СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы: Учебно-исследовательский проект, как одна из форм активизации учебной деятельности учащихся в школьных курсах географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении нескольких лет занимаюсь с учащимися проектно – исследовательской деятельностью, поэтому решила рассказать о собственном опыте по данной теме, а также рассмотреть и некоторые теоретические вопросы проектной деятельности. Работа состоит из ведения двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В введении раскрываю поставленные цели и задачи данной темы. В теоретическом разделе раскрываю особенности проектно – исследовательской деятельности. Практическая часть работы посвящена собственному опыту работы, а также некоторым вопросам по написанию учебно-исследовательского проекта.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы: Учебно-исследовательский проект, как одна из форм активизации учебной деятельности учащихся в школьных курсах географии»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5» г. Кудымкара










Обобщение опыта работы:

Учебно-исследовательский проект, как одна из форм активизации учебной деятельности учащихся в школьных курсах географии








Автор:

Овчинникова Вера Ивановна

г. Кудымкар, Пермский край

МОБУ «ООШ №5»,

учитель географии, высшей категории









г. Кудымкар, 2016 г.

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава. 1.Учебно-исследовательский проект, как одна из форм

активизации учебной деятельности учащихся в школьных курсах географии…………………………………..……………………………………… 5

Глава. 2. Организация учебно-исследовательской деятельности

учащихся (из опыта работы)…………………………………………….9 Заключение……………………………………………………………………… 17

Список литературы………………………………………………………………18
















Введение


В соответствии с моделью педагогики развития основу содержания и структуру школьной географии составляет принцип личностно- ориентированного обучения. Он требует при обучении исходить из индивидуальных особенностей учащихся по восприятию и осмыслению научных и прикладных знаний и умений. Обучение географии наряду с передачей ученикам определенной суммы знаний и умений формирует навыки самостоятельного их добывания с помощью новейших учебных технологий и форм организаций учебного процесса. В настоящее время конечный результат обучения это не столько сумма знаний, сколько умение принимать их на практике, использовать для воспитания в себе духовных, волевых, интеллектуальных качеств.

Школьная география занимает активную позицию в педагогике развития. Ее уникальное положение в современной системе образования, где она играет роль «мостика» между естественными и общественными науками, предоставляет ей огромные возможности. Благодаря своему мировоззренческому и интегрированному характеру школьная география формирует и системное представление о Земле, способствует формированию у школьников умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

В условиях сокращения учебных часов методы, приемы, формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивать планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий – проектная деятельность.

Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса, предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод проектов позволяет, ограничено интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектный метод – это одна из технологий воспитания мотивированных учащихся.

Школьники, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы, принимают участие в экспериментальных исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощущать радость успеха. Все это отвечает познавательно – развивающим и обучающим, воспитательным и социально – адаптационным функциям концепции образования.

В основе проектной деятельности лежит учебно-исследовательская деятельность школьников. Собственные исследования – это наиболее

3

эффективный путь познания и целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, следовательно, их знание поможет учащимся в любой избранной им сфере деятельности.

Ж..Ж. Руссо писал, что «непосредственный интерес – вот великий двигатель, единственный, который видит верно, и далеко, интерес является краеугольным камнем обучения.

Цель учебно-исследовательской деятельности – это приобретение новых знаний для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности, развитие конкретного ученика.

Задачами проектного метода являются в получении дополнительных знаний об окружающем мире; формирование у школьников объективных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием культурных ценностей; научить школьника добывать информацию; развивать самостоятельное мышление, способствовать формированию навыков в исследовательской деятельности.

На протяжении нескольких лет занимаюсь с учащимися проектно – исследовательской деятельностью, поэтому решила рассказать о собственном опыте по данной теме, а также рассмотреть и некоторые теоретические вопросы проектной деятельности.

Работа состоит из ведения двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В введении раскрываю поставленные цели и задачи данной темы. В теоретическом разделе раскрываю особенности проектно – исследовательской деятельности. Практическая часть работы посвящена собственному опыту работы, а также некоторым вопросам по написанию учебно-исследовательского проекта.

