Обобщение опыта
«Создание образовательной среды как одно из важных условий развития детской одарённости в массовой школе»
представляет учитель русского языка и литературы
МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»
Харчева Татьяна Александровна
Оренбургская область
2016 – 2017 г.
Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый
гений до некоторой степени дитя
А. Шопенгауэр
В каждом человеке – солнце, только дайте ему
светить.
Сократ
- Информационный блок
- Описание технологии опыта
- Заключение
- Образование: высшее, ОГПИ им. Т.Г. Шевченко, г. Орск, учитель русского языка и литературы,1986
- Педагогический стаж: 31 год
- В должности учителя русского языка и литературы: 31 год
- В данном учреждении: 26 лет
- Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»
- Аттестация: учитель высшей квалификационной категории по должности «Учитель» (Приказ Министерства образования Оренбургской области от 10.07.2012 г. № 01/20 – 988)
Становление опыта
База МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная
школа № 1» Красногвардейского района Оренбургской области
Условия возникновения опыта
- изучение и апробирование инновационных педагогических технологий;
- систематический анализ проверки знаний по предметам,
результатов ЕГЭ и ОГЭ, олимпиад и конкурсов;
- изучение методической литературы и опыта коллег
- Потребность общества в неординарной творческой личности, вызванная изменениями во всех сферах жизни общества
- Модернизация школьного образования
- Современные требования к школьному образованию и направления, указанные в документах Федерального уровня:
- Федеральный государственный образовательный Стандарт второго поколения
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 № 273 Ф-З
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённая Президентом РФ 03.04.2012
Противоречие между
социальным заказом общества на максимальное
развитие и поддержку одаренности детей и
недостаточной разработанностью данной проблемы
в современной школе
Проблема опыта
Создание обучающей среды, когда ученик
поставлен в такие обстоятельства, что вынужден
проявлять активность, действовать в условиях выбора,
преодолевать возникшие трудности
Развитие у учащихся способности к деятельности, включающей следующие аспекты:
- готовность к целеполаганию;
- готовность к оценке;
- готовность к действию;
- готовность к рефлексии;
- готовность к самовоспитанию и самообразованию
Согласно данной педагогической идее, учебный процесс строится
на комбинировании личностно-ориентированного, развивающего,
деятельностного подходов и использовании коллективных форм
работы
Диапазон опыта
Опыт может быть применен в общеобразовательном учреждении любого типа, использован преподавателями в классах с базовым и углубленным изучением гуманитарных предметов. Также хорошо согласуется с основными требованиями к современному уроку в формате ФГОС
Новизна опыта
заключается в определении условий, позволяющих
развивать гуманитарные способности учащихся на уроках и во
внеурочной деятельности
Цель:
Создание условий, при которых обучаемый
чувствует свою успешность, свою интеллектуальную
состоятельность, что делает продуктивным весь процесс
обучения
Задачи:
- совершенствование предметных умений и навыков;
- повышение учебной мотивации;
- развитие интеллектуальных способностей и нестандартности
мышления;
- развитие навыков исследовательской и самостоятельной
познавательной деятельности;
- овладение навыками самоконтроля и самооценки
Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, С.Л.
Рубинштейн, А.М. Матюшкин – отечественные учёные
Дж. Гилфорд, Эдвард Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, Элис Пол Торренс – западные учёные
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития обучающихся
- Принцип включения обучающихся в творческий процесс
- Принцип помощи, наставничества
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя
Вперёд и вместе:
через живое общение,
через работу в группах,
где каждый обучающийся -
субъект познания нового
- Технология проблемного - диалогического обучения
- Кейс-технология
- Технология развития критического мышления
- Игровые технологии
- Технология ТРИЗ
- Групповые технологии
- Технология проектов
Начало урока – актуализация знаний: мозговой штурм
(индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
«корзина идей, понятий, имён…», «кластер», эвристическая беседа
Смысловая часть - подача нового материала ( самостоятельное
добывание новых знаний, обучение друг друга): различные формы
дискуссий, игровые методы, опорный конспект, «инсерт»,
продвинутая лекция , кейс-стади, «большой круг», «ПОПС –
формула», «акв ариум», изобразительный проект, «кубик Блума»
Рефлексия – получение обратной связи: глоссарий, эссе,
мини-сочинение, незаконченное предложение, телеграмма,
синквейн, диаманта
ВАЖНО ЧЕРЕДОВАТЬ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ТРАДИЦИОННЫМИ!
- Олимпиады
- Конкурсы
- Научно-исследовательская работа
- Стихи
- Сочинения
Победители всероссийских конкурсов и олимпиад
Здесь размещены творческие и исследовательские работы учащихся и
портфолио учителя, в котором указаны конкурсы, олимпиады, в
которых участвовали ребята, и их результат
http://multiurok.ru/tatyana0209
Результаты ЕГЭ (2014-2015; 2015 – 2016)
Результаты ОГЭ
Ожидаемая модель школьника, который должен :
- уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
- умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить;
- видеть возникающие в реальной действительности проблемы и,
- используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
- быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией.
Трудоёмкость опыта
Необходимость в:
- осуществлении коррекции и разработке рабочих программ по русскому языку и литературе ;
- разработке уроков с использованием новых форм, методов работы и инновационных педтехнологий;
- в освоении большого пласта дополнительной литературы и самостоятельном подборе учебного текстового, электронного и наглядно-иллюстративного материала;
- моделировании наглядных пособий, компьютерных презентаций, раздаточного материала;
- в органичном использовании учебных дисков, электронных учебников, учебных фильмов и других средств сопровождения образовательной деятельности в сочетании с вербальными средствами.
Адресная направленность и область применения опыта
- Данный опыт предлагается учителям, работающим в основной и старшей школе. Опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития
Распространение опыта
Сайт: http://multiurok.ru/tatyana0209
Сетевые сообщества:
http://pedsovet.org
[email protected]
http://www.zavuch.ru
Работа в рамках РМО учителей русского
языка и литературы
- Барулин В. В. Одаренность. Проблемы и исследования. // Барулин, В. В. Лучшие страницы педагогической прессы. №6. 2003. С. 83-92.
- Бурменский Г. В. Одарённые дети. – М.: Прогресс, 1991.
- Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников/М.: «Сентябрь», 2003.
- «Краткий тест творческого мышления». – М.: Интер, 1995.
- Матюшкин А. М. Загадка одаренности. – М.: Школа – Пресс, 1993.
- Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.
- Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/М.: «Сентябрь», 2003.
- Савенков А. И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения/М.: «Сентябрь», 2004.
- Степанов М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. – Спб: КАРО, 2005. – 80 с.
- Холер К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков.