр и пособий, консультационный материал для родителей и педагогов по экологическому воспитанию дошкольников и т.п.

В содержание программы районной творческой мастерской «Познаём мир» входили перспективные планы работы кружковой деятельности «Туристята», «Чудеса из солёного теста», опытно-экспериментальная деятельность, наблюдения.

Планомерная и последовательная работа, использование эффективных методов и приёмов, позволили выйти на следующие результаты:

1. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.

2. Воспитанники и родители – активные участники экологических конкурсов: по благоустройству территории детского сада, конкурс плакатов «Мы – за чистую станицу», конкурс рисунков.

Таким образом, созданная предметно-развивающая среда ДОО позволила помимо решения образовательных задач, более углубленно познать детям окружающий мир, развить этические и эстетические чувства, воспитать любовь к окружающему миру, природе, воспитать трудолюбие, развить культурно-гигиенические навыки.

В ходе обобщения опыта работы районной творческой мастерской «Познаём мир» был сделан вывод, что формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с воспитанием нравственной, патриотической культуры, которая позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Поэтому были разработаны и рецензированы программы «Туристята», «Чудеса из солёного теста», которые успешно прошли апробацию в дошкольной организации и дают положительные результаты.

На протяжении 5 лет, периодически проводился мониторинг, с целью, выявления уровня развитости экологической культуры дошкольников. Специально проведенный мониторинг позволил более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. В программе районной творческой мастерской «Познаём мир» основными категориями являются две – «экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержат интеллектуальный и чувственный компоненты. Мониторинг проводили два раза в год – в начале и в конце учебного года. Для выявления «экологических знаний» использовали игры: «Экскурсия по уголку природы», «Экскурсия по участку д/сада». Детям задавались ряд вопросов, разница ответов отражалась разным объёмом и содержанием знаний, которые дети приобретали в каждом возрасте. Выявляя отношения детей к природе, кроме длительных наблюдений, проводились естественные эксперименты в форме специально организованных ситуаций «Добровольные помощники», «Кончился корм». Результаты, заносились в таблицы, и делались выводы, о динамике развития знаний и отношений детей к природе Положительная динамика позволила сделать вывод об эффективности проведенной работы.

Вводный мониторинг (2012 год, участвовало в мониторинге 54 ребёнка). Мониторинг показал, что у 44, 3% детей недостаточно знаний в вопросах экологической культуры.

Критерий «Интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных» составил 50%.

Критерий «Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде» - 58%

Критерий «Правила поведения в природе» - 38%

Критерий «Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств» - 31%.

Промежуточный мониторинг (в 2015 году, 55 детей) показал, что систематическая работа по воспитанию экологической культуры, приносит видимый результат. На данном этапе 68% детей справились с предложенными заданиями.

Критерий «Интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных» составил 77%.

Критерий «Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде» - 85%

Критерий «Правила поведения в природе» - 81%

Критерий «Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств» - 46 %.

Критерий «Желание участвовать в экологически ориентированной деятельности» - 53%

Итоговый мониторинг (2017 год, 56 детей) показал эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих овладению детьми экологическими знаниями, экологической культурой, 85, 2%.

Критерий «Интерес к объектам окружающего мира, к условиям жизни людей, растений, животных» составил 85%.

Критерий «Контроль своего поведения, поступков, чтобы не причинять вреда окружающей среде» - 100%

Критерий «Правила поведения в природе» - 100%

Критерий «Эмоциональная реакция при встречи с прекрасным и передача своих чувств» - 92%.

Критерий «Желание участвовать в экологически ориентированной деятельности» - 56 %.


Деятельность по формированию экологической культуры дала определенные результаты:

•ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций хорошо - плохо;

•с желанием участвует в экологически - ориентированной деятельности;

•эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (методика «Секретный разговор», «Письмо зелёному другу»);

•старается выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Опираясь на результаты мониторинга можно сказать, что использование системного подхода в работе с дошкольниками на протяжении 5 лет позволило обеспечить положительную динамику в освоении детьми программного содержания экологического характера.

По результатам имеющихся данных можно сделать вывод о том, что МБДОО №4 «Тополёк» ст. Гиагинской на достаточно хорошем уровне справляется с задачей экологического развития детей. И на вопрос: «Кто должен охранять природу?» – воспитанники нашей ДОО отвечают – Я!!!