При написании работы были использованы литературные источники, указанные в списке литературы, а также собственные изыскания.














4



Глава. 1. Учебно-исследовательский проект, как одна из форм активизации

учебной деятельности учащихся в школьных курсах географии

Экономические, социальные, экологические изменения в России, информатизация общества ставят перед географическим образованием задачи, связанные с развитием творческого мышления, продуктивной созидательной деятельности школьников как условиями их самореализации в жизни.

Задача общеобразовательной школы заключается, прежде всего, в подготовке учащихся быть адекватными к окружающей географической действительности.

Одно из приоритетных направлений модернизации географического образования – это проектная деятельность.

Решение проблем развития учащихся самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению на протяжении всей жизни возлагается на метод проектов.

В переводе с латинского языка слово «проект» означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Здесь и кроется суть и смысл проектной технологии – создание условий подлинной ситуации творчества, в самостоятельном освоении материала. /1/

В информационном письме Министерства образования РФ под методом проектов принимается способ организации познавательно-трудовой деятельности для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукт труда)

Е.С. Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. /7/

Проектная технология не является принципиально новым в мировой педагогике. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развития мышления. Проектный метод связан с такими именами, как П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий. Метод проектов зародился во второй половине 19 века в школах

5

США, основоположником был американский философ Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. В сжатом виде концептуальные положения теории Дьюи выглядели следующим образом:

- усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

- ребенок усваивает материал, непросто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникающей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности по Дьюи являются:

- проблематизация учебного материала;

- активность ребенка;

- связь обучения с жизнью.

Следовательно, по мнению Дьюи, сущность метода проектов заключается в возможности освоения учеником способа самостоятельного познания. Идеи Д. Дьюи носили достаточно широкое применение. Появились последователи этого метода, например, американский педагог В. Килпатрик считал проектом любую деятельность с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом. В данный момент в связи с модернизацией географического образования к проектному обучению вновь возник интерес. /6/

Цель использования метода проектов – самостоятельное постижение учащимися проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся.

Работая над проектом учащиеся, овладевают комплексом географических умений: познавательных, практических, оценочных.

Существенными особенностями этого метода являются диалогичность, самостоятельность, реактивность, контекстность и интегративность.

Диалогичность позволяет учащихся в процессе выполнения проекта вступает в диалог, как самим собой, так и с другими. Диалог создает условия для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних знаний.

Субъективность проявляется в том, что каждый ученик становится равноправным членом творческого коллектива, воспитывает обязательность и ответственность, взаимопомощь в работе.

Креактивность связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату выполнения.

Контекстность позволяет создавать проекты, приближенные к жизни, которые находятся в зоне ближайшего развития.

Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащихся изучаемой проблемы с привлечением содержания других предметов.

При выборе тем проекта учитель руководствуется следующими критериями:

6

значимость данной информации для учащихся; практическая значимость проекта.

В настоящее время существуют различные классификации проектов. Рассмотрим те, которые наиболее характерны для географии.

По содержанию можно выделить экологические; физико-географические; социально – экономические; краеведческие; историко-географические; комплексные.

По уровню интеграции различают монопредметные; межпредметные; надпрдеметные.

По количеству участников выделяют индивидуальные; групповые проекты.

По продолжительности выполнения проекты подразделяются на мини – проекты, выполняемые в течении и нескольких недель; средней продолжительности, охватывающие несколько месяцев; долгосрочные, выполняемые в течении года.

По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские; игровые; творческие; практико-ориентированные; познавательные проекты.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, обозначение цели, задачи, предмета и объекта исследования, методов, путей решения проблемы, оформление полученных результатов.

В игровых проектах учащихся чаще всего принимают на себя

определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные или выдуманные лица, нередко в играх преобладает приключенческий сюжет.

Творческие проекты – это разработка сценария праздника, создание журнала, видеофильма, выставка рисунков, составление разнообразных буклетов.

