СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта учителя русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностный подход к обучению и воспитанию школьников предусматривает организацию деятельности ученика, позволяющую ему овладевать социальным опытом: ценностно-смысловым, общекультурным, учебно-познавательным, информационным, коммуникативным, социально-трудовым.

Осуществлению компетентностного подхода на уроках  русского языка и литературы способствуют следующие эффективные условия:

- переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения;

- интеграция предметов, образовательных учреждений различного уровня;

- коммуникативно-деятельностный подход в обучении,

- личностно ориентированный подход;

- развитие словесно – логического мышления;

- создание ситуации успеха;

- демократический стиль общения.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта учителя русского языка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г.ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»








Портфолио аттестуемого учителя

Миленькой Виктории Викторовны

































Миленькая Виктория Викторовна


Дата рождения: 02.11.1976

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Джанкоя Республики Крым «Средняя школа №3»

Должность: учитель украинского языка и литературы, русского языка и литературы.

Образование: среднее специальное, Симферопольское педагогическое училище, 1995 г., учитель начальных классов; высшее, Крымский государственный индустриально-педагогический институт, учитель начальных классов; Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, г. Киев, учитель украинского языка и литературы, русского языка и зарубежной литературы,2005г.

Квалификационная категория: I

Специальность по диплому: учитель украинского языка и литературы, русского языка и зарубежной литературы.


Должность: учитель украинского языка и литературы, русского языка и литературы

Общий стаж: 17 лет

Общий педагогический стаж: 17 лет

Курсы повышения квалификации: 14 мая 2014 г. курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы в КРИППО, с 02.06.2014 по 05.07.2014 прошла обучение в федеральном государственном автономном учреждении «ФИПИ» по «Практической методике преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС»; с 26 октября по 31 октября 2015 года прошла обучение в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по программе: «Подготовка экспертов по аттестации педагогических работников и кандидатов нга должность руководителей образовательных организаций».

Общественная работа: член жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений (пр. №203 от 04.09.2015), член жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (пр № 275 от 02.11. 2015).






Раздел II

Документы для проведения процедуры аттестации













Раздел III

Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

1. Характеристика используемых учителем педагогических средств разработки рабочей учебной программы и эффективность ее реализации.

Рабочие  учебные  программы русскому языку и литературе  разрабатываются мною с учетом всех педагогических средств, имеющихся в распоряжении учителя:  

- закона РФ «Об образовании»;

- типового положения об общеобразовательном учреждении;

- Концепции модернизации российского образования;

- Устава муниципального образовательного учреждения г.Джанкоя «Средняя школа №3»;

-  должностных инструкций педагогических работников;

- примерной программы по русскому языку и литературе.

Составляются  в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования и на основании учебного плана МОУ г. Джанкоя „СШ №3“ , реализующего стандарт первого поколения на второй ступени образования.

Рабочие  программы основного общеобразовательного вида,  компилятивные.

Каждая рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, содержит  распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка и литературы, которые определены стандартом; создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка и литературы.                    

Рабочая программа, составленная мной, имеет следующее содержание:

1.Пояснительная записка

2. Содержание  учебного курса

3. Календарно – тематическое планирование

4. Материально – техническое обеспечение учебного процесса

            В своей рабочей программе предусматриваю следующее:

-  систему оценки прогнозируемого результата;

- формы организации учебной деятельности;

- различные виды контроля;

- критерии оценивания всех видов работы учащихся.


2. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предметам и в воспитательной работе

Современный заказ государства школе обязывает учителя работать над формированием мировоззрения ребёнка и его адаптации в социуме, осознанного выбора профессии, серьёзного отношения к своему здоровью.

Компетентностный подход к обучению и воспитанию школьников предусматривает организацию деятельности ученика, позволяющую ему овладевать социальным опытом: ценностно-смысловым, общекультурным, учебно-познавательным, информационным, коммуникативным, социально-трудовым.

Осуществлению компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы способствуют следующие эффективные условия:

- переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения;

- интеграция предметов, образовательных учреждений различного уровня;

- коммуникативно-деятельностный подход в обучении,

- личностно ориентированный подход;

- развитие словесно – логического мышления;

- создание ситуации успеха;

- демократический стиль общения.

Цель современного урока – формирование таких компетенций, которые помогут  ученикам в развитии. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным.

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся, мотивирует их к реализации своего творческого потенциала.

Очень важную роль в обучении играет выбор учителем современных педагогических технологий.

Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

         Критическое мышление – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить .

      Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

Ø актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

Ø вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

Ø сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

Ø побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

Ø получить новую информацию;

Ø осмыслить ее;

Ø соотнести с уже имеющимися знаниями;

Ø искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

Ø формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса).

Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.

Основные задачи дискуссии:

Ø обмен первичной информацией;

Ø выявление противоречий;

Ø переосмысления полученных сведений;

Ø сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

Ø уважение к различным точкам зрения ее участников;

Ø совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

Развитию творчества учащихся способствует метод проектов, который я использую как в учебной деятельности, так и в воспитательной работе.

Эффективность  этого метода в том, что в основе лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти учащихся, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.

В своей работе я применяю несколько типов проектов: исследовательские, творческие,   индивидуальные и групповые.

         Формы проектов  в урочной деятельности в 5 -11 классах:

- литературные газеты «Мир детства глазами читателей» ( по творчеству Марка Твена, Астрид Линдгрен, Д.К. Роулинг» , «Солнце русской поэзии»( по творчеству А.С.Пушкина), « Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» ;

- сценарии по творчеству А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Г. Х. Андерсена ;

- конкурс презентаций по творчеству Погорельского, И.С. Тургенева,М.Ю. Лер-монтова;

-сочинение-проект «Памятник Белому Гусю».

Ребята выступают не только в роли авторов, но и дизайнеров работ.  В течение нескольких лет я работаю над темой: «Коммуникативно-деятельностный подход в процессе изучения литературы как условие формирования ключевых компетенций».

                 Цель работы — показать комплексные приемы в методике, которые касаются формирования литературной компетенции школьников.

                Задачи, которые ставлю перед собой в процессе решения проблемы коммуникативно-деятельностного подхода при изучении литературы как условия формирования ключевых компетенций:

        1) изучить содержание понятия «литературная компетенция»;

  2) показать использование интерактивных приёмов на уроках
             литературы с целью формирования ключевых компетенций.

          При отборе принципов, методов и приемов системы обучения старшеклассников русскому языку в контексте коммуникативно-деятельностного подхода учитывались результаты научных исследований в области теории и практики обучения речи (М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов), и, в частности, опыт коммуникативного аспекта в преподавании русского языка (Т.К. Донская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова, Т.А. Ладыженская).

Работая над темой «Коммуникативно-деятельностный подход в процессе изучения литературы как условие формирования ключевых компетенций», могу сделать следующие выводы.

          Именно компетенции являются теми индикаторами, которые позволяют

определить готовность учащихся, выпускников школы к жизни, их дальнейшего развития и активного участия в жизни общества.

       Литературная компетенция – это интегрированный результат учебной деятельности учащихся, который базируется на сумме знаний, полученных в процессе литературного образования, и проявляется в умениях, необходимых для современной жизни.

            Литературно компетентный человек должен быть эрудированным, коммуникабельным, творческим, а также владеть такими умениями, как: умениями работать в команде, общаться с людьми, находить нужную  информацию для решения жизненных задач.

            Для того, чтобы сформировать ключевые литературные компетенции необходимо использовать разнообразные формы, методы и приёмы работы для организации учебной деятельности обучающихся. Одновременно с использованием традиционных методов обучения, таких, как: лекция, опрос, беседа, литературный диктант, активно практикую интерактивные методы: операционные (алгоритмы), поисковые (проблемно-тематический анализ художественного произведения, дискуссия, беседа по Сократу, редакционная корзина, аквариум, микрофон, прогрессивный семинар, форум).

          В своей практике активно использую приёмы проблемного анализа художественного произведения по технологической схеме поискового типа В. Шубинского и В. Паламарчука, применяем различные рефлексивные анкеты-опросы.

      Для формирования ключевых компетенций  использую на практике такие методы и приёмы, как: дискуссия, театрализация, работа в группах.

      Считаю, применение интерактивных технологий на уроках литературы полезно для физического здоровья учащихся, потому что снимает напряжение, а элементы игры вносят позитивные эмоциональные ощущения. Благодаря использованию интерактивных технологий ученики формируют собственное мировоззрение, определяют жизненную позицию, своё место в современном мире, учатся отстаивать свою точку зрения, адаптируются к высоким требованиям нынешней непростой взрослой жизни.

Одновременно с использованием традиционных методов работы, таких, как: лекция, опрос, беседа, литературный диктант, активно практикую интерактивные методы: операционные ( алгоритм, лабораторные работы), поисковые ( пообразный и проблемно-тематический анализ художественного произведения, дискуссия, Сократический диалог, редакционная корзина, аквариум, микрофон, прогрессивный семинар, форум), проектное обучение, технология «урок-мастерская», нестандартные формы уроков и внеклассных мероприятий: урок-путешествие, урок-КВН, урок-заочная экскурсия, бинарные уроки, литературно-музыкальные гостиные.

         Подробнее хочу остановиться на описании интерактивных приёмов, которые использую для формирования ключевых компетенций.

Так в 5-м классе при изучении творчества А.Н.Плещеева проведён урок-мастерская по теме: «Весна. Яркость живописных поэтических картин природы, восхищение её красотой». Урок такого же типа проведён и при изучении новеллы Е.И. Носова «Белый гусь» (рекомендована для внеклассного чтения) по теме: «Подвиг птицы во имя спасения своих птенцов».

           Отличительной чертой этих уроков является соблюдение алгоритма работы, этапов мастерской, при реализации которых развиваются такие виды компетентностей, как: познавательная, информационная, социальная, самообразовательная, личностная. Прослеживается также чередование парной, групповой, индивидуальной работы, атмосфера доверия и сотрудничества учащихся и мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту школьников, связь с другими видами искусства.

    Действенным средством углубленного восприятия художественного произведения во время изучения произведений литературы является использование контекстных материалов. Школьники часто отделены во времени, нередко и в пространстве от событий произведения, которое изучается. Поэтому именно контекстные материалы - один из двигателей литературного развития учеников.

              В контексте разных отраслей науки, искусства, зарубежной литературы, истории русская литература не стоит в стороне, контекстная информация объясняет определенные особенности и процессы национальной литературы. Поэтому изучение достижений русских  писателей в этом аспекте несет позитивный результат.

  В процессе формирования ключевых компетенций с
помощью контекстных материалов используем метод алгоритма.
               Эффективными считаем также методы дискуссии и театрализации, работы в группах.

                  По моему мнению, дискуссия, как принцип анализа художественного произведения, делает интерактивную технологию особенно привлекательной. При этом стимулирующей является атмосфера состязательности. На  уроке с элементами дискуссии ученики эмоционально и вдумчиво воспринимают произведение искусства. Наиболее результативным считаю прием "Свободная дискуссия", использованный на уроке при изучении трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта", романа А.Р.Беляева "Человек-амфибия" (8 класс). Обучающимся были предложены две точки зрения на проблему (Ромео и Джульетта - герои, намеренно бросившие вызов устаревшему обычаю или обычные юноша и девушка, желающие любить и быть любимыми; были бы счастливы Ихтиандр и Гуттиэре, если бы обстоятельства позволили им остаться вместе?). Дети выбирают одну из них, выбор аргументируют.