Результатом работы районной творческой мастерской «Познаём мир» считаем достижения дошкольников, участвующих в конкурсах различного уровня. На протяжении 5 лет педагоги МБДОО №4 «Тополёк» ст. Гиагинской были постоянными участниками методических мероприятий, заседаний районной творческой мастерской «Познаём мир». Участвовали с показом занятий с детьми, праздников и развлечений, экологических сказок, опытно-экспериментальной деятельности с детьми, с показом мастер-классов для педагогов, проведением консультаций и бесед с воспитателями, в организации выставок совместного творчества взрослых и детей на экологическую тематику, педагоги участвовали в экологических конкурсах различного уровня.

Достижениями данного опыта работы районной творческой мастерской «Познаём мир» считаем также пропагандистскую деятельность по внедрению форм и методов работы, направленных на формирование экологической культуры дошкольников.

В результате проделанной работы районной творческой мастерской «Познаём мир» за пять лет есть положительные результаты у детей:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-дети научились практическим действиям по охране природы;

-развились умственные способности детей, которые проявились в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Кружковая деятельность "Туристята", «Чудеса из солёного теста», в рамках районной творческой мастерской «Познаём мир» позволила удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей. Кружки стали носить интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребёнка.

Внедренческий опыт:

Главная идея опыта состояла в том, чтобы в условиях кружковой деятельности «Туристята», «Чудеса из солёного теста» в рамках творческой мастерской «Познаём мир» средствами различных форм и методов работы по формированию экологической культуры дошкольников, краеведческих материалов помочь ребятам раскрыться, реализовать себя.

В деятельности районной творческой мастерской «Познаём мир» так же использовали и имеющийся в педагогике опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников: психолого-педагогическую поддержку, учёт возрастных особенностей детей, развивающие методики обучения. В работе использовали различные наглядные пособия, дидактический материал, средства ТСО, компьютерные технологии.

За время работы по теме собран теоретический и практический материал по данному вопросу.

Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволили сформировать экологическую культуру дошкольников. У детей возрос интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней. Распространение опыта работы по данной теме прошло через открытые мероприятия на заседаниях районной творческой мастерской «Познаём мир», выступления воспитателей на методических объединениях д/с, участие руководителя районной творческой мастерской «Познаём мир» на районных семинарах.

В завершении позвольте напомнить, что задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за планету Земля, и каждый из нас может сохранять и преумножать её красоту.

Экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста уделяя этому большое внимание, как процессу непрерывного воспитания, направленному на формирование экологической культуры не только ребенка, но и всех членов семьи, общества.


«Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала»

Не наукой, а частью души!».


Опыт работы районной творческой мастерской «Познаём мир» может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями дошкольников, не безразличных к развитию своих детей.



























Литература:


  1. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

  2. Артёмова, Л. А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. А. Артёмова. – М. : Просвещение, 1992.-126 с.

  3. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

  4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 512 с

  5. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

  6. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 192 с.

  7. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

  8. Грунина, С. О. Теория и методика экологического образования детей // С. О. Грунина. – Йошкар-Ола: 2010.-226с.

  9. Згурская, Л. Д. Экология – малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. с. 104.

  10. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.

  11. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57. Из опыта работы МДОУ г. Череповца по вовлечению семей в совместную деятельность по программе детского сада «Сообщество».

  12. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

  13. Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: Н.В. Коломина «Воспитание экологической культуры в детском саду», З.Ф. Аксеновой «Войди в природу другом», В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников» и др.

  14. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологи­ческом воспитании детей//Дошкольное воспитание.–2009.–№ 4.–С.42–46.

  15. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С. Н. Николаева. - М. : Педагогика, 2005. – 296с.

  16. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду/С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 187с.

  17. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

  18. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

  19. Обруч. - 2008. - № 4. Тема номера «Ребенок и природа», а часть материалов посвящена экологическому воспитанию детей.

  20. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

  21. Романова К.А. Формирование нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Детство – 2003.–№ 1.–С.33–34.

  22. Рыжова Н. О «Что за чудо? Всем на диво так цвете оно красиво!» Экологические занятия для детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. – 2009. – № 10 – С.34 – 41.

  23. Рыжова Н. О программах экологического образования дошколь­ников // Дошкольное образование. – 2004.–№ 11.–С.3–4,21.

  24. Рыжова Н. О. Дорога, длиною в ДОУ: [рекомендации по созданию экологической тропы в помещении д/сада] // Обруч. – 2006. – № 3. – С.28 – 30.

  25. Рыжова Н. О. Жалобная книга сказочной природы: [экскурсии, исследовательская работа на экологической тропинке] // Дошкольное образование. – 2010 – № 16. – С. 7– 8,17 – 18. – Задания для отрядов. Инсценировка «Жалобная книга сказочной природы».

  26. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста // Дошкольное образование.–2008.– Вып. 23.–32 с.– (Библиотечка "Первого сентября").

  27. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!