Познавательные проекты направлены на сбор информации об объекте, явлении, процесса. Результаты оформляются в виде сообщения (доклада), карты, схемы.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат. Как правило, такой проект должен иметь оценку со стороны других людей.

По использованию средств обучения выделяют проекты, в которых применяют традиционные дидактические средства: учебники, атласы, научно – популярную литературу и наглядные средства: таблицы, схемы, рисунки, техническое оборудование./2/

Проектная технология реализуется в несколько этапов.

Первый этап проектного цикла – организационноподготовительный

7

или ценностно – ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности. Работа над проектом начинается с выбора темы исследования, т.е. определения цели. Идет обсуждение проекта, строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, проводится планирование работы.

Второй этапконструктивный или поисково-исследовательский, который включает сбор информации, выбор форм реализации проекта. Учитель на данном этапе консультирует учащихся, организует их деятельность.

Третий этапоценочно – рефлексивный или отчетно-оформительский, его основу составляет самооценка деятельности учащихся. На данном этапе проект оформляется, готовится к презентации, проводится корректировка проекта.

Четвертый этаппрезентативный, на котором осуществляется защита проекта. На данном этапе следует обратить внимание на перспективы работы над проектом. /4/

Проектные технологии создают условия для самореализации школьника. Данный метод позволяет воспитывать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, учит школьников вступать в дискуссию, выражать свои мысли. Это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы.






















8

Глава.2.Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся (из опыта работы)

На протяжении многих лет занимаюсь с обучающимися проектно-исследовательской деятельностью. Учебно-исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только учить, сколько помогать, ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креактивности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Самое ценное в данной деятельности – это исследовательский опыт. Большие возможности в этом плане имеют как урочная, так и внеурочная работа с детьми.


Учебно-исследовательские проекты в практике обучения.


В педагогической литературе отмечается, что сегодня основной формой обучения является урок. «Урок – это» клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке», - так писал М.Н. Скаткин про урок. Урок – это своеобразная визитная карточка каждого педагога.

Каждого учителя беспокоит вопрос эффективности его уроков, с этой целью все чаще обращаемся к новым педагогическим технологиям.

Г.К. Селевко пишет, что «учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, не тратить время на открытие уже известного».

Минц А.Л. писал, что «напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», а Б.Шоу утверждал, что «единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Знания становятся инструментом тогда, когда с ними можно работать. Новые знания можно получить в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Чтобы научиться их добывать необходимо, овладеть техникой исследовательского поиска.

9


Этапы исследовательской деятельности:

Первый этап – выбираем тему исследования. Ученикам предлагаю блок неизученного материала. Название темы может быть предложено учителем, а чаще всего учащиеся сами определяют название исследования.

Второй этап - сбор информации. На этом этапе главная задача собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации. Сбор материала ограничивается временными отрезками.

Третий этап – обобщение и оформление материала в письменном виде, предварительно, получив консультацию у преподавателя. Формы обобщения работы могут быть самые разные: доклад, таблица, схема, модели, рефераты.

Четвертый этап – сообщение по результатам исследования. Этот этап целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Выступление должно быть кратким, точным, логичным. Докладчик должен не просто рассказывать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам. В конце выступления, докладчик задает вопросы, которые заранее продумал. На этом этапе формируются качества творческой личности.

Измерительные инструментарии. Ключевую роль в любой технологии играют текущий и итоговый контроль. Систематический контроль помогает правильно оценить организацию учебно–воспитательного процесса и эффективность использования технологии. Современных измерительных технологий очень много: рейтинговые, тестовые, зачетные и т.д. При данной технологии более целесообразно использовать рейтинг.

Результативность. Ожидаемый результат этой технологии – повышение качества знаний по предмету, а также повышение познавательного интереса к географии. Повышение результативности можно объяснить применением технологии исследовательской деятельности. Следующим результатом стали творческие работы учащихся, которые приобрели вид проекта.

Считаю, применение метода исследований на уроке географии помогает учителю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки самоконтроля.