                Не менее интересными и действенными  считаю беседу-диспут (данный прием был применен на уроке в 8 классе по теме "Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина", для обсуждения в классе были предложены следующие вопросы: "что такое дружба?", "какое место среди других ценностей занимает в вашей жизни дружба?", "на ваш взгляд, изменилось ли отношение к дружбе с пушкинских времен?"), "Свободное обсуждение" (использовано на итоговом уроке по произведению А.Грина "Алые паруса" (8 класс) после просмотра финальной сцены кинофильма с таким же названием; вопросом для обсуждения стал следующий: так ли вы представляли героев повести, удалось ли актерам вызвать такие же эмоции, как при чтении повести? ),  свободное обсуждение "Посиделки" (эффективно при изучении темы "Лирическая песня как вид народной обрядовой поэзии" (8 класс), интерактивное упражнение "Оратор"( при изучении трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта" (8 класс) оратор в течение двух минут должен убедить класс в том, что трагедия не утратила актуальности до наших дней; класс выбирает лучшего).

                      Особенно важным в использовании этих приемов считаю то, что дети могут свободно обсуждать прочитанное, выражать своё мнение, выбирать свою позицию относительно выражаемого на уроке.                                        

             Также в работе использую такие средства сугестопедической технологии, как: театрализация, сопровождение музыки. Без них невозможно обойтись на уроках, посвященных народным песням, творчеству Сайге и Басе (8 класс) (словесное рисование сопровождается звучанием традиционных национальных мелодий),  литературным сказкам (5класс) (например, инсценизация отрывков сказок А.С.Пушкина, прослушивание отрывков из музыкальных произведений М.Мусоргского, Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"). Элементы театрализации использую и при подготовке индивидуальных сообщений обучающимися. Так при изучении творчества А.С.Пушкина (темы дружбы в лирике поэта) дети рассказывают о лицеистах, но делают это от первого лица.

В некое театрализированное представление превращается и урок на тему "Суд над доктором Сальватором". Восьмиклассники выступают в роли защитников и обвинителей, ведут дискуссию под руководством судьи-учителя.

При изучении трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетта" детям было предложено представить себя режиссерами, которые снимают фильм или ставят спектакль по этой пьесе. Необходимо дать указания актерам, исполняющим роли, рекомендации художникам, изготавливающим декорации.

                 Эти средства широко применяются мной и при проведении внеклассных мероприятий, например, литературно-музыкальной гостиной, посвященной творчеству А.С.Пушкина, «Москва и Пушкин». Были использованы такие приёмы, как работа в группах (коммуникативные компетенции), инсценизация своей  сказки на современный лад ( информационная, социальная компетенции), заочное путешествие в Михайловское, встеча с няней Ариной Родионовной.

             Эти средства способствуют формированию информационной, социальной, поликультурной компетенций. С их помощью снимается повседневное напряжение, мобилизируются духовные и физические силы личности, активизируются ее возможности.

             Как показывает практика, не менее эффективной является и работа в группах. Работая в группах, ученики овладевают умениями  формировать личные взгляды, выражать и аргументировать их, уважать взгляды другого человека (социальные компетенции), творчески усваивать учебный материал, добывать знания и оперировать ими (функциональные компетенции); совершенствуют умение делать собственный выбор (деятельностные компетенции). Следует отметить, что работа в группах используется мной очень широко. Она дает хорошие результаты при изучении следующих тем: "Лирическая песня как вид народной обрядовой песни", "Художественное своеобразие пятистиший Сайге", "Художественные достоинства и глубина содержания хокку Басе", "Трагедия и торжество любви в пьесе В. Шекспира "Ромео и Джульетта", "Идейно-художественное своеобразие комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", "Идейно-художественное своеобразие стихотворений в прозе И.С.Тургенева", "Рассказ И.С.Тургенева "Хорь и Калиныч": жанр, идея и художественные особенности", "Повесть А. Грина "Алые паруса": жанр, образ Каперны", "Сказочная повесть А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Вымышленный космос и живые человеческие отношения и характеры  в произведении" (8 класс). Иногда работу в группах сочетаем с ролевой игрой. Так при изучении темы "Рассказ И.С.Тургенева "Хорь и Калиныч". Психологическая правдивость изображения народных характеров" в каждой группе выделяются "специалисты" (текстологи, литературоведы, биографы, журналисты), которым даются свои задания.