При выполнении проекта учащихся сталкиваются с такими трудностями, как:

- постановка ведущих целей и задач;

- поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;

- сравнение полученного с требуемым;

- оценка деятельности результата проектирования.

При этой деятельности меняются роль учителя в образовательном процессе. Учитель выступает в роли консультанта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными

10

статистами; деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в

«команде», сотрудничать в коллективе.

При использовании в образовательном процессе данного метода существуют, по крайней мере, два результата.

Первый (скрытый) – педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление данного выбора, так и результатов собственной деятельности.

Второй результат – это собственно та видимая часть айсберга, которая и является выполненным проектом.

Условиями успешности проектно-исследовательской деятельности являются:

- четкость и конкретность постановки цели проекта;

- определение планируемых результатов;

- констатация исходных данных.

Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература, требования педагога к качеству проекта, алгоритм проектирования.

Самым сложным моментом при введении в учебный процесс данного метода является организация этой деятельности. При планировании обучения учителю необходимо выделить темы, которые будут «вынесены на проектирование». Необходимо заранее сформулировать примерные темы исследований, предусмотреть организационную форму его выполнения.

При изучении географии Родного края с обучающимися 9 класса выполняем проект «Города Пермского края»

Цель: познакомить учащихся с городами Пермского края.

Задачи:

Личностные:

Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, устную речь. Осознавать какие качества необходимы для успешной учебы, адекватно оценивать себя; развитие навыка сотрудничества.

Метапредметные:

Оценивать ход и результат выполнения проекта; сравнивать свои результаты с результатами своих одноклассников; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; осуществлять поиск информации для выполнения учебного проекта; развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы по добыванию новой информации.

Предметные:

Находить города на экономической и политико-административной карте,

11

дать понятие о географическом положении городов, численности, отрасли хозяйств городов, значение городов в экономике края; истории формирования и развития, современном облике и хозяйстве.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: Актуализировать, систематизировать и обобщить знания учащихся, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации;

Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в группе, планирование  совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;

Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания;

Личностные УУД: стремление к созидательной деятельности.



Учебно-исследовательская деятельность во внеурочной практике


Внеурочная деятельность имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности, служит средством профориентации.

За многие годы работы в школе мною апробированы различные формы внеклассной работы. Некоторые из них я попытаюсь рассмотреть.

Факультативные занятия

Приоритетной задачей образования является раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей. Для реализации этой задачи очень важна индивидуальная работа со школьниками. Одной из таких форм являются факультативные занятия.

Мною разработана программа факультативного курса «Учебно-исследовательский проект».

Работу по написанию учебно-исследовательских проектов провожу поэтапно, в течение учебного года. Рассмотрим этапы по написанию проекта исследовательского характера.

Первый этап учебно-исследовательской деятельности – это подбор учащихся.

К моменту написания проекта учащиеся уже должны владеть определенной суммой знаний: уметь решать проблемы, делать выводы, высказывать собственные суждения, устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать, обобщать, обладать творческим опытом. Наиболее оптимальный возраст для написания проекта – это ученики 7-11 классов. Ученики должны обладать широкой эрудицией, быть активными, уверенными в

12

себе. Не мало важное значение имеет и то, как учитель сумеет их увлечь данной деятельностью. Если темы работ будут интересными, увлекательными, то дети испытывают творческий подъем.

Второй этап – теоретический, Для того чтобы написать качественный исследовательский проект, необходимо владеть конкретными теоретическими знаниями в этой области знаний. С этой целью с учащимися провожу занятия, где рассматриваем все вопросы по написанию проекта. Привожу некоторые темы занятий и кратко их рассмотрим.

Тема « Учебно-исследовательский проект. Как подготовить проект»

  1. Проект, – это изложение какой – либо проблемы.

  2. Подбери литературу по изучаемой теме.

  3. Составь план.

  4. Используя рекомендации по составлению конспекта, напиши текст.

  5. Прочитай текст и отредактируй ее.

  6. Оформи работу.