             В своей практике активно использую прием поискового анализа художественного произведения по технологической схеме поискового типа (В.Шубинского и В.Паламарчука). Ребятам нравится самостоятельно выполнять мини-проекты. Форму проекта обучающиеся выбирают сами: это и мультимедийные презентации, научные статьи, книги с иллюстрациями, выставки картин со стихотворными подписями к ним и др. Выпуски стенгазет (например,« Детство М.Ю.Лермонтова», «Солнце русской поэзии», «Мы все родом из детства» по творчеству Астрид Линдгрен) стали традиционными, сочинение-проект «Памятник Белому Гусю» полюбилось пятиклассникам, дети с удовольствием участвуют в выставке иллюстраций «Мир детства глазами читателей" Развитию творчества учащихся способствует метод проектов, который я использую как в учебной деятельности, так и в воспитательной работе.

Эффективность  этого метода в том, что в основе лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти учащихся, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности. и т.д. Оригинальностью отличаются проекты на тему "Образно-символическое отображение времен года в японской поэзии" (8 класс), мир крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»(6 класс).

           Восьмиклассников заинтересовал процесс подготовки презентации домашнего задания. Например, прежде чем перейти к анализу любовной сюжетной линии романа А.Р.Беляева "Человек-амфибия", школьники представили классу сообщения, посвященные произведениям разных  видов искусств на тему любви. В конце презентации делается вывод о том, насколько разной бывает любовь и как многообразны ее лики в произведениях искусств.

            Также применяю  в   конце  уроков  литературы рефлексивную   анкету-опрос такого содержания,   как:

- понравился ли тебе урок? Чем именно?

- изменилось   ли   твое   представление   о   поэте   или   писателе, с     творчеством которого ты познакомился на уроке?

          Ученики осмысливают открытые и осознаваемые ими на занятии идеи, изменяют и распространяют приобретенные ими знания.

          Таким образом, применение интерактивных технологий на уроках русского языка и литературы полезно для физического здоровья учеников, потому что снимается нервное напряжение, элементы игры вызывают позитивные эмоциональные ощущения. Благодаря использованию интерактивных технологий, ученики формируют собственное миропонимание, ориентировочно определяют жизненную позицию, свое место в современном мире, учатся отстаивать свою точку зрения, адаптируются к высоким требованиям нынешней взрослой жизни.

Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех участников обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

          Уроки с компьютерной и мультимедийной поддержкой помогают разнообразить формы работы, экономить время и использовать в большем объеме информационный материал.

ИКТ использую на следующих этапах:

-  при объяснении  нового материала – визуализация знаний;

- при закреплении изученного материала  (тренинг – разнообразные обучающие программы);

- при контроле и проверке (тестирование с оцениванием – контролирующие программы);

- для  самостоятельной  работы  учащихся.

       Положительные результаты внедрения ИКТ:

-развитие  творческих, исследовательских способностей учащихся, повышение их активности;

-интенсивности учебно-воспитательного процесса, приобретение навыков самоорганизации;

-  развитие познавательной деятельности учащихся;

- повышение интереса к предмету;

Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку.

Внедряю  технологию критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), без которой не могу  представить  свою педагогическую деятельность.

          Цель технологии – научить  работе с текстом, при которой информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась,  сопоставлялась  с собственным опытом  и на  основе  этого формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Специфика образовательной технологии РКМЧП заключается в трёхфазовой структуре урока, которая повторяет процесс восприятия информации: вызов, осмысление, рефлексия.

Приёмы технологии РКМЧП, используемые мною в соответствии с направлениями работы на уроке.

Приём

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Зигзаг

*

*

 

Корзина идей, понятий, имен

*

*

*

Знаю – хочу узнать– узнал

*

*

*

Кластер

*


*

Мозговой штурм


*


Лекция с остановками


*


Ключевые слова»


*


Перепутанные логические цепочки


*


Взаимоопрос


*

*

Толстые» и «тонкие» вопросы


*

*

Синквейн


*

*

Инсерт

*

*

*

            Интересен приём инсерт. В дословном переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап. Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V («галочкой») помечается то, что уже известно учащимся;  - (знаком «минус») помечается то, что противоречит их представлению;  + (знаком «плюс») помечается то, что является для них интересным и неожиданным;  ? («вопросительный знак»)  ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

...

...

...

...

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Результативность использования:

- данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их  совместной учебной работе;

  -  развивает критическое и творческое мышления.

Процесс обучения, основанный на «Технологии критического мышления через чтение и письмо» даёт широкие возможности для осуществления компетентностного подхода в обучении, а метод проектов позволяет учащимся реализовывать свои творческие способности через выполнение конкретных продуктов в учебной и внеурочной деятельности

          



3. Авторская характеристика актуальности, инновационного характера и высокой результативности педагогического опыта.

Главная  задача моей педагогической деятельности  -   не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства украинской, русской речи, представить своим ученикам украинскую, русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Оканчивая школу,  дети должны уметь грамотно говорить,  активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Основа моей работы признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Готовясь к уроку, ставлю перед собой задачи:

- Как сделать урок радостным и интересным?

- Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

- Как не только научить, но и дать возможность ощутить радость открытия,

воспитать потребность узнавать все больше и больше? 

  Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

             Наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании целостных методик активного обучения. К таким методикам относятся личностно ориентированная технология мастерских.

Мастерская – это особая форма учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.

Мастерская —это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. Главное условие мастерской — свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.

Моя основная цель как учителя не писателя низвести до уровня ученика, а ученика поднять до понимания мировоззрения писателя. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Мастерская – это особая форма учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.



В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность поставленной проблемы. Затем участникам предлагается сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решения проблемы, а на второй - общее обсуждение, способствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участники мастерской имеют возможность проанализировать, постичь системную природу изучаемого объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мастерской добровольно организуют работу по восполнению знаний по данной проблеме.

Такая форма работы позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам действий. Считаю, что содержание урока способствовало поставленным целям и теме урока. Была соблюдена логика, можно проследить композицию урока. Старалась продумать оформление.

Этапы мастерской:

Индукция – введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения (эмоциональный настрой). С этой целью было использовано музыкальное сопровождение, эпиграф к уроку. Для подведения учащихся к проблемной ситуации было дано задание «вокруг» слова «Человек», причём неожиданное и личностное. Ребята записывали слова-ассоциации, связанные с ключевым словом урока. Это задание способствовало развитию ассоциативного мышления, воображения.

Самоконструкция – индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. Затем обмениваются работами в паре и дополняют записи друг друга в тетрадь.

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта. Первая часть этапа: «де-конструкция» - превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий. А затем «ре-конструкция». Ребята обменялись и дополнили записи в паре, подбирали пословицы по теме урока, а также выявили связь песни и темы урока. Это задание носило личностный характер. Сочетание индивидуальной и групповой формы работы, а также опора на личностный опыт каждого способствовали активизации внимания, формированию умения связно и логично строить свой ответ, а также воспитывало чувство товарищества.

Социоконструкция – групповая работа. Участники мастерской, обсудив результаты самостоятельной работы (в группе из 2 человек), должны систематизировать ЗУНы и основные компетентности и оформить результаты в малой группе. Это способствовало развитию исследовательских умений анализировать, обобщать, выделять главное, формулировать проблему и прогнозировать возможные результаты.