Тема « Правила оформления проекта»

  1. Объем работы не более 30 страниц.

  2. Перед текстом приводится содержание, где указываются части текста и номера страниц.

  3. Все главы нумеруются по порядку, кроме введения.

  4. Каждая глава начинается с нового листа.

  5. Текст печатается с двумя интервалами между строк.

  6. Титульный лист считается первым, но цифра не ставится.

  7. Формат работы – А4.

  8. Все цитаты, цифры, приводимые в работе, должны иметь сноски.

  9. Список литературы помещается в конце текста.

10.Демонстрационный материал оформляется в виде приложения.

Тема « Титульный лист»

  1. Не допускаются на титульном листе рисунки, другие иллюстрации.

  2. Смотри инструкцию по оформлению титульного листа.

Тема « Правила оформления списка литературы»

  1. Список литературы помещается в конце текста.

  2. Литературные источники указываются в алфавитном порядке, за исключением не печатных материалов.

  3. Порядок указания в списке литературы: фамилия, инициалы. Название работы. Место издания, издательство, год издания. Страницы.

  4. Журнальная статья. Фамилия, инициалы автора. Название статьи. Название сборника. Место издания, издательство, год издания. Страницы.

Тема « Как составить конспект»

  1. Конспект – краткое письменное изложение содержания текста.

13


  1. Определи цели составления конспекта.

  2. Конспект пиши четко и разборчиво, указывай страницы.

Тема « Подготовка тезисов»

  1. Тезисы должны быть краткими по объему (не более 2 печатных листов, 70 знаков в строке, 40 строк на листе).

  2. Содержание тезисов раскрывает вопросы введения и заключения.

Тема « Научный доклад».

  1. Научный доклад – сообщение о проделанной работе.

  2. Время выступления 5-7 минут.

  3. Содержание доклада: цель, задачи, основные этапы проделанной работы, выводы.

  4. Эффективно использовать плакаты, схемы, таблицы, графики.

Тема « Структура проекта»

  1. Титульный лист.

  2. Содержание.

  3. Введение.

  4. Основная часть.

  5. Заключение.

  6. Список литературы.

  7. Приложение.

Тема « Рекомендации по защите проекта»

  1. Отрепетировать выступление.

  2. Соблюдать регламент выступления.

  3. Излагать просто, кратко, ясно.

  4. Контролировать свои эмоции и движения.

Тема « Работа с литературными источниками»

  1. Используй не менее 5 источников.

  2. Материал из каждого источника помещать на отдельном листе.

  3. Не забудь написать автора, место и год издания, страницы.

На теоретических занятиях рассматриваются и другие темы.

Третий этап – работа над проектом. После того как выбрана тема проекта, начинается напряженная работа. Определяется цель работы.

Главная задача – научить учащихся не только ставить перед собой цель, но и предвидеть результат деятельности. После определения темы и цели проекта важно установить последовательность выполнения работы. Сначала ученик и учитель определяют источники информации, далее составляется развернутый план и ученик начинает собирать теоретический и практический материал по теме, заранее определяются сроки выполнения работы. В ходе сбора материала ученики тесно общаются с учителями, ведут дискуссии, данной проблемы. После обсуждения основных вопросов, ученик приступает к

14

написанию чернового варианта проекта. Проект только тогда можно считать завершенным, когда результаты проделанной работы будут логично изложены в письменном виде. Но до окончательного его завершения, работа еще многократно будет дорабатываться. Полностью написанный проект готовится к защите. Составляется доклад, ученик готовит наглядные пособия к выступлению. Проводится первичная защита проекта, это имеет огромное значение для выступающего: вырабатывается уверенность, дорабатывается доклад, учится вступать в дискуссию.

Заключительный этап – защита проекта на школьном этапе учебно-исследовательского конкурса.

Работа учителя в качестве руководителя проекта заключается в мотивации проектной деятельности, в организации учащихся на определении замысла проекта, в консультации по вопросам получения, обработки информации, выбора формы реализации проекта, его презентации.