Социализация – общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группы. Актуализация готовности участников к пересмотру своих суждений и изменение образа действия при наличии убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. Задача этапа – дать самооценку и провести самокоррекцию. Всё, что сделано индивидуально, в паре, группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Данный вид работы развивает коммуникативную компетентность.

Афиширование – творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы. Создание синквейна по теме урока. Задача - способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах. Ознакомление с результатами работы.

Разрыв – внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего старого знания новому по проблеме. Возникновение информационного запроса. Процесс поиска ответов, сверка нового знания с литературным источником. Учащиеся, работая со справочным материалом, приходят к выводу, что главное слово в названии рассказа «Человек», определяют, что значит быть Человеком.

Рефлексия – осознание собственной и коллективной только что произведённой деятельности. Осознание метода, приведшего к активной познавательной деятельности. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Участники мастерской высказали свои размышления о проблеме, затронутой на уроке. Такая форма работы позволяет сформировать рефлексивное отношение  к собственным способам действий.

Принципы организации мастерской:  

·         Равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания самостоятельно в совместном поиске»;

·         Создание личностной мотивации;

·         Отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;

·         Чередование индивидуальной и коллективной работы;

·         Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;

·         Свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным, что мы должны заронить в души юного поколения. Это определённый вклад в копилку приёмов и методов работы с детьми для развития их творческих способностей.



„ Кластер“.

Этот приём  позволяет выделить смысловые единицы текста и графически их оформить в определенном порядке в виде грозди, это помогает учащимся систематизировать материал и после оформления кластера самостоятельно планировать свою дальнейшую деятельность по одной из «грозди».

Далее идет работа по закреплению знаний по одной из «гроздей».

Часто использую прием работы «Мудрые совы», который позволяет обеспечить осмысление значимости изучаемого учебного материала, понять содержание текста, определить основную мысль, сделать выводы. Данный приём эффективен  на уроках развития речи при  обучении учащихся написанию различных видов изложений. Активно использую его при подготовке к ГИА и ЕГЭ,  для работы над частью С1 и С2.2.

Этапы работы

Задания

Азы работы над текстом

Найдите в тексте новые понятия и запишите их

Что, не ждали?

Выберите информацию, которая является для вас неожиданной

Ты уже знаешь последние новости?

Запишите информацию, новую для вас

Главная жизненная мудрость

Определите ключевую фразу

Иллюстративное изображение

Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы, графика…

Поучительный вывод

Можно ли из прочитанного текста сделать выводы, значимые для деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения

Найдите высказывания, достойные обсуждения в классе

Проблема недостаточной рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют устные  приемы рефлексии («Пятиминутное эссе», «Оставьте за мной последнее слово», «Три вопроса по сегодняшней теме», «Шесть шляп мышления») и письменные («Синквейн», «Пятиминутное эссе»). С помощью данных приемов в творческой форме на своих уроках   осуществляю формирование коммуникативной компетенции.

 Очень интересен и заслуживает особого внимания такой интересный и эффективный приём РКМЧП как синквейн.

 «Синквейн» — это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:

- первая – имя существительное, задающее тему стихотворению;

- вторая – два  прилагательных к данному существительному;

- третья - три глагола к данному существительному;

- четвертая – осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;

- пятая- заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное    

отношение ко всему сказанному.

Учащимся необходимо в нескольких словах выразить суть проблемы.

Почему уделяю синквейну такое внимание?

Во-первых, можно использовать на различных этапах урока, в качестве домашнего

задания.

Во-вторых, синквейн  эффективен как на уроках русского языка, так и литературы.

В-третьих, работа может быть и индивидуальной, и групповой.

В-четвёртых, составление  синквейна вселяет уверенность, раскрепощает, приводит к осознанию того, что «художественное творчество» интересно.  



 



 

 

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!