При работе над проектом учитель выполняет следующие функции: помогает ученикам в поисках источников знаний; является источником информации; координирует весь процесс деятельности; поощряет учеников.

Школьники ежегодно принимают участие в учебно-исследовательских конкурсах разного уровня, занимая призовые места.

В таблице представлены названия проектов, рефератов обучающихся, которые заняли призовые места на школьных, муниципальных, краевых и общероссийских конкурсах в 2011 – 2016 гг.

Таблица

Название проекта, реферата

Учебный год

1.

Фауна Коми – Пермяцкого округа в геральдике и ономастике

2011

2.

Современная этнодемографическая ситуация на территории Коми – Пермяцкого округа

2011

3.

Некоторые вопросы из истории собственных фамилий

2011

4.

Автомобиль – главное средство передвижения жителей города Кудымкара

2011

5.

Миграционная подвижность коми – пермяков и их адаптация к новым территориям проживания(на примере одной семьи)

2011

6.

Кудымкарское автотранспортное предприятие. Вчера. Сегодня. Завтра.

2011

7.

Семья Тупицыных в истории села Армянский Крымского района Краснодарского края

2011

8.

Влияние природных условий на ягодные ресурсы Коми – Пермяцкого округа

2012

9.

Гидроминеральные ресурсы города Кудымкара: география их размещения

2012

10.

Национальная кухня коми – пермяков как составная часть этноэкономики Коми – Пермяцкого округа

2012

11.

Выбор профессии – важное звено становления человека

2012

12.

Национальные напитки коми - пермяков

2012

13.

Фотография семейного альбома

2013

14.

Проверка некоторых неинструментальных методов определения сторон горизонта

2013

15.

Очаги живой природы на территории города Кудымкара: Красная горка

2013

16.

Мои первые путешествия: гора Ветлан

2014

17.

Парк имени И.Я. Кривощекова – природная достопримечательность города Кудымкара

2014

18.

Дикорастущие растения на территории Коми – Пермяцкого округа: грибы

2015

19.

Географический образ города Кудымкара

2015

20.

Некоторые суждения об урбатопонимике города Кудымкара

2015

21.

«Горы» на равнинной территории Коми – Пермяцкого округа

2016

22.

Зеленые насаждения моего двора

2016

23.

Мои первые путешествия: Абхазия - курортный край

2016













16

Заключение

В центре внимания современного образования поставлена личность, уважение к ней, стремление помочь ее развитию. Реализовать сложные задачи по формированию личности школьников позволяю различные виды учебной деятельности. Географии принадлежит видное место в решении задачи по формированию научного мировоззрения, практической подготовки учащихся к жизни.

Один из способов, призванных решению этих задач, - это внедрение в практику активной самостоятельной работы учащихся, так как она создает условия для развития умственных способностей и творческого подхода в учебной работе. Одним из видов самостоятельных работ, активизирующих развитие познавательных сил учащихся, является метод учебно-исследовательских проектов.

Данный вид деятельности позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, является связующим звеном между учебной и научно – исследовательской работой. При этом самостоятельное добывание знаний, необходимых школьникам в данный момент, делает процесс обучения географии активным и личностно значимым.

В традиционном обучении учитель не найдет столь благоприятную ситуацию для того, чтобы научить учащихся высказывать свое мнение, вступать в дискуссию, воспитывать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, самореализации личности как профессионала.

Современная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности четче сформировывать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. И один из путей решения это – проектная деятельность.

Проект – это сложная, трудоемкая, кропотливая, активная познавательная деятельность, которая, способствует развитию и формированию мировоззрения учащихся, приобретенных при изучении школьных курсов географии.











17

Список литературы

1. Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии. // География в школе 2005, №2.

2. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании. // География в школе 2002, №6.

3. Пантелеева Н.К. Реферат – один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся. // География в школе 2011, №7.

4. Пантелеева Н.К. Как написать реферат. // География в школе 2004, №1.

5. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект.

« Инфра – м», Москва, 2001.

6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Москва, 2003

7. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. // Практика, 2003 и 2006гг.


















18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!